МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование в графическом дизайне

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИвД-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 155
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 155 155 155 155
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.н.искусствоведения, доцент, Л.Н Турлюн

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, Дир. инст., Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Проектирование в графическом дизайне

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 23.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой к. искусствоведения, доц. Ю.В. Кирюшина


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели освоения учебной дисциплины состоит в ознакомлении студентов с теоретическими основами графического дизайна и получения навыков в создание макетов сайтов и полиграфической продукции.
Задачи:
-научить создавать светотение для создания реалистического изображение объектов;
-научить создавать наглядные изображения объектов дизайна;
-научить подготавливать к печати любую полиграфическую продукцию.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития.
ПК-4.1 Умеет создавать концепцию графического дизайна интерфейса
ПК-4.2 Умеет создавать эскиз графического стиля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.1: Умеет создавать концепцию графического дизайна интерфейса
ПК-4.2: Умеет создавать эскиз графического стиля
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектирование простых макетов
1.1. Основы проектирования корпоративного стиля Сам. работа 4 10 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.2. Создание макета плаката Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.3. Создание макета плаката Практические 4 6 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.4. Создание макета фирменного бланка Сам. работа 4 18 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.5. Создание макета фирменных папок Сам. работа 4 12 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.6. Буклет. Виды рекламных буклетов. Визитная карточка как элемент фирменного стиля Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.7. Создание макета буклета Практические 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.8. Создание макета буклета Сам. работа 4 18 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.9. Этикетка. Виды рекламных этикеток Сам. работа 4 25 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.10. Создание макета этикетки.Создание макета упаковки. Практические 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
1.11. Создание макета этикетки.Создание макета упаковки. Сам. работа 4 20 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. Проектирование многополосной продукции
2.1. Виды и особенности печати, этапы предпечатной подготовки Лекции 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.2. Создание макета журнала Сам. работа 4 16 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.3. Создание макета книги Сам. работа 4 12 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.4. Создания макета Web-сайта Сам. работа 4 6 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1
2.5. Создание макета каталога Сам. работа 4 8 ПК-4.1, ПК-4.2 Л3.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» — https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2399.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, композицией, на основе понимания принципов и этапов развития визуальной культуры, знания истории дизайна, включая осведомленность в современных тенденциях их развития

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1.Какой цвет является основным в цветовом треугольнике RGB?
A) Красный
B) Зеленый
C) Синий
D) Желтый
Правильный ответ: C) Синий

2.Какой принцип композиции предполагает размещение объектов симметрично относительно вертикальной оси?
A) Принцип акцентуации
B) Принцип равновесия
C) Принцип контраста
D) Принцип ритма
Правильный ответ: B) Принцип равновесия

3.Какие из перечисленных шрифтов относятся к шрифтам без засечек?
A) Times New Roman
B) Arial
C) Courier
Правильный ответ: B) Arial и C) Helvetica

4.Какой элемент дизайна служит для привлечения внимания пользователя к определенной части интерфейса?
A) Иконка
B) Текст
C) Цветовая палитра
D) Баннер
Правильный ответ: A) Иконка

5.Какая тенденция в современном дизайне подразумевает использование максимально простых форм и минимального количества декоративных элементов?
A) Минимализм
B) Максимализм
C) Эклектика
D) Футуризм
Правильный ответ: A) Минимализм

6.Какие из перечисленных программных инструментов часто используются для создания векторной графики?
A) Adobe Photoshop
B) Adobe Illustrator
C) GIMP
D) Adobe After Effects
Правильный ответ: B) Adobe Illustrator

7.Какой из следующих элементов визуального стиля интерфейса обычно отвечает за оформление заголовков и текстовых блоков?
A) Иконка
B) Шрифт
C) Цветовая палитра
D) Кнопка
Правильный ответ: B) Шрифт

8.Какой принцип композиции предполагает размещение элементов на равных расстояниях друг от друга?
A) Принцип акцентуации
B) Принцип баланса
C) Принцип контраста
D) Принцип ритма
Правильный ответ: D) Принцип ритма

9.Какое из следующих понятий связано с созданием визуальной иллюзии трехмерности на двумерной поверхности?
A) Градиент
B) Текстура
C) Тень
D) Масштаб
Правильный ответ: C) Тень

10.Какой из принципов дизайна подразумевает создание визуальных контрастов для привлечения внимания?
A) Принцип баланса
B) Принцип гармонии
C) Принцип контраста
D) Принцип ритма
Правильный ответ: C) Принцип контраста

11.Какой цвет ассоциируется с позитивными эмоциями и оптимизмом?
A) Черный
B) Красный
C) Серый
D) Зеленый
Правильный ответ: D) Зеленый

12.Какой элемент интерфейса обычно используется для навигации по веб-сайту и перехода между страницами?
A) Логотип
B) Кнопка "Назад"
C) Меню
D) Иконка соцсетей
Правильный ответ: C) Меню

13.Какая историческая эпоха в дизайне характеризуется использованием абстрактных геометрических форм и ярких цветов?
A) Готика
B) Романтизм
C) Абстракционизм
D) Ренессанс
Правильный ответ: C) Абстракционизм

14.Какие из перечисленных элементов обычно включаются в визуальный стиль пользовательского интерфейса?
A) Только цвет
B) Только шрифт
C) Цвет, шрифт и композиция
D) Все вышеперечисленное
Правильный ответ: D) Все вышеперечисленное

15.Какие из перечисленных понятий связаны с принципом "Золотого сечения" в дизайне?
A) Пропорции
B) Контраст
C) Симметрия
D) Фактура
Правильный ответ: A) Пропорции

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА


1.Вопрос: Что такое визуальный стиль пользовательского интерфейса?
Ответ: Визуальный стиль пользовательского интерфейса - это набор графических элементов и дизайн-решений, которые определяют внешний вид и визуальное восприятие интерфейса приложения или веб-сайта.

2.Вопрос: Какие основные элементы цвета в дизайне?
Ответ: Основные элементы цвета в дизайне - это оттенок, насыщенность и светлота.

3.Вопрос: Что такое композиция в графическом дизайне?
Ответ: Композиция в графическом дизайне - это способ расположения элементов на дизайн-проекте, создающий баланс и гармонию.

4.Вопрос: Какие этапы развития визуальной культуры существуют?
Ответ: Этапы развития визуальной культуры включают античность, средневековье, Возрождение, барокко, романтизм, модерн, абстракционизм и постмодернизм.

5.Вопрос: Почему важно изучать историю дизайна?
Ответ: Изучение истории дизайна позволяет понять эволюцию стилей, тенденций и вдохновение для современных проектов.

6.Вопрос: Какие основные принципы дизайна вы знаете?
Ответ: Основные принципы дизайна включают баланс, контраст, акцент, ритм, пропорции и единство.

7.Вопрос: Что такое палитра цветов?
Ответ: Палитра цветов - это выбранный набор цветов, используемых в дизайне для создания единого стиля.

8.Какие методы можно использовать для создания иконок, которые будут легко узнаваемы и понятны пользователям?
Ответ: Для создания иконок можно использовать методы упрощения формы, использование метафор и тестирование на пользовательской аудитории.

9.Почему важно учитывать адаптивный дизайн при разработке визуального стиля для веб-сайта?
Ответ: Адаптивный дизайн позволяет сайту корректно отображаться на разных устройствах и экранах, обеспечивая удобство для пользователей

10.Вопрос: Какие типографские правила важно соблюдать при создании дизайна?
Ответ: Это может включать правила выбора шрифтов, размеров шрифта, межбуквенного и межстрочного интервала, выравнивания текста и т.д.

11.Вопрос: Какие методы организации информации в дизайне вы знаете?
Ответ: Это может включать в себя методы группировки, иерархии, сеточной структуры, использование заголовков и буллитов.

12.Вопрос: Какие факторы следует учитывать при выборе цветовой палитры для дизайна?
Ответ: Целевая аудитория, психология цвета и контекст использования.

13.Вопрос: Что такое "типографика" в дизайне?
Ответ: Типографика - это искусство и наука о распределении и оформлении текста на странице или экране для улучшения его читаемости и визуальной привлекательности.

14.Вопрос: Какие виды композиции используются в дизайне?
Ответ:Композиции симметричные, асимметричные, равновесные.

15.Вопрос: Какие факторы влияют на выбор типографии в дизайне?
Ответ: Характер проекта, целевую аудиторию, читаемость и стиль.

16.Какие элементы пользовательского интерфейса обычно включаются в визуальный стиль?
Ответ: Визуальный стиль пользовательского интерфейса обычно включает в себя цветовую палитру, шрифты, иконки, кнопки и другие элементы интерфейса.

17.Какие средства и техники дизайна используются для создания текстур в визуальном стиле?
Ответ: Для создания текстур в визуальном стиле могут использоваться различные техники, включая градиенты, штриховку, фактуры и текстурные изображения.

18.Какие факторы следует учитывать при разработке визуального стиля для мобильных приложений?
Ответ: При разработке визуального стиля для мобильных приложений следует учитывать удобство использования, читаемость текста, интерактивность элементов и соответствие бренду приложения.

19.Какие принципы управления вниманием играют роль в создании визуального стиля для рекламы?
Ответ: Принципы управления вниманием, такие как контраст, цвет, размер и направление, могут использоваться для привлечения внимания к ключевым элементам рекламы.

20.Какие элементы визуального стиля могут помочь в создании брендовой идентичности компании?
Ответ: Логотип, цветовая палитра и типографика являются ключевыми элементами визуального стиля, которые способствуют созданию брендовой идентичности компании.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена.
Для обучающихся, организуется экзамен в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 20.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено более 85% заданий; «хорошо» – верно выполнено более 70% заданий, «удовлетворительно» верно выполнено более 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Боресков, А. В. Компьютерная графика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Павловская Е.Э. - отв. ред. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: учебное пособие М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.2 Боресков А.В., Шикин Е.В. КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА//ЭБС " Лань", 2014 e.lanbook.com
Л2.4 С.А. Муртазина, В.В. Хамматова. История графического дизайна и рекламы: учеб. пособие Казанский национальный исследовательский технологический университет/"ЭБС Лань", 2013 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Тарасова, О.П. Организация проектной деятельности дизайнера: учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2017 biblioclub.ru
Л3.2 Усанова А. Л. Основы композиции в дизайне: прогр. и метод. рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3557
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://lib.vvsu.ru/russian/exhibition/design/2
Э2 2. http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html
Э3 3. http://rosdesign.com/design/design.htm
Э4 4. http://design-theory.ru/
Э5 5. http://constitutions.ru/archives/1841
Э6 курс в Moodle" Проектирование в графическом дизайне" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционный курс направлен на изучение теоретических основ организации учебного процесса; специфики учебной деятельности дисциплин художественного цикла; видов творческой деятельности учащихся на занятиях; форм и методов ведения учебной и внеклассной работы; методов и форм активизации творческого процесса на занятиях; форм и методов коррекции и контроля знаний, умений, навыков учащихся, и т.д.
•Лекционные занятия сочетаются с практическими, где появляется возможность реализовать свои знания на практике. Практические занятия направлены на составление тематических планов учебной работы, планов-конспектов уроков, подготовку необходимой наглядности к уроку, а также проведение фрагментов разработанных занятий.
•Темы изучаются в той последовательности, предложенной в учебной программе.
•Самостоятельная работа направлена на поиск эффективных, целесообразных, оптимальных методов, приемов, средств обучения учащихся. В самостоятельную работу входит разработка внеаудиторных занятий учащихся, разработка разнообразных форм проведения внеклассных занятий, приемов и методов, используемых в обучении и воспитании молодежи.
•Итоговая форма оценки знаний осуществляется через проведение консультаций, и на экзамене.