МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки54.03.03. Искусство костюма и текстиля
ПрофильДизайн костюма в индустрии моды
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_03_ДКвИМ-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 94
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н, доцент, Парубов А.И.

Рецензент(ы):
ст.преп., Серебряков А.И.

Рабочая программа дисциплины
Основы права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.03 ИСКУССТВО КОСТЮМА И ТЕКСТИЛЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 25.05.2016 г. № № 624)

составлена на основании учебного плана:
54.03.03 Искусство костюма и текстиля
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины правоведение являются профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования отношений, возникающих с их участием, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы
ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность
ОПК-3 умением использовать нормативные правовые акты в области своей профессиональной деятельности
ОПК-5 способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-6:основные методы гуманитарных, экологических и социальных наук;

ОПК-2:алгоритмы принятия организационно-управленческих решений; принципы управления рисками.
ОПК-3:основные нормы, регулирующие об-щественные отношения, основные правовые категории, используемые в юридической науке.

ОПК-5:современные нормативные акты, стандарты, методы и технологии в области защиты информации. Понятие информации и государственной тайны, их нормативное регулирование.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-6:анализировать особенности гуманитарных, экологических, социальных и эко-номических явлений

ОПК-2:анализировать и принимать решения в пределах своих полномочий.
ОПК-3:юридически правильно квалифицировать общественные отношения в соответствии с отраслевой принадлежностью;
применять нормы соответствующей отрасли права; определять примерный круг необхо-димых правовых документов.

ОПК-5:юридически правильно квалифицировать общественные отношения, определять примерный круг необходимых правовых документов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-6:навыками применения научных методов при решении прикладных задач; технологиями анализа проблем и процессов в различных областях.
ОПК-2:способностью принимать профес-сиональные решения в пределах своих полномочий.
ОПК-3:основными навыками определения подлежащих применению нормативных правовых актов;
основными навыками юридической квалификации фактов и обстоя-тельств.
ОПК-5:основными навыками определения подлежащих применению нормативных правовых актов в области защиты информации.
Методами обеспечения защиты информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории государства и права.
1.1. Причины и условия возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Понятие государства. Признаки государства. Типология государств. Функции государства. Формы и методы осуществления функций государства. Правовое государство. Понятие и признаки права. Сущность и принципы права. Понятие, признаки, виды и структура правовой нормы. Понятие и виды источников права. Система права и система законодательства. Понятие и содержание правоотношения. Субъект и объект правоотношения. Юридические факты. Вида правоотношений. Реализация права. Применение права. Применение права по аналогии. Правонарушение. Понятие, виды, основания юридической ответственности. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Причины и условия возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Понятие государства. Признаки государства. Типология государств. Функции государства. Формы и методы осуществления функций государства. Правовое государство. Понятие и признаки права. Сущность и принципы права. Понятие, признаки, виды и структура правовой нормы. Понятие и виды источников права. Система права и система законодательства. Понятие и содержание правоотношения. Субъект и объект правоотношения. Юридические факты. Вида правоотношений. Реализация права. Применение права. Применение права по аналогии. Правонарушение. Понятие, виды, основания юридической ответственности. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Причины и условия возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Понятие государства. Признаки государства. Типология государств. Функции государства. Формы и методы осуществления функций государства. Правовое государство. Понятие и признаки права. Сущность и принципы права. Понятие, признаки, виды и структура правовой нормы. Понятие и виды источников права. Система права и система законодательства. Понятие и содержание правоотношения. Субъект и объект правоотношения. Юридические факты. Вида правоотношений. Реализация права. Применение права. Применение права по аналогии. Правонарушение. Понятие, виды, основания юридической ответственности. Сам. работа 7 12 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы конституционного права.
2.1. Конституция Российской Федерации - основной закон государства и общества. Предмет, метод и определение конституционного права Правовые основы конституционного строя. Конституционные основы государственной власти и местного самоуправления. Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Федеративное устройство России, его особенности. Основные виды органов государственной власти. Понятие избирательной системы и избирательного права. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания и порядок приобретения гражданства. Прекращение гражданства. Сам. работа 7 14 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л2.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы административного и экологического права.
3.1. Понятие, предмет, метод административного права. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Понятие и основные черты административной ответственности. Понятие и состав административного правонарушения. Понятие и виды административных наказаний. Понятие, предмет и метод экологического права. Субъекты и объекты экологического права. Сам. работа 7 14 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Основы гражданского права.
4.1. Понятие и предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования, его особенности. Понятие источников гражданского права и их система. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения. Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Образование и прекращение юридического лица. Виды юридических лиц. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Содержание и понятие права собственности. Формы и виды права собственности. Основания возникновение и прекращения права собственности. Способы защиты права собственности. Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна. Понятие, виды и форма сделок. Обязательства в гражданском праве. Понятие и значение договора, порядок его заключения, изменения и расторжения. Основания и условия гражданско-правовой ответственности. Понятие, исчисление и виды сроков. Понятие, значение и виды сроков исковой давности. Общие положения о наследовании. Основы авторского права (объекты и субъекты авторского права, права авторов). Сам. работа 7 12 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
4.3. Содержание и понятие права собственности. Формы и виды права собственности. Основания возникновение и прекращения права собственности. Способы защиты права собственности. Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна. Понятие, виды и форма сделок. Обязательства в гражданском праве. Понятие и значение договора, порядок его заключения, изменения и расторжения. Основания и условия гражданско-правовой ответственности. Понятие, исчисление и виды сроков. Понятие, значение и виды сроков исковой давности. Общие положения о наследовании. Основы авторского права (объекты и субъекты авторского права, права авторов). Практические 7 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
4.4. Понятие и предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования, его особенности. Понятие источников гражданского права и их система. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения. Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Образование и прекращение юридического лица. Виды юридических лиц. Содержание и понятие права собственности. Формы и виды права собственности. Основания возникновение и прекращения права собственности. Способы защиты права собственности. Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна. Понятие, виды и форма сделок. Обязательства в гражданском праве. Понятие и значение договора, порядок его заключения, изменения и расторжения. Основания и условия гражданско-правовой ответственности. Сам. работа 7 10 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Основы социального предпринимательства.
5.1. Понятие, предмет, метод, система и источники социального предпринимательства. Виды субъектов предпринимательского права. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Сам. работа 7 10 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Основы трудового права.
6.1. Понятие, предмет и метод трудового права. Принципы трудового права. Источники трудового права. Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения. Социальное партнерство: понятие, принципы, стороны, уровни и формы. Коллективные договоры и соглашения. Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Заключение, изменение и расторжение трудового договора.Трудовая дисциплина и трудовой распорядок. Поощрения за труд. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания, порядок их применения. Материальная ответственность сторон трудового договора: понятие, условия наступления, виды. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников Практические 7 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
6.2. Понятие, предмет и метод трудового права. Принципы трудового права. Источники трудового права. Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения. Социальное партнерство: понятие, принципы, стороны, уровни и формы. Коллективные договоры и соглашения. Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Заключение, изменение и расторжение трудового договора. Трудовая дисциплина и трудовой распорядок. Поощрения за труд. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания, порядок их применения. Материальная ответственность сторон трудового договора: понятие, условия наступления, виды. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников Сам. работа 7 10 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Основы уголовного права. Правовые основы защиты защиты информации и государственной тайны.
7.1. Понятие, предмет и методы уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Понятие, признаки и категории преступления. Состав преступления: понятие, элементы, признаки и значение. Стадии преступлений. Соучастие в преступлении: понятие, признаки формы и виды. Понятие обстоятельств, исключающие преступность деяния. Понятие уголовной ответственности. Понятие и цели наказаний. Система и виды наказаний. Освобождение от наказания. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Лекции 7 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
7.2. Понятие, предмет и методы уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Понятие, признаки и категории преступления. Состав преступления: понятие, элементы, признаки и значение. Стадии преступлений. Соучастие в преступлении: понятие, признаки формы и виды. Понятие обстоятельств, исключающие преступность деяния. Понятие уголовной ответственности. Понятие и цели наказаний. Система и виды наказаний. Освобождение от наказания. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Практические 7 2 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1
7.3. Понятие, предмет и методы уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Понятие, признаки и категории преступления. Состав преступления: понятие, элементы, признаки и значение. Стадии преступлений. Соучастие в преступлении: понятие, признаки формы и виды. Понятие обстоятельств, исключающие преступность деяния. Понятие уголовной ответственности. Понятие и цели наказаний. Система и виды наказаний. Освобождение от наказания. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Сам. работа 7 12 ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=676

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-6
способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность знаний, навыков применения (соблюдения, использования) законов, а также их глубокое уважение – это
А) правовая культура;
Б) правовой нигилизм;
В) правомерное поведение.
Г)правовой империализм
Ответ: а

2. Предметом трудового права являются:
А. отношения, связанные с выполнением исправительных работ по приговору суда;
Б. отношения, связанные с выполнением трудовых обязанностей по трудовой функции;
В. отношения по выполнению работ, нацеленных на овеществленный результат;
Г. отношения по выполнению строительных подрядных работ.
Ответ: б


3. Основанием юридической ответственности является…
А) правонарушение;
Б) норма права;
В) вина;
Г) мотив и цель.
Ответ:а

4. Гражданское право, в основном, регулирует…
А) отношения, возникающие по поводу государственного управления;
Б) отношения в области обеспечения прав и свобод граждан;
В) имущественные отношения;
Г) личные неимущественные
Ответ:в


5. Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (алиментные обязательства) возникает только при условии, что…
А) ребенок рожден в зарегистрированном в установленном порядке браке;
Б) родители ребенка состояли в зарегистрированном в установленном порядке браке, который на данный момент расторгнут;
В) родители ребенка состояли или продолжают состоять в зарегистрированном в установленном порядке браке;
Г) ничего из перечисленного не требуется.
Ответ:б


6. Состав преступления включает следующие элементы:
А) объект, стороны и содержание;
Б) субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона;
В) норма права, правоотношение, неправомерное поведение, юридическая ответственность;
Г)содержание
Ответ:б

7. Форма государства предполагает характеристику по следующим критериям:
А) основы конституционного строя, основы правового статуса личности, система органов государственной власти;
Б) форма правления, форма государственно устройства и политический режим;
В) тип экономической формации, тип правовой системы,
Г) политическая программа правящей партии.
Ответ:б


8. Указанное в законе обстоятельство, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения – это…
А) норма права;
Б) нормативный правовой акт;
В) правоотношение;
Г) юридический факт.
Ответ:г


9. Договор о полной материальной ответственности можно заключить с работником, достигшим:
1. 14 лет;
2. 16 лет;
3. 18 лет.
4. 20 лет
Ответ: 3



10. Трудовой договор может заключаться как на неопределенный срок, так и на срок до 5 лет. При этом…
А) по общему правилу, трудовой договор заключается на неопределенный срок, срочный же лишь в указанных в трудовом законодательстве случаях;
Б) стороны абсолютно свободны в выборе между срочным трудовым договором и договором на неопределенный срок
В)трудовой договор может быть в устной форме;
Г) трудовой договор может быть и в устной и в письменной письменой форме .
Ответ:б


11. Трудовой договор считается заключенным …
А) с момента подписания его сторонами, но не позднее фактического начала работы по поручению работодателя;
Б) с момента издания работодателем приказа о приеме на работу ;
В) со дня ознакомления работника (под роспись) с приказом о приеме на работу;
Г) с момента истечения испытательного срока, если работник был принят с испытанием
Ответ:а


12. Наследники, относящиеся по закону ко второй очереди …
А) наследуют в равных долях имущество, не принятое любым из наследников первой очереди;
Б) наследуют в равных долях ту часть имущества наследодателя, от принятия которого отказались все наследники первой очереди;
В) наследуют в равных долях все имущество наследодателя, но лишь в том случае, если
наследники первой очереди отсутствуют либо ни один из них не принял наследство;
Г) не существуют.
Ответ:в

13. Привлечение к сверхурочным работам производится:
А) с устного согласия работника;
Б) с письменного согласия;
В) по приказу работодателя
Г) по собственному желанию.
Ответ:2

14. Гражданин РФ имеет право заключить трудовой договор по общему правилу:
А. с 16 лет;
Б. с 17 лет;
В. с 18 лет;
Г. с 15 лет.


15. Срок предупреждения об увольнении по собственному желанию:
А. 3 недели;
Б. 2 недели;
В. 1 месяц;
Г. 6 месяцев.
Ответ: б


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Аналогия права – это:
Ответ: применение общих принципов и смысла права к отношениям, которые не урегулированы законом

2. Во сколько лет наступает полная дееспособность ?
Ответ:• 18 лет

3. В каких случаях возможно прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон?
Ответ:• призыв работника на военную службу

4. В какой форме должно быть заключено соглашение о неустойке?
Ответ:• в письменной форме

5. В какой форме должно быть совершено завещание?
Ответ:• письменной нотариальной, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, – письменной с удостоверением должностного лица, указанного в законе, либо простой письменной

6. В какой форме производится выплата заработной платы?
Ответ:• в денежной форме (в рублях)

7. В какой форме, по общему правилу, может быть заключен договор?
Ответ:• в любой форме, предусмотренной для совершения сделок

8. В каком органе рассматривается индивидуальный трудовой спор об отказе в приеме на работу?
Ответ: непосредственно в суде

9. В каком размере оплачивается сверхурочная работа за первые два часа работы?
Ответ: не менее чем в полуторном размере

10. В каком случае выплачивается двойная сумма задатка?
Ответ: если за неисполнение договора, в обеспечение исполнения которого был дан задаток, ответственна сторона, получившая задаток

11. В каком случае федеральный закон считается одобренным Советом Федерации?
Ответ: если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации

12. В пределах какой территории действуют законы Московской области?
Ответ: в пределах Московской области

13. В состав преступления входят:
Ответ: субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона

14. В течение какого периода времени должна не выплачиваться заработная плата, чтобы у работника возникло право на приостановление работы?
Ответ:15 дней

15. В течение какого срока правонарушитель считается подвергнутым административному наказанию?
Ответ: 1 год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания

16. В течение какого срока со дня открытия наследства может быть, по общему правилу, принято наследство?
Ответ: шести месяцев

17. Вправе ли государственный служащий заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности?
Ответ: не вправе

18. Вправе ли граждане России иметь землю в частной собственности?
Ответ: вправе, если условия и порядок пользования землей определены на основе федерального закона

19. Гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета субъекта РФ, является:
Ответ: государственным служащим субъекта РФ

20. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет:
Ответ: 28 календарных дней

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2
способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какие из перечисленных ниже общественных отношений регулирует гражданское законодательство:
1. брачно-семейные;
2. отношения в сфере государственного управления;
3. имущественные и связанные с ними личные неимущественные;
4. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.
Ответ: 3
2. Гражданское законодательство в Российской Федерации находится:
1. в ведении Российской Федерации;
2. в ведении субъектов Российской Федерации;
3. в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов;
4. в ведении органов местного самоуправления.
Ответ: 1

3. С достижением какого возраста гражданское законодательство связывает наступление у граждан полной дееспособности:
1. с момента рождения;
2. с 14 лет;
3. с 18 лет;
4. с 21 года.
Ответ: 3

4. Опека устанавливается над:
1. лишёнными родительского попечения несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;
2. гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства;
3. гражданами, ограниченными судом в дееспособности;
4. над всеми категориями лиц, перечисленными выше.
Ответ: 2

5. Периодичность выплаты заработной платы должна составлять:
1. не реже, чем каждые пол месяца;
2. не реже, чем раз в месяц;
3. периодичность законом не установлена;
4. каждую неделю.
Ответ: 1


6. Процедура объявления несовершеннолетнего, достигшего шестнадцати лет и работающего по трудовому договору (контракту), полностью дееспособным называется:
1. регистрацией;
2. эмансипацией;
3. инициацией;
4. верный ответ отсутствует.
Ответ: 2

7. Какой из перечисленных ниже признаков является признаком юридического лица:
1. имущественная обособленность;
2. одним из учредителей является государство;
3. наличие недвижимости;
4. все перечисленные выше признаки.
Ответ: 1

8. Сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, должны совершаться:
1. в устной форме;
2. в простой письменной форме;
3. в нотариальной письменной форме;
4. могут совершаться в любой из перечисленных выше форм.
Ответ: 2

9. Какие общественные отношения регулирует административное право:
1. отношения, связанные с совершением преступлений;
2. отношения в сфере государственного управления;
3. имущественные и связанные с ними личные неимущественные;
4. отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.
Ответ: 2
10.Принудительный труд в Российской Федерации разрешен в случаях:
1. необходимости поддержания трудовой дисциплины;
2. как мера ответственности за участие в забастовке;
3. принудительный труд в Российской Федерации запрещен
4. по соглашению сторон.
Ответ: 3

11. Стороны трудовых отношений – это:
1. работник и работодатель;
2. работник, работодатель и посредник (например, биржа труда);
3. работодатель и посредник (например, биржа труда).
4. работник и профсоюз
Ответ: 1

12.Право на отпуск за первый год работы возникает у работника по истечении:
1. 6 месяцев;
2. 8 месяцев;
3. 11 месяцев
4. 12 месяцев.
Ответ: 1

13. Трудовой договор – это:
1. соглашение между работодателем и представителем работника;
2. соглашение между работником и представителем работодателя;
3. соглашение между работодателем и работником;
4. соглашение между работодателем и профсоюзом;
Ответ: 3

14. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста:
1. 10 лет;
2. 12 лет;
3. 16 лет
4. 21 лет
Ответ: 3

15. Основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже является:
1. трудовой договор;
2. личное дело;
3. трудовая книжка;
4. документ об образовании.
Ответ: 3


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Ежегодный оплачиваемый отпуск работникам моложе 18 лет может быть использован ими в (во):
Ответ:• любое удобное для них время года

2. Если один и тот же вопрос регулируется нормативными документами, обладающими равной юридической силой, то применяется акт, более ...
Ответ:• поздний

3. Забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность ...
Ответ:• родителей

4. Законом установлен предельный возраст обучающихся для получения общего образования:
Ответ:• 18 лет

5. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ должны соответствовать и не могут противоречить ________________ законам.
Ответ: Федеральным

6. Залог недвижимого имущества определяется как:
Ответ:ипотека

7. Иерархическая система российских нормативно-правовых актов берет начало от основного государственного нормативного документа:
Ответ:Конституции РФ

8. Изданные государством нормативно-правовые акты являются основным ________________ права.
Ответ:источником

9. Индивидуальные обязанности работника образовательного учреждения предусматриваются в заключаемом с ним документе, именуемом:
Ответ: трудовым договором

10. Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей была утверждена в:
Ответ:1980 году

11. Локальный нормативный акт, определяющий условия и правила организации деятельности образовательного учреждения:
Ответ: правила внутреннего трудового распорядка

12. Материальный объект в различном физическом состоянии, по поводу которого возникают гражданские правоотношения, рассматривается в сфере права как:
Ответ: вещь

13. Международное соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились, определяется как:
• конвенция

14. Международный документ, определяющий права ребёнка:
Ответ:Конвенция

15. Международный правовой документ, определяющий права ребенка:
Ответ: Декларация о правах ребенка

16. Ориентиры в поведении индивида или социальных групп, позволяющие оценивать социальные явления, действия и поступки людей с позиций общепринятых исторически сложившихся правил, определяются как:
Ответ: нравственные ценности

17. Основанием для прекращения с работником трудовых отношений является локальный нормативный акт:
Ответ: приказ

18. Основанием для проведения аттестации работника является его ...
Ответ: заявление

19. Основной документ о трудовой деятельности работника, определяющий его трудовой стаж:
Ответ: трудовая книжка

20. Основной документ, определяющий государственные требования по содержанию образования:
Ответ:Государственный образовательный стандарт


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
умением использовать нормативные правовые акты в области своей профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Рассмотрение в закрытом судебном заседании дела об усыновлении есть…
а) нарушение принципа состязательности;
б) нарушение принципа законности;
в) допускаемое законом исключение из принципа гласности;
г) нарушение принципа гласности.
Ответ: в
2. Какое действие должен совершить суд, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика надлежащим?
а) привлечь надлежащего ответчика в качестве второго ответчика;
б) произвести замену ненадлежащего ответчика надлежащим;
в) приостановить производство по делу;
г) рассмотреть дело в отношении первоначального ответчика.
Ответ: г
3. В каком случае возможно процессуальное правопреемство?
а) в деле о расторжении брака;
б) в деле о возмещении имущественного ущерба в случае смерти ответчика.
в) в деле о лишении родительских прав в случае смерти ребенка;
г) в деле о восстановлении на работе.
Ответ: б
4. Процессуальное соучастие допускается, если …
а) ответчик предъявил встречный иск;
б) права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание;
в) в дело вступает третье лицо, заявляющее самостоятельное требование;
г) предметом спора являются общие права или обязанности нескольких истцов или ответчиков.
Ответ: г
5. Какое полномочие судебный представитель может осуществить без указания в доверенности?
а) заявлять отводы;
б) отказаться от заявленного иска;
в) признать иск;
г) обжаловать решение суда;
д) участвовать в исследовании доказательств.
Ответ: а
6. Какие права имеют третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора?
а) участвовать в исследовании доказательств;
б) изменять основание иска;
в) уменьшать размер исковых требований;
г) отказаться от иска;
д) заявлять отводы.
Ответ: д
7. Прокурор вступает в процесс для дачи заключения по …
а) любым делам;
б) делам, в которых затрагиваются интересы малоимущих граждан;
в) делам, предусмотренным ГПК и другими федеральными законами ;
г) делам, затрагивающим интересы прокуратуры.
Ответ: в
8. В каком из указанных случаев дело неподсудно мировому судье?
а) иск об определении порядка пользования земельным участком;
б) иск о разделе совместного имущества супругов в сумме 350 тыс. руб.;
в) иск о восстановлении на работе Иванова, уволенного за прогулы;
г) иск о взыскании долга в размере 35 тыс. руб.
Ответ: г
9. В каком случае лица не могут быть допущены к участию в деле в качестве представителя?
а) представитель организации представил доверенность, подписанную руководителем и скрепленную печатью этой организации;
б) соучастники поручили ведение дела одному из них;
в) судья федерального суда представил доверенность от имени истца по делу о возмещении вреда, причиненного здоровью;
г) родитель представил суду документы, удостоверяющие его родство и статус;
д) помощник прокурора обратился в суд в интересах своего несовершеннолетнего сына.
Ответ: д
10. Какое из требований можно отнести к положительным искам о признании?
а) о признании имущества бесхозяйным;
б) о взыскании морального вреда;
в) о защите чести и достоинства;
г) о признании права авторства на литературные произведения;
д) об оспаривании отцовства.
Ответ: г
11. В каком случае отсутствуют условия для принятия встречного иска?
а) ответчик по иску о взыскании оставшейся суммы по договору купли-продажи квартиры предъявил иск о признании сделки недействительной;
б) ответчик по делу о возмещении вреда, причиненного здоровью истца, предъявил иск о взыскании долга;
в) ответчик по делу о расторжении брака предъявил иск о признании брака недействительным;
г) ответчик предъявил встречный иск о взыскании долга, превышающий сумму долга, взыскиваемую с него истцом.
Ответ: в
12. Когда судья не вправе принять исковое заявление?
а) заявление подано ненадлежащим истцом;
б) заявление подано об исполнении обязательства, срок исполнения которого еще не наступил;
в) заявление подано от имени истца лицом, не имеющим полномочий на ведение дела;
г) иск предъявлен после истечения срока исковой давности.
Ответ: в
13. Какие из действий судья вправе совершить на стадии подготовки дела?
а) назначить повторную экспертизу;
б) вызвать и допросить свидетеля;
в) прекратить производство по делу;
г) направить судебное поручение.
Ответ: г
14. В каких случаях необходимо назначение предварительного судебного заседания?
а) ответчик заявил, что полностью признает исковые требования;
б) на собеседовании у судьи стороны заявили, что решили заключить мировое соглашение;
в) во время подготовки в дело вступает третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора;
г) необходимо выяснить причины пропуска установленного законом срока обращения в суд.
Ответ: г
15.Какое влияние на ход судебного разбирательства оказывает признание иска ответчиком?
а) иск оставляется без рассмотрения;
б) рассмотрение дела продолжается, и суд выносит решение по делу;
в) разбирательство дела откладывается, и суд предлагает сторонам урегулировать спор во внесудебном порядке;
г) производство по делу прекращается.
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Если в ходе судебного разбирательства установлено, что рассмотрение данного спора неподведомственно суду, то
Ответ: дело передается по надлежащей подведомственности.

2. Какой факт подлежит доказыванию в ходе судебного разбирательства?
Ответ: доказательственный факт;

3. Что представляет собой исключительность как свойство законной силы судебного решения?
Ответ: невозможность предъявления тождественного иска

4. Что значит преюдициальность как свойство законной силы судебного решения?
Ответ: недопустимость нового исследования фактов, если они установлены вступившим в законную силу решением;

5. По каким из приведенных требований можно выдать судебный приказ?
Ответ: о взыскании денежной суммы по опротестованному векселю;

6. Лица, материально-правовой спор которых суд должен рассмотреть и разрешить - это ... .
Ответ:стороны

7. Прокурор, подающий заявление, не несет обязанности по _____ судебных расходов
Ответ:уплате

8. Какой вид апелляции предусмотрен нормами ГПК РФ?
Ответ: полная

9.Какова продолжительность срока на кассационное обжалование?
Ответ: 3 месяца

10. Куда подается апелляционная жалоба на решения судов субъектов РФ?
Ответ: в апелляционный СОЮ через суд субъекта РФ

11. Какое полномочие не принадлежит суду апелляционной инстанции?
Ответ: отменить решение суда первой инстанции и направить дело на рассмотрение в суд вышестоящей инстанции;

12.Когда решение суда подлежит безусловной отмене в апелляционном порядке?
Ответ: в деле отсутствует протокол судебного заседания.

13. Ссылка на новые доказательства в апелляционной жалобе допускается …
Ответ: при условии обоснования невозможности их представления в суд первой инстанции;

14. Обжалованию в апелляционном порядке отдельно от решения подлежат определения суда первой инстанции ...
Ответ: исключающие возможность дальнейшего движения дела

15. Обращение к процедуре медиации в суде возможно:
Ответ: в любой момент до принятия решения по спору

16. Какой орган является судом надзорной инстанции?
Ответ: Президиум Верховного Суда РФ

17. Основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке являются …
Ответ: существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела

18.Какие акты не могут быть пересмотрены по новым или вновь открывшимся обстоятельствам?
Ответ: постановления президиума суда надзорной инстанции

19. Какие акты являются исполнительными документами?
Ответ: исполнительные листы и судебные приказы

20.Срок предъявления исполнительного листа ко взысканию составляет …
Ответ: 3 года


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Действующим законодательством предусмотрены следующие виды тайны:
а. государственная тайна
б. коммерческая тайна
в. служебная тайна
г. все вышеперечисленные
Ответ: г.

Вопрос 2. Выберите верные суждения из предложенных:
1) Судебные расходы состоят из государственной пошлины.
2) Судебные расходы состоят из издержек, связанных с рассмотрением дела
а. 1
б. 2
в. верны оба
г. оба варианта не верны
Ответ: в

Вопрос 3. Какое процессуальное действие совершает суд, если исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание? Выберите верный вариант ответа.
а. отказывает в принятии искового заявления
б. принимает исковое заявление в производству
в. оставляет исковое заявление без движения
г. возвращает исковое заявление
Ответ: г

Вопрос 4. Выберите верные суждения из предложенных.
1) гражданским-процессуальным законодательством предусмотрено ускорение рассмотрения дела.
2) гражданским процессуальным законодательством предусмотрено приостановление производства по делу по инициативе сторон.
а. 1
б. 2
в. верны оба
г. оба варианта не верны
Ответ: а

Вопрос 5. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности ____________. Закончите фразу, выбрав правильный вариант ответа.
а. в соответствии с личным процессуальным законом иностранного лица
б. наравне с российскими гражданами и организациями
в. на основании закона, примененного по инициативе суда
г. на основании закона, на который ссылается иностранное лицо
Ответ: б

Вопрос 6. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается _____________.
а. следующий за ним рабочий день
б. предшествующий ему рабочий день
в. этот день
г. следующий за ним нерабочий день
Ответ: а

Вопрос 7. По общему правилу иск к организации предъявляется в суд по ________.
а. выбору истца
б. адресу организации.
в. адресу истца
г. адресу исполнительного органа организации
Ответ: б

Вопрос 8. По общему правилу частная жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается судом?
а. Единолично
б. Коллегиально
в. С участием профильного специалиста
г. Единолично или коллегиально по решению председателя суда
Ответ: а

Вопрос 9. В течении какого срока может быть подана апелляционная жалоба?
а. 15 дней
б. 1 месяц
в. 3 месяца
г. 6 месяцев
Ответ: б

Вопрос 10. Что не является критерием определения подведомственности?
а. Единоличная воля истца;
б. Предметный характер спора;
в. Субъектный состав;
г. Указание в законе.
Ответ: а

Вопрос 11. Какой орган уполномочен рассматривать надзорные жалобы?
а. Суд субъекта РФ;
б. Верховный Суд РФ;
в. Апелляционный суд;
г. Кассационный суд.
Ответ: б

Вопрос 12. С какого момента начинает исчисляться процессуальный срок?
а. Со дня совершения процессуального действия;
б. Незамедлительно;
в. На следующий день после совершения процессуального действия;
г. В ближайший рабочий день
Ответ: в

Вопрос 13. Кто не входит в состав лиц, участвующих в деле?
а. Истец;
б. Ответчик;
в. Прокурор;
г. Представитель.
Ответ: г

Вопрос 14. На какой стадии гражданского процесса может быть проведено предварительное судебное заседание?
а. Производство в суде апелляционной инстанции
б. Возбуждение производства по делу
в. Судебное разбирательство
г. Подготовка дела к судебному разбирательству
Ответ: г

Вопрос 15. При определении и оценки разумного срока судебного разбирательства не учитывается:
а. Поведение участников гражданского процесса
б. Правовая сложность дела
в. Замена судьи
г. Эффективность действий суда
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. «Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются:
Ответ: акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, федеральные законы, федеральные конституционные законы

Вопрос 2. Базам данных предоставляется правовая охрана как:
Ответ: сборникам

Вопрос 3. Базовой отраслью права для регулирования отношений, связанных с информационной деятельностью, является:
• административное право

Вопрос 4. Библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления, называются:
Ответ: муниципальными

Вопрос 5. В основе регулирования института интеллектуальной собственности лежат нормы:
Ответ: гражданского права

Вопрос 6. В правовой режим документированной информации входит ...
Ответ: электронная цифровая подпись

Вопрос 7. В регистрации средства массовой информации не может быть отказано ...
• по мотивам нецелесообразности
Вопрос 8. В системе источников информационного права к подзаконным актам, принимаемым на федеральном уровне, можно отнести:
Ответ: Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ, акты министерств и ведомств

Вопрос 9. В соответствии с действующим законодательством, период между выходом в свет (в эфир) экземпляров (передач) средств массовой информации (СМИ) не должен превышать:
Ответ: 1 года

Вопрос 10. В суде редакцию средства массовой информации представляет:
Ответ: главный редактор

Вопрос 11. Ведомственный контроль за соблюдением законодательства об архивном фонде РФ и архивах осуществляется:
Ответ: органами исполнительной власти, • органами управления архивным делом системы Государственной архивной службы России

Вопрос 12. Владелец информационных ресурсов не обязан ...
Ответ: использовать информацию по своему усмотрению

Вопрос 13. Возможность создавать различные виды информации в процесе собственного творчества — это конституционное право ...
Ответ: свободно производить информацию

Вопрос 14. Вредоносные программы, выраженные в объективной форме и имеющие творческий характер, ... охраноспособными.
Ответ: являются

Вопрос 15. Всего в истории человечества технологических революций было:
Ответ: четыре
Главные подразделения системы российского права, отличающиеся специфическим режимом правового регулирования и охватывающие целые участки, комплексы однородных общественных отношений, — это:
Ответ: отрасли права

Вопрос 16. Государственные и муниципальные библиотеки получают статус юридического лица с момента их:
Ответ: регистрации

Вопрос 17. Государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации должны выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы об итогах работы Совета Федерации и Государственной Думы
Ответ: 1 раз в неделю

Вопрос 18. Государственный контроль за средствами массовой информации в первую очередь осуществляет:
Ответ: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Вопрос 19. Группу правонарушений в сети Интернет, часто называемую правонарушениями в сфере «выражения мнения» составляют правонарушения, связанные:
Ответ: с распространением вредной или ложной информации

Вопрос 20. Действие патента на промышленный образец продлевается Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам по ходатайству патентообладателя, но не более, чем на:
Ответ: 5 лет

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.

«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачет (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Правовое государство
2. Понятие и признаки права
3. Источники права
4. Конституция Российской Федерации – основной закон государства, её структура, понятие, признаки и черты. Конституционные нормы
5. Основы конституционного строя
6. Понятие и система государственных органов
7. Понятие и основные черты административной ответственности
8. Гражданское правоотношение: понятие, структура, основания возникновения
9. Физические лица как субъекты гражданского права
10. Юридические лица как субъекты гражданского права: понятие, признаки, виды
11. Сделки: понятие, форма, виды. Недействительность сделок. Последствия недействительности сделок
12. Гражданско-правовой договор как основание возникновения обязательств
13. Понятие и принципы семейного права
14. Основы социального предпринимательства.
15. Понятие трудового права
16. Заключение трудового договора. Оформление приема на работу .Трудовая книжка
17. Понятие уголовного права
18. Понятие преступления, состав преступления
19. Уголовная ответственность и наказание, виды наказаний
20. Основы правового регулирования профессиональной деятельности

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. 1 августа 2004 г. в департамент здравоохранения Московской городской администрации поступила жалоба от учителя истории Жукова. Не получив ответа 25 сентября Жуков попытался выяснить, почему нет никакой информации, однако ему ничего не пояснили, предложив еще подождать.Какие права попытался реализовать гражданин Жуков?
Вопрос 2. Ученик 5-го класса школы № 82 Петров на период школьных каникул решил устроиться на работу в качестве курьера в редакцию газеты «Московский комсомолец». Родители не возражали против его трудоустройства. Однако в редакции ему отказали в приеме на вакантную должность. Правомерны ли такие действия?
Вопрос 3. Необходимо представить перечень и краткую компетенцию органов, осуществляющих государственную политику в области правового регулирования образовательной сферы на федеральном и региональном уровнях.
Вопрос 4. Приведите примеры международных договоров, рамочных соглашений, международных актов стран СНГ , касающиеся основ правовой деятельности педагога.
Вопрос 5. Приведите пример ограничения прав и свобод педагога в области трудового права.
Вопрос 6. Два друга поступили в государственный университет за счет бюджетных средств: один поступил на программу бакалавриата, другой на программу – специалитета. Отучившись положенные сроки, они оба выразили желание поступить в магистратуру на бесплатной основе. Однако им было отказано, аргументируя это тем, что магистратура является вторым высшим образованием, а так как первое образование было получено ими бесплатно, то они не имеют права претендовать на бюджетные места по программе магистратуры. В их случае обучение возможно только на платной основе. Дайте правовую оценку ситуации.
Вопрос 7. Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование является обязательным. Однако ч. 5 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
Получение какого образования в таком случае является обязательным? Предусматривается ли ответственность за невыполнение данной обязанности? Выскажите свое мнение, подкрепленное аргументами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лазарев В.В., Липень С.В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/421CC193-568E-46C9-A4E1-C5EB140E50DE
Л2.2 Стрекозов В. Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Э2 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э3 Верховный Суд РФ www.supcourt.ru
Э4 Курс правоведения в moodle Правоведение (Основы права, основы правовых знаний) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=676 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
216Д учебный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; аудиомагнитофон репортажный Marantz PMD - 2 шт.; музыкальный центр АЙВА; спутниковая антенна Супрал 0,6 м + 1 спутниковый ресивер Humax VA Ace+телевизор LCD SONY KDL-32U4000; видеомагнитофон "Kim"; DVD-плейер BBK DV 216 SI; DVD-плейер Sony DVP-NS308
220Д учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; зеркало 1 шт.; учебно-нагляднве пособия; манекен женский мягкий (торс) 2 шт.; оверлок Juki MO Juki MO 735; распошивальная машина Brother 2340 CV; утюг Phillips GC4850/02; швейная машина Brother Style 60e; швейная машина бытовая Brother LS 2125 – 3шт.; швейно-вышивальная машина бытовая Brother NV 950 E; доска гладильная (подставка для утога и подставка для рукава)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
Самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос) по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.

Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Правоведение» завершается зачетом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисцип-лины «Правоведение» производится с учетом результатов по всем видам оценочных средств в рамках бинарной системы «зачтено/не зачтено». Оценка «зачтено» проставляется студенту, который активно участвовал в обсуждении теоретических вопросов, решил задачи и тест на оценку «удовлетворительно» и выше. В случае отсутствия положительных оценок по теоретическим вопросам и решению задач, студенту может быть назначено прохождение тестирования. Тестирование, пройденное на оценку «удовлетворительно» и выше, предполагают выставление студенту итоговой оценки «зачтено». В случае отсутствия положительных оценок по оценочным средствам начального этапа студенту необходимо подготовить вопросы к зачету.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит не-сколько вариантов ответа, только один из которых является правильным. Если правильных ва-риантов ответа несколько, то студента об этом уведомляют. Итоговая оценка за тест выставля-ется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется сту-дентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на се-минарском занятии предполагает последующий устный ответ. Каждая задача оценивается от-дельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на зачет включаются в зачетные билеты. Каждый зачетный билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку отве-та студенту дается 15 минут. Зачет проводится в устной форме. После основного ответа препо-давателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Зачет оценивается по бинарной шкале: зачтено и не зачтено.