МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пространственная экономика и территориальное развитие

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_ПЭ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Пространственная экономика и территориальное развитие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков необходимых для успешного решения организационно-управленческих задач в области осуществления пространственной экономики и территориального развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен проектировать направления развития территориальных систем различного уровня и обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии их развития
ПК-2.1 Знает экономические основы развития территориальных систем различного уровня истребования к аналитическому сопровождению стратегии ихразвития
ПК-2.2 Умеет проектировать направления развития территориальных систем различного уровня
ПК-2.3 Умеет обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии ихразвития
ПК-2.4 Владеет способами и приёмами представления результатов аналитического сопровождение стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. Понятийный аппарат пространственной экономики и территориального развития
2. Содержание теорий, моделей и методов размещения производства, организации экономического пространства, а также экономического роста и развития территорий;
3. Основные методы территориального экономического анализа;
4. Российские и зарубежные теоретические и эмпирические исследования по пространственной экономике и экономической географии;
5. Особенности пространственной организации экономики России, основные региональные различия и их динамику, различные типологизации регионов России, особенности и виды проблемных регионов.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. Критически оценивать теории и модели пространственной экономики и территориального развития, а также эмпирические исследования и их результаты;
2. Анализировать социальные и экономические показатели развития территории, региональные различия и региональную динамику.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Работы с российской и зарубежной научной литературой по пространственной экономике, включая монографии, ведущие периодические издания и интернет-ресурсы;
2. Подготовки рефератов и обзоров теоретических и прикладных исследований по пространственной экономике и территориальному развитию;
3. Поиска, обработки и анализа информации, необходимой для анализа проблем пространственной экономики и территориального развития, в том числе для решения задач регионального экономического анализа статистическими и эконометрическими методами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность экономического пространства и территориального развития
1.1. Пространственная экономика и территориальное развитие: сущность экономического пространства и пространственных процессов Лекции 2 4 Л1.1, Л2.1
1.2. Природно-ресурсные предпосылки дифференциации пространства Лекции 2 2 Л2.3, Л1.2
1.3. Природно-ресурсные предпосылки дифференциации пространства Сам. работа 2 14
1.4. Пространственные структуры в регионе Практические 2 2
Раздел 2. Теории и модели размещения и организации пространства
2.1. Использование теорий размещения в современных условиях Практические 2 2
2.2. Теории размещения и системный подход к изучению пространства Лекции 2 2 Л2.4, Л1.2
2.3. Теории размещения и системный подход к изучению пространства Сам. работа 2 18
2.4. Анализ территориальной социально-экономической системы муниципального района Практические 2 2
2.5. Проблемы пространственного развития муниципального района. Экономико-инфраструктурные элементы для конструирования пространственного развития муниципального района, с учетом экономической целесообразности Практические 2 2
Раздел 3. Модели регионального развития экономического пространства
3.1. Стратегия пространственного развития региона Практические 2 2 Л2.3, Л1.1
3.2. Модель кластерного развития в регионе Практические 2 2
3.3. Модель кластерного развития в регионе Сам. работа 2 16
Раздел 4. Территориальное развитие и разнообразие факторов
4.1. Факторы и инструменты территориального развития Практические 2 2
4.2. Экономическое районирование. Типология регионов Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2
4.3. Экономическое районирование. Типология регионов Сам. работа 2 20
4.4. Характеристика экономических районов и их пространственных структур Практические 2 2
Раздел 5. Региональные различия и пространственное развитие России
5.1. Динамика региональных различий по уровню социально-экономического развития Практические 2 1 Л1.2
5.2. Типологии регионов и субъектов РФ Практические 2 1
5.3. Типологии регионов и субъектов РФ Сам. работа 2 21 Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Занятие №1. «Сущность экономического пространства и территориального развития».
Каковы цели и задачи территориального планирования? Назовите основные методические принципы территориального планирования? Назовите документы территориального планирования? Каковы отличия СТП субъектового и муниципального уровня? Каковы основные этапы разработки градостроительной документации? Назовите разные формы территориально-планировочной документации: их основные черты и отличия? Каковы методы определения места и роли субъекта РФ в межрегиональном развитии. Как определить факторы, определяющие региональное развитие? Каким образом определяются внутренние связи регионального развития? Определите внешние связи, влияющие на развитие Алтайского края? Назовите внутренние связи, определяющие развитие Алтайского края на разных этапах его развития? В настоящее время? Какие документы определяют процесс территориального планирования в Алтайском крае?

Занятие №2. «Теории и модели размещения и организации пространства».
Назовите состав СТП субъекта РФ? Приведите порядок подготовки СТП субъекта РФ? Назовите порядок согласования и утверждения СТП субъекта РФ? Каковы особенности согласования и утверждения СТП субъекта РФ? Каков порядок реализации СТП субъекта РФ? Назовите институциональные структуры, ответственные за порядок разработки и реализации СТП субъекта РФ?

Занятие №3. «Модели регионального развития экономического пространства».
Выделите основные этапы разработки Концепции пространственного планирования субъекта РФ. Дайте характеристику каждого этапа разработки Концепции пространственного планирования субъекта РФ. Назовите основные методы оценки современного состояния и использования территории субъекта РФ? Каковы основные методы и подходы определения основных направлений развития планируемой территории? Назовите основные планировочные решения, способные реализовать названные направления развития планируемой территории?

Занятие №4. «Территориальное развитие и разнообразие факторов».
Каковы ключевые параметры взаимосвязи документов стратегического социально-экономического и территориального планирования субъектов РФ? Назовите основные полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ в части создания и учета объектов регионального назначения? Назовите основные виды объектов регионального назначения в соответствии с полномочиями по вопросам, отнесенным к ведению субъекта РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ? Назовите основные региональные и межмуниципальные программы и проекты, планировочные решения, способные реализовать названные направления развития планируемой территории? Каковы особенности учета региональных и межмуниципальных программ и проектов?

Занятие №5. «Региональные различия и пространственное развитие России».
Назовите особенности выбора вариантов размещения объектов регионального назначения? Приведите алгоритм обоснования размещения объектов регионального назначения? Дайте характеристику методов оценки возможного влияния конкретного объекта на комплексное развитие территории? Приведите обоснование размещения конкретного объекта регионального назначения? Назовите основные ограничения и предпосылки для размещения конкретного объекта регионального назначения?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ
Перечень заданий /вопросов
1. Неоднородность экономического пространства и неравномерность экономического развития
2. Типологизация регионов
3. Оценка локализации отраслей и специализации регионов
4. Анализ открытости экономики региона
5. Классические теории размещения деятельности Модель Иоганна Генриха фон Тюнена Модель Вильгельма Лаунхардта
6. Теория размещения промышленности Альфреда Вебера
7. Выбор расположения предприятиями и процесс агломерации
8. Теории организации пространства
9. Теория центральных мест Вальтера Кристаллера
10. Теория организации экономического пространства Августа Леша
11. Гравитационные и энтропийные модели прогнозирования передвижений
12. Модели регионального роста
13. Основные особенности модели В. В. Леонтьева
14. Теории межрегиональной торговли
15. Региональная специализация и торговля: теория абсолютных и сравнительных преимуществ
16. Региональный рост и неравенство при мобильности факторов
17. Теории полюсов роста и диффузии инноваций
18. Теория полюсов роста
19. Теория кластеров М. Портера
20. Основные особенности новой экономической географии
21. Выбор места дислокации фирмы
22. Динамика региональных различий по уровню экономического развития ...19
23. Типология субъектов Российской Федерации, разработанная
24. Региональная политика: сущность и цели
25. Пространственное (территориальное) планирование
26. Территориальное планирование в современной России
27. Механизмы содействия развитию особых (проблемных) территорий
28. Инструменты территориального развития. Особые формы содействия развитию территорий (моногорода, ЗАТО, наукограды)
29. Микроинструменты реализации региональной и местной экономической политики
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. Э. Лимонов [и др.] ; под общей редакцией Л. Э. Лимонова ; под редакцией Б. С. Жихаревича, Н. Ю. Одинг, О. В. Русецкой Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. Том 1 : учебник для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Л. Э. Лимонов [и др.] ; под общей редакцией Л. Э. Лимонова ; под редакцией Б. С. Жихаревича, Н. Ю. Одинг, О. В. Русецкой Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. Том 2 : учебник для вузов Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.П. Жданов, М.Ю. Плюхин, С.В. Приходько Управление развитием территорий. Как выполнять эту трудную работу: учебное пособие для повышения квалификации государственных и муниципальных служащих Дело, 2019
Л2.2 Под ред. Жихаревича Б.С., Одинг Н.Ю., Русецкой О.В., Под общ. ред. Лимонова Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие в 2 т. Том 1: Учебник для вузов Научная школа: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва)., 2020 urait.ru
Л2.3 Лапаева М. Г., Лапаев С. П., Кузаева Т. В. Теории пространственного и регионального развития: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Данченко Н. В., Киселева Н. Н., Русинова О. С. Теория пространственного развития: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Пространственная экономика и территориальное развитие" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Пространственная экономика и территориальное развитие»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Пространственная экономика и территориальное развитие» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Пространственная экономика и территориальное развитие» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
•План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
•Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
•Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
•Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Пространственная экономика и территориальное развитие» относятся к основным видам учебных занятий, направленные на экспериментальное
подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
Выполнение студентами лабораторных и практических работ направлено на достижение следующих целей:
•обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
•формирование умений, получение первоначального практического опыта по выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями к результатам освоения дисциплины;
•совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;
•развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов:аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
•выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как творческая инициатива, самостоятельность, ответственность, способность работать в команде и брать на себя ответственность за работу всех членов команды, способность к саморазвитию и самореализации, которые соответствуют общим компетенциям, перечисленным в ФГОС ВО.

Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Пространственная экономика и территориальное развитие» не предусмотрены.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Пространственная экономика и территориальное развитие»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.