Закреплена за кафедрой | Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии |
---|---|
Направление подготовки | 20.03.01. Техносферная безопасность |
Профиль | Безопасность жизнедеятельности в техносфере |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z20_03_01_ТБ-2019,2018 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Лабораторные | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Протокол от 03.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой д.х.н., доцент, Темерев С.В.
1.1. | Целью дисциплины является формирование знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия человека с факторами среды обитания, последствиях воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципах их санитарно-гигиенического нормирования .нормирования. Задачи курса – формирование у будущих специалистов представления о травмоопасных и вредных факторах среды обитания, о воздействии на человека физических, химических, психофизиологических и биологических факторов, а так же представления о санитарно-гигиенической регламентации и предупреждения профессиональных заболеваний. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-1 | владением компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни и физической культуры) |
ОК-7 | владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности |
ПК-17 | способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска |
ПК-18 | готовностью осуществлять проверки безопасного состояния объектов различного назначения, участвовать в экспертизах их безопасности, регламентированных действующим законодательством Российской Федерации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | общие закономерности воздействия физических и химических факторов на человека, основные профессиональные и эндемические заболевания (на примере Алтайского края), задачи и принципы гигиенического и токсикологического нормирования опасных и вредных факторов |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | оценивать и объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма, подвергающегося воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания, оценивать и объяснять комбинированное действие нескольких вредных веществ, а так же сочетанное действие на человека вредных веществ и физических факторов (шум, вибрация, ЭМП и т.п.). |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (под влиянием различных вредных и травмоопасных факторов в конкретных условиях производства, быта и иных видов среды обитания). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Физиологические аспекты адаптации человека к факторам внешней среды | ||||||
1.1. | Здоровье населения и окружающая среда | Лекции | 3 | 2 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Здоровье населения и окружающая среда | Лабораторные | 3 | 2 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Влияние негативных факторов производственной среды на организм человека | ||||||
2.1. | Микроклимат | Лекции | 3 | 1 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Микроклимат | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Освещенность | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Атмосферное давление и его влияние на организм человека | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Вибрация, классификация воздействий вибрации. | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Акустические колебания | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Электромагнитные, электрические и магнитные поля | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Неионизирующие излучения | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Негативное воздействие вредных веществ | ||||||
3.1. | Химические факторы среды обитания человека | Лекции | 3 | 1 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Химические факторы среды обитания человека | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Промышленная токсикология | Лекции | 3 | 1 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Промышленная токсикология | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Общая характеристика промышленных ядовитых веществ | Лабораторные | 3 | 2 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Общая характеристика промышленных ядовитых веществ | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Физико-химические свойства промышленных ядов. Закон Габера. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Комбинированное действие промышленных ядов. | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде, почве. | Сам. работа | 3 | 8 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Последствия антропогенного загрязнения для здоровья человека | ||||||
4.1. | Профессиональные заболевания | Лабораторные | 3 | 2 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Профессиональные заболевания | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Промышленная пыль | Лабораторные | 3 | 2 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Промышленная пыль | Сам. работа | 3 | 6 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Сочетанное действие вредных факторов | Лекции | 3 | 1 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Сочетанное действие вредных факторов | Сам. работа | 3 | 4 | ОК-1, ОК-7, ПК-17, ПК-18 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания приведены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | И.А. Свиридова, Л.С. Хорошилова | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности : | Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Баширов В. | Промышленная токсикология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Свиридова, И.А. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности / И.А. Свиридова, Л.С. Хорошилова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 139 с. | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232747 | ||
Э2 | Колб, Л.И. Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций : учебное пособие / Л.И. Колб, С.И. Леонович, И.И. Леонович. - Минск : Вышэйшая школа, 2008. - 448 с. - | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143272 | ||
Э3 | Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / под ред. Л.А. Муравей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 431 с. | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=11954 | ||
Э4 | Белоногов, И.А. Токсикология и медицинская защита : учебное пособие / И.А. Белоногов, Д.А. Самохин. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460745 | ||
Э5 | Батян, А.Н. Основы общей и экологической токсикологии : учебное пособие / А.Н. Батян, Г.Т. Фрумин, В.Н. Базылев. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 352 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104896 | ||
Э6 | Баширов, В. Промышленная токсикология: курс лекций : учебное пособие / В. Баширов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2012. - 84 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259200 | ||
Э7 | Медико-биологические основы БЖД и токсикология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 10 (Office 2010 Professional, № 49464762 от 14.12.2011; Adobe Reader https://wwwimages2.adobe.com/content/dam/acom/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf; 7-Zip https://www.7-zip.org/license.txt; Windows 10 Pro (Майкрософт (Microsoft Corporation), 2019. Код продукта: 00330-53093-09223-ААОЕМ. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); AMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
501К | лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов. |
521К | лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL. |
005К | помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов | Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
202С | библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. • На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. • На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. • Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. • В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. • Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. • Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. • Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). • Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. • На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. • Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. • В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. • Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). • В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. • Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. • Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. • При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. • При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. • Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. • Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. • При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. • Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. • Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. • В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. • Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. • Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |