Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 09.06.01. Информатика и вычислительная техника |
Направленность | Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z09_06_01_ИВиТ_Мат_ моделир-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 16 | 4 | 16 |
Практические | 2 | 14 | 2 | 14 |
Сам. работа | 98 | 78 | 98 | 78 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 112 | 108 | 112 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д-р ппсихол. наук, профессор
1.1. | формирование системы научных знаний в области педагогики высшей школы, ведущих тенденций развития современного высшего образования; формирование умений проектировать и осуществлять образовательный процесс в вузе; развитие профессионально-педагогического мышления вузовского преподавателя. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
УК-5 | способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности |
ОПК-8 | готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования |
ПК-2 | способностью к разработке новых методов исследования и их применению в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в сфере науки, техники, технологии и педагогики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ведущие тенденции развития современного высшего образования; требования к личности и деятельности преподавателя высшей школы; нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и содержание образовательного процесса в вузе; основные принципы построения образовательных программ; способы изложения и передачи знаний студентам; условия и механизмы перевода знания в личностные убеждения студентов; условия обеспечения понимания студентами учебного материала; виды стимуляции учебно-познавательной деятельности студентов; способы проблематизации знаний; пути осуществления междисциплинарных связей в обучении. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода, модульного принципа, системы зачетных единиц; осуществлять отбор учебного материала с учетом ведущих тенденций развития современного высшего образования; осуществлять отбор учебного материала, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки; осуществлять отбор и использовать оптимальные формы организации обучения, методы преподавания и оценивания успеваемости студентов, инновационные образовательные технологии; обеспечивать доступность восприятия учебного материала; создавать условия для понимания учебного материала; излагать материал с помощью содержательной и яркой речи; связывать учебный материал с будущей профессиональной деятельностью студентов; проводить занятия в интересной форме; возбуждать активную самостоятельную мысль студента. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | технологией проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования; методиками преподавания и оценивания успеваемости студентов и инновационными образовательными технологиями; навыками ясно и четко излагать и передавать знания с помощью речи, мимики и пантомимики; механизмами перевода знаний в личностные убеждения студентов; способами обеспечения понимания учебного материала; способами проблематизации знаний; способами оптимизации междисциплинарных связей в обучении; методами стимуляции учебно-познавательной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие основы педагогики высшей школы | ||||||
1.1. | Предмет педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы как науки | Лекции | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5 | |
1.2. | Предмет педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы как науки | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5 | |
1.3. | Методологические основы педагогики высшей школы | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.5, Л2.5 | |
1.4. | Ведущие тенденции развития современного высшего образования | Лекции | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.3 | |
1.5. | Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования | Лекции | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.3 | |
1.6. | Компетентностный подход как новая парадигма развития высшего образования | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.5, Л2.5, Л1.3 | |
1.7. | Фундаментализация высшего образования | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5 | |
1.8. | Гуманитаризация высшего образования | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5 | |
1.9. | Регионализация высшего образования | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.5, Л2.5 | |
1.10. | Интегративные тенденции в высшем образовании | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.5, Л2.5 | |
1.11. | Дифференциация и индивидуализация обучения в высшей школе | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.5, Л2.5 | |
1.12. | Информатизация высшего образования | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.5, Л2.5, Л2.2, Л2.6 | |
1.13. | Интернационализация вузовского образования | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.5, Л2.5 | |
1.14. | Система многоуровневой подготовки специалистов в высшей школе | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.5, Л2.5 | |
Раздел 2. Особенности процесса обучения в высшей щколе | ||||||
2.1. | Сущность процесса обучения в вузе | Лекции | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.2 | |
2.2. | Сущность процесса обучения в вузе | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.2 | |
2.3. | Принципы обучения в высшей школе | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.4 | |
2.4. | Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения | Лекции | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2 | |
2.5. | Обновление содержания вузовского образования на основе реализации ФГОС нового поколения | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2 | |
2.6. | Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования | Практические | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2 | |
2.7. | Характеристика нормативных документов, регламентирующих содержание вузовского образования | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.3, Л1.4, Л1.2 | |
2.8. | Общая характеристика методов обучения в вузе | Лекции | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.2 | |
2.9. | Активные и интерактивные методы обучения в вузе | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
2.10. | Методы проблемного обучения в высшей школе | Практические | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
2.11. | Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения | Практические | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
2.12. | Контроль и оценка знаний студентов в процессе обучения | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.5, Л1.4, Л1.2 | |
2.13. | Технические средства и компьютерные системы обучения в вузе | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.5, Л2.2, Л1.4, Л2.6, Л1.2 | |
2.14. | Формы организации обучения в вузе | Лекции | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
2.15. | Лекция в системе организационных форм обучения | Практические | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
2.16. | Практические формы организации вузовского обучения | Практические | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
2.17. | Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке студентов | Практические | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л1.4, Л1.2 | |
2.18. | Инновационные образовательные технологии в профессиональной подготовке студентов | Сам. работа | 1 | 4 | Л1.5, Л2.1, Л2.5, Л1.4, Л2.3, Л1.2 | |
Раздел 3. Особенноти процесса воспитания в высшей школе | ||||||
3.1. | Сущность процесса воспитания в вузе | Лекции | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5 | |
3.2. | Воспитательные аспекты обучения студентов | Практические | 1 | 1 | Л1.5, Л2.5 | |
3.3. | Воспитательные аспекты обучения студентов | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5 | |
3.4. | Формирование у студентов ценностного отношения к будущей профессии | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5, Л2.3 | |
3.5. | Духовно-нравственное воспитание студентов в целостном педагогическом процессе вуза | Сам. работа | 1 | 2 | Л1.5, Л2.5 | |
3.6. | Современные методы воспитания студентов | Практические | 1 | 1 | Л1.5, Л2.5 | |
Раздел 4. Преподаватель высшей школы | ||||||
4.1. | Преподаватель высшей школы. Требования к личности и деятельности современного вузовского педагога | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.4, Л1.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л2.5, Л1.3 | |
4.2. | Взаимодействие преподавателя и студентов в образовательном процессе вуза | Сам. работа | 1 | 2 | Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5 | |
4.3. | Преподаватель вуза как субъект коллективной педагогической деятельности | Сам. работа | 1 | 2 | Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5 | |
4.4. | Имидж преподавателя в корпоративной культуре вуза | Сам. работа | 1 | 2 | Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5 | |
4.5. | Особенности взаимодействия преподавателей и работодателей в образовательном процессе вуза | Сам. работа | 1 | 2 | Л2.4, Л1.5, Л1.1, Л2.7, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1.Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Бермус, А.Г. | Введение в педагогическую деятельность: учебник | Директ-Медиа, 2013 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209242 |
Л1.2 | Дудина М.Н. | ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Е.Н. Измайлова, Э.Г. Касимова | Компетентностный подход в образовании : учебное пособие | Уфа : Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2015 | biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445137 |
Л1.4 | Ю.Г. Татур. | Высшее образование: методология и опыт проектирования : учебно-методическое пособие : учебно-методическое пособие | Москва : Логос, 2006. | biblioclub.ru |
Л1.5 | Громкова М.Т. | Педагогика высшей школы: учеб. пособие | М.: Юнити-Дана , 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мандель, Б.Р. | Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов | Директ-Медиа, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364342 |
Л2.2 | сост. В.В. Журавлев | Информационные технологии в образовании : учебное пособие | Ставрополь : СКФУ, электроный , 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | П. И. Образцов, А. И. Уман, М. Я. Виленский | Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе :: учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D88A7D29-C5B1-4642-9672-9D2D0EB39E44. |
Л2.4 | Фроловская М.Н. | Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
Л2.5 | В.Д. Самойлов | Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма: учебник | М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013 | biblioclub.ru |
Л2.6 | К.Р. Овчинникова | Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : Учебное пособие | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D00B3285-B780-435A-9CCF-2B4B24AFB9F4. |
Л2.7 | М. В. Войтенко (http://elibrary.asu.ru/handle/asu/35) | Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для магистров | АлтГУ, электронный, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс в Moodle "Педагогика высшей школы" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html 7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319 Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Поисковая система «Google». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс «Педагогика высшей школы» направлен на овладение аспирантами педагогической деятельностью как важнейшим условием становления современного преподавателя в системе высшего образования. В связи с этим важно понять особенности деятельности преподавателя вуза, предметом которой является проектирование и осуществление процессов обучения и воспитания студентов. Главная из этих особенностей заключается в том, что эти процессы разворачиваются в условиях новой образовательной парадигмы, детерминированной масштабными изменениями, происходящими сегодня в обществе и системе образования. Определяющими предпосылками для понимания сущности процессов обучения и воспитания в вузе выступают ведущие тенденции развития современного высшего образования: его фундаментализация, гуманитаризация, интеграция, дифференциация и индивидуализация, информатизация, интернационализация. Аспиранты должны разобраться, каким образом данные тенденции меняют целевые ориентиры профессиональной подготовки студентов, содержание вузовского образования, его процессуальные характеристики. В последнем случае речь идет о современных методах и технологиях образовательного процесса. Одна из ключевых целей курса - осмысление путей реализации компетентного подхода в деятельности вузовского преподавателя, его влияния на все компоненты образовательного процесса. Предстоит разобраться в вопросах включения работодателей в процесс обучения, при этом важно понять, что они становятся такими же субъектами педагогической деятельности, однако при определенных условиях. Необходимо обратить особое внимание на то, как в целом будет обеспечена практическая направленность обучения в вузе, что нового вносит в решение данной задачи компетентностный подход. Целесообразно также сосредоточить усилия на овладении (совершенствовании) умениями диалогового взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса как важнейшим условием успешного осуществления преподавателем своей педагогической деятельности, в основе которого лежат исключительно субъект-субъектные отношения. В ходе изучения курса аспирантам предстоит систематически выполнять различного рода задания, направленные на корректировку обыденных педагогических представлений, сопоставление различных точек зрения, иллюстрацию того, что аспиранты изучали в курсе «Педагогика высшей школы», на развитие рефлексии, ретроспективный анализ собственной студенческой биографии, отказ от стереотипов мышления и формирование способности находить новые способы решения проблем или новые способы их выражения, прогнозирование развития педагогических явлений, проектирование отдельных компонентов образовательного процесса и др. и тем самым способствующие обогащению педагогического опыта и развитию профессионально-педагогического мышления. Текст учебных задач еще раз вводит обучаемого преподавателя в сложный мир профессии педагога, в содержание педагогического труда, в различные ситуации межличностного общения и др. Логика решения задач ставит аспиранта как субъекта педагогической деятельности в положение исследователя, дает возможность более глубоко и основательно изучить процессы и явления, происходящие в современной педагогической действительности, принимать ответственность за судьбу высшей школы. |