МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка мобильных приложений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра информатики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИвД-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пед.н, Доцент, Алябышева Ю.А.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Разработка мобильных приложений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Козлов Денис Юрьевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра информатики

Протокол от 29.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Козлов Денис Юрьевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является получение углубленных знаний в области разработки
мобильных приложений для операционной системы Android с использованием языка программирования Kotlin.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
1) Практическое применение основных инструментов разработки мобильных приложений для
операционной системы Android;
2) Знакомство с продвинутыми инструментами разработки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать и адаптировать web и мультимедийные приложения.
ПК-3.1 Умеет составлять техническую документацию
ПК-3.2 Знает основы разработки и умеет внедрять программное обеспечение
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы алгоритмизации, языки и технологии программирования, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий при создании мобильных приложений
- конфигурации и профили языков программирования для мобильных платформ
- процессы создания и использования информационных сервисов
- виды графических интерфейсов и принципы дизайна мобильных приложений
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять методы алгоритмизации, языки и технологии программирования, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий при создании мобильных приложений
- создавать архитектуру мобильных приложений, разрабатывать мобильные приложения
- проектировать пользовательские интерфейсы, применять современные информационные технологии при создании мобильных приложений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения методов алгоритмизации, языки и технологии программирования, пригодные для практического применения в области информационных систем и технологий при создании мобильных приложений
- установки и настройки программных платформ для мобильных приложений
- распространения, эксплуатации и настройки мобильных приложений
- разработки графических дизайнов интерфейса мобильных приложений для современных информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Синтаксис и семантика языка Kotlin Лекции 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Знакомство с ПО. Решение задач Лабораторные 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Типы данных Сам. работа 4 8 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Функции Сам. работа 4 16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2.
2.1. Kotlin и ООП Лекции 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Классы, наследование и полиморфизм. Решение задач Лабораторные 4 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Классы Сам. работа 4 16 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Конструкторы Сам. работа 4 24 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3.
3.1. Создание мобильных приложений на базе OS Android Сам. работа 4 11 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Создание приложения "Калькулятор" Лабораторные 4 4 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Архитектура Android и инструменты разработчика Сам. работа 4 24 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Программирование пользовательских интерфейсов Сам. работа 4 24 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6164

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3:
Способен разрабатывать и адаптировать web и мультимедийные приложения.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:
1. Платформа Android основывается на операционной системе:
• Linux
• MAC
• Unix
• Windows CE
• Windows XP
2. Базовая единица графического интерфейса приложения Android это:
• Widgets
• View и Viewgroups
• Layout и Drawing
• Интерактивные элементы экрана
• Ничего из перечисленного
3. Что представляет собой формат APK?
• Андроид файл контента
• Андроил файл данных
• Андроид файл пакета
• Андроил файл ресурсов
• Ничего из перечисленного
4. Файлы ресурсов Layout должны размещаться в папке:
• /res/
• /res/anim
• /res/drawable
• /res/jpg
• /res/layout
5. Пустой процесс не должен иметь:
• Активных компонентов приложения
• Активных процессов
• Активных сервисов
• Занимать память
• Любые ресурсы
6. Какие утверждения верны относительно сервисов и потоков?
• Сервис запускается в отдельном потоке
• Для потока можно создать несколько экземпляров, а для сервиса – нет
• Сервис не может использовать потоки для выполнения задач
7. Android система использует намерения, чтобы:
• Широковещать системные намерения
• Широковещать пользовательские намерения
• Вызывать другие приложения из вашего приложения
• Всё вышеперечисленное
8. Уведомление «Экран гаснет» - это пример:
• Фоновой операции
• Normal broadcast
• Ordered broadcast
9. Максимальное количество адресов, возвращаемых методом getFromLocationName() может быть
• 2
• 3
• 4
• 5
10. Устройство с установленной операционной системой Android необходимо лоя разработки приложений для Android:
• True
• False
11. Google лицензирует некоторые проприетарные приложения:
• True
• False
12. Когда Google купил Android?
• 2007
• 2005
• 2008
• 2010
13. В каком году стартовала разработка на виртуальной машине Dalvik?
• 2003
• 2005
• 2007
• 2006
14. Какая из перечисленных не является нативной библиотекой Android?
• Webkit
• Dalvik
• OpenGL
• SQLite
15. Какая операционная система используется как основа Android стека?
• Linux
• Windows
• Java
• XML


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце каждого семестра зачета по всему изученному за семестр материала. Зачет проводится в виде теста.
1. Платформа Android основывается на операционной системе:
• Linux
• MAC
• Unix
• Windows CE
• Windows XP
2. Базовая единица графического интерфейса приложения Android это:
• Widgets
• View и Viewgroups
• Layout и Drawing
• Интерактивные элементы экрана
• Ничего из перечисленного
3. Что представляет собой формат APK?
• Андроид файл контента
• Андроил файл данных
• Андроид файл пакета
• Андроил файл ресурсов
• Ничего из перечисленного
4. Файлы ресурсов Layout должны размещаться в папке:
• /res/
• /res/anim
• /res/drawable
• /res/jpg
• /res/layout
5. Пустой процесс не должен иметь:
• Активных компонентов приложения
• Активных процессов
• Активных сервисов
• Занимать память
• Любые ресурсы
6. Какие утверждения верны относительно сервисов и потоков?
• Сервис запускается в отдельном потоке
• Для потока можно создать несколько экземпляров, а для сервиса – нет
• Сервис не может использовать потоки для выполнения задач
7. Android система использует намерения, чтобы:
• Широковещать системные намерения
• Широковещать пользовательские намерения
• Вызывать другие приложения из вашего приложения
• Всё вышеперечисленное
8. Уведомление «Экран гаснет» - это пример:
• Фоновой операции
• Normal broadcast
• Ordered broadcast
9. Максимальное количество адресов, возвращаемых методом getFromLocationName() может быть
• 2
• 3
• 4
• 5
10. Устройство с установленной операционной системой Android необходимо лоя разработки приложений для Android:
• True
• False
11. Google лицензирует некоторые проприетарные приложения:
• True
• False
12. Когда Google купил Android?
• 2007
• 2005
• 2008
• 2010
13. В каком году стартовала разработка на виртуальной машине Dalvik?
• 2003
• 2005
• 2007
• 2006
14. Какая из перечисленных не является нативной библиотекой Android?
• Webkit
• Dalvik
• OpenGL
• SQLite
15. Какая операционная система используется как основа Android стека?
• Linux
• Windows
• Java
• XML

Зачтено - не менее 60% правильных ответов
Приложения
Приложение 1.   ФОС_моб_ПИ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова В.В. Разработка мобильных приложений: учебное пособие для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Соколова В.В. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова В. В. Разработка мобильных приложений: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство Томского политехнического университета, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Разработка мобильных приложений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
IntelliJ IDEA
Android StudioMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания
Лабораторные работы, где студенты максимально активно участвуют в практическом приложении изучаемого материала дисциплины.
- Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения решения, поставленных задач, не просто читайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Задания практического характера: продумайте план их выполнения или решения .
- При возникновении трудностей в процессе работы взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.