МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическая регионалистика и этнополитология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планv41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 24 24 24 24 48 48
Сам. работа 108 108 81 81 189 189
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политическая регионалистика и этнополитология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.пол.н., проф.И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.пол.н., проф.И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является знакомство студентов с региональным политическим процессом. Внимание обучающихся акцентируется на изучении региона как сложного социально-политического явления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях
ПК-1.1 Осуществляет планирова ние, разработку и участие в приня тии политико-управленческих ре шений в органах государственной власти и местном самоуправлении в аппаратах политических партий и общественно-политических объ единений, органах местного само управления, международных орга низациях
ПК-1.2 Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организа циями сферы бизнеса и обще ственными организациями
ПК-1.3 Организует и проводит мероприятия общественно политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний
ПК-1.4 Готовит проекты офици альных документов, в том числе соглашений, договоров, аналити ческие доклады, презентации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1. Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1. Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Осуществляет планирова ние, разработку и участие в приня тии политико-управленческих ре шений в органах государственной власти и местном самоуправлении в аппаратах политических партий и общественно-политических объ единений, органах местного само управления, международных орга низациях; Планирует и организует взаимоотношения между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и обще ственными организациями; Организует и проводит мероприятия общественно политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний; Организует и проводит мероприятия общественно политической направленности, в том числе в рамках политических, информационных и избирательных кампаний

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы политической регионалистики
1.1. Объект, предмет, структура политической регионалистики Лекции 5 2 ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
1.2. Объект, предмет, структура политической регионалистики Сам. работа 5 8 ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
1.3. Территориальное измерение политики Сам. работа 5 8 ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
1.4. Региональная политика Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
1.5. Региональная политика Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Территориальное устройство
2.1. Формы территориального устройства государства Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.2. Формы территориального устройства государства Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.3. История россйиского федерализма и регионализма Практические 5 2 ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.4. История россйиского федерализма и регионализма Сам. работа 5 8 ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.5. Международный опыт федерализма Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.6. Международный опыт федерализма Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
2.7. Политико-территориальное устройство постсоветской России Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.8. Политико-территориальное устройство постсоветской России Сам. работа 5 7 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Региональные политические институты и процессы
3.1. Региональная политическая власть Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Региональная политическая власть Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Региональная политическая власть Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.4. Региональная элита Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.5. Региональная элита Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.6. Региональные выборы Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.7. Региональные выборы Сам. работа 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.8. Региональные партии Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.9. Региональные партии Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.10. Региональная идентичность. Региональная политическая культура Лекции 5 2 ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.11. Региональная идентичность. Региональная политическая культура Сам. работа 5 6 ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.12. Региональные интересы и государственная политика Сам. работа 5 6 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.13. Региональный политический процесс и административная реформа Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.14. Региональный политический процесс и административная реформа Сам. работа 5 5 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.15. Региональные конфликты Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.16. Анализ региональныхк конфликтов Практические 5 4 ПК-1.1, ПК-1.4
3.17. Региональные конфликты Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.18. Международный опыт регионального развития Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
3.19. Международный опыт регионального развития Сам. работа 5 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Теоретико-методологические основы этнополитологии
4.1. Этнополитология как наука. Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.2. Этнополитология как наука. Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.3. Основные направления и концепции этнополитологии Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.4. Основные направления и концепции этнополитологии Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Российская школа этнополитологии Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.6. Российская школа этнополитологии Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.7. Национальная сфера общества Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.8. Национальная сфера общества Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.4 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.9. Этнополитика: определение, предмет, управленческие задачи, модели Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.10. Этнополитика: определение, предмет, управленческие задачи, модели Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.11. Зарубежный опыт этнополитики Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.12. Зарубежный опыт этнополитики Сам. работа 6 4 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.13. Этнополитика в истории России и на современном этапе Практические 6 4 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.14. Этнополитика в истории России и на современном этапе Сам. работа 6 6 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.15. Политический статус этноса. Формы этнического самоопределения Практические 6 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.16. Политический статус этноса. Формы этнического самоопределения Сам. работа 6 6 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.17. Национальное государство Лекции 6 2 ПК-1.1 Л1.2, Л2.1
4.18. Национальное государство Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.19. Теория и практика национализма Лекции 6 2 ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.20. Теория и практика национализма Сам. работа 6 8 ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.21. Национальные движения. Предпосылки возникновения национальных движений. Роль национальных движений в современном мире Практические 6 2 ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.22. Национальные движения. Предпосылки возникновения национальных движений. Роль национальных движений в современном мире Сам. работа 6 6 ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.23. Этнополитические конфликты Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.24. Этнополитические конфликты Сам. работа 6 7 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.25. Анализ этнополитического конфликта Практические 6 4 ПК-1.1 Л1.2, Л2.1
4.26. Анализ этнополитического конфликта Сам. работа 6 8 ПК-1.1, ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.27. Этничность и глобализация Практические 6 4 ПК-1.4 Л1.2, Л2.1
4.28. Этничность и глобализация Сам. работа 6 8 ПК-1.4 Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6187

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен участвовать в организации управленческих процессов в органах государственной и муниципальной власти и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность поселений и регионов, объединенных административно- территориальной структурой страны, государства, называется:
а) формой государственного управления
б) территориальным устройством общества
в) федерацией
Ответ: б
2. Особенность многонациональных государств:
а) наличие единого для всех языка
б) признание равных прав и свобод для всех наций
в) дискриминация по национальному признаку
Ответ: б
3. Этноцентризм – это:
а) уверенность в правильности только своей культуры
б) уважение традиций другого народа
в) признание равноправия всех наций
Ответ: а
4. Этническая общность:
а) граждане
б) творческие союзы
в) нации
Ответ: в
5. Дискриминация наций в современном обществе:
а) может происходить в благих целях
б) не допускается
в) допускается для некоторых стран
ответ: б
6. Толерантность:
а) нетерпимость чужого языка
б) принятие и уважение чужой культуры
в) отрицание чужой культуры
Ответ: б
7.Что означает право на национальное самоопределение:
а) создание новых выдуманных национальностей
б) самостоятельное определение своей национальной принадлежности на основе близости культуры и языка общения
в) навязывание кому-либо принадлежность к той или иной национальной общности
Ответ: б
8. Какие права есть в России у представителей разных национальностей:
а) право на неуважение законов, если они противоречат народным традициям
б) право на возбуждение национальной розни
в) право на свободный выбор языка общения, обучения и творчества
Ответ: в
9. Членов племени объединяли:
а) язык и общая территория
б) единая хозяйственная жизнь
в) особенности характера
Ответ: а
10. Межнациональными называют отношение между:
а) различными социальными группами
б) различными народами
в) представителями разных стран
Ответ: б
11. Один из исторических типов этнических общностей:
а) класс
б) группа
в) племя
Ответ: в
12. Народность в отличие от племени:
а) включает большее количество людей
б) является объединением людей
в) предполагает проживание на одной территории
Ответ: а
13. Миграция — это:
а) культурные связи между этносами
б) постоянное проживание на одной территории
в) перемещение людей из одного места проживания в другое
Ответ: в
14. Большие группы людей, объединенные общностью культуры, языка и культурно-исторической самобытностью:
а) этнические общности
б) этнические меньшинства
в) этнические обобщенности
Ответ: а
15. Нацию от предшествовавших ей форм объединения людей отличает:
а) общность экономической жизни
б) единый национальный характер людей
в) единая территория проживания
Ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Охарактеризуйте политическую автономию. Ответ: политическая автономия предполагает возможность издания собственных законов (иногда – конституции), наличие собственных законодательных и исполнительных органов, обладающих более широкими полномочиями, чем органы просто административно-территориальных единиц.
2. Охарактеризуйте регионалистское государство. Ответ: регионалистское государство – государство, вся территория которого, а не отдельные его части, состоит из политических автономий, часть из которых
имеют особый политико-правовой статус.
3.Охарактеризуйте черты регионалисткого государства. Ответ: регионалистское государство обладает следующими чертами - конституционно закреплена унитарная форма государственного устройства; части государства имеют характер территориальной (политической) автономии; центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе – губернатора или комиссара; асимметричность, разностатусность автономий.
4. Охарактеризуйте федеративное государство. Ответ: Федеративное государство – форма территориального устройства государств, представляющая собой союзное государство, состоящее из государственных
образований, обладающих определенной политической самостоятельностью.
5. Что понимается под симметричной федерацией? Ответ: под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъектами федерации.
6. Что понимается под асимметричной федерацией? Ответ: Асимметричная федерация – это такая разновидность федеративного государства, субъекты которого имеют различный правовой статус.
7. Малочисленные народы Севера Российской Федерации имеют свои национально-территориальные образования — ____________________ — субъекты Федерации. Ответ: автономные округа.
8. Одним из видных представителей российского ____________________ явился В.А. Тишков. Ответ: конструктивизма.
9. __________________________ - группа с лингвистическими, этническими или культурными характеристиками, отличающими его от большинства, стремящаяся не только сохранить свою идентичность, но также пытающаяся придать более сильное выражение своей идентичности, причем своеобразие меньшинства ощущается как по сравнению с доминирующей группой, так и по сравнению с этническим ядром. Ответ: этническое меньшинство.
10. К ____________________ в СССР, как правило, причисляли этносы численностью до 100 тыс. человек, с относительно небольшим количеством людей, занятых в промышленном производстве и не имевших государственности в форме союзных или автономных республик. Ответ: народносятм.
11. ___________________________ - объединения разрозненных земель, на которых проживали представители одного народа, в единое государство. Ответ: ирредентизм.
12. _________________________ ______________________ - это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований (субъектов), пользующихся политико-правовой самостоятельностью, степень которой определяется законодательством федерации, в первую очередь ее конституцией, а также федеративным договором. Ответ: федеративное государство.
13. Отличительной чертой европейского (германского, австрийского) ____________________ федерализма является введение неизвестного американскому праву понятия конкурирующей (совместной) компетенции властей федерации и земель. Ответ: кооперативного.
14. В политическом смысле добровольная аккультурация в полиэтничном государстве ведет к образованию ____________________, насильственная аккультурация вызывает сопротивление, сопровождающееся конфликтами в разной форме. Ответ: единой нации.
15. _______________________ политика - это когда принимаются в расчет интересы разных этнических групп. Ответ: плюралистическая.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, примерные темы контрольных работ, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце учебного семестра зачета по курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы теоретического характера
1. Охарактеризуйте объект, предмет, функции, структуру, методы политической регионалистики.
2. Выделите и охарактеризуйте подходы к определению понятия «регион».
3. Определите регионообразующие факторы.
4. Охарактеризуйте различные типологии регионов.
5. Охарактеризуйте подходы к определению региональной политики, содержание и виды региональной политики. Выделите и охарактеризуйте методы и инструменты, субъектов региональной политики.
6. Определите понятие «региональный политический режим».
7. Региональная политическая элита.
8. Определите понятие «региональная идентичность». Выделите и охарактеризуйте функции, типы региональной идентичности.

Вопросы практико-ориентированного характера

1. Охарактеризуйте региональную политику в США.
2. Охарактеризуйте региональную политику стран ЕС.
3. Охарактеризуйте региональную политику Китая.
4. Охарактеризуйте подходы к типологии региональных политических режимов в РФ применительно к 1990-м гг., 2000-м гг. Охарактеризуйте региональные политические режимы РФ в настоящее время.
5. Охарактеризуйте гендерный состав, возрастные характеристики, каналы рекрутирования региональной властвующей элиты Алтайского края (включая исполнительную и законодательную власть).
6. Охарактеризуйте гендерный состав, возрастные характеристики, каналы рекрутирования региональной властвующей элиты Новосибирской области (включая исполнительную и законодательную власть).
7. Охарактеризуйте гендерный состав, возрастные характеристики, каналы рекрутирования региональной властвующей элиты Кемеровской области (включая исполнительную и законодательную власть).
8. Охарактеризуйте гендерный состав, возрастные характеристики, каналы рекрутирования региональной властвующей элиты Республики Алтай (включая исполнительную и законодательную власть).

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце другого семестра экзамена по курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы теоретического характера
1. Охарактеризуйте объект, предмет, структуру этнополитологии. Определите базовые категории этнополитологии.
2. Охарактеризуйте методы и функции этнополитологии.
3. Охарактеризуйте подходы к определению этнополитики, выделите ее предмет, управленческие задачи и основные модели.
4. Охарактеризуйте теории этногенеза в современном обществе.
5. Охарактеризуйте национальное сознание и самосознание. Выделите структуру и уровни национального самосознания.
6. Охарактеризуйте примордиалистский подход в этнополитологии.
7. Охарактеризуйте функционализм как методологический подход к анализу этничности.
8. Охарактеризуйте конструктивистский подход в этнополитологии.
9. Охарактеризуйте инструменталисткую концепцию этничности.
10. Охарактеризуйте этническую идентичность.
11. Охарактеризуйте этнокультуру и ее отражение в политике.
12. Охарактеризуйте национально-территориальную автономию.
13. Охарактеризуйте национально-культурную автономию.
14. Охарактеризуйте подходы к определению этнополитических конфликтов, выделите их причины, типологию, динамику. Определите проблемы в урегулировании этнополитических конфликтов.
15. Охарактеризуйте подходы к определению национального государства, выявите условия и этапы их формирования. Выявите проблемы развития национальных государств во второй половине XX – начале XXI вв.

Вопросы практико-ориентированного характера
1.Определите цели, задачи, направления реализации этнополитики в современной России. Охарактеризуйте принципы и подходы государственной этнополитики к малочисленным народам, определите их статус.
2. Охарактеризуйте цели, задачи, направления, модель этнополитики в США. Выявите проблемы в процессе реализации этнополитки.
3. Охарактеризуйте цели, задачи, направления, модель этнополитики в Китае, выделите проблемы в процессе ее реализации.
4. Охарактеризуйте цели, задачи, направления этнополитики этнополитики в Западной Европе, выделите проблемы в процессе ее реализации.
5. Охарактеризуйте цели, задачи, направления, модель этнополитики в Турции, выделите проблемы в процессе ее реализации.
6. Сформулируйте определение «непризнанного государства», выделите его характерные черты. Определите типы непризнанных государств. Охарактеризуйте проблемы непризнанных «этнических государств» на примерах Абхазии, Южной Осетии и др.
7. Выявите предпосылки возникновения националистических движений, их типологию, структуру и функции. Охарактеризуйте роль националистических движений в современной России.
8. Охарактеризуйте националистические движения на примере зарубежных государств (за основу можно взять пример любого государства и показать особенности этого националистического движения, определить его цель, задачи, результаты деятельности).
9. Выделите проблемы этнополитического развития РФ на современном этапе.
10. Охарактеризуйте модель внешнего управления в урегулировании косовского конфликта.
11. Охарактеризуйте модель внешнего управления в урегулировании боснийского конфликта.
12. Охарактеризуйте формы политического участия этнических групп на современном этапе в РФ.
13. Охарактеризуйте цели, принципы, задачи и основные направления государственной национальной политики РФ (опираясь на Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.).
14. Охарактеризуйте инструменты, механизмы реализации государственной национальной политики РФ (опираясь на Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.).
15. Охарактеризуйте подходы в освещении проблемы формирования российской нации. Выделите факторы, осложняющие процесс консолидации российской гражданской нации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Слизовский, Дмитрий Егорович Политология: Учебное пособие/ Слизовский Д.Е., Шуленина Н.В.- 2-е изд: М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Михайленко, Екатерина Борисовна Регионалистика. Классические и современные подходы: Учебное пособие/ Михайленко Е.Б., Лебедева М.М. - под науч. ред.: М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Медведев, Николай Павлович Политическая регионалистика: учебник/ Н. П. Медведев: М. : Гардарики, 2002 54 экземпляра
Л2.2 Арановский, Константин Викторович Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие/ К. В. Арановский.- [3-е изд., доп. и перераб.].- : М. : ИД ФОРУМ, 2000 47 экземпляров
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э3 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э4 Правительство Алтайского края www.altairegion22.ru
Э5 Алтайское краевое Законодательное Собрание www.akzs.ru
Э6 Администрация Кемеровской области ako.ru
Э7 Совет народных депутатов Кемеровской области www.sndko.ru
Э8 Правительство Новосибирской области www.nso.ru
Э9 Законодательное Собрание Новосибирской области www.zsnso.ru
Э10 Правительство Республики Алтай altai-republic.ru
Э11 Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай elkurultay.ru
Э12 ЭБС Юрайт www.biblioclub.ru
Э13 Политическая регионалистика и этнополитология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
База данных "Политические представления и установки жителей Республики Алтай и Алтайского края в современных условиях развития российского общества (2013 г.)", №2016621561 от 24.11.2016 (на диске)
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Политическая регионалистика и этнополитология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретико-методологических основах политической регионалистики, территориальном измерении политики, региональной политики, формах территориального устройства государства, политико-территориальном устройстве постсоветской России, региональной политической власти и региональных выборах, местном самоуправлении,о теоретико-методологических основах этнополитологии, об определении, предмете, управленческих задачах, моделях этнополитики; о политическом статусе этноса, формах этнического самоопределения, об условиях возникновения национального государства и современных тенденциях его развития, об этнополитическом конфликте. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Политическая регионалистика и этнополитология» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на нем и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие. Пристальное внимание следует уделить разделу, посвященному региональным политическим институтам и процессам, и местному самоуправлению в структуре региональной политике, изучение которых позволяет сформировать необходимую теоретическую основу для участия в организации управленческих процессов в органах государственной и управления, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структурах, международных организациях. Кроме того, на практическом занятии важно выяснить основные направления и концепции этнополитологии в зарубежном и российском аспекте. Что позволит соотнести такие понятия как "этнос", "этническая общность", "нация". В этой связи, актуально выделить национальную сферу общества и проанализировать, что представляют собой национальное сознание, самосознание, выявить их структуру.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов. Особое внимание необходимо уделить сайтам региональных органов власти, позволяющим выявить региональную специфику политического процесса.