МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и практики журналистики
Направление подготовки42.04.02. Журналистика
ПрофильЖурналистика, технологии и менеджмент мультимедийной редакции
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv42_04_02_Журналистика_ЖТиММР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Витвинчук В.В.

Рецензент(ы):
д.филос.н., профессор, Семилет Т.А.

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 42.04.02 Журналистика (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 529)

составлена на основании учебного плана:
42.04.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 28.06.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой д.филол.н., профессор Лукашевич Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины — заключается в обучении студентов основам и принципам теоретического и практического освоения компьютерных и информационных технологий сбора, обработки и анализа фактического материала для научных исследований и повседневной работы журналиста; выработке навыков определения параметров содержания медиатекстов для использования их в научных исследованиях и профессиональной деятельности; закреплении представлений корректности использования ресурсов глобальной компьютерной сети в научной и творческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
ПК-2.1 Умеет осуществлять мониторинг тем и проблем информационной повестки дня
ПК-2.2 Формирует круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения
ПК-2.3 Анализирует информацию из документальных источников, находящихся в открытом доступе
ПК-2.4 Знает способы проверки достоверности полученной информации
ПК-2.5 Предлагает творческие решения в процессе создания медиапродукта
ПК-2.6 Соблюдает профессиональные этические нормы в профессиональной деятельности
ПК-2.7 Готовит к публикации журналистский текст (или) продукт любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.4. Знает способы проверки достоверности полученной информации.
ПК-2.5. Предлагает творческие решения в процессе создания медиапродукта.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.1. Умеет осуществлять мониторинг тем и проблем информационной повестки дня.
ПК-2.2. Формирует круг героев, свидетелей, экспертов для создания журналистских текстов (или) продуктов любого уровня сложности и изучает полученные сведения.
ПК-2.3. Анализирует информацию из документальных источников, находящихся в открытом доступе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.6. Соблюдает профессиональные этические нормы в профессиональной деятельности.
ПК-2.7. Готовит к публикации журналистский текст (или) продукт любого уровня сложности с учетом требований конкретной редакции СМИ или другого медиа.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационное общество и компьютерные технологии в современном мире
1.1. Информационное общество и тенденции развития компьютерной техники и программного обеспечения. Информационная индустрия и СМИ. Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Компьютерное обеспечение творческого процесса журналиста и вопросы информационной безопасности
2.1. Информационное общество Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Журналист и современная компьютерная техника Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. RSS-подписки Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Поставщики информации и агрегаторы новостей Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.5. Работа с основными источниками и поставщиками информационного контента Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.6. Системы поиска экспертов Сам. работа 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Технологии поиска научной информации
3.1. Популярные поисковые системы – Google и Yandex Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Ознакомление с онлайновым ресурсом Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.3. Метапоисковые системы Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Computer-Assisted Reporting (CAR). Компьютерные технологии поиска, сбора, анализа и обработки информации
4.1. Технологический инструментарий журналиста Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.2. Информационная безопасность Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
4.3. Поиск по блогосфере Сам. работа 2 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 5. Применение прикладных компьютерных технологий в журналистике
5.1. Компьютерные технологии в научных исследованиях - анализ текстов, контент-анализ, мониторинг и обработка текстовых материалов СМИ и контроль информационных потоков в сетевых СМИ и социальных сетях. Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.2. Отбор информации и работу с информацией по методике CARS Сам. работа 2 24 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.3. Ознакомление с научными поисковыми системами и поисковыми механизмами Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.4. Ознакомление с информационными ресурсами сети Интернет Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.5. Анализ и мониторинг СМИ Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.6. Программные средства Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
5.7. Круглый стол по заявленным темам научных исследований Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-2.4, ПК-2.5, ПК-2.6, ПК-2.7 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7612

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1) Информационная технология – это…
(выберите два верных варианта)
А) программные средства, обеспечивающие создание систем обработки и саму обработку данных в информационных системах
Б) совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости производственных процессов
В) совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления
Г) использование специальных аппаратных и программных средств, обеспечивающих защиту информации и расширение сферы применения баз знаний
Ответ: Б, В

2) Технология мультимедиа - это …

А) программно-техническая организация обмена с компьютером текстовой, графической, аудио и видеоинформацией
Б) создание, хранение и обработка моделей объектов и их изображений с помощью ЭВМ
В) организация текста в виде иерархических структур
Г) процесс, обеспечивающий сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации
Ответ: А

3) Одним из основных теоретиков постиндустриального общества являлся:

А) Стив Джобс
Б) Дэниел Белл
В) Пранав Мистри
Г) Конрад Цузе
Ответ: Б

4) Для того, чтобы в материальном мире происходил обмен информацией, необходимы:
(выделите несколько вариантов)
А) источник информации;
Б) объект управления;
В) передатчик;
Г) лицо, принимающее решение;
Д) канал связи;
Е) приемник;
Ж) получатель информации.
Ответ: А, В, Д, Е, Ж.

5) Информация может быть отнесена к абстрактным понятиям.

А) да
Б) нет
Ответ: А

6) При передаче информации из одной системы в другую количество её в передающей системе уменьшается.

А) да
Б) нет
Ответ: Б

7) Информация может передаваться по различным физическим средам безотносительно к её семантике.

А) да
Б) нет
Ответ: А
8) Прагматический аспект отражает … свойства информации.

А) потребительские
Б) структурные
В) количественные
Г) смысловые
Ответ: А

9) Количество информации измеряется уменьшением неопределенности состояния системы.

А) да
Б) нет
Ответ: А

10) При энтропии, равной нулю, о системе имеется … информация.

А) полная
Б) частичная
В) недостаточная
Г) постоянная Ответ: А

11) Скорость передачи информации составляет 4 Мбит/сек. Это … мера оценки информации:

А) синтаксическая
Б) прагматическая
В) семантическая
Ответ: А
12) Информация, поступающая от объекта управления в управляющую подсистему, носит название:

А) управляющей
Б) входной
В) директивной
Г) обратной связи
Ответ: Г

13) Отличительной особенностью автоматизированных информационных систем является наличие:

А) лица принимающего решения
Б) функциональных элементов информационной системы
В) полностью автоматизированных процессов производственного управления
Г) технологического обеспечения
Ответ: В

14) Основным элементом преобразования информации в системах управления является:

А) передача информации
Б) принятие решения
В) анализ информации
Г) фильтрация данных
Ответ: Б

15) Информационный процесс в информационных системах управления может быть представлен цепочкой вида:

А) информация – данные – информация
Б) данные – информация – данные
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Каким свойством определяется информационная система?
Ответ: Ее выходной продукцией является информация, на основе которой принимаются решения либо выявляются последствия принятых решений
2. Внедрение информационных систем может способствовать…
Ответ: Получению рациональных вариантов решения задач.
3. Первая в мире компьютерная сеть, организованная 5 декабря 1969 года называлась…
Ответ: ARPANet
4. Разработчиком службы WWW (World Wide Web) является…
Ответ: Тим Бернерс Ли
5. К какой технологической концепции можно отнести социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники»
Ответ: Веб 2.0
6. Какой процесс позволяет эффективно анализировать большие объемы табличных данных?
Ответ: Визуализация данных.
7. Что позволяет делать система Google Scholar?
Ответ: Производить систематизированный научный поиск.
8. Какие возможности дает агрегатор Yandex.Новости?
Ответ. Мониторинг СМИ.
9. Компьютерные информационные технологии – это…
Ответ: Комплекс областей деятельности, которые относятся к технологиям создания, хранения и обработки информационных данных с применением компьютерной техники.
10. Технологии проектирования – это совокупность …
Ответ: Пошаговых процедур, определяющих последовательность технологических операций проектирования.
11. Что относится к метаданным?
Ответ: Автор, дата создания, размер.
12. Что представляет собой тезаурус?
Ответ: Словарь, собрание сведений, свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, со связью слов друг с другом.
13. Какова задача информационной системы управления проектом?
Ответ: Организационно-технологический комплекс методических, технических, программных и информационных средств, направленный на поддержку и повышение эффективности процессов управления проектом.
14. Внутренняя частная сеть организации – это…
Ответ: Интранет
15. Что означает принцип "10/20/30"?
Ответ: 10 слайдов в презентации; 20 минут времени на презентацию; 30-м шрифтом набран текст на слайдах.
16. Что дает полнотекстовый поиск?
Ответ: Поиск по всему содержимому документа.
17. Назовите наиболее популярный отечественный конструктор сайтов.
Ответ: Tilda.cc
18. Опишите функционал сервиса Wordart.com.
Ответ: Визуализация вербальной информации, создание интерактивного «облака слов».
19. Какой мультимедийный жанр позволяет создавать сервис Timeline JS?
Ответ: Таймлайн – историю во времени, рассказанную при помощи карточек.
20. Назовите наиболее объемный жанр современного сторрителлинга.
Ответ: Лонгрид, характеризующийся большим количеством мультимедийных элементов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших оценки по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Медиасистема как часть сектора постиндустриальной экономики.
2. Журналистика 2.0: специфика функционирования в различных форматах и на разных медиаплатформах.
3. Глобальные трансформации современной медиасистемы.
4. СМИ в Интернете: специфика, типология, перспективы развития.
5. Компьютерное обеспечение творческого процесса
6. Технологии поиска научной информации
7. Применение прикладных компьютерных технологий в журналистике
8. Новые способы монетизации контента
9. Вовлечение аудитории как элемент монетизации контента.
10. Адаптивный дизайн: особенности и перспективы.
11. Работа СМИ в мессенджерах
12. Инструментарий журналиста в интернет-СМИ
13. Новые формы и жанры журналистики
14. Верификация контента
15. Блогеры как гражданские журналисты
16. Технологии поиска информации
17. Стратегии медиапотребления
18. Краудсорсинговые технологии в журналистике
19. Роботизация журналистики
20. Работа с базами данных
21. Проблема fake news в интернет-журналистике
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Проанализировать предложенный сетевой медиаматериал с точки зрения технологии его создания, методов визуализации и мультимедийной грамотности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рощин С.М. Как быстро найти нужную информацию в Интернете: учеб. пособие М.: ДМК Пресс // ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
Л1.2 Мансуров А.В. Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ//ЭБС «АлтГУ», 2014 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/2235
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.2 Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web-ресурсах: практич. пособие М.: Книжный мир // ЭБС "ONLINE", 2012 biblioclub.ru
Л2.3 Шаньгин В.Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства: учебное пособие "ДМК Пресс" // ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека начинающего журналиста www.journ-lessons.com
Э2 Журнал «Журналист» www.journalist-virt.ru
Э3 Свежие котировки новостей mediametrics.ru
Э4 Электронный курс "Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.

Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования.