МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Анализ живых и техногенных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-2019,2018
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 0 0 4 4
Лабораторные 0 0 10 10 10 10
Практические 6 6 0 0 6 6
Сам. работа 58 58 125 125 183 183
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
д.х.н., доцент, Темерев Сергей Васильевич

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Анализ живых и техногенных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 27.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.реализация высокого профессионализма специалистов в области эко–аналитической химии природных систем, которая предусматривает глубокое изучение методов и средств текущего анализа состояния и перспективного развития экосистем, параметров их качества как составляющих качества жизни человека в условиях техно- и антропогенеза.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ОПК-1 способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности
ПК-19 способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.классификацию живых и техногенных систем, основные химические факторы и причины их загрязнения.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять и анализировать проблемы, планировать стратегию их решения;
использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания математики и естественных наук.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.пробоотбора и пробоподготовки, работы на современной научной аппаратуре при проведении научных исследований, интерпретации и представления результатов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анализ живых и техногенных систем
1.1. Актуальность контроля параметров природной среды. Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Понятие токсичности, форма нахождения химического вещества в объекте анализа. Практические 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Пути поступления, распределения, трансформации загрязняющих веществ в атмосфере, воде и почве. Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Формы элементов и химическая токсичность веществ. Лекции 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Конверсия химических элементов в компонентах природной среды на примере ртути (мышьяка). Практические 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Закономерности распределения и трансформации химических токсикантов в экосистемах. Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Неорганические и органические токсиканты, генетическая связь на примере метилирования и алкилирования элементов. Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Химический мониторинг атмосферного воздуха. Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Роль системы измерений качества атмосферного воздуха. Достоверность. Представительность. Метрологическое обеспечение. Стандартные методы определения приоритетных токсикантов атмосферы. Нормирование качества воздуха. Практические 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Особенности техногенной миграции элементов в атмосфере. Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Эколого-химические реконструкции химического состава атмосферы. Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Снежные покров – естественный индикатор загрязнений атмосферы от транспорта. Сам. работа 2 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Криосфера – объект фонового мониторинга атмосферных загрязнений. Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Особенности отбора и подготовки к анализу образцов воздуха. Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Методы разделения и концентрирования в задачах мониторинга атмосферы на примере атмосферных осадков. Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.16. Метод поглощающих реагентов, индикаторных трубок, линейной колориметрии в анализе токсикантов атмосферного воздуха. Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.17. Сорбционные эколого-аналитические системы в анализе токсикантов атмосферы. Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.18. Нормирование качества атмосферного воздуха, воды, почвы. Сам. работа 2 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.19. Особенности мониторинга биогеоценозов, почвенного покрова. Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.20. Радионуклиды. Виды излучений. Единицы измерений радиохимических загрязнений. Сам. работа 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.21. Зачет 2 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.22. Методы масс-спектрометрии в изотопном анализе объектов природы, идентификация техногенных аэрозольных выпадений. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.23. Аналитический контроль химических веществ в почвенных горизонтах. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.24. Биогенные элементы как объект анализа почв сельскохозяйственного назначения. Контроль качества почв после агрохимических обработок минеральными и органическими удобрениями. Сам. работа 3 8 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.25. Средства защиты растений: ХОП, ФОС, металлорганические соединения. Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.26. Хроматографические, хромато-масс-спектрометрические и другие гибридные методы анализа сложных природных экосистем. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.27. Основы эколого–химических оценок состояния водных экосистем. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.28. Методы анализа ионного состава, неорганических и органических токсикантов в поверхностных водах. Взвешенные вещества и донные осадки – объект эко-аналитического контроля. Анализ приоритетных токсикантов водных экосистем. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.29. Гидробионты: фито-зоо-планктон, фито-,зоо- бентос, моллюски, ракообразные, рыбы и животные – биологические индикаторы водных экосистем. Сам. работа 3 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.30. Инструментальные методы анализа неорганических и органических токсикантов в гидробионтах. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.31. Оптические методы анализа экосистем. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.32. Атомная и молекулярная спектрометрия. Эмиссионные методы. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.33. Многоэлементный анализ. Новые экстракционно-аналитические технологии. Сам. работа 3 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.34. Тест системы в задачах мониторинга. Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.35. Электрохимические методы анализа экосистем. Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.36. Потенциометрия. Кулонометрия. Электрохимические сенсоры. Вольтамперометрия. Инверсионные методы Сам. работа 3 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.37. Сверхтоксиканты в экосистемах. Сам. работа 3 2 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.38. Методы разделения и концентрирования в подготовке образцов для гибридных методов анализа токсикантов в экосистемах. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.39. Гибридные методы анализа диоксинов и диоксиноподобных веществ в природных объектах. Сам. работа 3 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.40. Оценка экологического риска в случае обнаружения диоксиноподобных веществ в биологических объектах и клинических образцах. Сам. работа 3 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.41. Определение интегральных физико-химических показателей природных (поровых) вод, атмосферных осадков, водной вытяжки почв. Лабораторные 3 6 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.42. Определение растворенного кислорода методом Винклера и биохимического потребления кислорода. Лабораторные 3 4 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.43. Послойный анализ ледниковых кернов. Сам. работа 3 10 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.44. Снежные покров – естественный индикатор загрязнений атмосферы от транспорта. Особенности формирования загрязнений в атмосферных осадках. Сам. работа 3 15 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.45. Биологическое разнообразие гидробионтов, особенности накопления токсичных веществ в биоте пресных и соленых водоемов, специфика подготовки аналитических образцов. Сам. работа 3 20 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.46. Экзамен 3 9 ОК-7, ОПК-1, ПК-19 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Использование интегральных показателей водных экосистем в комплексной оценке состояния.
Инверсионная вольтамперометрия в анализе компонентов природных экосистем.
Атомно–абсорбционная спектрометрия в анализе компонентов природных экосистем.
Эмиссионная спектрометрия в анализе компонентов природных экосистем.
Титриметрия в определении химического состава природных экосистем.
Спектрофотометрия в определении химического состава природных экосистем.
Идентификация органических загрязнений по результатам определения бихроматного и перманганатного индексов поверхностных вод.
Конверсия химических элементов в компонентах природной среды на примере ртути.
Конверсия химических элементов в компонентах природной среды на примере мышьяка.
Роль системы измерений качества атмосферного воздуха. Достоверность. Представительность. Метрологическое обеспечение.
Особенности отбора и подготовки к анализу образцов воздуха.
Особенности мониторинга биогеоценозов, почвенного покрова.
Аналитический контроль химических веществ в почвенных горизонтах.
Основы эколого–химических оценок состояния водных экосистем.
Оптические методы анализа экосистем.
Электрохимические методы анализа экосистем.
Сверхтоксиканты в экосистемах.
Закономерности распределения и трансформации химических токсикантов в экосистемах.
Неорганические и органические токсиканты, генетическая связь на примере метилирования и алкилирования элементов.
Оценка качества воздуха и уровня техногенной миграции элементов в атмосфере по результатам элементного анализа атмосферных аэрозолей.
Современные технологии послойного анализа ледниковых кернов в задачах палеоклимата и реконструкции химического состава атмосферы.
Сорбционные эколого-аналитические системы в анализе токсикантов атмосферы.
Методы масс-спектрометрии в изотопном анализе объектов природы, идентификация техногенных аэрозольных выпадений.
Хроматографические, хромато-масс-спектрометрические и другие гибридные методы анализа сложных природных экосистем.
Инструментальные методы анализа неорганических и органических токсикантов в гидробионтах.
Новые экстракционно-аналитические технологии в исследовании экосистем.
Применение электрохимических сенсоров в исследовании экосистем.
Применение гибридных методов анализа диоксинов и диоксиноподобных веществ в природных экосистемах. Оценка экологического риска.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Современные гибридные методы определения химических загрязнений в природных экосистемах.
Современные представления о технологиях отбора образцов воды, взвесей, донных осадков и гидробионтов и подготовки проб к анализу на наличие неорганических и органических токсикантов.
Идентификация диффузного загрязнения водных экосистем биогенными элементами по результатам химического анализа поверхностных вод.
Многоэлементный анализ водных объектов для комплексной оценки текущего состояния и перспективного прогноза.
Способы выражения малых количеств вещества в различных областях естественно–научного блока дисциплин. Пересчет одних концентраций(содержаний) в другие. Зарубежные аналоги удельных содержаний % , ‰, мкг/г, нг/г и т.д. Первичная обработка экспериментальной информации.
Реконструкция атмосферных загрязнений по результатам химического анализа снежного покрова и ледников.
Особенности импактного химического мониторинга экосистем и прогноза развития последствий техногенеза.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.Г. Зенкевич и др./Под ред Л.Н. Москвина Аналитическая химия. Т. 3 Химический анализ: Учебник для студентов высших учебных заведений М.: Издательский центр "Академия", 2008
Л1.2 И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина. Аналитическая химия в 3-х томах. Т.1 Методы идентификации и определения веществ. -575с. Т.2 Методы разделения веществ и гибридные методы анализа. -300 с. Т.3 Химический анализ. -365 с.: учебник для студентов высших учебных заведений/И.Г.Зенкевич и др. под ред. Л.Н.Москвина.- М.: Издательский центр «Академия».- 2008: учебник для студентов высших учебных заведений М.: Издательский центр «Академия»., 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. Н. Москвина Аналитическая химия : учеб для вузов : в 3 т. М. : Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Анализ живых и техногенных систем portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно)
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно)
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно)
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно)
Adobe Reader (http://wwwimages.adode.com/content/dam/Adode/en/legan/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно)
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (http://astalinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
Libre Office (http://ru.libreoffice.org/), (бессрочно)
Веб-браузер Сhromium (http://www.chromium.org/Home), (бессрочно)
Антивирус Касперский (http://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024)
Архиватор ARK (http://apps.kde.org/ark/), (бессрочно)
Okular (http://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ;
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
508К лаборатория методов молекулярной спектрометрии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; раковина, оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжной шкаф, технические весы, квантометр, генератор, набор ареометров, фотоэлектроколориметры КФК-2, кюветы для образцов, спектрофотометр Spekol-10, аналитические весы, наборы химической посуды, наборы химических реактивов, плитки электрические, прибор для определения температуры плавления, установки для титрования, термометры ртутные, штативы

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом:
-каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки;
- при появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению.
Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».


Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачетц:
Изучение дисциплины завершается зачетом во втором семестре и экзаменом в третьем. Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете студент демонстрирует те знания, которые он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.

Методика применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при проведении занятий и на этапах текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине:
Дистанционное обучение реализуется в электронно-информационной образовательной среде Университета, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства, и обеспечивающей освоение обучающимися программы в полном объеме независимо от места нахождения.
Электронное обучение (ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и преподавателя.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателя. Дистанционное обучение – это одна из форм обучения.
При использовании ЭО и ДОТ каждый обучающийся обеспечивается доступом к средствам электронного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения программы.
В практике применения дистанционного обучения по дисциплине используются методики синхронного и асинхронного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение обучающегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение. Используются следующие технологии on-line: вебинары (или видеоконференции), удиоконференции, чаты.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и обучающимся в реальном времени – так называемое off-line общение, общение в режиме с отложенным ответом. Используются следующие технологии off-line:
образовательный ресурс Университета, электронная почта, рассылки, форумы.
Наибольшая эффективность при дистанционном обучении достигается при использовании смешанных методик дистанционного обучения, при этом подразумевается, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.
Учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляется посредством:
– размещения учебного материала на образовательном сайте Университета;
– сопровождения электронного обучения;
– организации и проведения консультаций в режиме «on-line» и «off-line»;
– организации обратной связи с обучающимися в режиме «on-line» и «off-line»;
– обеспечения методической помощи обучающимся через взаимодействие участников учебного процесса с использованием всех доступных современных телекоммуникационных средств, одобренных локальными нормативными актами;
– организации самостоятельной работы обучающихся путем обеспечения удаленного доступа к образовательным ресурсам (ЭБС, материалам, размещенным на образовательном сайте);
– контроля достижения запланированных результатов обучения по дисциплине обучающимися в режиме «on-line» и «off-line»;
– идентификации личности обучающегося.
Реализация программы в электронной форме начинается с проведения организационной встречи с обучающимися посредством видеоконференции (вебинара). При этом преподаватель информирует обучающихся о технических требованиях к оборудованию и каналам связи, осуществляет предварительную проверку связи с обучающимися, создание и настройку вебинара. Преподаватель также сверяет предварительный список обучающихся с фактически присутствующими, информирует их о режиме занятий, особенностях образовательного процесса, правилах внутреннего распорядка, графике учебного процесса.
После проведения установочного вебинара учебный процесс может быть реализован асинхронно (обучающийся осваивает учебный материал в любое удобное для него время и общается с преподавателем с использованием средств телекоммуникаций в режиме отложенного времени) или синхронно (проведение учебных мероприятий и общение обучающегося с преподавателем в режиме реального времени).
Преподаватель самостоятельно определяет порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между обучающимися и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций.
В содержание консультаций входят:
– разъяснение обучающимся общей технологии применения элементов ЭО и ДОТ, приемов
и способов работы с предоставленными им учебно-методическими материалами, принципов самоорганизации учебного процесса;
– советы и рекомендации по изучению программы дисциплины и подготовке к промежуточной аттестации;
– анализ поступивших вопросов, ответы на вопросы обучающихся;
– разработка отдельных рекомендаций по изучению частей (разделов, тем) дисциплины, по подготовке к текущей и промежуточной аттестации.
Также осуществляются индивидуальные консультации обучающихся в ходе выполнения ими письменных работ.
Обязательным компонентом системы дистанционного обучения по дисциплине является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), который включает электронные аналоги печатных учебных изданий (учебников), самостоятельные электронные учебные издания (учебники), дидактические материалы для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации, аудио- и видеоматериалы, другие специализированные компоненты (текстовые, звуковые, мультимедийные). ЭУМК обеспечивает в соответствии с программой организацию обучения, самостоятельной работы обучающихся, тренинги путем предоставления обучающимся необходимых учебных материалов, специально разработанных для реализации электронного обучения, контроль знаний. ЭУМК размещается в электронно-библиотечных системах и на образовательном сайте Университета.
При реализации программы или ее частей с применением электронного обучения и дистанционных технологий кафедра ведет учет и хранение результатов освоения обучающимися дисциплины на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме (на образовательном сайте).
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся по учебной дисциплине с применением ЭО и ДОТ осуществляется посредством собеседования (on-line), компьютерного тестирования или выполнения письменных работ (on-line или off-line).