МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование бизнес-процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильУправление IT-проектами; ERP-системы и прикладное программирование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_Прикладная информатика_Профили-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 117
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 8 6 8
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 117 115 117 115
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доцент, Журенков Олег Викторович

Рецензент(ы):
канд. техн. наук, доцент, Стерлягов Сергей Петрович

Рабочая программа дисциплины
Моделирование бизнес-процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Трошкина Галина Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 22.03.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Трошкина Галина Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить слушателей с методикой моделирования бизнес-архитектуры предприятия;
познакомить слушателей с нотациями бизнес-моделирования;
научить построению бизнес-процессов в нотации BPMN;
познакомить слушателей с современными CASE-системами бизнес-моделирования и построения электронного бизнеса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен выполнять моделирование архитектуры предприятия, разработку требований и проектирование программного обеспечения
ПК-1.1 Знает концепцию архитектуры предприятия, нотации моделирования бизнес-процессов и программного обеспечения
ПК-1.2 Умеет описывать архитектуру предприятия, разрабатывать модели бизнес-процессов, выполнять объектно- ориентированный анализ и проектирование программного обеспечения
ПК-1.3 Владеет инструментами моделирования архитектуры предприятия и е? элементов, технологией проектирования программного обеспечения по методологии MDA
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные положения, применяемые в моделировании бизнес-процессов;
терминологию, применяемую в моделировании бизнес-процессов;
нотации и технологии моделирования бизнес-процессов;
назначения и примеры применения моделей бизнес-процессов;
принципы имитационного моделирования бизнес-процессов;
методы анализа и моделирования информационных процессов в сетях массового обслуживания;
методы разработки динамических и гибридных моделей;
методы разработки потоковых моделей и моделирования деятельности предприятия;
современные программные инструменты и комплексы моделирования бизнес-процессов.
3.2.Уметь:
3.2.1.находить в открытых источниках необходимую информацию для анализа предметной области, связанной с выбранным направлением бизнеса;
использовать информацию для анализа предметной области, связанной со своим бизнесом;
читать и понимать модели бизнес-процессов в нотациях IDEF0, IDEF3, DFD;
строить модели бизнес-процессов в нотации BPMN;
работать с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
использовать имитационные модели для планирования функционирования и развития предприятия;
формулировать и решать задачи моделирования и реинжениринга бизнес-процессов с использованием различных методов;
разрабатывать модели в современных программных средах имитационного моделирования;
проводить компьютерные эксперименты с построенными моделями и получать наглядные статистически значимые результаты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.построения бизнес-процессов в нотации BPMN;
работы с современными CASE-системами бизнес-моделирования;
анализа и реинжиниринга бизес-процессов компании;
разработки имитационных моделей и проведения компьютерных экспериментов в соответствующей современной инструментальной среде;
оценки и прогнозирования основных показателей информационных и экономических процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Модели и моделирование. Моделирование в бизнесе. Лекции 2 1 Л1.2
1.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 2 4 Л1.2
Раздел 2. Моделирование предметной области в контексте проектирования информационных систем
2.1. Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Лекции 2 1 Л2.4, Л2.10, Л1.1
2.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 2 5 Л2.4, Л2.10, Л1.1
2.3. Функциональная методика IDEF0. Методология диаграмм потоков данных (DFD). Лекции 2 1 Л2.9, Л2.11, Л2.4, Л2.13, Л2.1
2.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 2 6 Л2.9, Л2.11, Л2.4, Л2.13, Л2.1
2.5. Функциональная модель организации в нотации IDEF0. Лабораторные 2 1 Л2.9, Л2.4, Л2.13, Л2.16, Л2.1
2.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 6 Л2.9, Л2.4, Л2.13, Л2.16, Л2.1
2.7. Методология моделирования процессов IDEF3. Процессные потоковые модели. Сам. работа 2 6 Л2.9, Л2.11, Л2.2, Л2.4, Л2.13, Л2.3, Л2.16, Л2.1
2.8. Моделирование бизнес-процессов в нотации IDEF3 Лабораторные 2 1 Л2.9, Л2.4, Л2.13, Л2.16, Л2.1
2.9. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 6 Л2.9, Л2.4, Л2.13, Л2.16, Л2.1
2.10. Моделирование бизнес-процессов в нотации DFD Лабораторные 2 1 Л2.9, Л2.2, Л2.4, Л2.13, Л2.7, Л2.16, Л2.1
2.11. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 6 Л2.9, Л2.2, Л2.4, Л2.13, Л2.7, Л2.16, Л2.1
Раздел 3. Моделирование бизнес-процессов в методологии BPMN
3.1. Стандарт моделирования процессов BPMN. Основные понятия BPEL. Инструментальные средства управления бизнес-процессами. Лекции 2 1 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 2 6 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.3. Моделирование бизнес-процессов организации. Диаграммы процессов в CASE-системе BizAgi Process Modeler. Лабораторные 2 2 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.4. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 6 Л2.7, Л2.10
3.5. Моделирование предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Лабораторные 2 1 Л2.7, Л2.10
3.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 8 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.7. Моделирование деятельности предприятия в IBM WebSphere Business Modeler Лабораторные 2 1 Л2.7, Л2.10, Л1.1
3.8. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 8 Л2.4, Л1.2
Раздел 4. Имитационное моделирование бизнес-процессов
4.1. Основные понятия имитационного моделирования. Классификация моделей экономических систем. Имитационное моделирование деятельности предприятия. Лекции 2 1 Л2.6, Л2.14, Л2.15, Л2.8
4.2. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 2 6 Л2.14, Л2.15
4.3. Дискретно-событийное моделирование. Системы массового обслуживания. Сети систем массового обслуживания. Лекции 2 1 Л2.12, Л2.14
4.4. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 2 6 Л2.12, Л2.14
4.5. Моделирование систем массового обслуживания Лабораторные 2 2 Л2.14, Л2.5
4.6. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 6 Л2.14, Л2.5
4.7. Системная динамика. Метод системной динамики в моделировании экономических процессов. Виды уравнений в моделях системной динамики. Лекции 2 1 Л2.12, Л2.14, Л2.5
4.8. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 2 6 Л2.12, Л2.14, Л2.5
4.9. Моделирование динамических систем, метод системной динамики Лабораторные 2 1 Л2.14, Л2.5
4.10. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 6 Л2.14, Л2.5
4.11. Многоагентные системы. Агенты. Архитектура агентных моделей. OpenTTD. Лекции 2 1 Л2.12, Л2.14, Л2.5
4.12. Чтение лекции и учебной литературы. Сам. работа 2 6 Л2.12, Л2.14, Л2.5
4.13. Агентное моделирование Лабораторные 2 1 Л2.14, Л2.5
4.14. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 6 Л2.14, Л2.5
4.15. Моделирование деятельности транспортного предприятия в OpenTTD. Лабораторные 2 1
4.16. Доработка лабораторной работы. Сам. работа 2 6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-1: Практические задания к лабораторным работам
1. Цель: Практические задания к лабораторным работам представляют собой пошаговую инструкцию к выполнению лабораторных работ, содержащих требования практического характера и сопутствующие вопросы, для контроля понимания теоретического материала и степени
овладения практическим навыками. Ответ предоставляется в форме отчёта.
2. Контролируемый раздел дисциплины: Раздел 1. Введение; Раздел 2. Организационнофункциональное моделирование предприятия; Раздел 3. Моделирование бизнес-процессов;
Раздел 4. Бизнес-архитектура в модели архитектуры предприятия.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13.
4. Индикаторы достижения:
• ПК-10.2. Уметь формулировать требования бизнеса и цели внедрения автоматизированной информационной системы; грамотно оценивать затраты, связанные с разработкой,
внедрением.
5
• ПК-10.3. Владеть инструментами стратегического планирования для разработки ИТстратегии; приемами использования информационных технологий для планирования и
управления проектами внедрения АИС.
• ПК-11.3.Владеть навыками работы с программным обеспечением по презентации информационных систем.
• ПК-12.1.Знать технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства.
• ПК-12.2.Уметь использовать технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства.
• ПК-13.3.Владеть навыками выполнения оценки возможности реализации ИТ-проекта.
5. Пример оценочного средства: Лабораторная работа №1
Система «FoxManager BPA»
Цель настоящей лабораторной работы — познакомиться с основными возможностями программы ИС FoxManager BPA.
Порядок выполнения работы
5.1. Запустите FoxManager BPA. Откройте демонстрационную базу. Для аутентификации
воспользуйтесь учётной записью Администратор (пароль пустой). Основной функционал
скрыт в категориях, представленных ярлыками на рабочем столе (открываются, двойным
кликом). Дополнительные возможности, в т. ч. и справка, доступны через кнопку Пуск .
5.2. Рассмотрите категории:
• Администрирование;
• Справочники;
• Оргструктура;
• Процессы.
5.3. Рассмотрите Отчёты, обратите особое внимание на Матрицы. Рассмотрите шаблоны отчётов. Выберите шаблон Должностная инструкция, откройте, посмотрите его структуру. Сгенерируйте должностную инструкцию (нажав на кнопку Просмотр ) для какойнибудь ключевой должности в Вашей компании. Сохраните документ (или напечатайте
в PDF).
5.4. После знакомства с примером, отключитесь от БД. Создайте (добавьте) новую БД. Выберите СУБД SQLite, в качестве названия модели используйте название своей организации.
5.5. Задайте виды деятельности.
5.6. Задайте организационную структуру Вашей компании. Сохраните схему оргструктуры
в графическом файле.
5.7. Заполните необходимые профессии и впишите в справочник физические лица сотрудников, с указанием занимаемой должности (в оргструктуре) и требованием к профессии.
5.8. В справочник процессов внесите все выявленные основные бизнес-процессы.
5.9. Составьте матричные проекции Процессы<>Оргструктура, Процессы<>Профессии и
Профессии<>Физические лица. Сохраните полученные матричные проекции в выходной
формат.
5.10. Сгенерируйте должностную инструкцию для ключевой должности в Вашей компании
(аналогично п. 5.3). Сохраните документ (или напечатайте в PDF).
5.11. Поместите полученные файлы (3 матричных проекции, 2 должностных инструкции и
схему оргструктуры) в один файл-архив и выложите его в качестве ответа на задание.
6. Критерии оценивания: Для оценивания выполнения практических заданий применяются
следующие показатели:
6.1. полнота выполнения задания;
6.2. своевременность выполнения задания;
6
6.3. логическая последовательность и рациональность выполнения задания;
6.4. уровень самостоятельности выполнения задания;
6.5. уровень творчества и новаторства при выполнении задания.
В соответствии с этими показателями, на основе табл. 2 выставляется оценка за каждое выполненное задание.
Таблица 2.
Оценивание выполнения практических заданий
4-балльная
шкала (уровень
освоения)
100-
балльная
шкала
Критерии
Отлично
(повышенный
уровень)
90–100 Студентом задание выполнено самостоятельно и в срок. При
этом составлен правильный алгоритм выполнения задания, в
логических рассуждениях, в выборе ПО и методах его применения нет ошибок, получен верный ответ, задание выполнено
рациональным способом.
Хорошо (базовый
уровень)
70–89 Студентом задание выполнено с небольшими подсказками преподавателя, возможно, с небольшой задержкой сроков. При
этом составлен правильный алгоритм выполнения задания, в
логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор ПО и методов его применения
для выполнения задания; есть объяснение выполнения, но задание выполнено не рациональным способом или допущено не
более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно
(пороговый
уровень)
50–69 Студентом задание выполнено с подсказками преподавателя,
с большой задержкой сроков. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок,
но, возможно, допущены существенные ошибки в выборе ПО и
методов его применения или в составлении документации; задание выполнено не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно (уровень не
сформирован)
0–49 Студентом задание не выполнено.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
7.1. Полная бизнес-модель компании.
7.2. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Шаблон разработки миссии.
7.3. Шаблон формирования бизнесов. Шаблон формирования функционала компании (основных функций). Шаблон формирования зон ответственности за функционал компании.
7.4. Построение организационно-функциональной модели компании.
Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Функционально-ориентированные
методологии.
7.5. Процессные потоковые модели.
7.6. Основные элементы процессного подхода.
7.7. Выделение и классификация процессов.
7.8. Стандарт моделирования процессов BPMN. Диаграммы процессов.
7.9. Деятельности, подпроцессы, области и дорожки в BPMN.
7.10. События и шлюзы в BPMN.
7.11. Соединители потоков, артефакты в BPMN. Вспомогательные элементы BPMN.
7.12. Основные понятия BPEL.
7.13. Основные понятия архитектуры предприятия.
7.14. Домены архитектуры предприятия.
7.15. Построение модели описания бизнес-архитектуры.
7.16. Метрики в бизнес-моделировании.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО-2: Тест
1. Цель: Набор тестовых вопросов разного типа служит для контроля степени усвоения теоретических знаний по каждой теме, уровень усвоения > 50% является условием для допуска к
выполнению лабораторных работ по данной теме и/или к следующему разделу дисциплины.
2. Контролируемый раздел дисциплины: Раздел 1. Введение; Раздел 2. Организационно-функциональное моделирование предприятия; Раздел 3. Моделирование бизнес-процессов;
Раздел 4. Бизнес-архитектура в модели архитектуры предприятия.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13.
4. Индикаторы достижения:
• ПК-10.2. Уметь формулировать требования бизнеса и цели внедрения автоматизированной информационной системы; грамотно оценивать затраты, связанные с разработкой,
внедрением.
• ПК-10.3. Владеть инструментами стратегического планирования для разработки ИТ-стратегии; приемами использования информационных технологий для планирования и
управления проектами внедрения АИС.
• ПК-11.3.Владеть навыками работы с программным обеспечением по презентации информационных систем.
• ПК-12.1.Знать технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства.
• ПК-12.2.Уметь использовать технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства.
• ПК-13.3.Владеть навыками выполнения оценки возможности реализации ИТ-проекта.
5. Пример оценочного средства:
5.1. Все бизнес-процессы компании протекают в рамках организационной структуры предприятия. Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.2. Укажите ключевые понятия SADT Выберите один или несколько ответов:
• Поток
• Подпроцесс
• Бизнес-модель
• Сущность
• Операция
• Бизнес-процесс
• Функция
• Объект
• Событие
5.3. Одним из основных элементов функционального подхода является команда. Выберите
один ответ:
• Верно
• Неверно
5.4. Любой бизнес-процесс должен иметь свои границы и роли. Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.5. Создание «процессных» команд обходится дорого организациям. Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
8
5.6. Как называется совокупность определённых целей, достигаемых выполнением бизнеспроцессов?
5.7. Важной задачей процессного подхода является создание процессных команд. Выберите
один ответ:
• Верно
• Неверно
5.8. Какой метод программирования положен в основу SADT? Выберите один ответ:
• «сверху-вниз»
• «разделяй и властвуй»
• «динамическое программирование»
• «модульное программирование»
• «снизу-вверх»
5.9. При процессном подходе на более низкие уровни делегируется ответственность за принятие финансовых решений. Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.10. Укажите роли, которые используются в процессном подходе. Выберите один или несколько ответов:
• Владелец процесса
• Координатор процесса
• Лидер команды
• Специалист по интеграции
• Архитектор
• Аналитик
• Тестировщик
• Коммуникатор
6. Критерии оценивания: При выполнении тестирования обеспечивается самостоятельность
выполнения тестов: из аудитории удаляются посторонние, преподавателем контролируется
неиспользование слушателем интернет-источников, учебников и иных пособий, за исключением личного конспекта слушателя (допускается, как рукописный, так и электронный вариант).
Тестирование проводится в ЭУМК на базе образовательного портала АлтГУ, за ограниченное
время. Оценка выставляется автоматически по окончанию теста или отведённого времени.
7. Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки:
7.1. Модели и моделирование
7.2. Моделирование в бизнесе
7.3. Полная бизнес-модель компании.
7.4. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Шаблон разработки миссии.
7.5. Шаблон формирования бизнесов. Шаблон формирования функционала компании (основных функций). Шаблон формирования зон ответственности за функционал компании.
7.6. Построение организационно-функциональной модели компании.
Метод структурного анализа и проектирования (SADT). Функционально-ориентированные
методологии.
7.7. Процессные потоковые модели.
7.8. Основные элементы процессного подхода.
7.9. Выделение и классификация процессов.
7.10. Стандарт моделирования процессов BPMN. Диаграммы процессов.
7.11. Деятельности, подпроцессы, области и дорожки в BPMN.
7.12. События и шлюзы в BPMN.
7.13. Соединители потоков, артефакты в BPMN. Вспомогательные элементы BPMN.
9
7.14. Основные понятия BPEL.
7.15. Основные понятия архитектуры предприятия.
7.16. Домены архитектуры предприятия.
7.17. Построение модели описания бизнес-архитектуры.
7.18. Метрики в бизнес-моделировании.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Форма проведения промежуточной аттестации: дифзачёт.
2. Процедура проведения:
Для получения дифзачёта тест (итоговый) является не обязательным.
Тест состоит из 20 вопросов по изученному теоретическому материалу, ограничение по времени: 20 мин, метод оценивания: Последняя попытка. Слушателю разрешено сделать 3 попытки.
Слушатель должен ответить на вопросы теста самостоятельно, без использования интернет-источников, учебников и иных пособий, за исключением личного конспекта слушателя. Личный конспект слушателя (допускается, как рукописный, так и электронный вариант) должен
быть предъявлен преподавателю (для проверки подлинности авторства) перед проведением
тестирования. Тестирование проводится в ЭУМК на образовательном портале АлтГУ. Оценка
выставляется автоматически по окончанию теста или отведённого времени.
3. Проверяемые компетенции (код): ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13.
4. Индикаторы достижения:
• ПК-11.1.Знать принципы и методы создания презентаций информационных систем.
• ПК-11.2.Уметь создавать презентационные материалы и проводить презентации информационных систем.
• ПК-11.3.Владеть навыками работы с программным обеспечением по презентации информационных систем.
• ПК-12.1.Знать технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства.
• ПК-12.2.Уметь использовать технологии и методики оценки и выбора вариантов архитектуры программного средства.
• ПК-12.3.Владеть навыками применения технологий и методик оценки и выбора вариантов
архитектуры программного средства.
• ПК-13.1.Знать технологии и методики оценки возможности реализации ИТ-проекта
• ПК-13.2.Уметь применять технологии и методики оценки возможности реализации ИТ-проекта.
• ПК-13.3.Владеть навыками выполнения оценки возможности реализации ИТ-проекта.
5. Пример оценочного средства:
5.1. Миссия компании определяется как компромисс интересов рынка и компании.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.2. Два и более абстрактных процесса на одной диаграмме BPMN называются
Выберите один ответ:
• глобальными
• внутренними
• совместными (сollaboration)
• деловыми (workflow)
• частными (private)
10
5.3. BPMN поддерживает модульное проектирование.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.4. Как называется элемент описания компании, который закрепляет ответственность структурных подразделений за выполнение основных бизнес-функций, а также функций менеджмента, связанных с управлением этими процессами?
Выберите один ответ:
• модель структур данных
• матрица коммерческой ответственности
• матрица функциональной ответственности
• бизнес-потенциал компании
• функционал компании
5.5. Построение детализированной модели позволяет создавать различные внутрифирменные
регламенты.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.6. Для построения диаграмм потоков данных предназначена методология
Ответ:
5.7. Миссия компании определяется, как компромисс интересов рынка и компании.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.8. SADT рекомендует число элементов на одной диаграмме
Выберите один ответ:
• от 1 до 7
• от 3 до 7
• от 2 до 5
• от 2 до 9
5.9. Как называются виды деятельности, которые не добавляют ценности продукту непосредственно?
Ответ:
5.10. Какие элементы BPMN используются для ветвления потоков?
Выберите один или несколько ответов:
• события (events)
• дорожки (swimlanes)
• деятельности (activities)
• шлюзы (gateways)
• области (pools)
5.11. Событие начала процесса обязательно должно присутствовать на диаграмме BPMN.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.12. Как называется набор видов коммерческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей конкретных сегментов рынка?
Выберите один ответ:
• модель структур данных
• матрица коммерческой ответственности
• матрица функциональной ответственности
• бизнес-потенциал компании
11
• функционал компании
5.13. BPMN поддерживает декомпозицию.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.14. Как называются виды деятельности, которые не добавляют ценности продукту непосредственно?
Ответ:
5.15. В BPMN абстрактными считаются процессы, действия которых не имеют связи за пределами частного бизнес-процесса.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.16. Построение бизнес-модели компании начинается с описания основных бизнес-процессов.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно
5.17. Как называется элемент описания компании, который фиксирует перечень и форматы
документов, сопровождающих процессы в компании, а также задаёт форматы описания
объектов внешней среды, компонентов и регламентов самой компании?
Выберите один ответ:
• матрица функциональной ответственности
• функционал компании
• матрица коммерческой ответственности
• модель структур данных
• бизнес-потенциал компании
5.18. Количество обрабатываемых бит видеоинформации за секунду называется . . .
Ответ:
5.19. Какой тип сбоев можно описать на диаграммах BPMN?
Выберите один ответов:
• Технический сбой
• Исключительные ситуации бизнеса
• Периодические исключительные ситуации
5.20. В организационном анализе компании наибольшее распространение получил инжиниринговый подход.
Выберите один ответ:
• Верно
• Неверно

Приложения
Приложение 1.   FOS.pdf

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тельнов Ю. Ф., Фёдоров И. Г. Инжиниринг предприятия и управление бизнес-процессами. Методология и технология: учебное пособие ЮНИТИ-ДАНА, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Преображенская Т. В. , Муртазина М. Ш. , Алетдинова А. А. Управление проектами: учебное пособие Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Долганова О. И., Виноградова Е. В., Лобанова А. М Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2020 https: //urait.ru/bcode/450550 (дата обращения: 25.03.2021).
Л2.2 Абдикеев Н.М. Реинжиниринг бизнес-процессов: полный курс МБА: учебник Эксмо, 2007
Л2.3 Фролов Ю. В., Серышев Р. В. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ : учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/471817
Л2.4 Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л Проектирование информационных систем.: курс лекций Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2005 biblioclub.ru
Л2.5 Боев В. Д. Компьютерное моделирование в среде Anylogic: , 2019
Л2.6 Под ред. Емальянова А.В. Имитационное моделирование экономических процессов: учебное пособие з университетской библиотеки "Онлайн" М.: Финансоы и статистика, 2009
Л2.7 Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
Л2.8 Вьюненко Л.Ф., Михайлов М.В., Первозванская Т.Н. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.9 Г. Н. Калянов Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов: учеб. пособие для вузов М.: Финансы и статистика, 2007
Л2.10 Силич М.П., Силич В.А. Моделирование и анализ бизнес-процессов: ТУСУР, 2011 e.lanbook.com
Л2.11 В. Г. Елиферев, В. В. Репин Бизнес-процессы: Регламентация и управление: учебник М.: ИНФРА-М, 2015 znanium.com
Л2.12 Ю. Г. Карпов Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AnyLogic 5: БХВ-Петербург, 2009
Л2.13 Черемных С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Моделирование и анализ систем: IDEF-технологии: М.: Финансы и статистика, 2006
Л2.14 Боев В.Д. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.15 Акопов А.С. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.16 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт, 2021 https: //urait.ru/bcode/469152 (дата обращения: 25.03.2021).
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Бизнес Инжиниринг Групп bigc.ru
Э2 Projectimo projectimo.ru
Э3 ELMA — система управления бизнес-процессами и эффективностью www.elma-bpm.ru
Э4 IBM Developer Россия: Техническая библиотека www.ibm.com
Э5 Оптимизация бизнес-процессов www.intuit.ru
Э6 Архитектура предприятия www.intuit.ru
Э7 Курс в Moodle "Моделирование бизнес-процессов" portal.edu.asu.ru
Э8 AnyLogic www.anylogic.ru
Э9 OpenTTD www.openttd.org
Э10 Русский OpenTTD open.ttdrussia.net
6.3. Перечень программного обеспечения
Libre Office,
Firefox/Chrome/Chromium/Edge,
ОРГ-МАСТЕР (учебная версия),
Fox Manager BPA (демо-версия),
BizAgi Modeler,
IBM WebSphere Business Modeler Advanced,
Microsoft Windows.
7-Zip.
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Гарант,
Консультант+.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
419К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; Учебная мебель на 17 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: NAIO Corp Z520, НЭТА - 4 in - 13 ед.
417К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; шкаф с учебно-наглядными пособиями - 1 шт.; компьютеры: марка Клама С Офис – 12; проектор, экран с мультимедиа Smart - 1 ед.; учебно-наглядные пособия.
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
404К лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная - 1 шт.; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 13 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
204Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260 - 14 единиц; Интерактивная доска Smart board 680 IV со встроенным проектором v25
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
207Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
110М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 14 ед.
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
304С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка AsusTeK Computer INC модель P8B75-M; мониторы: марка ASUS модель VW224 - 15 единиц; плакат "Компьютер и безопасность"

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях преподаватель знакомит слушателей с основными понятиями и положениями по текущей теме. На лекциях слушатель получает только основной объём информации по теме. Только посещение лекций является недостаточным для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену. Требуется также самостоятельная работа по изучению основной и дополнительной литературы и закрепление полученных на лабораторных занятиях навыков.
Практические задания по темам выполняются на лабораторных занятиях в компьютерном классе. Если лабораторные занятия пропущены (по уважительной или неуважительной причине), то соответствующие задания необходимо выполнить самостоятельно и представить результаты преподавателю на очередном занятии, консультации или через образовательный портал.
Самостоятельная работа студентов – способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний, умений и навыков без непосредственного участия в этом процессе преподавателя.
Качество получаемых студентом знаний напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) студента их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс взаимодействия студента и преподавателя для формирования знаний, умений и навыков.
Все необходимые методические материалы размещены на образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2860