МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этнокультура и современные арт-практики регионов Большого Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильЭтника тюрко-монгольского мира в современных арт-практиках
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv41_04_01_Зарубежное регионоведение_ЭТММ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 169
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 169 169 169 169
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат культурологии, Доцент, Балакина Елена Ивановна

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, Директор ИГН, доцент, Нехвядович Лариса Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Этнокультура и современные арт-практики регионов Большого Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.01 Зарубежное регионоведение (приказ Минобрнауки России от 12.07.2017 г. № 648)

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 03.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации деятельности в сфере изучения искусства славяно-тюркских народов Центральной Азии для достижения практико-ориентированных результатов образования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-1 Способен выстраивать профессиональную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) по профилю деятельности в мультикультурной среде на основе применения различных коммуникативных технологий с учетом специфики деловой и духовной культуры России и зарубежных стран
ОПК-6 Способен разрабатывать и реализовывать организационно-управленческие решения по профилю деятельности
ПК-1 Способен разрабатывать проекты гуманитарного взаимодействия различных регионов с учетом этнических особенностей тюрко-монгольского мира
ПК-2 Способен продвигать проекты гуманитарного взаимодействия различных регионов с учетом этнических особенностей тюрко-монгольского мира
ПК-3 Способен планировать и осуществлять консультационную деятельность в области культурных обменов и гуманитарного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие и особенные духовные традиции в развитии национальных культур и национальных традиций славяно-тюркских народов Центральной Азии; основные этапы развития профессиональных художественных школ тюркских народов Большого Алтая;
3.2.Уметь:
3.2.1.находить способы инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности, ориентированной на развитие межкультурного диалога славяно-тюркских народов Центральной Азии в сфере изобразительного искусства;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; навыками гуманитарного прочтения художественных текстов и воспитания эстетического вкуса и культуры чувств на основе духовного и художественного наследия культур народов Центральной Азии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление профессиональных школ изобразительного искусства народов Центральной Азии
1.1. Становление профессионального изобразительного искусства народов Центральной Азии Лекции 4 2 УК-5, ОПК-1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Первые мастера профессионального изобразительного искусства народов Центральной Азии Практические 4 4 УК-5, ОПК-1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л2.1
1.3. Творчество первых профессиональных живописцев народов Центральной Азии Сам. работа 4 41 УК-5, ОПК-1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Влияние традиций русской классической школы на творчество художников Центральной Азии Лекции 4 2 УК-5, ОПК-1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Расцвет изобразительного искусства художников Центральной Азии Практические 4 8 УК-5, ОПК-1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Расцвет изобразительного искусства художников Центральной Азии Сам. работа 4 44 УК-5, ОПК-1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Национальный образ мира в индивидуальных интерпретациях художников Лекции 4 2 УК-5, ОПК-1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Развитие изобразительного искусства Центральной Азиив эпоху социализма Сам. работа 4 40 УК-5, ОПК-1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л3.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Национальный образ мира в индивидуальных интерпретациях художников Центральной Азии Практические 4 2 УК-5, ОПК-1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.2, Л2.1
1.10. Национальный образ мира в индивидуальных интерпретациях художников Центральной Азии Сам. работа 4 44 УК-5, ОПК-1, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Какое значение имел жанр пейзажа в русской живописи? Приведите пример из известных вам пейзажных работ русских художников.
2. Как изменяются в профессиональном художественном творчестве уже известные вам солярные мотивы традиционной русской культуры? Приведите примеры
3. Какие важные культурно-исторические задачи решало в русском изобразительном искусстве товарищество Передвижников? Кого из художников товарищества Передвижников вы запомнили?
4. Какие жанровые исторические картины вам запомнились? Кто их авторы? Расскажите об одной из них.
5.Какие причины и условия способствовали зарождению и успешному развитию профессионального изобразительного искусства в Казахстане?
6. Что вы могли бы назвать главной особенностью творчества первых казахских художников? Чьи имена и картины вы запомнили?
7. Какие образы и сюжеты главенствуют в профессиональной пейзажной живописи Казахстана? Как вы можете это объяснить?
8. Творчество какого из первых художников Казахстана вам было знакомо ранее? Какие его картины вам нравятся и почему?
9.Вспомните и назовите новые черты в развитии изобразительного искусства Кыргызстана в начале ХХ века.
10. Какие меры были приняты для формирования профессиональных художников из числа талантливых представителей кыргызского народа? Назовите имена активных деятелей культуры, оказавших помощь Киргизии в развитии собственной профессиональной художественной школы.
11. Как вы можете оценить деятельность В.В. Образцова в становлении профессионального изобразительного искусства в Кыргызстане? Вспомните и назовите его заслуги в формировании профессиональной художественной школы Кыргызстана.
12. Творчество какого из первых художников Кыргызстана вам было знакомо ранее? Какие его картины вам нравятся и почему?
13. Какие два пути развития изобразительного искусства Монголии вы можете выделить в первой половине ХХ века? Поясните свои выводы.
14. Что общего вы заметили в развитии изобразительного искусства Монголии и других народов Центральной Азии в ХХ веке? Приведите примеры.
15. Откуда пришла в Монголию традиция масляной классической живописи?
16. Как изменилась тематика и характер образов монгольской живописи после получения профессиональной подготовки художников? Какие прогрессивные черты вы можете выделить в этих процессах?
17. Какие вы заметили новые темы и возможности в развитии изобразительного искусства Казахстана в ХХ веке? Назовите их, поясните свою позицию примерами.
18. Как совмещали в своём творчестве художники Казахстана национальные особенности и общие задачи социалистической культуры? Приведите примеры.
19. Какие из работ казахских художников с национальными сюжетами вы запомнили? Чем вас привлекли эти картины? Поясните свой выбор.
20. Какие картины казахских художников советских лет патриотического и духовно-нравственного содержания показались вам важными сегодня? Почему вы так считаете?
21. Кто из художников запомнился вам своими работами? А своим восприятием мира? кто оказался для вас более загадочным? Поясните свой выбор.
22. Какой язык вам более понятен – реалистический или символический? Почему? А какой быстрее пробуждает сознание? Почему вы так считаете?
23. Вспомните и назовите новые черты в развитии изобразительного искусства Кыргызстана в начале ХХ века.
24. Какие меры были приняты для формирования профессиональных художников из числа талантливых представителей кыргызского народа? Назовите имена активных деятелей культуры, оказавших помощь Киргизии в развитии собственной профессиональной художественной школы.
25. Чем вы можете объяснить резкие перепады в развитии изобразительного искусства Кыргызстана в ХХ веке? Выскажите ваши собственные размышления.
26. Какую тему вы назвали бы центральной темой национального искусства сегодня? Какие картины и имена художников по данной теме вы знаете?
27.Чем вы можете объяснить резкие перепады в развитии изобразительного искусства Кыргызстана в ХХ веке? Выскажите ваши собственные размышления.
28. Назовите имена художников, чьё творчество признано сегодня современниками как вершина профессионального изобразительного искусства Кыргызстана.
29. Какие жанры изобразительного искусства появились в творчестве монгольских художников благодаря получению профессионального образования и возможностей международному общению?
30. Какие особенности национальной культуры и национального мировосприятия сохранились в творчестве монгольских художников академической школы?
31.Какие два пути развития изобразительного искусства Монголии вы можете выделить в первой половине ХХ века? Поясните свои выводы.
32. Что общего вы заметили в развитии изобразительного искусства Монголии и других народов Центральной Азии в ХХ веке? Приведите примеры.
33. Какие особенности изобразительного искусства Монголии обозначены в манифесте? Найдите смысловую связь положений манифеста с традиционной картиной мира монгольского народа.
34. Какие особенности вы запомнили в творчестве монгольского художника Балдуугийна Шарава?


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Монгольская икона начала ХХ века
Религиозная скульптура Монголии в первой половине ХХ века
Творчество художника Ц. Жамбы
Творчество художника Содномцэрэга.
Творчество художника М. Шарава
Монголия в картинах русских художников
Символы огня в орнаменте русского народа
Символы солнца в орнаменте казахского народа
Символы воды в орнаменте киргизского народа
Символы животных в национальном прикладном искусстве монгольского народа
Священные символы национального орнамента русского народа (на выбор)
Сакральный язык национального костюма казахского народа
Духовный смысл «живых узоров» в убранстве жилища киргизского народа
Символы и традиции в оформлении быта монгольских народов
Творчество русских профессиональных художников (на выбор)
Первые мастера профессионального изобразительного искусства Казахстана (на выбор)
Становление профессионального изобразительного искусства в Кыргызстане (персоналии на выбор)
Творчество первых профессиональных живописцев в Монголии (на выбор)
Творчество русских профессиональных художников (на выбор)
Первые мастера профессионального изобразительного искусства Казахстана (на выбор)
Становление профессионального изобразительного искусства в Кыргызстане (персоналии на выбор)
Творчество первых профессиональных живописцев в Монголии (на выбор)
Высшие достижения профессиональных художников Алтайского края (на выбор)
Расцвет профессионального изобразительного искусства Казахстана (на выбор)
Вершины профессионального изобразительного искусства Кыргызстана (на выбор)
Художественное наследие ведущих профессиональных художников Монголии (на выбор)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тавадов Г.Т. Этнология: учебник М.: Проект, 2004
Л1.2 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нехвядович Л.И. Этническая традиция в современном гуманитарном знании: / Л. И. Нехвядович; АлтГУ, Науч.-исслед. лаб. фак. искусств "Изобразительное искусство и архитектура Сибири": Монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Лурье С.В. Историческая этнология: учеб. пособие для вузов М.: Гаудеамус, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.
При необходимости в изучении каждого раздела предусмотренв консультативные занятия. Это аудиторные консультации, регулярно проводимые преподавателем в соответствии с индивидуальным расписанием консультаций, имеющимся на кафедре культурологии и дизайна. Возможны также удалённые консультацииподоговорённости с преподавателем при наличии особых обстоятельств.