МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Природно-ресурсная безопасность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_ПЭ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 116
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 116 116 116 116
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
Ст. преп., Селезнева Е.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Природно-ресурсная безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с актуальными проблемами ресурсного обеспечения и природно-ресурсной безопасности на глобальном и региональном уровнях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.1 Знает методологию бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.2 Умеет проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.3 Владеет навыками представления результатов бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-2Способен проектировать направления развития территориальных систем различного уровня и обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии их развития
ПК-2.1 Знает экономические основы развития территориальных систем различного уровня истребования к аналитическому сопровождению стратегии ихразвития
ПК-2.2 Умеет проектировать направления развития территориальных систем различного уровня
ПК-2.3 Умеет обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии ихразвития
ПК-2.4 Владеет способами и приёмами представления результатов аналитического сопровождение стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает методологию бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня;
ПК-2.1. Знает экономические основы развития территориальных систем различного уровня и требования к аналитическому сопровождению стратегии их развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня;
ПК-2.2. Умеет проектировать направления развития территориальных систем различного уровня;
ПК - 2.3. Умеет обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии их развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками представления результатов бизнес-анализа развития территориальных систем
различного уровня;
ПК-2.4. Владеет способами и приемами представления результатов аналитического сопровождения стратегии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геосферы, ресурсы пространства и времени
1.1. Геосферы, ресурсы пространства и времени. Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Геосферы, ресурсы пространства и времени. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Геосферы, ресурсы пространства и времени. Сам. работа 4 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Проблемы водной безопасности.
2.1. Проблемы водной безопасности. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Проблемы водной безопасности. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Проблемы водной безопасности. Сам. работа 4 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Биоразнообразие как фактор безопасности.
3.1. Биоразнообразие как фактор безопасности. Лекции 4 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Биоразнообразие как фактор безопасности. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Биоразнообразие как фактор безопасности. Сам. работа 4 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Энергетическая безопасность.
4.1. Энергетическая безопасность. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Энергетическая безопасность. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Энергетическая безопасность. Сам. работа 4 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Минерально-сырьевая безопасность.
5.1. Минерально-сырьевая безопасность. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Минерально-сырьевая безопасность. Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Минерально-сырьевая безопасность. Сам. работа 4 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Продовольственная безопасность.
6.1. Продовольственная безопасность. Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Продовольственная безопасность. Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Продовольственная безопасность. Сам. работа 4 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Подготовка к зачету Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины



ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня

Тестовые задания (выбор одного из вариантов).

1. Природопользование, осуществляемое физическими и юридическими
лицами, на основании разрешения уполномоченных государственных
органов – это:
а) специальное;
б) общее;
в) комплексное;
г) гармоничное

2. Природопользование может быть:
а) традиционным;
б) нетрадиционным;
в) глобальным;
г) нерациональным

3. Предметом изучения экологических основ природопользования
является:
а) совокупность всех экосистем планеты;
б) взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей
средой;
в) взаимодействие и взаимосвязь человека, человеческого общества со
средой своего обитания

4. Рекреационным лесопользованием называется:
а) использование лесных экосистем для разведения животных;
б) заготовка лекарственного сырья;
в) использование лесных экосистем для отдыха;
г) все ответы верны

5. Из перечисленных экосистем наиболее крупная:
а) лес;
б) природный ландшафт;
в) биосфера;
г) городской парк

6. Система мер, направленных на регулирование состояния окружающей
среды и рациональное использование природных ресурсов в рамках какой-либо территории или мира в целом, называется:
а) природопользованием;
б) охраной окружающей природной среды;
в) экологической стабилизацией;
г) экологической политикой

7. Мероприятия, основанные на использовании живых организмов, обеспечивающих функционирование экологических систем в зоне влияния производства - это:
а) биотические;
б) абиотические;
в) организационные;
г) антропогенные

8. Какие проблемы называются экологическими?
а) любые явления, связанные с нерациональным взаимодействием общества
и окружающей среды;
б) сбалансированность взаимоотношений человека с видами, популяциями и
сообществами;
в) экологическая регламентация хозяйственной деятельности;
г) экологически оправданное воздействие на виды, популяции и
экосистемы

9. Последствия применения фреонов:
а) загрязняют окружающую среду;
б) приводят к образованию озоновых дыр;
в) приводят к образованию парникового эффекта;
г) ведут к выпадению кислотных осадков

10. Рациональное природопользование ведет:
а) к истощению природных ресурсов;
б) нарушению экологического равновесия;
в) сохранению природных систем и природных ресурсов;
г) загрязнению окружающей среды

11. Оборотное водоснабжение является:
а) разновидностью малоотходных и ресурсосберегающих процессов;
б) ведет к загрязнению водных ресурсов;
в) нерациональным использованием ресурса;
г) все ответы верны

12. Химическое загрязнение – это:
а) привнесение в экосистему электромагнитных источников энергии;
б) фотохимический смог;
в) изменение генофонда;
г) нет верного ответа

13. Слежение за мировыми процессами и явлениями в биосфере - это:
а) глобальный мониторинг;
б) региональный мониторинг;
в) импактный мониторинг;
г) нет верного ответа

14. Система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды называется:
а) контроль;
б) природопользование;
в) мониторинг;
г) слежение

15. Последствия накопления в атмосфере углекислого газа приводит к:
а) парниковому эффекту;
б) кислотным дождям;
в) разрушению почвы;
г) сокращению биологического разнообразия.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. а;
2. г;
3. в;
4. в;
5. в;
6. а;
7. а;
8. а;
9. б;
10. в;
11. а;
12. б;
13. а;
14. в;
15. а.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. Какой законодательный акт предусматривает охрану поверхностных и подземных вод от вредного воздействия человека и природных явлений, вызывающих изменения гидрологического режима земли?
Ответ: Водный Кодекс РФ.

2. Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым?
Ответ: энергия солнечного излучения, ветра, морских приливов, климатические ресурсы и др.

3. Экологические функции недр заключаются:
Ответ: они являются фундаментом земной поверхности.

4. Какая международная организация занимается вопросами защиты
природы и охраны природных ресурсов?
Ответ: МСОП.

5. Какие природные ресурсы относятся к возобновляемым природным ресурсам?
Ответ: животный и растительный мир, почва, пресная вода и воздух.

6. Назовите форму природопользования, не требующую специального разрешения.
Ответ: рациональное.

7. Комплексная проблема, которая может быть решена только совместными
усилиями специалистов различных отраслей науки и техники – это:
Ответ: защита окружающей среды.

8. Ресурсы, которые относятся к исчерпаемым и невозобновимым – это…
Ответ: нефть, газ, уголь.

9. Назовите главный источник загрязнения почвенного покрова.
Ответ: удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества.

10. В результате чего могут образовываться кислотные дожди?
Ответ: соединения окислов серы с влагой облаков.

11. Какая природная зона используется человеком наиболее интенсивно?
Ответ: степь.

12. Назовите основную причину сокращения площадей тропических лесов.
Ответ: бесконтрольная вырубка.

13. Назовите факторы, вызывающие потери лесного фонда.
Ответ: антропогенное загрязнение, лесные пожары, истощение и уничтожение лесов человеком.

14. Что можно назвать одной из главных причин опустынивания?
Ответ: Вырубку лесов и кустарников.

15. На какую глубину распространяется в жизнь в океане?
Ответ: 11 км

16. Какое загрязнение атмосферы и всей окружающей среды является самым опасным:
Ответ: радиоактивное загрязнение.

17. Что относится к мировым экологическим проблемам:
Ответ: озоновые дыры, парниковый эффект, «кислотные дожди».

18. Что в первую очередь загрязняют жидкие отходы производства?
Ответ: гидросферу

19. Как называется особый тип охраняемой территории с малоизмененными живописными ландшафтами, с богатой флорой и фауной, где охрана природы сочетается с рекреационными функциями территории?
Ответ: национальным природным парком.

20. Что является в настоящее время основным источником загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах?
Ответ: автомобильный транспорт.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен проектировать направления развития территориальных систем различного уровня и обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии их развития

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов).


1. Что представляет собой ПРП (природно-ресурсный потенциал)?

а) общий комплекс всех биотических компонентов;
б) это часть природных ресурсов, которая может быть вовлечена в хозяйственную деятельность на конкретной территории при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человека;
в) часть биосферы, отвечающая за процессы жизнедеятельности, происходящие в природе

2. Под словом «ресурсы» понимают:
а) количество полезных материалов, залегающих в конкретной единичной площади;
б) любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ;
в) блага природы направленные на поддержание жизнедеятельности человека

3. Энергетические ресурсы это:
а) все доступные для промышленного и бытового использования источники разнообразных видов энергии: механической, тепловой, химической, электрической, ядерной;
б) особый вид полезных ископаемых, способных воспроизводить энергетический заряд за счёт своей переработки;
в) энергоресурс, который осуществляет выработку электрической энергии

4. Что относится к депонированным энергетическим ресурсам:
а) природный газ, уголь, нефть;
б) залежи фосфоритов;
в) солнечная и космическая энергия

5. Укажите верное определение. Водные ресурсы это:

а) объекты водного потенциала, расходуемые в целях и интересах человеческих потребностей;
б) поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы;
в) водные потоки, направленные на сельскохозяйственную деятельность

6. Металлические и неметаллические руды, нерудные ископаемые относятся:
а) к неэнергетическим минеральным ресурсам;
б) к геоморфологическим ресурсам литосферы;
в) к ресурсам метаморфического происхождения

7. Ресурсообеспеченность – это
а) соотношение величины запасов ресурсов с размерами их использования;
б) соотношение размеров использования к величине запасов ресурсов;
в) отношение объемов всего количества используемых ресурсов к общим затратам на добычу и восстановление

8. Разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты - высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности – является методом
а) статистическим;
б) социального мониторинга;
в) экспертных оценок

9. Ископаемые, которые извлекают из недр Земли, принято называть ресурсами
а) литосферными;
б) метаморфическими;
в) минеральными

10. Выберите список стран, обладающих наибольшими запасами угля
а) Аргентина, Ливия, Польша;
б) Россия, США, Китай;
в) ЮАР, Испания, Колумбия

11. Лидирующая страна по разведанным запасам нефти
а) Саудовская Аравия;
б) Иран;
в) Кувейт

12. По каким категориям принято учитывать энергетические топливные ресурсы
а) общегеологических и разведанных;
б) традиционных и оценённых;
в) прогнозных и статистических

13. Выберите страны, лидирующие по разведанным запасам природного газа
а) Нигерия, США, Ирак;
б) ОАЭ, Саудовская Аравия, Польша;
в) Россия, Иран, Катар

14. Какие полезные ископаемые всегда генетически связаны с осадочными отложениями, а также магматического и метаморфического происхождения
а) металлические;
б) неметаллические;
в) вулканические

15. Выберите первые три страны, лидирующие по запасам железных руд
а) Россия, Австралия, Бразилия;
б) ЮАР, Бразилия, Китай;
в) Россия, США, Китай

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. б;
2. б;
3. а;
4. а;
5. б;
6. а;
7. а;
8. в;
9. в;
10. б;
11. а;
12. а;
13. в;
14. а;
15. а.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. Как называют тела и силы природы, которые существенны для жизни и деятельности человека, но непосредственно не используются им в производственной деятельности?
Ответ: природные условия
2. Упорядоченную совокупность сведений о природном, правовом, хозяйственном, экономическом и производственном положении земельной собственности называют:
Ответ: земельным кадастром

3. Важнейшую группу ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг, называют:
Ответ: экономическими ресурсами

4. Кто из отечественных ученых первым сформулировал концепцию природного потенциала?
Ответ: Н.А. Солнцев

5. По запасам какого вида полезных ископаемых Россия занимает первое место в мире:
Ответ: газа

6. Как называется система наблюдений за состоянием литосферы в условиях
многолетней мерзлоты:
Ответ: геокриологический мониторинг

7. Как называется совокупность всех форм и видов использования водных ресурсов в общей системе природопользования?
Ответ: водопользование

8. Что является господствующей мировой тенденцией земельных ресурсов:
Ответ: сокращение

9. Основной проблемой в области охраны земельных ресурсов является...
Ответ: эрозия

10. Что является наиболее продуктивной растительной формацией на Земле:
Ответ: леса

11. К какой группе относятся леса многолесных районов, имеющих преимущественно эксплуатационное значение?
Ответ: 3 группа

12. Как называется вид природопользования, связанный с использованием ресурсов животного мира?
Ответ: промысловое

13. К какому виду лесопользования относят заготовку дикорастущих плодов, ягод, грибов?
Ответ: побочное
14. Как называют социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы е занята в производстве?
Ответ: безработица

15. Совокупность сведений в различных областях называют:
Ответ: информацией

16. Что такое природно-ресурсный потенциал?
Ответ: совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот с учётом экономической целесообразности и возможностей научно-технического прогресса

17. Как классифицируются природные ресурсы по их производственному
назначению?
Ответ: по виду природных ресурсов и отраслям хозяйства

18. Какие классификации природных ресурсов вы знаете?
Ответ: по происхождению, по исчерпаемости, по возможности восстановления,
по возможности замены, по виду использования в народном хозяйстве, по возможности использования, по взаимоотношению видов использования, по величине запасов и экономической значимости ресурса, по характеру торговли,
по целесообразности использования, по степени разведанности.

19.Укажите залив, имеющий крупные запасы нефти
Ответ: Персидский

20.Приведите примеры природных ресурсов.
Ответ: воздух, солнце, ветер, вода, земля, лес, естественные строительные материалы, полезные ископаемые и др.

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ:

1. Основные концепции устойчивого развития: ресурсно-техносферная, биосферная, ноосферная (коэволюционная).
2. Классификации катастрофических ситуаций и катастроф.
3. Зависимость атмосферных ресурсов от природных и антропогенных воздействий.
4. Антропогенное воздействие на ландшафты на примере Алтайского края.
5. Адаптация животных и человека к природной среде и ко времени.
6. Глобальный экологический кризис как следствие отличий темпов адаптации и толерантности.
7. Распределение земельных угодий по природным зонам России.
8. Современное состояние экологических водных проблем.
9. Процессы формирования естественных гидрогеохимических провинций.
10. ООПТ как территории сохранения биоразнообразия.
11. Атомно-энергетическая безопасность России.
12. Состояние минерально-сырьевой базы России.
13. Состояние продовольственной безопасности России.
14. Влияние окружающей среды на качество сельскохозяйственной продукции.
15. Влияние генно-модифицированной продукции на качество продуктов питания.

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание реферата в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Пути познания законов природы, мифы и стереотипы.
2. Концепция устойчивого развития.
3. Теории и систематика катастроф.
4. Ресурсные функции геосфер.
5. Резервы межгеосферного обмена.
6. Антропогенные воздействия на ландшафты.
7. К теориям больших и малых стран.
8. Территориальные изменения хозяйственной деятельности.
9. Анализ территориальных особенностей России.
10. Проблемы территориального единства страны, трансформация сфер сельскохозяйственного и промышленного производств.
11. Характеристика нарушенных и ненарушенных земель.
12. Характеристика времени.
13. Временные ритмы.
14. Значение темпа развития.
15. Биоразнообразие как пространственная и временная категория.
16. Пути и принципы относительного сохранения биоразнообразия.
17. Уровни биоразнообразия.
18. Типы биоразнообразия.
19. Внешнее давление на биоразнообразие.
20. Временные аспекты биоразнообразия.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
21. Современное состояние глобальных (и федеральных) водных ресурсов.
22. Проблемы сохранения качества поверхностных вод.
23. Тенденции по экономии водных ресурсов.
24. Гидрогеологические структуры и типы подземных вод.
25. Прогнозные ресурсы подземных вод.
26. Связи поверхностных и подземных вод и проблемы их защищенности.
27. Относительное равновесия системы «вода-породы».
28. Процессы формирования естественных гидрогеохимических провинций.
29. Влияние антропогенных факторов на формирование гидрогеохимических провинций.
30. Базовые показатели энергетики.
31. Изменения в структуре традиционной энергетики России.
32. Прогнозы развития энергетики России.
33. Общая радиационная обстановка в мире.
34. Атомная энергетика (состояние и тенденции).
35. Атомно-энергетическая безопасность России.
36. Значение и роль минерально-сырьевых ресурсов для развития стран.
37. Минерально-сырьевая безопасность России.
38. Проблемы продовольственной безопасности.
39. Уровни потребления и общества потребления.
40. Основы генной инженерии и производства генномодифицированной продукции.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кочуров Б. И. , Юлинов В. Л. Экономика и управление природопользованием: учебное пособие САФУ , 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Лузгин, Б. Н Природно-ресурсная безопасность: учеб. пособие для студентов и магистрантов вузов АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Порфирьев Б. Н. Природа и экономика: риски взаимодействия : монография Москва : Анкил, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на электронном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

абота над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.