МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особо охраняемые природные территории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра ботаники
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_ПЭ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 116
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 13
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 116 116 116 116
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Силантьева М.М.;к.б.н., доц., Мироненко О.Н.

Рецензент(ы):
д.б.н., Проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Особо охраняемые природные территории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра ботаники

Протокол от 30.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих экономистов представлений об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) как объектах общенационального достояния, имеющих природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.1 Знает методологию бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.2 Умеет проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.3 Владеет навыками представления результатов бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-2Способен проектировать направления развития территориальных систем различного уровня и обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии их развития
ПК-2.1 Знает экономические основы развития территориальных систем различного уровня истребования к аналитическому сопровождению стратегии ихразвития
ПК-2.2 Умеет проектировать направления развития территориальных систем различного уровня
ПК-2.3 Умеет обеспечивать аналитическое сопровождение стратегии ихразвития
ПК-2.4 Владеет способами и приёмами представления результатов аналитического сопровождение стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знает нормативно правовые акты федерального и регионального уровня, международные документы в сфере территориальной охраны природы;
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов в сфере организации и управления ООПТ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет навыки разработки проектов и мероприятий в сфере организации и управления ООПТ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ООПТ: основные положения и нормативно правовое регулирование
1.1. ООПТ: основные положения и нормативно правовое регулирование Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
1.2. Основные международные соглашения и программы в сфере территориальной охраны природы Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1
Раздел 2. Система особо охраняемых природных территорий России
2.1. Категории ООПТ в России Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.2. Система управления ООПТ в России Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
2.3. ООПТ федерального и регионального уровня Сам. работа 2 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1
2.4. Оценка ущерба биологическому разнообразию на ООПТ и возмещение вреда окружающей среде Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Мировой опыт классификации и управления особо охраняемыми природными территориями
3.1. Классификация ООПТ Международного союза охраны природы (МСОП) Лекции 2 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
3.2. Концепция экологических сетей Лекции 2 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
3.3. ООПТ мира Сам. работа 2 30 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
3.4. Проблемы территориальной охраны дикой природы Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Методические подходы к организации и управлению ООПТ
4.1. Основные методические подходы к организации ООПТ Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.2. Критерии отнесения объектов к разряду особо охраняемых Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.3. Организация работ по созданию ООПТ Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.4. Методика оценки природоохранной эффективности ООПТ Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Разработка менеджмент-планов для особо охраняемых природных территорий
5.1. Менеджмент-план для ООПТ и организация процесса его разработки Лекции 2 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
5.2. Стратегические направления и приоритеты деятельности ООПТ Лекции 2 0,5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1
5.3. Анализ и оценка эффективности основных видов деятельности ООПТ Алтайского края Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
5.4. Программы развития и организации деятельности ООПТ Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
5.5. Организация инфраструктуры экотуризма на ООПТ Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1
5.6. Базовая инфраструктура на ООПТ Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1
Раздел 6. Территориальная охрана природы и население
6.1. Участие населения в организации и управлении ООПТ Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
6.2. Проблемы и задачи заповедного дела России Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения
Приложение 1.   ФОС ООПТ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черных Д.В. Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы: учеб. пособие.: Барнаул: АГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1802
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biodat.ru www.biodat.ru
Э2 http://zapoved.ru zapoved.ru
Э3 http://www.biodiversity.ru www.biodiversity.ru
Э4 Курс в Moodle "Особо охраняемых природные территории" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.