Закреплена за кафедрой | Кафедра востоковедения |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.01. Зарубежное регионоведение |
Профиль | Этника тюрко-монгольского мира в современных арт-практиках |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v41_04_01_Зарубежное регионоведение_ЭТММ-2021 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра востоковедения
Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна
1.1. | сформировать комплексное представление о методологических основах прикладных исследований, формах и содержании научно-исследовательской работы, методологическои и методическом аппарате исследователя |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | задачи, формы и содержание научного исследования, методологические основы прикладных исследований, современные методологические концепции |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выстраивать траекторию научного исследования, грамотно применять научно-справочный аппарат, презентовать и апробировать результаты научно-исследовательской работы |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | представлениями о формах, содержании, методах и результатах прикладного научного исследования, основными методологическими принципами и требованиями, научным аппаратом дисциплины |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы научно-исследовательской деятельности | ||||||
1.1. | Основы научно-исследовательской деятельности | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.2. | Основные этапы развития науки. Понятие научной революции. | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.3. | Работа с дополнительными материалами по курсу | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Методология научного исследования | ||||||
2.1. | Методологические принципы научного исследования | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.2. | Научное исследование: основные уровни и этапы | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.3. | Работа с дополнительными материалами по курсу | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 3. Методы научно-исследовательской деятельности | ||||||
3.1. | Методы научного познания | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.2. | Основные методы исторического исследования и опыт их классификации | Практические | 1 | 4 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.3. | Работа с дополнительными материалами по курсу | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 4. Основные этапы, содержание и результаты НИР | ||||||
4.1. | Научно-исследовательская работы: основные этапы и содержание | Лекции | 1 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
4.2. | Особенности подготовки, оформления и презентации научно-исследовательской работы | Практические | 1 | 2 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
4.3. | Работа с дополнительными материалами по курсу | Сам. работа | 1 | 28 | Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы для самоконтроля 1. Функции методологии науки. 2. Актуальность научного исследования. 3. Объект и предмет научного исследования. 4. Формулировка цели научного исследования. 5. Задачи научного исследования. 6. Критерии новизны исследования. 7. Понятия метода, принципа, способа познания. 8. Философские и общенаучные принципы и методы научного познания. 9. Общенаучные подходы в научном исследовании. 10. Общенаучные методы познания. 11. Методы эмпирического исследования. 12. Методы теоретического исследования. 13. Виды научных работ. 14. Требования к оформлению научных работ. 15. Виды апробации научных работ. Вопросы к зачету 1. Определение науки.Структура науки. 2. Понятие научной революции. Современные тенденции развития науки. 3. Научное исследование: понятие и основные этапы. 4. Научное исследование как вид деятельности. 5. Особенности научно-исследовательской работы. 5. Теоретический и эмпирический уровни научного исследования. 6. Философские основания методологии научного исследования. 7. Общие и прикладные методологические принципы научного исследования. 8. Понятие о методе научного исследования. 9. Типология методов научного исследования. 10. Общая характеристика методов гуманитарных исследований 11. Постановка целей и задач научного исследования. 12. Объект и предмет научного исследования. 13. Критерии новизны научного исследования. 14. Формулирование и обоснование результатов исследования. 15. Правила оформления исследовательской работы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
представлен на открытом образовательном портале по адресу https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=1240 |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гребенникова Т.Г. | История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие | Издательство Алтайского государственного университета, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Новиков А.М. | Методология научного исследования : | Либроком, 2010 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Павлов А.В. | Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие | -М.:Флинта, // Университетская библиотека онлайн Режим доступа: http://www.biblioclub.ru, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Новиков А. М. Новиков Д. А. | Методология: | М.: Синтег // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронный ресурс "Методология" | www.methodolog.ru | ||
Э2 | Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | elibrary.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» | cyberleninka.ru | ||
Э4 | Методология. Гуманитарный портал. | gtmarket.ru | ||
Э5 | Курс "Методология прикладного исследования" | public.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД. Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации.Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае. Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на семинарское занятие, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний. |