МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные графические редакторы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в дизайне
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_Прикладная информатика_ПИвД-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кн. искусствоведения, Доцент, Турлюн Л.Н.

Рецензент(ы):
доктор искуствоведения, Дир. инст., Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Современные графические редакторы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 02.05.2023 г. № 7
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
кн.искусствовеения Кирюшина Ю.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 02.05.2023 г. № 7
Заведующий кафедрой кн.искусствовеения Кирюшина Ю.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Современные графические редакторы» являются формирование навыков работы с современными графическими редакторами, развитие проектного мышления будущих специалистов в области цифрового дизайна и прикладной информатики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать визуальный стиль пользовательского интерфейса на основе навыков работы с цветом, формой, шрифтом, композицией, а также с учетом развития визуальной культуры и дизайна
ПК-3.1 Знает базовые принципы графического дизайна, основное прикладное программное обеспечение для создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса
ПК-3.2 Умеет использовать прикладные программы и веб-приложения для разработки визуального стиля пользовательского интерфейса
ПК-3.3 Владеет навыком разработки эскиза графического стиля пользовательского интерфейса
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы обработки цифрового изображения, функциональные возможности прикладного программного обеспечения при выполнении дизайн-проектов для информационной среды, основные приемы работы с цветом, формой, композицией в редакторах векторной и растровой графики
3.2.Уметь:
3.2.1.выбирать эффективные средства для разработки дизайн-проекта с учетом современного уровня развития информационно-коммуникационных технологий, использовать графические редакторы для разработки дизайн-проектов с учетом разных потребностей пользователей информационных систем, использовать графические редакторы для выполнения дизайн-проекта на основе понимания принципов развития современной визуальной культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.приемами и методами работы в современных графических редакторах для выполнения дизайн-проекта для информационной среды, навыками автоматизации и оптимизации работы в графических редакторах, навыками использования онлайн-приложений для редактирования графических файлов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и ключевые понятия дисциплины "Современные графические редакторы"
1.1. Введение в дисциплину "Современные графические редакторы". Ключевые понятия Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Системы компьютерной графики Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.3. Характеристика одной из систем комьютерной графики Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.4. Основные тенденции развития прикладного программного обеспечения в области цифрового дизайна Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Теоретические и прикладные аспекты развития современных графических редакторов
2.1. Теоретические основы обработки изображений: Размер изображения, разрешение и муар-эффект. Сглаживание изображений. Оптимизация яркости и контраста. Цветовая коррекция и цветовая компрессия. Цифровые фильтры Сам. работа 3 12 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Основные графические редакторы векторной и растровой графики Сам. работа 3 10 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Обзор функциональных возможностей современных графических онлайн-редакторов Сам. работа 3 12 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Программы для анимации и обработки видео Сам. работа 3 10 Л1.3, Л2.2
2.5. Выполнение презентационного проекта по одному из видов графических редакторов Сам. работа 3 10 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Разработка и презентация дизайн-проекта векторной, растровой или трехмерной графики Сам. работа 3 10 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Графический пакет компаини Adobe
3.1. Работа с графическим пакетом Adobe Практические 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Тенденции развития прикладного программного обеспечения в области дизайна. Метод работы технологии на базе искусственного интеллекта и машинного обучения Adobe Sensei Сам. работа 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Создание дизайн-проектов для людей с ограниченными возможностями или разными культурными различиями с помощью графического пакета Adobe Systems Сам. работа 3 6 Л1.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Обзор прикладного программного обеспечения для проектирования в области цифрового дизайна на примере продуктов Adobe Сам. работа 3 4 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Графические редакторы для работы с векторной графикой. CorelDRAW Graphics Suite
4.1. Работа с графическим пакетом CorelDRAW Практические 3 2 Л1.3, Л1.2, Л2.2
4.2. Обзор редакторов векторной графики для современных проектов в области цифрового дизайна. Sketch, Figma. Сам. работа 3 2 Л1.3, Л1.2, Л2.2
4.3. Обзор функциональных возможностей современных редакторов векторной и растровой графики на примере одного дизайн-проекта Сам. работа 3 2 Л1.3, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-3.1 Знает базовые принципы графического дизайна, основное прикладное программное обеспечение для создания визуальных компонентов пользовательского интерфейса
ПК-3.2 Умеет использовать прикладные программы и веб-приложения для разработки визуального стиля пользовательского интерфейса
ПК-3.3 Владеет навыком разработки эскиза графического стиля пользовательского интерфейса
1. Примитивами в графическом редакторе называют:
- Изображения в черно-белом цвете
- Вспомогательные функциональные элементы, позволяющие редактировать изображения
+ Простейшие геометрические фигуры, которые удается нарисовать, используя определенный набор инструментов графического редактора
2. Графическим редактором называется программа, предназначенная для:
+ Работы с графическими изображениями
- Работы с диаграммами, графами и графиками
- Преобразования текстовых данных в картинку
3. Инструментами в графическом редакторе являются:
- Кривая, скругленный прямоугольник, овал
- Прямая, ластик, многоугольник
+ Распылитель, масштаб, выбор цвета
4. Одной из основных функций графического редактора является:
- Ввод информации текстового и графического типов
+ Создание изображений
- Перевод изображения на какой-либо язык программирования
5. Палитрами в графическом редакторе являются:
- Инструменты карандаш, кисть и заливка
+ Наборы цветов
- Совокупности цветных элементов обрабатываемого изображения
6. Какой из графических редакторов является векторным?
+ Corel Draw
- Abode Photoshop
- Paint
7. Растровый графический редактор предназначен для:
- Преобразования текстовой информации и графическую
+ Создания и обработки изображений, сохраняемых в памяти компьютера в виде набора точек
- Создания и обработки изображений, сохраняемых в памяти компьютера в виде совокупности формул геометрических фигур
8. С помощью графического редактора Paint можно:
+ Создавать и редактировать графические изображения
- Переводить двухмерные изображения в трехмерные
- Заниматься строительным проектированием
9. Какой из графических редакторов является растровым?
- Inkscape
- Sketch
+ Pixia
тест 10. Минимальным объектом, используемым в растровом графическом редакторе, является:
- Геометрическая фигура
- Символ (знакоместо)
+ Точка экрана (пиксель)
11. Какая программа является графическим редактором?
- AutoCAD
+ Xfig
- Python
12. Минимальным объектом, используемым в векторном графическом редакторе, является:
+ Геометрическая фигура
- Символ (знакоместо)
- Точка экрана (пиксель)
13. К основным операциям в графическом редакторе относятся:
- Выделить, обвести, разукрасить
+ Выделить, копировать, вставить
- Переместить, удалить, редактировать
14. Графическим редактором не является:
- Paint
- sK1
+ 1С
15. Функциями графического редактора являются:
- Создание рисунка; изменение рисунка; удаление рисунка
- Ввод рисунка и текста; манипулирование и изменение введенных рисунка и текста
+ Создание рисунка и манипулирование им; добавление текста к изображению; работа с палитрой цветов; работа с внешними устройствами ввода-вывода
16. Какое из перечисленных расширений файлов не относится к графическим объектам?
- .png
+ .dwg
- .jpg
17. Укажите утверждение о графическом редакторе Adobe Photoshop, которое не соответствует действительности:
+ Не поддерживает чтение изображений с расширением .bmp
- Первоначальное название - Display
- Имеется возможность работать со скриптами
18. Что такое Cairo?
- Скриптовый язык программирования, интегрированный в растровые графические редакторы
+ Графическая библиотека и библиотека функций для отрисовки векторной графики
- Векторный графический редактор

19. Укажите отличительную особенность объектов, созданных в векторных графических редакторах:
+ Не теряют своих очертаний и четкости при приближении
- «Рассыпаются» на пиксели (точки) при приближении
- Могут редактироваться в графическом редакторе любого типа
тест_20. Цветовая модель RGB состоит из цветов:
- Красного, желтого и зеленого
- Голубого, белого и черного
+ Красного, зеленого и синего
21. Укажите единицу измерения разрешения изображений:
- Квадратный сантиметр
+ Количество точек на дюйм
- Миллиметры или сантиметры
22. Какое понятие является основным во фрактальной графике?
- Конкретизация
- Абстрагирование
+ Самоподобие
23. Какое представление имеет отсканированное изображение?
+ Растровое
- Фрактальное
- Трехмерное
24. Укажите объект фрактальной графики:
-
-
+
25. Основными недостатками растровой графики являются:
+ Изображения занимают большой объем памяти; неизбежна потеря качестве изображения при его масштабировании
- Сложность создания и редактирования изображений в связи с потребностью проведения определенных предварительных математических вычислений; для установки графических редакторов растрового типа требуются мощные вычислительные машины
- Некорректная передача некоторых цветов; не всякое изображение можно представить в растровой форме
26. В каком форме лучше представить изображение, которое будет использовано как фирменный знак на визитках и буклетах компании?
- Растровом
- Трехмерном
+ Вектором
27. Укажите последовательность команд для запуска графического редактора Paint:
- Пуск – Microsoft Office - Paint
+ Пуск – Программы – Стандартные - Paint
- Меню – Программы – Графика и изображения – Paint
28. Какой объем памяти потребуется для перевода в двоичную систему исчисления цветного изображения, состоящего из 256 цветов и имеющего размер 10 на 10 точек?
+ 100 байт
- 1024 байта
- 256 байт
29. С точки зрения вычислительной техники пиксель – это:
- 12 отрезков люминофора
+ Минимально возможная часть изображения, для которой имеется возможность независимым образом задать любой цвет
- Электронно-позитронный луч
тест№ 30. Растр – это:
- Участок оперативной памяти, отведенный для хранения изображений во время их создания и обработки
- Набор графических примитивов
+ Сетка, образованная на экране пикселями
31. Для растрового изображения наибольшее качество отмечается в формате с расширением:
- .png
+ .jpeg
- .gif
32. Известны параметры изображения: 300 на 400 и 64 dpi. Можно ли по данной информации определить реальные размеры этого изображения:
- Нет
+ Да
- Да, если воспользоваться специальной программой для расчета
33. Укажите расширение формата изображения, который поддерживает слои:
- .cif
- .png
+ .xcf
34. Альфа-композитинг определяет:
- Плавность перехода оттенков
+ Прозрачность
- Сглаживание
35. Что означает термин «фокус-стекинг»?
+ Метод цифровой обработки изображений с целью объединить несколько изображений с разными фокусными расстояниями и получить одно изображение с глубиной резкости большей, чем у исходников
- Алгоритм сжатия графических данных
- Комбинирование нескольких фонов для создания прозрачности результирующего изображения
36. Запись «Безымянный» графического редактора Paint размещена:
- В строке состояния
+ На панели инструментов
- В строке меню
37. Если при работе с графическим редактором CoralDraw требуется создать чистый лист, то в окне приветствия следует выбрать опцию:
- New file
- Open new window
+ New
38. Дайте определение компьютерной графики.
- Изображения и чертежи, хранящиеся в памяти ЭВМ
+ Раздел информационных технологий, посвященный проблемам получения графических объектов на ЭВМ
- Раздел изобразительного искусства, занимающийся созданием изображений при помощи ЭВМ

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Типовые контрольные задания или иные материалы,
необходимые для оценки планируемых результатов обучения по дисциплине

Типовые практические задания текущего контроля и промежуточной аттестации

1. Обзор современных графических онлайн-редакторов
2. UX, юзабилити — история возникновения: разработка проекта визуализации тематической информации средствами графического редактора
3. Создание интерфейсов для людей с ограниченными возможностями или разными культурными различиями с помощью графического пакета CorelDRAW Graphics Suite
4. Обзор современных графических онлайн-редакторов.
5. Создание интерфейсов для людей с ограниченными возможностями или разными культурными различиями с помощью графического пакета Adobe Systems
6. Создание буклета средствами векторного графического редактора
7. Создание каталога средствами векторного графического редактора.
Приложения
Приложение 1.   фос совре граф ред.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Божко А. Н. Обработка растровых изображений в Adobe Photoshop: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Молочков В. П. Работа в CorelDRAW Graphics Suite X7: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Боресков, А. В. Компьютерная графика: учебник и практикум для прикладного бакалавриата Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Молочков, В.П. Adobe Photoshop CS6: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 biblioclub.ru
Л2.2 А. Н. Лаврентьев [и др.] Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: учебник и практикум для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Хахаев И.А. Свободный графический редактор GIMP: первые шаги: Самоучители и руководства Издательство "ДМК Пресс", 2010 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Behance :: Best of Behance www.behance.net
Э2 Figma: the collaborative interface design tool. www.figma.com
Э3 Adobe Россия: решения для творчества, маркетинга и работы www.adobe.com
Э4 Электронный курс в едином образовательном партале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Adobe Creative Suite
Blender
CorelDRAW Graphics Suite
Autodesk 3ds Max Design
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронный курс на едином образовательном партале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3919

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение учебной дисциплины предполагает посещение лекционных и практических занятий, а также самостоятельную работу студента. На занятиях обсуждаются теоретические вопросы учебной дисциплины, а также решаются практические задания. Основная цель практических занятий - формирование практических умений и опыта в области работы с графическими редакторами разных типов, цифрового дизйана в целом, а также развития познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности и организованности. При выполнении самостоятельной работы следует внимательно читать, каким образом сформулировано задание, а также ознакомиться с критериями оценивания этого задания. Если при выполнении задания возникли вопросы или затруднения, следует обратиться к дополнительной литературе, задать вопрос преподавателю в часы консультации или с помощью системы обмена сообщениям электронного образовательного портала университета. Для эффективного освоения дисциплины рекомендуется выполнять задания систематично, последовательно, с опорой на материалы практических занятий, рекомендованную учебную литературу, собственные наблюдения и результаты собственного информационного поиска. Результаты выполнения самостоятельной работы обсуждаются на практических занятиях. Рекомендуется участвовать в таких обсуждениях для повышения качества учебных работ, для формирования навыков критической оценки и рефлексивных навыков.