МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар: микроэкономический анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_ПЭ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Воробьев С.П.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар: микроэкономический анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Евгений Евгеньевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Шваков Евгений Евгеньевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение навыков анализа рыночной среды и рыночных механизмов, способах оценки производственно-экономического потенциала предприятий, путях достижения высокой эффективности воспроизводственных процессов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.1 Знает методологию бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.2 Умеет проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.3 Владеет навыками представления результатов бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-3Способен руководить процессом проведения бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-3.1 Знает приемы и методы управления бизнес-анализом развития территориальных систем различного уровня
ПК-3.2 Умеет организовать бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-3.3 Владеть способами и приёмами управления бизнес-анализом развития территориальных систем различного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические подходы к анализу особенностей функционирования микроэкономических субъектов в рыночной экономике; экономико-математические модели, лежащие в основании выработки практических рекомендаций по управлению микроэкономическими объектами в условиях рыночной экономики; методологические основы микроэкономического анализа с учетом новейших научных достижений в данной области
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные теоретические знания при разработке и внедрении в практику моделей управления на предприятии; анализировать происходящие на микроэкономическом уровне изменения, связанные с развитием внешней конкурентной среды; принимать эффективные решения в области микроэкономической политики; использовать различные источники информации для принятия релевантных решений в области внутрифирменного управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методиками микроэкономического анализа; способностью к подготовке аналитических материалов в области внутрифирменной микроэкономической политики; теоретико-методологическими приемами при проведении экономических расчетов с учетом факторов риска для фирмы в условиях асимметрии информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1
1.1. Методология маржинального анализа Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.2. Методология маржинального анализа Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.3. Методология маржинального анализа Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.4. Рейтинговый анализ деятельности предприятия в конкурентной среде Лекции 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.5. Рейтинговый анализ деятельности предприятия в конкурентной среде Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.6. Рейтинговый анализ деятельности предприятия в конкурентной среде Сам. работа 4 24 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.7. Конкуренция и монопольная власть на рынке ресурсов Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.8. Конкуренция и монопольная власть на рынке ресурсов Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.9. Конкуренция и монопольная власть на рынке ресурсов Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.10. Крупный и малый бизнес, функционирование крупных холдинговых формирований Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.11. Крупный и малый бизнес, функционирование крупных холдинговых формирований Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2
1.12. Крупный и малый бизнес, функционирование крупных холдинговых формирований Сам. работа 4 25 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8774
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
Задания закрытого типа
ПК-1
1. Постоянные затраты 1500 тыс. руб., удельные переменные затраты 1600 руб., объем производства продукции 1400 единиц, Объем производства продукции увеличивается на 5%. За счет роста объема продукции себестоимость единицы уменьшится на ____ руб.
Ответ: 51

2. _____ затраты – это затраты, связанные с производством только данного вида продукции
Ответ: прямые

3. Маржинальная _____ – это выручка за вычетом переменных издержек
Ответ: прибыль

4. Средняя величина активов равна 2500 тыс. руб., а их оборачиваемость – 3,0 раза. Выручка от продаж составит ____тыс. руб.
7500
Ответ: 7300

5. Объем продаж составил 10 000 тыс. руб. Переменные затраты – 6500 тыс. руб., постоянные затраты – 1000 тыс. руб. Величина активов равна 7000 тыс. руб. Маржинальный доход равен ___ тыс. руб.
Ответ: 3500

6. _____ финансовой прочности показывает величину возможного снижения выручки без риска получения убытка
Ответ: запас

7. Цена продукции составляет 15 тыс. руб. за ед. Переменные расходы равны 7,5 тыс. руб. за ед. продукции. Годовые условно-постоянные расходы – 150 млн руб. Критический объем продаж равен _______ тыс. ед.
Ответ: 20

ПК-3
8. Финансовый _____ отражает отношение заемного капитала к собственным средствам
Ответ: рычаг

9. _______ активов можно представить как произведение рентабельности продаж на коэффициент оборачиваемости активов
Ответ: рентабельность

10. Определить величину маржинальной прибыли в млн. руб. на основании следующих данных: выручка от продажи продукции – 9 млн. руб., постоянные расходы –3 млн. руб., переменные расходы – 5 млн. руб.
Ответ: 4

11. Общая сумма постоянных затрат увеличилась на 120 тыс. руб. Цена продукции составляет 2000 руб. Удельные переменные затраты составляют 1400 руб. Увеличение порога рентабельности продукции за счет увеличения постоянных затрат составит _____ ед.
Ответ: 200

12. Валовая ______ отражает разницу между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) и себестоимостью продукции (работ, услуг)
Ответ: прибыль

13. В микроэкономическом анализе термин «….» обозначает условия, причины, показатели, оказывающие влияние, воздействие на экономический процесс и результат этого процесса
Ответ: факторы

14. В микроэкономическом анализе термин «….» обозначает ещё неиспользованную возможность увеличения объема производства и/или продаж продукции
Ответ: резерв

15. Горизонтальный финансовый …. – это сопоставление (в абсолютном и процентном соотношении) показателей бухгалтерской отчетности
Ответ: анализ
Задания открытого типа
ПК-1
1. В расчете точки безубыточности участвуют:
а) общие издержки и масса прибыли
б) постоянные издержки, удельные переменные издержки, объем реализации
в) прямые, косвенные издержки и объем реализации
Ответ: б

2. При увеличении объема производства продукции удельные условно-переменные затраты:
растут пропорционально увеличению объемов производства
а) не изменяются
б) уменьшаются пропорционально снижению объемов производства
Ответ: а

3. При изменении объема производства продукции условно-постоянные затраты в себестоимости единицы продукции
а) растут пропорционально увеличению объемов производства
б) не изменяются
в) уменьшаются пропорционально росту объемов производства
Ответ: в

4. Изменение объема производства продукции приводит к изменению общей суммы:
а) условно-переменных затрат и их уровня в расчете на единицу продукции
б) условно-переменных затрат, а их уровень остается неизменным в расчете на единицу продукции
в) условно-постоянных затрат, а их уровень остается неизменным в расчете на единицу продукции
Ответ: б

5. Условно-постоянные затраты – это
а) затраты, которые изменяются пропорционально изменению объемов производства
б) затраты, которые не зависят от изменения объема производства
в) часть себестоимости единицы продукции, которая остается неизменной при увеличении объема производства продукции
Ответ: б

6. Относительная экономия (перерасход) себестоимости продукции определяется как:
а) разность между фактической себестоимостью продукции и плановой себестоимостью продукции, пересчитанной на фактический объем продукции
б) разность между фактической и плановой себестоимостью продукции
в) разность между фактической себестоимостью продукции и плановой себестоимостью продукции, пересчитанной на фактические цены и тарифы
Ответ: в

7. Относительная экономия (перерасход) материальных затрат определяется как:
а) разность между суммой материальных затрат отчетного периода и суммой материальных затрат базисного периода, пересчитанной на объем продукции отчетного года
б) отношение материальных затрат отчетного периода к материальным затратам базисного периода
в) разность между суммой материальных затрат отчетного и базисного периодов
Ответ: а

8. Влияние материалоемкости продукции на величину затрат на рубль продукции определяется как:
а) разность между материалоемкостью продукции отчетного и базисного периодов
б) произведение величины материалоемкости продукции на стоимость продукции отчетного периода
в) отношение себестоимости продукции отчетного периода на стоимость продукции базисного периода
Ответ: а

9. Входят ли в издержки отчетного года долгосрочные инвестиции?
а) да
б) нет
Ответ: б

10. Какое влияние на себестоимость единицы продукции оказывают постоянные затраты при изменении объемов производства?
а) при снижении объема производства удельные затраты снижаются, при повышении – увеличиваются
б) при снижении объема производства удельные затраты увеличиваются, а при увеличении – снижаются
Ответ: б
ПК-3
11. Как изменилась фактическая себестоимость единицы продукции, если выполнение планового задания было увеличено на 10,0% при снижении плана на 5,0%?
а) увеличение на 15,8%
б) снижение на 13,6%
в) увеличение на 4,5%
Ответ: в

12. Если увеличиваются постоянные издержки
а) снижается критический объем производства
б) повышается критический объем производства
в) на критический объем производства это никак не влияет
Ответ: б

13. При использовании нового оборудования можно увеличить объем производства на предприятии. Изменится ли себестоимость единицы продукции, если переменные затраты на единицу продукции не меняются?
а) себестоимость снизится
б) себестоимость повысится
в) себестоимость не изменится
Ответ: а

14. Основным достоинством методики анализа безубыточности можно считать
а) возможность определения критического объема производства
б) возможность прогнозирования прибыли
в) возможность прогнозировать основные показатели предприятия при изменении ситуации на рынке
Ответ: в

15. Комплексные статьи затрат включают
а) однородные по экономическому содержанию элементы
б) затраты на производство одного вида продукции
в) несколько элементов затрат
Ответ: в

16. Понятие "порог рентабельности" (критическая точка, точка безубыточности) отражает:
а) отношение прибыли от реализации к выручке от реализации (без налогов)
б) выручку от реализации, при которой предприятие не имеет ни убытков, ни прибылей
в) минимально необходимую сумму выручки для возмещения постоянных затрат на производство и реализацию продукцию
г) величину отношения полученной прибыли к затратам на производство
д) чистый доход предприятия в денежной форме, необходимый для расширенного воспроизводства
Ответ: б

17. Показатель рентабельности активов используется как характеристика:
а) прибыльности вложения капитала в имущество корпорации
б) текущей ликвидности
в) структуры капитала
Ответ: а

18. Коэффициент операционного рычага равен 3,5. Это означает, что:
а) повышение на каждый процент объема продаж ведет к увеличению себестоимости на 3,5%
б) рентабельность активов составляет 3,5%
в) максимально возможный уровень рентабельности продаж 5,2%
г) изменение на каждый процент объема продаж ведет к изменению прибыли от продаж на 3,5%
Ответ: г

19. В точке безубыточности:
а) объем выручки от реализации продукции равен маржинальной прибыли продукции равен сумме постоянных затрат
б) объем выручки от реализации
в) объем выручки от реализации продукции равен сумме постоянных и переменных затрат
Ответ: в

20. Источником выплаты дивидендов является:
а) чистая прибыль
б) чистая прибыль отчетного периода
в) чистая прибыль и резервный капитал
Ответ: а




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предполагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточный контроль заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу.
В билет включены два теоретических вопроса и задача, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Промежуточная аттестация проводится в устной форме, на ответ студенту отводится 35 минут. Промежуточная аттестация оценивается по 4-х балльной шкале (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Информационное обеспечение и задачи анализа финансовых результатов
2. Анализ маржи покрытия (маржинальной прибыли)
3. Анализ финансовых результатов: факторы, методика анализа
4. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли
5. Анализ уровня среднереализационных цен
6. Анализ ценовой политики хозяйствующего субъекта
7. Анализ конкурентоспособности продукции
8. Анализ показателей рентабельности
9. Анализ чувствительности финансовых результатов к внешним и внутренним факторам
10. Анализ дивидендной политики организации
11. Анализ безубыточности и запаса финансовой безопасности
12. Методика оценки силы операционного рычага
13. Методика определения силы воздействия финансового рычага
14. Инструментарий маржинального анализа в системе операционного менеджмента
15. Факторы, определяющие налоговую нагрузку хозяйствующего субъекта
16. Факторы, определяющие рентабельность операционного капитала хозяйствующего субъекта
17. Факторы, определяющие рентабельность активов хозяйствующего субъекта
18. Информационное обеспечение и задачи рейтингового микроэкономического анализа
19. Особенности рейтингования различных типов экономических агентов
20. Использование кредитных рейтингов для регулирования финансовых организаций
21. Этапы рейтингового анализа деятельности предприятия в конкурентной среде
22. Методика рейтингования финансового состояния хозяйствующего субъекта с учетом финансового состояния основных конкурентов
23. Преимущества и недостатки малого бизнеса
24. Преимущества и недостатки крупного бизнеса
25. Угрозы неэффективных поглощений и правило Питера Друкера, невозможность продажи по справедливой цене
26. Оправданность приобретений в рамках вертикальной интеграции
27. Диверсификация холдинга: преимущества и недостатки
28. Сущность и варианты внутрихолдингового финансирования
29. Методы согласования заемной политики в холдинговых формированиях
30. Методы согласования политики размещения денежных средств в холдинговых формированиях
31. Формирование и расширение внутрихолдингового мотивационного без-различия
32. Особенности финансового анализа и управленческого учета в холдинговых формированиях

Оценивание ответа на экзамене
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. П. Бусыгин [и др.] Микроэкономический анализ несовершенных рынков: учебник НГУ, Экономический факультет., 2000
Л1.2 Савицкая Глафира Викентьевна Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник ИНФРА-М, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Маховикова Г. А., Переверзева С. В. МИКРОЭКОНОМИКА. ПРОДВИНУТЫЙ КУРС. Учебник и практикум: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
Л3.2 Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова Анализ и оценка рисков в бизнесе : учебник и практикум для вузов Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 Курс в Moodle «Научно-исследовательский семинар: микроэкономический анализ» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа обучающихся оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в устной форме.