МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология прикладного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра востоковедения
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильЭтника тюрко-монгольского мира в современных арт-практиках
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv41_04_01_Зарубежное регионоведение_ЭТММ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, Анисимова Инна Владимировна

Рецензент(ы):
д.и.н., Профессор, Лысенко Юлия Александровна

Рабочая программа дисциплины
Методология прикладного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лысенко Юлия Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра востоковедения

Протокол от 16.06.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой Лысенко Юлия Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать комплексное представление о методологических основах прикладных исследований, формах и содержании научно-исследовательской работы, методологическои и методическом аппарате исследователя

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.задачи, формы и содержание научного исследования, методологические основы прикладных исследований, современные методологические концепции
3.2.Уметь:
3.2.1.выстраивать траекторию научного исследования, грамотно применять научно-справочный аппарат, презентовать и апробировать результаты научно-исследовательской работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представлениями о формах, содержании, методах и результатах прикладного научного исследования, основными методологическими принципами и требованиями, научным аппаратом дисциплины

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы научно-исследовательской деятельности
1.1. Основы научно-исследовательской деятельности Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Основные этапы развития науки. Понятие научной революции. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Работа с дополнительными материалами по курсу Сам. работа 1 20 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Методология научного исследования
2.1. Методологические принципы научного исследования Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Научное исследование: основные уровни и этапы Практические 1 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Работа с дополнительными материалами по курсу Сам. работа 1 20 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Методы научно-исследовательской деятельности
3.1. Методы научного познания Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Основные методы исторического исследования и опыт их классификации Практические 1 4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Работа с дополнительными материалами по курсу Сам. работа 1 20 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Основные этапы, содержание и результаты НИР
4.1. Научно-исследовательская работы: основные этапы и содержание Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Особенности подготовки, оформления и презентации научно-исследовательской работы Практические 1 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Работа с дополнительными материалами по курсу Сам. работа 1 28 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы для самоконтроля

1. Функции методологии науки.
2. Актуальность научного исследования.
3. Объект и предмет научного исследования.
4. Формулировка цели научного исследования.
5. Задачи научного исследования.
6. Критерии новизны исследования.
7. Понятия метода, принципа, способа познания.
8. Философские и общенаучные принципы и методы научного
познания.
9. Общенаучные подходы в научном исследовании.
10. Общенаучные методы познания.
11. Методы эмпирического исследования.
12. Методы теоретического исследования.
13. Виды научных работ.
14. Требования к оформлению научных работ.
15. Виды апробации научных работ.


Вопросы к зачету

1. Определение науки.Структура науки.
2. Понятие научной революции. Современные тенденции развития науки.
3. Научное исследование: понятие и основные этапы.
4. Научное исследование как вид деятельности.
5. Особенности научно-исследовательской работы.
5. Теоретический и эмпирический уровни научного исследования.
6. Философские основания методологии научного исследования.
7. Общие и прикладные методологические принципы научного исследования.
8. Понятие о методе научного исследования.
9. Типология методов научного исследования.
10. Общая характеристика методов гуманитарных исследований
11. Постановка целей и задач научного исследования.
12. Объект и предмет научного исследования.
13. Критерии новизны научного исследования.
14. Формулирование и обоснование результатов исследования.
15. Правила оформления исследовательской работы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
представлен на открытом образовательном портале по адресу https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=1240
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г. История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие -М.:Флинта, // Университетская библиотека онлайн Режим доступа: http://www.biblioclub.ru, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Новиков А. М. Новиков Д. А. Методология: М.: Синтег // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный ресурс "Методология" www.methodolog.ru
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» cyberleninka.ru
Э4 Методология. Гуманитарный портал. gtmarket.ru
Э5 Курс "Методология прикладного исследования" public.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции.
Они представляют систематизированные знания о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины.
На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств.
Лекции по учебной дисциплине проводятся с использованием презентационных материалов. Лекция носит структурированный характер, соответствует плану,определяемому РПД.
Студенты должны аккуратно вести конспект. В завершении лекции студент имеет возможность задать лектору уточняющий вопрос.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе.
При подготовке к семинару студенты могут вести записи, оформлять тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации.Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Значительная часть учебного материала изучается студентами в процессе самостоятельной работы. Особое значение приобретает работа с рекомендованной литературой. Для проверки знаний, полученных в результате работы с рекомендованной литературой, студент выполняет контрольные вопросы и задания, предложенные преподавателем. Выполнение контрольных вопросов и заданий является обязательным условием успешного освоения курса. Виды заданий, сроки сдачи заданий и критерии оценки представляются преподавателем в каждом конкретном случае.
Успешное освоение материала лекций, тем, вынесенных на обсуждение на семинарское занятие, выполнение контрольных вопросов и заданий, освоение рекомендованной литературы позволят пройти студенту промежуточную аттестацию, подготовка к которой требует актуализации всех полученных в рамках изучения курса знаний.