Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.03.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z20_03_01_ТБ-2019,2018 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 27.07.2022 г. № 7
Заведующий кафедрой С.В. Темерев, доктор хим. наук, доцент
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины являются: ознакомить студентов с теорией и практикой науки об опасностях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-15 | готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий |
ПК-10 | способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях |
ПК-16 | способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов |
ПК-17 | способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; основы безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях; механизмы воздействия опасностей на человека; опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать основные методы защиты производственного персонала и населения; оценивать безопасность различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях; определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия; определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками применения на практике основных методов защиты производственного персонала и населения; основы безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях; механизмы воздействия опасностей на человека; опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы ноксологии | ||||||
1.1. | Эволюция опасностей | Лекции | 3 | 1 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Принципы и понятия ноксологии | Лекции | 3 | 1 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | Опасность. Возникновение опасностей | Сам. работа | 3 | 12 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Классификация опасностей | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Количественная оценка опасностей | Лекции | 3 | 1 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Нормирование опасностей | Сам. работа | 3 | 16 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.7. | Поле опасностей | Практические | 3 | 2 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.8. | Паспорт опасностей | Практические | 3 | 1 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.9. | Взаимодействие человека с окружающей средой | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.10. | Техногенные опасности | Лекции | 3 | 1 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.11. | Опасности в быту | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.12. | Природные опасности | Сам. работа | 3 | 5 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.13. | Антропогенные опасности | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Защита от опасностей | ||||||
2.1. | Опасные зоны | Практические | 3 | 1 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Техника и тактика защиты от опасностей | Сам. работа | 3 | 10 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Защита от опасностей | Практические | 3 | 1 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Мониторинг природных опасностей | Сам. работа | 3 | 2 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Мониторинг производственных опасностей | Практические | 3 | 1 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Потери от ЧС | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.7. | Потери от бытовых и производственных опасностей | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.8. | Перспективы развития человеко- и природозащитной деятельности | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-15, ПК-10, ПК-16, ПК-17 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
в ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов 1. Исторические предпосылки возникновения учение об опасностях – ноксологии. 1. Принципы и понятия ноксологии. 2. Глобальные проблемы современного мира и пути их решения. 3. Исторические предпосылки возникновения техносферы. 4. Основные направления обеспечения безопасности жизнедеятель-ности в техносфере. 5. Понятийно-терминологический аппарат в области безопасности и его анализ. 6. Безопасность и профессиональная деятельность. 7. Человек и общества. Формирование культуры безопасности. 8. Государственная политика в области безопасности. 9. Международное сотрудничество в области безопасности. 10. Законодательство в области промышленной безопасности. 11. Законодательство в области экологической безопасности. 12. Законодательство в области национальной безопасности. 13. Природные опасности. 14. Природные опасности на территории Российской Федерации. 15. Техносферные опасности. 16. Опасности. Методы изучения и прогнозирования. 17. Опасности. Классификации опасностей. 18. Количественные методы анализа опасностей. 19. Качественные методы анализа опасностей 20. Основные понятия теории риска. 21. Ущерб как показатель опасности. 22. Риски при принятии решений в условиях неопределѐнности. Восприятие и приемлемость риска. 23. Теория риска в управлении, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 24. Управление природными рисками. 25. Управление техногенными рисками. 26. Вероятностный анализ безопасности объектов. 27. Потенциально опасные объекты техносферы. 28. Превентивные меры защиты и принципы их реализации. 29. Мониторинг опасностей. 30. Мониторинг производственной деятельности. 31. Химические опасности в техносфере. 32. Химические опасности в быту бытовая химия). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
в приложении |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ноксология заоч_2019.docx
Приложение 2.
Методические рекомендации для студентов.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Белов С.В., Симакова Е.Н. | Ноксология: Ноксология | Научная школа: МГТУ им. Баумана, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Леган М.В. | Ноксология. Опасности и их количественная оценка: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2015 | www.studentlibrary.ru |
Л2.2 | Коробенкова А.Ю. | Ноксология: учебное пособие | Издательство НГТУ, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ноксология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная); Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)/ Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
в приложении |