МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар: макроэкономический анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планv38_04_01_Экономика_ПЭ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 89
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
;д.э.н., Проф, Шваков Е.Е.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар: макроэкономический анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 939)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 02.07.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р. экон. наук, профессор Е.Е. Шваков


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 02.07.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р. экон. наук, профессор Е.Е. Шваков


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение аналитических навыков и умений на макроэкономическом уровне

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.1 Знает методологию бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.2 Умеет проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-1.3 Владеет навыками представления результатов бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-3Способен руководить процессом проведения бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
ПК-3.1 Знает приемы и методы управления бизнес-анализом развития территориальных систем различного уровня
ПК-3.2 Умеет организовать бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня
ПК-3.3 Владеть способами и приёмами управления бизнес-анализом развития территориальных систем различного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. процесс проведения бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить Уровень Знать / Уметь / Владеть
ПК-1: Способен проводить бизнес-анализ развития территориальных систем различного уровня;
руководить процессом проведения бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня;
навыками руководства процессом проведения бизнес-анализа развития территориальных систем различного уровня

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в макроэкономичкеский анализ
1.1. Основы макроэкономического анализа Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.2. Основы макроэкономического анализа Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.3. Основы макроэкономического анализа Сам. работа 4 20 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.4. Макроэкономическая нестабильность: безработица Лекции 4 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.5. Макроэкономическая нестабильность: безработица Практические 4 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.6. Макроэкономическая нестабильность: безработица Сам. работа 4 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.7. Макроэкономическая нестабильность: инфляция Лекции 4 5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.8. Макроэкономическая нестабильность: инфляция Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.9. Макроэкономическая нестабильность: инфляция Сам. работа 4 28 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.10. Экономические циклы и кризисы Лекции 4 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.11. Экономические циклы и кризисы Практические 4 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3
1.12. Экономические циклы и кризисы Сам. работа 4 25 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Материалы для прохождения итоговой аттестации размещены на платформе Цифровой университет АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8301

Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все хозяйственные системы – это:
А) производство;
В) спрос;
С) редкость; *
D) инвестиции.

Экономическая модель может быть охарактеризована с учетом:
А) форм хозяйствования;
В) экономической ролью государства;
С) преобладающих форм собственности;
D) места и роли рынка в экономической системе;
Е) способов осуществления экономической власти;
F) все ответы верны. *

Согласно теории стадий роста У. Ростоу, высшей стадией является стадия:
А) «третьей волны»;
В) информационного общества;
С) медиатизированного капиталазма;
D) поиска качества жизни. *

Национальное богатство – НЕ предполагает стоимостную оценку:
A) основного капитала;
B) материальных оборотных средств;
C) накопленного потребительского имущества;
D) не вовлеченных в народнохозяйственный оборот природных ресурсов. *

ВВП отличается от ВНП на:
A) стоимость импорта.
B) стоимость основного капитала.
C) сумму стоимостей товаров и услуг, произведенных резидентами. *
D) сумму налогов.

Валовой внутренний продукт (ВВП) в отличие от валового национального продукта (ВНП)
представляет собой:
A) совокупность материальных благ и услуг, произведенных в стране в течение определенного времени, обычно года;
B) стоимостная оценка совокупности благ и услуг, произведенных в стране в течение определенного времени, обычно года; *
C) сумма всех конечных товаров и услуг, произведенных и реализованных на территории страны как отечественными, так и иностранными производителями.

Валовой внутренний продукт (ВВП) отличается от валового национального продукта (ВНП) тем, что:
А) ВНП отличается от ВВП на величину сальдо между доходами, полученными резидентами данной страны за рубежом, и доходами, полученными иностранными резидентами на территории данной страны; *
В) ВНП включает в себя только конечные товары и услуги, произведенные и реализованные национальными резидентами, расположенными на территории данной страны;
С) это сумма всех произведенных товаров и услуг в отличие от ВНП, представляющего собой сумму всех реализованных товаров и услуг;
D) ВНП отличается от ВВП на величину сальдо между доходами, полученными юридическими и физическими лицами данной страны за рубежом.

Национальное богатство – это:
А) природные ресурсы и культурные ценности;
В) природные ресурсы и человеческие ресурсы;
С) средства производства, накопленное имущество, природные ресурсы, материальные и культурные ценности; *
D) созданные и накопленные культурные ценности.

Реальный ВНП – это:
А) номинальный ВНП, скорректированный на уровень инфляции; *
В) чистый национальный продукт плюс национальный доход;
С) национальный доход за вычетом годичных инвестиций;
D) все ответы неверны.

В понятие «национальное богатство страны» включается(ются):
А) все собираемые за год в стране налоги;
В) вновь созданная за год стоимость материальных благ;
С) природные богатства страны;
D) совокупность созданных трудом общества и накопленных за весь период существования данной страны материальных ценностей. *

Какой из налогов непосредственно влияет на перераспределение доходов населения:
А) налог на добавленную стоимость;
В) налог на прибыль;
С) подоходный налог; *
D) акциз.

В какой из отраслей экономики чаще всего представлен государственный сектор:
A) в розничной торговле;
B) в инфраструктуре; *
C) в общественном питании;
D) в сельском хозяйстве;
E) в производстве одежды и обуви.

Задачи государственного регулирования экономики:
A) обеспечение высоких темпов роста производства;
B) укрепление национальной валюты;
C) содействие успешному выполнению среднесрочных общехозяйственных государственных программ;
D) корректировка рыночного механизма там и в той мере, где экономическими средствами корректировать его невозможно;
E) сглаживание диспропорций в отраслевой и территориальной структуре экономики страны.
D) все ответы верны *

Увеличение ставки налога на прибыль:
А) уменьшает совокупный инвестиционный спрос; *
В) уменьшает правительственные закупки;
С) уменьшает безработицу;
D) всегда влечет за собой увеличение поступлений в казну.

При выравнивании доходов в обществе коэффициент Джини стремится к:
А) 2;
В) 3;
С) 0; *
D) 1.

Американская модель капитализма характеризуется
А) высоким уровнем безработицы;
В) индивидуальными социальными гарантиями;
С) гарантированным минимумом оплаты труда;
D) большой текучестью рабочей силы. *

Евроконтинентальная модель капитализма характеризуется:
А) наличием «рычагов корпоративного контроля»;
В) большой долей финансовых посредников во владении крупными пакетами акций;
С) ориентацией на скорую финансовую выгоду;
D) высоким уровнем безработицы. *

Развитая система отношений социального партнерства впервые начала складываться в:
А) Голландии;
В) Австрии;
С) ФРГ;
D) Швеции. *

Либеральная социальная политика предполагает:
А) переложение поддержки социальной сферы на предприятия;
В) отказ от государственного пенсионного обеспечения;
С) индивидуальные социальные гарантии;
D) переход к адресной социальной поддержке. *

Дирижистский подход к экономической политике предполагает:
А) приоритет возможности заработать над индивидуальными социальными гарантиями;
В) жесткую борьбу за сокращение бюджетного дефицита;
С)последовательное сокращение импортных товаров;
D) широкое применение налоговых и иных льгот. *

Роль государства в странах с переходной экономикой:
А) возрастает; *
В) снижается;
С) остается неизменной;
D) все ответы неверны

Какими показателями измеряются возможности участия населения в трудовой деятельности:
А) численностью населения;
В) самодеятельным населением;
С) занятым населением;
D) экономически активным населением. *

К безработным в соответствии с законом «О занятости населения РФ» относятся:
А) экономически активное население;
В) самодеятельное население;
С) самостоятельно ищущие работу;
D) самостоятельно ищущие работу лица, не зарегистрированные в службе занятости;
Е) трудоспособные граждане, не имеющие средств к существованию, зарегистрированные на бирже труда. *

Каков по меркам Запада так называемый естественный уровень безработицы:
А) 40 %
В) 0,5 %
С) 6 % *
D) 17 %

В бюджет государства поступает доход от факторов производства, когда оно:
А) взимает прямые налоги;
В) взимает косвенные налоги;
С) взимает таможенную пошлину;
D) является собственником хотя бы одного фактора производства. *

Государственная политика по увеличению предложения достигается путем:
А) сокращение потребительского импорта;
В) сужением рынка товаров и услуг.
С) повышением товарности народного хозяйства; *
D) национализацией частных предпринимателей.

Какой из подходов в теоретическом анализе инвестиционных процессов считает, что движущей силой экономического развития является колебание объема инвестиций
A) кейнсианский *
B) монетаристский
C) классический
D) институционализм

Кейнсианская теория равновесного состояния макроэкономики достигается путем установления соотношения
A) потребление – инвестиции
B) сбережения – инвестиции
C) потребление – сбережения – инвестиции *
D) все ответы верные
E) нет правильного ответа

Проводимая государственными органами управления фискальная политика влияет:
А) только на предприятия государственного сектора экономики;
В) только на домохозяйства;
С) только на предприятия и домохозяйства.
D) на всех макроэкономических субъектов. *

Проводимая государством денежно-кредитная политика:
А) не зависит от налоговой политики государства;
В) не зависит от антициклического регулирования экономики;
С) зависит от фискальной политики и всех других государственных регулирующих воздействий на экономику; *
D) все ответы неверны.

Государственное регулирование рыночной экономики:
A) порождено исключительно интересами бюрократического государственного аппарата;
B) служит экономическим целям национального финансового капитала;
C) вызвано прежде всего интересами военно-промышленного комплекса;
D) призвано служить укреплению существующего строя, адаптации его к меняющимся условиям путем постановки и решения задач, которые не может решать рыночный механизм; *
E) все ответы верные.

Государственное регулирование решает проблемы:
A) достижение полной занятости;
B) ускорение экономического роста;
C) обеспечение экономической безопасности страны;
D) все указанные проблемы вместе. *

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма – это экономическая _________ (ответ: система)

Общая рыночная стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в своей стране или за рубежом при функционировании национальных предприятий этой страны это валовой __________ продукт (ответ: национальный).

Совокупная рыночная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данного государства – это валовой __________ продукт (ответ: внутренний).

Обобщающая количественно-качественная характеристика всех видов ресурсов, которыми обладает страна – это _________ экономический потенциал (ответ: совокупный)

Совокупность созданных трудом общества и накопленных за продолжительный период его существования материальных ценностей в стране – это ее национальное _________ (ответ: богатство)

Количественно-качественная оценка наличия и использования трудовых ресурсов – это ____________потенциал (ответ: трудовой).

Безработица, обусловленная изменениями в структуре потребительского спроса и технологическими изменениями в сфере производства – это ____________безработица (ответ: структурная)


Страна, в которой в 50-х гг. ХХ в. была предложена модель индикативного планирования – это ____________ (ответ: Франция)

Разработка конкретного плана развития страны в соответствии с программой экономического развития и бюджетными возможностями – это _______________ планирование. (ответ: индикативное)
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Тождества кругооборота в двухсекторной модели экономики.
2. Тождества кругооборота в трехсекторной модели экономики.
3. Тождества кругооборота в четырехсекторной модели экономики.
4. Совокупный спрос и совокупное предложение.
5. Макроэкономическая политика.
6. Понятие рабочей силы. Определения и измерение безработицы, ее типы.
7. Кривые Бевереджа и их экономическая интерпретация.
8. Кейнсианская теория безработицы.
9. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена.
10. Гипотеза естественного уровня безработицы М. Фридмана. Модель динамика рабочей силы. Гистерезис.
11. Инфляция и ее измерение. Темп и виды инфляции.
12. Инфляция спроса.
13. Инфляция предложения.
14. Социально-экономические последствия инфляции. Инфляция и реальный доход. Влияние инфляции на перераспределение дохода и богатства. Влияние инфляции на объем национального производства.
15. Инфляционная инерция.
16. Особенности инфляции в современной России.
17. Взаимосвязь инфляции спроса и инфляции издержек.
18. Понятие экономического цикла. Основные составляющие экономической динамики. Фазы экономического цикла.
19. Классическая и кейнсианская трактовка циклических колебаний.
20. Современные теории макроэкономических колебаний.
21. Прогнозирование экономической динамики.

Критерии оценивания

Отлично: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные теоретические задания без ошибок.

Хорошо: Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные теоретические задания с небольшими неточностями.

Удовлетворительно: Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении теоретических заданий.

Неудовлетворительно: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


Материалы для прохождения итоговой аттестации размещены на платформе Цифровой университет АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8301
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Конотопов, М.В. Экономическая история: Москва : Дашков и К, 2017 e.lanbook.com
Л1.2 О. Д. Кузнецова, И. Н. Шапкин, А. С. Квасов, Л. И. Пермякова Экономическая история : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ED873B8F-B73E-4546-B487-22934260DAE9
Л1.3 Толмачева, Р.П. Экономическая история : Дашков и К, 2016, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мисько, О. Н. Экономическая история : : Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/56472DAF-7AB7-4532-BC74-E72A5889B5E1
Л2.2 Богомазов, Г. Г. Экономическая история России в 2 ч. Часть 1. IX—xiх века : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D8B5E627-2941-497E-9AF1-9581B25677FC
Л2.3 Благих, И. А. Экономическая история России в 2 ч. Часть 2. Хx — начало xхi века : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1913F516-47A8-44BE-978A-2871BA2C7D29
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМК "Экономическая история" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время.
При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на экзамен вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.