МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мультимедиа-технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-2019_САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков О. В.

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Трошкина Г. Н.

Рабочая программа дисциплины
Мультимедиа-технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Трошкина Г. Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Трошкина Г. Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.знакомство слушателей с основами компьютерной графики, цифрового аудио и видео;
знакомство слушателей с прёмами создания мультимедиа контента;
приобретение практических навыков и умений использования графических, аудио и видео данных в презентационных материалах и веб-контенте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11Способен осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей
ПК-11.1 Знать принципы и методы создания презентаций.
ПК-11.2 Уметь создавать презентационные материалы и проводить презентации.
ПК-11.3 Владеть навыками работы с ПО по управлению и сопровождению проектов, презентации проекта.
ПК-6Способен принимать участие во внедрении информационных систем.
ПК-6.1 Знать основные методы внедрения ИС.
ПК-6.2 Уметь проводить анализ методов внедрения ИС.
ПК-6.3 Владеть навыками применения методов внедрения ИС.
ПК-7Способен настраивать, эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы.
ПК-7.1 Знать правила и мероприятия эксплуатации и сопровождения современных информационных систем и сервисов.
ПК-7.2 Уметь организовывать эксплуатацию и сопровождение ИС и сервисов.
ПК-7.3 Владеть навыками управления конфигурацией ИС и сервисов в процессе эксплуатации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.терминологию, применяемую в компьютерной графике, аудио, видео и мультимедиа-продуктах;
примеры использования мультимедиа-контента в сопроводительной документации к программным продукта;
способы автоматизированной генерации, обработки и конвертации графических, аудио, видео данных;
способы оптимального создания и публикации научной, инженерной и бизнес графики.
3.2.Уметь:
3.2.1.создавать и обрабатывать графические данные;
создавать и обрабатывать звуковые данные;
создавать и обрабатывать видео и аудиовизуальные данные;
писать скрипты для автоматической обработки графических данных;
создавать мультимедийные презентации и веб-контент с инфографикой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.создания и обработки растровой и векторной графики;
записи, создания и обработки аудио информации;
обработки видео информации;
написания скриптов для автоматической обработки графических данных;
создания презентаций и подготовки публичных выступлений;
создания мультимедийного веб-контента в соответствии со стандартами и рекомендациями W3C.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерная графика.
1.1. Введение в мультимедиа. Основные понятия компьютерной графики. Растровая графика. Векторная графика. Фрактальная графика. Трёхмерная графика. Форматы файлов. Конвертеры файлов. Деловая и научная графика. Лекции 5 2 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 5 10 Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Основы векторной графики. Сам. работа 5 6 Л2.3
1.4. Работа с векторной графикой. Лабораторные 5 1 Л2.3
1.5. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 5 6 Л2.3
1.6. Основные приёмы работы с растровой графикой. Сам. работа 5 6 Л2.3
1.7. Обработка цифровых фотографий. Лабораторные 5 1 Л2.3
1.8. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 5 6 Л2.3
1.9. Конвертеры графических файлов. Сам. работа 5 6 Л2.3
1.10. Основы инженерной и научной графики. Сам. работа 5 8 Л2.3
Раздел 2. Работа с аудио и видео информацией.
2.1. Основные понятия цифрового звука. Форматы аудиофайлов. Основные понятия цифрового видео. Характеристики видеосигнала. Формирование цифрового видеосигнала. Форматы цифрового кодирования и сжатия. Лекции 5 1 Л1.2, Л2.5, Л2.1
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 5 12 Л1.2, Л2.5, Л2.1
2.3. Обработка звука. Лабораторные 5 1 Л1.3
2.4. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 5 6 Л1.3
2.5. Обработка видео. Лабораторные 5 1 Л2.5
2.6. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 5 6 Л2.5
Раздел 3. Современные мультимедиа технологии.
3.1. Презентационные технологии. Веб-технологии. Потоковое мультимедиа. Лекции 5 1 Л2.1, Л1.3
3.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.3
3.3. Изготовление презентаций. Лабораторные 5 1 Л2.1
3.4. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 5 6 Л2.1
3.5. Мультимедиа-контент в WWW. Лабораторные 5 1 Л1.1
3.6. Доработка лабораторнй работы. Сам. работа 5 6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2544
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-11: Способен осуществлять презентацию информационной системы и начальное обучение пользователей
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Для создания анимированного ролика можно использовать ...
а) Adobe Audition
б) Adobe Photoshop
в) Adobe After Effects
г) Adobe Animate
Ответ: в г
2.Что такое колористика?
а) модель конкретизированной классификации гаммы световых цветов воспринимаемых человеком, которая дает возможность классифицировать конкретный цвет для дальнейшей возможности его воспроизведения
б) наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составляющих и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешивании цветов, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре
в) свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения
Ответ: б)
3. Сколько символов, сочетающих оттенки красного, зеленого и синего, в шестнадцатеричном цветовом коде?
а) 4
б) 5
в) 6
г) 7
Ответ: в)
4. Как в Photoshop можно вписать изображение в круг?
а) с помощью обтравочной маски
б) с помощью инструмента «перо»
в) с помощью инструмента «волшебная палочка»
Ответ: а)
5. Какой формат файла поддерживает анимационные изображения?
а) psd
б) gif
в) jpg
г) png
Ответ: б)
6. Сколько типов градиентов существует в Photoshop?
а) 2
б) 3
в) 5
г) 7
Ответ: в)
7. Как в Photoshop можно вписать изображение в круг?
а)с помощью обтравочной маски
б)с помощью инструмента «перо»
в)с помощью инструмента «волшебная палочка»
Ответ: а)
8. Какая часть компьютерной игры является мультимедийным продуктом:
а) вся игра полностью является мультимедийным продуктом
б) анимационная составляющая
в) ролики-заставки, вставленные в игру
Ответ: а)
9. Что относится к средствам мультимедиа:
а) анимация, тест, видео, мультимедийные программы
б) видео, анимация, текст, звук, графика
в) звук, текст, графика, изображения
Ответ: б)
10. С помощью графического редактора Paint можно:
а) создавать и редактировать графики, диаграммы
б) создавать и редактировать простые графические изображения
в) настраивать анимацию графических объектов
Ответ: б)

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Что относится к векторным форматам?
Ответ: SVG и PDF
2. Как ещё можно назвать интерактивный режим работы:
Ответ: диалоговый
3. Какой один из основных недостатков мультимедийных продуктов:
Ответ: требуют большого объёма памяти
4. Какой элемент компьютера преображает звук из непрерывной формы в дискретную и наоборот:
Ответ: звуковая карта
5. Что такое амплитуда звука:
Ответ: сила звука
6. Что предпринимается, чтобы объём видеофайла не был чрезмерно большим:
Ответ: используются специальные алгоритмы сжатия
9. Какое из этих устройств не требуется для работы с мультимедийными продуктами:
а) звуковая карта
б) микрофон
в) принтер
7. Что такое аудиоадаптер:
Ответ: другое название звуковой карты
8. Многослойная структура, на нем могут быть размещены информационные объекты и управляющие кнопки:
Ответ: слайд презентации
9. Дополнительное компьютерное оборудование, позволяющее преобразовывать звук из непрерывной формы в дискретную при записи и наоборот при воспроизведении:
Ответ: звуковая карта
10. Для представления 1 мин фильма на экране монитора с разрешением 1024 х 768 и палитрой из 256 цветов потребуется:
Ответ: 720 Мбайт
11. Для хранения 1 секунды звукозаписи звука, амплитуда которого измеряется 88 000 раз в секунду, а запись каждого результата измерения имеет информационный объем 16 бит, потребуется:
Ответ: около 172 Кб
12. Мультимедийный продукт, представляющий собой последовательность выдержанных в одном графическом стиле слайдов:
Ответ: компьютерная презентация
13. Для представления 1 мин фильма на экране монитора с разрешением 1366 х 768 и палитрой из 256 цветов потребуется:
Ответ: 983 520 Кбайт
14. Для хранения 1 секунды звукозаписи звука, амплитуда которого измеряется 22 000 раз в секунду, а запись каждого результата измерения имеет информационный объем 16 бит, потребуется:
Ответ: 44 000 байт
15. Компьютер, на котором предполагается работать с мультимедийными продуктами, должен быть дополнительно укомплектован:
Ответ: звуковой картой

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-7: Способен настраивать, эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Особенность технологии-мультимедиа:
а) одновременная работа со звуком, анимацией, видео, статичными объектами
б) возможность обработки графических изображений
в) возможность обработки графики и текста
Ответ: а)
2. Особенность мультимедийных продуктов:
а) наличие графических изображений
б) возможность интерактивного взаимодействия
в) наличие числовых выражений
Ответ: б)
3. Что из перечисленного является примером использования мультимедийных технологий в культуре:
а) покупка билета в музей через интернет
б) виртуальные экскурсии по музеям
в) цифровые репродукции картин
Ответ: б)
4. Назовите основные причины невозможности работы на ПК программы Photoshop…
а) несоответствующая платформа
б) недостаточно оперативной памяти
в) недостаточно свободного места на диске
Ответ: б,в
5. Какой существует метод воспроизведения цветных изображений на печатной машине?
а) печать триадными красками
б) печать плашечными красками
в) печать триадными и плашечными красками
Ответ: в
6. Как называются линейные матрицы и шаговые моторы, перемещающие матрицу по области изображения?
а) слайдовая панель
б) цифровая панель
в) сканирующая панель
Ответ: в
7. Пикселам присваивается тот или иной 100-процентный цвет при закрашивании ...
а) выделенной области
б) невыделенной области
в) полупрозрачного выделений
Ответ: а
8. С чего необходимо начинать редактирование изображения?
а) с анализа изображения
б) с анализа каждого пиксела
в) с создания опорных пунктов
Ответ: б,в
9. Сколько цветов входит в полутоновый растр?
а) 4
б) 6
в) 8
Ответ: а
10. Для описания каких характеристик разработано цветовое пространство sRGB?
а) для Windows-монитора
б) для Dos-монитора
в) для Macintosh-монитора
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие изображения называются растровыми?
Ответ: состоящие из массива пикселов, размещенных в большой сетке
2. Какие цвета называют вторичными?
Ответ: цвета, образующиеся комбинацией двух первичных и исключением третьего цвета
3. Что такое система управления цветом?
Ответ: набор программных средств, обеспечивающих внешнее сходство цветов при воспроизведении их на различных устройствах
4.С помощью регулировки тонов можно…
Ответ: исправить недостатки изображения, компенсировать ограничения при печати
5. Какое изображение можно воспринимать как размытое?
Ответ:имеющее нечеткие границы между цветовыми областями
6. Какие краски входят в триадные цвета?
Ответ: голубой, пурпурный, желтый, черный
7. Что такое штриховая графика?
Ответ: черно-белые, однобитовые изображения без полутонов и плавных переходов
8. В каком режиме сохраняются GIF-файлы?
Ответ: только в 8-битовом режиме
9. Что такое коэффициент дискретизации?
Ответ: отношение графического разрешения к линиатуре
10. Для нормальной работы пространство рабочего диска Photoshop должно равняться…
Ответ: объему выделенной программе оперативной памяти
11. В каких форматах сохраняются плашечные каналы?
Ответ: в формате Photoshop, в формате DCS2.0, в формате TIFF
12. Какие сканеры рассчитаны на работу с диапозитивами?
Ответ: планшетные, барабанные
13. Для сканирования каких изображений применяется режим Grayscale?
Ответ: изображения в градациях серого
14. Для поддержки векторной формы текста с резкими очертаниями необходимо сохранять файл в формате….
Ответ: EPS, PDF
15. Какие из цветовых моделей являются аппаратно-зависимыми?
Ответ: CMYK

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-6:Способен принимать участие во внедрении информационных систем.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите правильное утверждение:
а) SVG - графика может динамически представлять данные в графическом режиме
б) для представления данных в графическом режиме в формате SVG необходимо предварительно скомпилировать исходный код в исполняемый exe файл
в) SVG –графика не поддерживает динамическое отображение данных, поскольку это формат XML
г) SVG – графика может отображать данные лишь после внедрения документа в HTML – страницу
д) SVG – графика это формат для описания простых векторных объектов, поэтому данные не могут быть в нем представлены динамическим образом
Ответ: а)
2. Можно ли анимировать растровые изображения, помещенные в SVG – документ?
а) да, но только если они помещены в состав группы
б) да, если они входят в состав фильтра
в) да, но только если они включены в символ
г) нет, этого сделать невозможно
д) да, но только если они в формате *.jpg
Ответ: б)
3. Для заливки прямоугольника используется радиальный градиент, в котором в качестве первого цвета выбран белый, а в качестве второго – зеленый. Все прочие настройки градиента приняты по умолчанию. Выберите правильное расположение цветов:
а) прямоугольник окрашен системой чередующихся зелено-белых колец
б) прямоугольник окрашен системой чередующихся зелено-белых прямоугольников
в) прямоугольник окрашен зелено-белым переходом в направлении слева направо
г) белый цвет располагается в центре прямоугольника, зеленый по краям
д) зеленый цвет располагается в центре прямоугольника, белый по краям
Ответ: г
4. В SVG – документе расположены три последовательные строки кода, отображающие эллипс, квадрат и окружность. Фигуры имеют приблизительно одинаковый размер и налагаются друг на друга. Выберите правильное расположение фигур в вертикальной стопке слоев:
а) квадрат закрывает собой окружность, окружность закрывает собой эллипс
б) эллипс закрывает собой квадрат, квадрат закрывает собой окружность
в) квадрат закрывает собой эллипс, эллипс закрывает собой окружность
г) окружность закрывает собой квадрат, квадрат закрывает собой эллипс
д) окружность закрывает собой эллипс, эллипс закрывает собой квадрат
Ответ: г
5. Какой из этих редакторов имеет встроенную поддержку SVG –фильтров в виде отдельного инструментального средства?
а) Macromedia Flash
б) Adobe Photoshop
в) Macromedia Freehand
г) Corel Draw
д) Adobe Illustrator
Ответ: д
6. Какие из предложенных вариантов могут быть использованы для описания разрешения?
а) физический размер изображения
б) количество пикселов на дюйм
в) объем файла
Ответ: а,б,в
7.Что влияет на восприятие цвета?
а) освещение
б) рабочее окружение
в) пространство
Ответ: а,б
8. Каким образом можно использовать экранную цветопробу?
а) как эталон для получения внешнего вида изображения
б) как установки для определенных условий печати
в) для показа воспроизведения выводным профилем изображения при печати
Ответ:в
9. Как соотносятся понятия аудиокодек и контейнер медиаданных?
а) кодек и контейнер для хранения медиаданных – это синонимы
б) кодек – это способ сжатия аудиоинформации, а контейнер – это оболочка, в которую помещаются данные, сжатые тем или иным кодеком
в) контейнер медиаданных – это способ сжатия звука, кодек – это оболочка для хранения данных
Ответ:в
10 Многие программы для редактирования звука поддерживают плагины. Что это такое?
а) это – наборы звуковых файлов
б) это – подключаемые модули, которые позволяют добавить в программу различные дополнительные функции
в) это – стандартные возможности программы, сгруппированные по категориям
г) это – списки поддерживаемых аудиоформатов
Ответ:б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как соотносятся понятия аудиокодек и контейнер медиаданных?
Ответ: кодек – это способ сжатия аудиоинформации, а контейнер – это оболочка, в которую помещаются данные, сжатые тем или иным кодеком
2. Какая единица измерения используется для обозначения емкости элементов питания?
Ответ:миллиампер в час (мАч)
3. Какой аудиоформат, по вашему мнению, может поддерживать кодек, в названии которого есть сочетание символов APE (например – APEFile?)
Ответ: Monkey’s Audio
4. Для кодирования файлов какого формата предназначен известный бесплатный Ответ:MP3
5. Какой размер (в байтах) имеет одна секунда звука, сохраненного в режиме Audio CD?
Ответ:176400 байт
6. Если вы редактируете в аудиоредакторе стереофоническую запись, сколько звуковых каналов доступно для редактирования?
Ответ: два
7. Какой показатель обычно является определяющим для характеристики качества сжатого звука?
Ответ:битрейт
8. При печати на какой бумаге коэффициент разрешения может быть уменьшен?
Ответ:на немелованной бумаге, на газетной бумаге
(3) на бумаге с высокой линиатурой
9. В каком формате могут сохраняться Duotone-изображения?
Ответ: Photoshop, EPS, Raw
10. Для чего созданы EPS-файлы?
Ответ:для импорта файла
11. Сколько цветов использует Web-браузер на Windows из встроенной палитры?
Ответ:216
12. Назовите режимы, в которых изображения можно сохранять в форматах BMP
Ответ: режим Indexed Color
13. Как называется плавное понижение громкости в конце одной композиции с одновременным плавным повышением в другой?
Ответ: кросс-фейдинг
14. При задании параметров MP3-кодирования можно выбрать тип битрейта. Как можно охарактеризовать постоянный битрейт (CBR)?
Ответ: это битрейт, который не меняется в течение кодирования всей записи
15. Текстурированием называется
Ответ: процесс раскраски трехмерных объектов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 задания: 1 вопрос теоретического характера и 1 задача практико-ориентированного характера .

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Основные понятия компьютерной графики.
2. Растровая графика. Основные понятия и характеристики. Цветовые палитры.
3. Растровая графика. Интенсивность тона. Динамический диапазон.
4. Растровая графика. Гамма-коррекция и альфа-композиция.
5. Векторная графика. Графические редакторы. Сравнение растровой и векторной графики.
6. Форматы растровых файлов.
7. Алгоритмы сжатия.
8. Форматы векторных файлов.
9. Фрактальная графика.
10. Трёхмерная графика. Рендеринг.
11. Методы визуализации. Шейдеры.
12. Математическая модель 3D-графики. Визуализаторы.
13. Конвертеры файлов. NetPBM. ImageMagick.
14. Редакторы научной графики. GNUplot.
15. Работа с аудио-информацией. Основные понятия.
16. Аналогоцифровое преобразование.
17. Уровень аудиосигнала. Динамический диапазон.
18. Форматы аудиофайлов. Интерфейс музыкальных инструментов. Караоке.
19. Форматы аудиофайлов. Звуковые файлы выборок. MPEG.
20. Обработка видеоинформации, основные понятия.
21. Характеристики видеосигнала: частота кадров, стандарт разложения, соотношение сторон
экрана.
22. Характеристики видеосигнала: разрешающая способность, цветовое разрешение, ширина ви-деопотока (битрейт).
23. Формирование цифрового видеосигнала. Компонентное видео.
24. Форматы цифрового кодирования и сжатия. Видеопоток. Видеокомпрессия.
25. Форматы цифровой видеозаписи.
26. Презентационные технологии.
27. Стандарты разметки веб-страниц. Структура документа HTML. Информация о версии
(X)HTML.
28. Заголовок документа. Метаданные. Тип содержимого text/html.
29. Дизайн сайта. Цветовые решения для сайта. Цветовые схемы.
30. Дизайн сайта.
31. Цветовые решения для сайта.
32. Цветовые схемы.
33. Дизайн текста.
34. Текст в (X)HTML-разметке.
35. Структурированный текст.
36. Изображения.
37. Общее включение.
38. URI.
39. Доступность.
40. Потоковое мультимедиа. Видеостриминг.

ЗАДАЧИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Используя редактор векторной графики, создайте логотип. Сохраните результат для Интернета и для печати (в SVG, PNG и EPS форматах).
2. Используя редактор векторной графики, создайте макет буклета (A5, альбомной ориентации). Сохраните результат для WWW и для печати (в SVG, PNG и EPS форматах). Вставьте свой логотип (из предыдущей работы) в колонтитул
буклета. Сохраните (напечатайте) буклет в формате PDF.
3. Используя редактор векторной графики, создайте визитку. Предусмотрите место для фотографии. Добавьте QR-код с информацией о себе (фамилия, имя, email, www). Сохраните результат для печати (в SVG и EPS форматах). Сохраните QR-код в отдельный файл в формате PNG.
4. Используя редактор растровой графики, создайте из нескольких рисунков коллаж на произвольную тему.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Отлично (зачтено): Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо (зачтено): Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно (зачтено): Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Не удовлетворительно (не зачтено): Студентом задание не выполнено.
Приложения
Приложение 1.   FOS-z.pdf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Савельев А. О., Алексеев А. А. HTML5. Основы клиентской разработки: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Журенков О. В. Информационные технологии: учебное пособие Алтайская академия экономики и права, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.3 Майстренко Н. В. , Майстренко А. В. Мультимедийные технологии в информационных системах: учебное пособие: Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Катунин Г. П. Создание мультимедийных презентаций: учебное пособие: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Шпаков П. С. , Юнаков Ю. Л. , Шпакова М. В. Основы компьютерной графики: учебное пособие: Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 И.П. Хвостова, О.Л. Серветник и др. Компьютерная графика:: учебное пособие СКФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.4 Перемитина, Т. О. Компьютерная графика: учебное пособие: Эль Контент, 2012 biblioclub.ru
Л2.5 Дворкович В. П. , Дворкович А. В. Цифровые видеоинформационные системы : (теория и практика): Техносфера, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мультимедиа-технологии в профессиональной деятельности (ПИ) portal.edu.asu.ru
Э2 Inkscape на русском inkscape.paint-net.ru
Э3 Уроки Inkscape Гиперссылка openarts.ru
Э4 Gimp на русском www.progimp.ru
Э5 Уроки Gimp www.gimpart.org
Э6 Официальный сайт Netpbm netpbm.sourceforge.net
Э7 Официальный сайт ImageMagick www.imagemagick.org
Э8 Русскоязычная документация по ImageMagick help.ubuntu.ru
Э9 10 ключевых функций ImageMagick onthe.io
Э10 Официальный сайт GNUplot www.gnuplot.info
Э11 GNUplot в вопросах и ответах gnuplot.ikir.ru
Э12 Онлайн-учебник Audacity www.audacity.ru
Э13 Руководство пользователя Kdenlive userbase.kde.org
Э14 Основы работы с XHTML и CSS www.intuit.ru
Э15 Введение в HTML5 Гиперссылка www.intuit.ru
Э16 HTML5. Основы клиентской разработки www.intuit.ru
Э17 3D-моделирование в Blender. Курс для начинающих younglinux.info
Э18 Программа подготовки презентаций Impress libreoffice.readthedocs.io
Э19 Создание простой презентации в LibreOffice Impress libreoffice.su
6.3. Перечень программного обеспечения
Far,
OpenOffice,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
Inkscape,
Gimp,
Netpbm,
ImageMagick,
GNUplot,
Audacity,
Kdenlive,
Blender.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Не предусмотрены.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2544