МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политический анализ и прогнозирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.03.04. Политология
ПрофильПолитический менеджмент и digital-коммуникации
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планv41_03_04_Политология_ПМиDК-2022
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Практические 18 18 26 26 44 44
Сам. работа 112 112 77 77 189 189
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144 288 288

Программу составил(и):
д.полит.н., Профессор, Шашкова Я.Ю.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Асеев С.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политический анализ и прогнозирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 814)

составлена на основании учебного плана:
41.03.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20222027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., доцент Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина «Политический анализ и прогнозирование» предназначена для того, чтобы познакомить студентов с методологией и методикой получения политологических данных, диагностики политических ситуаций, акторов и процессов, принципами прогнозирования их развития и функционирования; сформировать у них соответсвующие навыки применения полученных знаний в практической деятельности.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
ознакомление с методологией анализа политических процессов;
рассмотрение методик сбора данных о политических процесса и явлениях;
изучение содержания и технологии использования эмпирических методов анализа;
освоение методики политического прогнозирования;формирование навыка применения методик сбора и анализа политических данных.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности
ОПК-3.1 Использует методики систематизации и статистиче ской обработки потоков информации, интерпретации содер жательно значимых эмпирических данных
ОПК-3.2 Выделяет и систематизирует смысловые конструк ции в первичных источниках и оригинальных текстах, делает обобщения, концептуализирует выводы.
ОПК-7Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности
ОПК-7.1 Составляет отчетную документацию по итогам про фессиональной деятельности в соответствии с установленны ми правилами и нормами.
ОПК-7.2 Готовит и представляет сообщения перед целевой аудиторией по широкому кругу общественно-политических сюжетов, в том числе с использованием мультимедийных средств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-3.1. Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных.
ОПК-7.1. Составляет отчетную документацию по итогам профессиональной деятельности в соответствии с установленными правилами и нормами.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.1. Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных.
ОПК-7.1. Составляет отчетную документацию по итогам профессиональной деятельности в соответствии с установленными правилами и нормами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.1. Использует методики систематизации и статистической обработки потоков информации, интерпретации содержательно значимых эмпирических данных.
ОПК-7.1. Составляет отчетную документацию по итогам профессиональной деятельности в соответствии с установленными правилами и нормами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология политического анализа
1.1. Политический анализ как наука и учебная дисциплина Лекции 5 2 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Особенности методологии политического анализа Сам. работа 5 6 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Прикладное политологическое исследование
2.1. Прикладное политологическое исследование Лекции 5 2 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Программа прикладного политологического исследования Лекции 5 2 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.3. Программа прикладного политологического исследования Практические 5 4 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.4. Формулирование программы и гипотез исследования Практические 5 2 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.5. Программа прикладного политологического исследования Сам. работа 5 34 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
2.6. Информационное обеспечение политического анализа Лекции 5 2 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.5, Л1.2
2.7. Выборка в политическом анализе Лекции 5 2 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
2.8. Типы выборок в политическом анализе Практические 5 2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
2.9. Типы выборок в политическом анализе Сам. работа 5 26 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
Раздел 3. Методы сбора данных
3.1. Измерение в политическом анализе Лекции 5 4 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.2. Опрос как метод сбора данных Практические 5 4 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.3. Методы анализа документов Практические 5 6 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.4. Шкалирование в политическом анализе Лекции 6 2 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
3.5. Наблюдение в прикладном исследовании Практические 6 4 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.6. Экспертные опросы и экспертные оценки Практические 6 4 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Эксперимент в политическом анализе Практические 6 4 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.8. Методы сбора данных Сам. работа 5 46 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
3.9. Методы сбора данных Сам. работа 6 16 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Методы политического анализа
4.1. Кодирование данных прикладного исследования Практические 6 2 Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
4.2. Кодирование данных прикладного исследования Сам. работа 6 8 Л1.3, Л1.4, Л1.5, Л1.2
4.3. Группировка и типологизация данных Лекции 6 2 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.2
4.4. Качественные методы политического анализа Лекции 6 2 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2
4.5. Качественные методы политического анализа Сам. работа 6 11 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.5, Л1.2, Л2.2
4.6. Количественные методы анализа данных Практические 6 2 Л1.3, Л2.1, Л1.4, Л1.1, Л1.2
4.7. Количественные методы анализа данных Сам. работа 6 18 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1, Л1.2
4.8. Описание данных политологического исследования Лекции 6 2 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
4.9. Описание данных политологического исследования Практические 6 4 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
4.10. Описание данных политологического исследования Сам. работа 6 16 Л1.3, Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Прогнозирование политического процесса
5.1. Анализ политического риска Лекции 6 2 Л1.3, Л2.4, Л2.3
5.2. Технология политического прогнозирования Лекции 6 4 Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.3. Методы политического прогнозирования Практические 6 6 Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.4. Методы политического прогнозирования Сам. работа 6 8 Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л1.5, Л1.1, Л1.2, Л2.2
5.5. Экзамен 6 27 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен выделять, систематизировать и интерпретировать содержательно значимые эмпирические данные из потоков информации, а также смысловые конструкции в оригинальных текстах и источниках по профилю деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. В зависимости от масштабов анализ политической ситуации бывает:
а. проблемным
б. эмпирическим
в. диагностическим
г. вертикальным
Ответ: г.

2. В зависимости от объекта и методов исследования анализ политической ситуации бывает:
а. горизонтальным
б. проблемным
в. эмпирическим
г. фрагментарным
Ответ: в.

3. В зависимости от целей анализ политической ситуации бывает:
а. фрагментарным
б. диагностическим
в. эмпирическим
г. вертикальным
Ответ: б.

4. К какому уровню измерения относится вопрос: «Как Вы относитесь к современной внешней политике РФ?» с вариантами ответов:
«- полностью поддерживаю
- скорее поддерживаю
- скорее не поддерживаю
- не поддерживаю
- затрудняюсь ответить»
а. номинальному
б. порядковому
в. интервальному
г. относительному
Ответ: б.

5. На каком уровне измеряется переменная «Образование»?
а. номинальном
б. порядковом
в. интервальном
г. относительном
Ответ: б.

6. На каком уровне измеряется переменная «Род занятий»?
а. номинальном
б. порядковом
в. интервальном
г. относительном
Ответ: а.

7. На каком уровне измеряется переменная «Стаж членства в партии»?
а. номинальном
б. порядковом
в. интервальном
г. относительном
Ответ: в.

8. Следующий вопросник является примером шкалирования:
• Скажите, пожалуйста, какие политические взгляды вам наиболее близки?
• К каким действиям Вы готовы прибегнуть для защиты своих интересов в случае их нарушения?
• В какой степени Вы доверяете следующим движения, институтам и организациям?
• В каких действиях Вы принимали участие в последние 2–3 года?
• Информация о каких политических событиях Вам наиболее интересна?
• В каких сообществах в социальных сетях Вы состоите?
• Чьё мнение для Вас наиболее значимо при обсуждении при обсуждении общественных проблем?
а. Лайкерта
б. Гуттмана
в. Терстоуна
г. Семантического дифференциала
Ответ: а.

9. Какие задачи решает традиционный (структурно-функциональный) анализ текста:
а. устанавливает достоверность текста
б. характеризует автора текста
в. дает количественные характеристики текста
г. выявляет оценочно-эмоциональную направленность теста
Ответ: а, б.

10. Какое из утверждений относительно эксперимента верно:
а. члены экспериментальной и контрольной групп должны полностью совпадать по всем характеристикам
б. средние показатели экспериментальной и контрольной групп должны совпадать
в. показатели экспериментальной и контрольной групп могут отличаться
г. члены экспериментальной и контрольной групп – одни и те же люди
Ответ: б.

11. Верно ли утверждение: «Бальные шкалы относятся к интервальным шкалам»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

12. Какой из представленных рядов распределений является атрибутивным?
а. ученики 8 класса - 17,5%, 9 класса – 26,4%, 10 класса – 14,9%, 11 класса – 19,1%; студенты 1 курса вузов – 11,5%, 2 курса – 10,5%
б. 13 лет – 3,4%, 14 лет – 19,3%, 15 лет – 24,0%, 16 лет – 16,5%, 17 лет – 17,0%, 18 лет – 8,8%
в. сохранение традиций значимо для 47,3% молодежи; интересы отдельных граждан очень или скорее важны для 43,6%; а интересы этнических групп – для 43,4%
Ответ: б.

13. Верно ли утверждение: «В интервале 46-60 лет нижнюю границу составляет 46 лет»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

14. Верно ли утверждение: «Группировка и типологизация - это синонимы»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

15. Верно ли утверждение: "В интервале 2016 - 2021 гг. верхней границей является 2016 год"?
• Верно
• Неверно
Ответ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Динамика заболевших короновирусом при анализе политической ситуации в Алтайском крае в ивент-анализе относится к разряду … событий.
Ответ: фоновых

2. Политический процесс в качестве ряда событий рассматривает метод…
Ответ: ивент-анализа

3. Губернатор Алтайского края провел совещание по вопросу готовности районов края к паводку. К каким блокам в ивент-анализе может быть отнесена информация о данном событии?
Ответ: лидеры, муниципальные образования

4. По какой методике проводится анализ состояния организации, института и их окружающей среды с целью определения стратегии развития?
Ответ: SWOT-анализ

5. Методом комплексного исследования объекта в единстве его взаимосвязей на протяжении длительного времени является ….
Ответ: Case-study

6. Анализ идеологических позиций политических акторов основан на методике:
Ответ: семантического дифференциала

7. К какому типу относится следующий ряд распределений: ученики 8 класса - 17,5%, 9 класса – 26,4%, 10 класса – 14,9%, 11 класса – 19,1%; студенты 1 курса вузов – 11,5%, 2 курса – 10,5%?
Ответ: дискретный.

8. К какому типу относится следующий ряд распределений: 13 лет – 3,4%, 14 лет – 19,3%, 15 лет – 24,0%, 16 лет – 16,5%, 17 лет – 17,0%, 18 лет – 8,8%, 19 лет – 5,3%, 20 лет – 5,2%?
Ответ: интервальный

9. Для ответа на вопрос: «Влияет ли уровень дохода семьи на политические установки молодежи», нужна ... группировка
Ответ: двумерная.

10. Для выявления количества использующих социальные сети среди потенциальных избирателей кандидата по результатам опроса необходимо осуществить ... группировку
Ответ: двумерную.

11. Для ответа на вопрос: «Насколько среди респондентов популярен интернет как источник информации», нужна ... группировка
Ответ: одномерная.

12. Множество объектов, являющихся предметом изучения в пределах, очерченных программой исследования и его территориально-временными границами – это
Ответ: генеральная совокупность.

13. Как называется свойство выборочной совокупности адекватно отражать характеристики генеральной совокупности?
Ответ: репрезентативность.

14. В каком типе связи изменения в одной или нескольких переменных приведут к изменениям в другой или нескольких других переменных?
Ответ: каузальной.

15. Какой тип связи указывает, что два и более понятия изменяются одновременно: когда увеличивается (уменьшается) одно, увеличивается (уменьшается) и другое?
Ответ: ковариационная.

16. Показатель меры подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности, который измеряется в процентах, – это …
Ответ: ошибка выборки.

17. Широко применяемая в политической публицистике шкала, которая показывает место объекта в совокупности таким образом, что количество позиций в шкале точно равно количеству объектов?
Ответ: рейтинг

18. На вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом» 12,9% школьников 8 класса ответили «да», 26,3% – «скорее да». Среди школьников 10 классов ответы распределились следующим образом: «да» − 14,1%, «скорее да» − 37,8%. Эти данные показывают тенденцию … патриотической идентификации по мере взросления школьников.
Ответ: роста.

19. В ходе опроса 68% школьников, однозначно определивших себя как «непатриоты», отметили, что они не имеют опыта участия в патриотических мероприятиях, лишь 25,1% посещали историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий и учреждений; 4% участвовали в деятельности патриотических клубов, центров. Какую тенденцию моно выделить из этих данных?
Ответ: большинство школьников, не считающие себя патриотами, не участвуют в патриотических мероприятиях.

20. Если в ходе массового опроса было установлено, что 80% молодежи получают информацию о политике из интернета, 50% – из телевидения, 30% – от друзей и родственников, означает ли это что они слушают радио для получения политинформации?
Ответ: нет.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-7
Способен составлять и оформлять документы и отчеты по результатам профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Верно ли утверждение: «Сумма частот в секторной диаграмме может быть больше или меньше 100%»?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

2. В какой графической форме представлено описание взаимосвязей признаков объекта?
а. таблица взаимной сопряженности признаков
б. перечневая таблица
в. график
г. сегментная столбиковая гистограмма
Ответ: а.

3. Можно ли использовать секторную диаграмму для представления ответов на вопрос: "В каких из перечисленных видов выборов Вы готовы принять участие?"
а. да
б. нет
Ответ: б.

4. Таблица взаимной сопряженности признаков отличается от перечневой
а. отражением 2 признаков
б. отсутствием внутренней сетки
в. суммированием значений каждой признака по вертикали и горизонтали
г. отражением данных в процентах
Ответ: а, в.

5. Упорядочивание данных в соответствии с гипотезами исследования - это
а. группировка
б. типологизация
в. интерпретация
г. кодирование
Ответ: б.

6. Отличительным элементом аналитической записки по результатам эмпирических политологических исследований являются
а. Выводы и рекомендации
б. Таблицы
в. Титульный лист
г. Указание заказчика
Ответ: б.

7. По какому принципу осуществляется структурирование материала в аналитической записке?
а. В соответствии с порядком вопросов инструментария
б. По порядку задач исследования
в. По желанию заказчика
г. По желанию исследователя
Ответ: б.

8. Частота - это количество объектов, обладающих определенным признаком, выраженное в ...
а. абсолютных числах
б. процентах
в. долях от 1
Ответ: а.

9. Какая графическая форма лучше всего представляет следующие данные: «В начале года показатель одобрения деятельности президента был минимален — 64-66% (январь-февраль), но уже в марте рейтинг приблизился к 80%. В последующие месяцы и до настоящего времени он держится на стабильно высоком уровне — 74-79%. По результатам декабрьского опроса, работу главы государства одобряют 74%»?
а. Секторная диаграмма
б. Столбиковая диаграмма
в. График
г. Таблица взаимной сопряженности признаков
Ответ: в.

10. Какая графическая форма лучше всего представляет следующие данные: «Респондентов больше всего тревожат «рост цен» (53%), «спецоперация, санкции, конфликт с Западом» и «коррупция, взяточничество» (по 29%), «увеличение пенсионного возраста, пенсионная реформа» (27%), «бедность, обнищание большинства населения» (25%)»?
а. Секторная диаграмма
б. Столбиковая диаграмма
в. График
г. Таблица взаимной сопряженности признаков
Ответ: б.

11. Какая графическая форма лучше всего представляет следующие данные: «Работу правительства одобряют 66% респондентов, не одобряют — 28%, 7% затруднились ответить»?
а. Секторная диаграмма
б. Столбиковая диаграмма
в. График
г. Таблица взаимной сопряженности признаков
Ответ: а.

12. Где в аналитической записке по итогам прикладного политологического исследования располагает табличная база данных?
а. По ходу изложения материала
б. Перед выводами и рекомендациями
в. В приложении
Ответ: в.

13. Где в научном отчете по итогам прикладного политологического исследования располагает табличная база данных?
а. По ходу изложения материала
б. Перед выводами и рекомендациями
в. В приложении
Ответ: а.

14. Верно ли, что практические рекомендации являются обязательным элементом в научном отчете по итогам прикладного политологического исследования?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: б.

15. Верно ли, что практические рекомендации являются обязательным элементом в аналитической записке по итогам прикладного политологического исследования?
а. Верно
б. Неверно
Ответ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В каком типе диаграмм сумма частот не может быть больше или меньше 100%»?
Ответ: в секторной.

2. Если исследователю необходимо проанализировать степень представленности в объекте двух признаков одновременно, какой тип таблиц он будет использовать?
Ответ: таблицу взаимной сопряженности признаков.

3. Типологизация – это
Ответ: упорядочивание данных в соответствии с гипотезами исследования.
4. Из каких разделов состоит аналитическая записка по результатам массового опроса общественного мнения?
Ответ: описание сроков и места проведения исследования, характеристика выборки, задачи исследования, изложение результатов исследования, выводы и рекомендации, табличная база результатов в приложении.

5. По какому принципу структурируются результаты исследования в аналитической записке?
Ответ: в соответствии с последовательностью задач исследования.

6. Чем таблица взаимной сопряженности признаков отличается от перечневой?
Ответ: отражением 2 признаков, суммированием значений каждого признака по вертикали и горизонтали.

7. Количество объектов, обладающих определенным признаком, выраженное в абсолютных числах – это …
Ответ: частота.

8. Какая графическая форма наиболее наглядно показывает динамику признака?
Ответ: график.

9. Какая графическая форма лучше всего представляет следующие данные: «В начале года показатель одобрения деятельности президента был минимален — 64-66% (январь-февраль), но уже в марте рейтинг приблизился к 80%. В последующие месяцы и до настоящего времени он держится на стабильно высоком уровне — 74-79%. По результатам декабрьского опроса, работу главы государства одобряют 74%»?
Ответ: график.

10. Какой элемент отчета по результатам исследования значительно чаще присутствует в аналитической записке, адресованной заказчику исследования, нежели в научном отчете?
Ответ: практические рекомендации.

11. Какой объем может иметь аналитическая записка по результатам исследования?
Ответ: до 20 страниц.

12. Какой объем может иметь научный отчет по результатам исследования?
Ответ: до 150 страниц.

13. Почему следующие данные опроса не могут быть графически представлены графиком: «Респондентов больше всего тревожат «рост цен» (53%), «спецоперация, санкции, конфликт с Западом» и «коррупция, взяточничество» (по 29%), «увеличение пенсионного возраста, пенсионная реформа» (27%), «бедность, обнищание большинства населения» (25%)»?
Ответ: эти данные характеризуют мнение респондентов на конкретный момент времени, а график показывает данные во временной динамике

14. Почему следующие данные опроса не могут быть графически представлены секторной диаграммой: «Респондентов больше всего тревожат «рост цен» (53%), «спецоперация, санкции, конфликт с Западом» и «коррупция, взяточничество» (по 29%), «увеличение пенсионного возраста, пенсионная реформа» (27%), «бедность, обнищание большинства населения» (25%)»?
Ответ: Секторная диаграмма – это круговая диаграмма, сумма значений вариантов признака в которой может быть равна только 100%. В примере респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма их ответов больше 100%.

15. Как называется графическое изображение, в котором высота и ширина серии столбцов иллюстрируют данные по одной или нескольким переменным?
Ответ: столбиковая гистограмма.

16. Как называется процедура обобщения эмпирических данных и распределения их по группам?
Ответ: группировка данных.

17. Какой тип графического отображения данных будет использовать исследователь, если нужно показать, какова доля участвующих в различных политических мероприятиях, и почему?
Ответ: столбиковую гистограмму, т.к. она может отражать данные, совокупность которых больше 100%, и высота столбцов в ней наглядно демонстрирует соотношение данных по переменной.

18. Какие виды графического отображения данных могут наиболее наглядно проиллюстрировать распределение ответов на вопрос об оценке жителями Алтайского края деятельности губернатора?
Ответ: секторная диаграмма, столбиковая гистограмма.

19. Какие виды графического отображения данных могут наиболее наглядно проиллюстрировать динамику доверия губернатору Алтайского края за последние 2 года?
Ответ: график, столбиковая гистограмма.

20. Путем какого типа группировки осуществляется поиск устойчивых сочетаний свойств объектов или явлений, рассматриваемых в нескольких измерениях одновременно?
Ответ: многомерная группировка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация в конце 5 семестра заключается в проведении зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости), в конце 6 семестра – экзамена по изученным частям курсу. Зачет и экзамен проводятся в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет и функции политического анализа.
2. Методы и направления политического анализа.
3. Теоретические основания политического анализа.
4. Прикладное политологическое исследование, его структура.
5. Типы прикладного политологического исследования.
6. Программа прикладного политического исследования, ее структура
7. Теории и гипотезы в политическом анализе.
8. Интерпретация и операционализация в прикладном исследовании. Рабочие гипотезы.
9. Стратегический и рабочий планы исследования.
10. Информационная база прикладного политического исследования, ее характеристики.
11. Типы источников прикладного политологического исследования.
12. Проблема выборки в прикладном политологическом исследовании.
13. Технология расчета выборочной совокупности.
14. Ошибка выборки.
15. Типы выборок в прикладном исследовании политического процесса.
16. Опрос как метод сбора данных в прикладном исследовании, его разновидности.
17. Анкетирование.
18. Интервьюирование.
19. Традиционный анализ документов. Анализ сводных данных.
20. Контент-анализ: технология проведения, виды.
21. Наблюдение как метод сбора информации, его особенности.
22. Виды и этапы проведения наблюдения, роли наблюдателя в этом процессе.
23. Экспертный опрос, его виды, порядок проведения.
24. Метод «фокус-группы», технология его применения.
25. Эксперимент как метод сбора данных, его типы.
26. Технология подготовки и проведения эксперимента.
27. Измерение в прикладном политологическом исследовании, его уровни и принципы.
28. Основные требования к процессу измерения.
29. Ошибки измерения.
30. Шкалирование: основные понятия и принципы. Шкалирование по Лайкерту.
31. Подходы к построению шкал Гуттмана, Терстона, семантического дифференциала.
32. Типы шкал и операции с ними.
33. Кодирование данных в прикладном исследовании.
34. Группировка и типологизация данных.
35. Описание данных, составление отчета по исследованию.
36. Качественный анализ данных, его особенности и методы.
37. Проблемно–политическая ситуация: понятие, структура, виды.
38. Ивент-анализ.
39. ГИС-анализ
40. Одномерный количественный анализ.
41. Двумерный анализ данных.
42. Многомерный анализ данных. Факторный анализ.
43. Пат-анализ. Анализ временных рядов.
44. Графический анализ.
45. Политический риск: понятие, виды
46. Методы анализа политического риска
47. Оценка и управление политическим риском
48. Политическое прогнозирование, его роль в политологических исследованиях.
49. Типология прогнозов.
50. Технология прогнозирования.
51. Методы политического прогнозирования.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА К ЗАЧЕТУ
1. Рассчитайте простую случайную выборку n=30 для генеральной совокупности N=180 (по списку телефонов).
2. Сформулируйте обоснование, объект, предмет, цель и задачи исследования, определите тип стратегического плана по теме «Оценка современного избирательного законодательства жителями Алтайского края».
3. Определите типы вопросов и шкал в анкете.
4. Рассчитайте объем выборки n для генеральной совокупности N=700000 при γ=0,99 и допустимой ошибке выборки.
5. Рассчитайте серийную выборку для генеральной совокупности N=40 000 с допустимым уровнем точности при условии, что N состоит из 3 групп, равных 18 000, 12 000 и 10 000 объектов.
6. Определите объем выборочной совокупности при условии, что генеральная совокупность равна 80000, доверительная вероятность – 0,95, а ошибка выборки составляет ± 2% (запишите условие и решите задачу).
7. Рассчитайте объем выборки n для генеральной совокупности N=50000 при γ=0,95 и допустимой ошибке выборки.
8. Сформулируйте обоснование, объект, предмет, цель и задачи исследования по теме «Оценка отношений России и США жителями Алтайского края».
9. Определите объем выборочной совокупности при условии, что генеральная совокупность равна ∞, доверительная вероятность – 0,95, а ошибка выборки составляет ± 4% (запишите условие и решите задачу).
10. Рассчитайте простую случайную выборку для N=2000 с использованием каждого числа таблицы случайных чисел.
11. Охарактеризуйте выборочную совокупность n=800 для генеральной совокупности N=10 000.
12. Рассчитайте объем выборки n для генеральной совокупности N=15000 при допустимых уровне точности и ошибке выборки.
13. Программа прикладного политологического исследования по проблематике научной работы студента

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Туронок С.Г. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование в 2 ч. Ч.1-2 : Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A87E380A-2667-4861-822C-0CE0F295B9ED/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie-v-2-ch-chast-1; https://biblio-online.ru/book/4D10E4F3-DB0C-4B76-8AFD-669FD18343DC/politicheskiy-analiz-i-prognozirovanie-v-2-ch-chast-2
Л1.3 Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.4 Мангейм Д. Б. Политология. Методы исследования: пер. с англ М. : Изд-во Весь Мир, 1997
Л1.5 под ред. В. А. Семенова, В. Н. Колесникова Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие : [для бакалавров] СПб. : Питер, 2014
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боришполец К.П. Методы политических исследований: : учебное пособие М.: Аспект -Пресс, 2005
Л2.2 К. В. Симонов Политический анализ: учеб. пособие для вузов М. : Логос, 2002
Л2.3 Э. Н. Ожиганов Стратегический анализ политики. Теоретические основания и методы: учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2006
Л2.4 Шашкова Я.Ю. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие Барнаул: [Изд-во АлтГУ], 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Политический анализ и прогнозирование portal.edu.asu.ru
Э2 Федеральная служба государственной статистики РФ www.gks.ru
Э3 Единый архив экономических и социологических данных sophist.hse.ru/
Э4 Левада-центр www.levada.ru/
Э5 ФОМ fom.ru/
Э6 ВЦИОМ wciom.ru
Э7 Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент ecsocman.hse.ru
Э8 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э9 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э10 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э11 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4.База данных "Политические представления и установки жителей Республики Алтай и Алтайского края в современных условиях развития российского общества (2013 г.)", №2016621561 от 24.11.2016 (на диске)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Политический анализ принципиально отличается от теоретической политологии, основы которой освоены студентами к моменту изучения курса. Поэтому им необходимо осознать особенности политического анализа, его роль в исследовании политического процесса и профессиональной деятельности политологов, понять различие политического анализа и политической аналитики.
Аудиторные занятия со студентами по курсу «Политическим анализ и прогнозирование» проходят в форме лекций, практических занятий. Во время лекций студенту предлагаются нормативные знания о технологиях и методах анализа политических процессов и явлений,политическом прогнозировании. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время семинарских занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Политический анализ и прогнозирование» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС ВО по направлению «Политология», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса, научиться самостоятельно формулировать исследовательские гипотезы и проверять их на различных массивах эмпирических данных.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме занятия и/или рекомендованную литературу, сделать выписки и конспекты, составит планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению технических приемов и методов сбора данных в политическом анализе. При их изучении студенты должны четко ответить на вопрос: «Как провести исследование тем или иным методом?». Отсюда главное внимание необходимо обратить именно на технологию реализации каждого метода, этапы подготовки и проведения исследования при каждом методе, требуемый инструментарий, его структуру и правила составления, наличие или отсутствие специальных требований к поведению исследователя. По результатам изучения студенты должны научиться составлять анкету и программу контент-анализа, проводить опрос, наблюдение, контент-анализ текста и СМИ, «фокус-групповое» исследование.
Еще один важный блок, требующий значительной подготовки и самостоятельной работы, – по математическим методам анализа политических явлений. От студентов при его изучении требуется как знание математики, так и понимание, что не все числовые значения в политическом анализе таковыми являются. Числа могут обозначать не только количество, но и разновидности признака, в связи с чем к ним применяются разные методы анализа. Основное внимание должно быть уделено не запоминанию формул, а четкому осознанию смысла описываемых ими операций и условий применения каждой их них.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на занятиях проблем или акцентируют внимание на различных аспектах технологий политического анализа. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практических занятий дополнительно рекомендуемой литературы включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, формирования навыков исследовательской работы и умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа предполагает: повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованным списком литературы, подготовку выступлений, выполнение заданий по темам практических занятий, написание программы эмпирического исследования.