МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компетентностный подход к деятельности преподавателя вуза

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки09.06.01. Информатика и вычислительная техника
НаправленностьМатематическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz09_06_01_ИВиТ_Мат_ моделир-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Компетентностный подход к деятельности преподавателя вуза

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.06.01 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 875)

составлена на основании учебного плана:
09.06.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от протокол № .

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка аспиранта к осуществлению преподавательской деятельности в профессиональном образовании в логике компетентностного подхода.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
ОПК-8 готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-2 способностью к разработке новых методов исследования и их применению в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в сфере науки, техники, технологии и педагогики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теорию и методологию компетентностного подхода как ведущей стратегии развития профессиональной деятельности современного преподавателя высшей школы;
- нормативные документы, концепции, теории, задающие компетентностный формат обучения;
- компетенции, которыми должен владеть преподаватель профессиональной школы;
- инновационные обучающие технологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять теорию и методологию компетентностного подхода в практической работе преподавателя;
- выстраивать рабочую программу дисциплину с учетом нормативных документов, концепций, теорий, задающих компетентностный формат обучения;
- реализовывать компетенции преподавателя профессиональной школы;
- использовать интерактивные технологии обучения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основами компетентностной профессиональной культуры преподавателя высшей школы;
- технологиями оценки, формирования и развития компетенций в сфере профессионального образования;
- основами развертывания гуманитарных практик в учебном процессе вуза.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компетентностный подход в деятельности преподавателя-исследователя
1.1. Профессиональная компетентность или профессиональная культура - цель профессионального образования? Лекции 1 1 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Профессиональная компетентность или профессиональная культура - цель профессионального образования? Сам. работа 1 10 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Федеральные государственные образовательные стандарты о профессиональных компетенциях Лекции 1 1 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Федеральные государственные образовательные стандарты о профессиональных компетенциях Сам. работа 1 12 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Индикаторы и показатели компетенций Лекции 1 1 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Индикаторы и показатели компетенций Сам. работа 1 12 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Компетентностно-ориентированная рабочая программа дисциплины Лекции 1 1 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Компетентностно-ориентированная рабочая программа дисциплины Практические 1 1 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Компетентностно-ориентированная рабочая программа дисциплины Сам. работа 1 12 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Педагогическая технология в структуре профессиональнрй деятельности преподавателя Сам. работа 1 8 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Формирование профессиональных компетенций в технологии контекстного обучения Сам. работа 1 2 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.12. Компетентностно-ориентированные фонды оценочных средств Сам. работа 1 2 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.13. Глоссарий курса Сам. работа 1 2 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.14. Статья аспиранта о проблемах реализации компетнтностного подхода в образовании Практические 1 1 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.15. Статья аспиранта о проблемах реализации компетнтностного подхода в образовании Сам. работа 1 2 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Зачет
2.1. Зачет Зачет 1 0 ОПК-8, ПК-2, УК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
Л1.2 Фроловская М.Н. Педагогика понимания в высшей школе: монография Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская Педагогика понимания: учеб. пособие М.: Дрофа, 2008
Л2.2 Матушкин Н.Н., Столбова И.Д. Методологические аспекты разработки структуры компетентностной модели выпускника высшей школы // Высшее образование сегодня: научная статья , 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» http biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в системе мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ и следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.