МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы медицинских знаний

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-2019,2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.м.н, доцент, Пашков А.П.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Основы медицинских знаний

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., д.х.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев С.В., д.х.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Выработать у будущих специалистов сознательное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 владением компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни и физической культуры)
ОК-7 владением культурой безопасности и рискориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности
ПК-10 способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях
ПК-15 способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенностей и закономерностей воздействия основных опасных и вредных производственных факторов на организм человека.
- основные технологии обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья;
- методы защиты и правила оказания первой помощи пострадавшим от воздействия различных вредных факторов.
3.2.Уметь:
3.2.1.-оценить неотложные состояния, причины и факторы их вызывающие;
- использовать в профессиональной деятельности базовые знания в области физиологии человека, медицины, гигиены, эпидемиологии.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- проводить мероприятия среди населения направленные на профилактику травматизма и соблюдение норм здорового образа жизни.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основные понятия, цели и задачи дисциплины. Оценка состояния пострадавшего. Лекции 3 2 ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.2. Диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях, связанных с нарушением функции сердечно-сосудистой системы Практические 3 2 ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.3. Здоровье. Здоровый образ жизни Сам. работа 3 22 ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.4. Неотложные состояния при заболеваниях внутренних органов Сам. работа 3 17 ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.5. Остановка кровотечения и правила наложения повязок Практические 3 2 ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.6. Инфекционные заболевания Лекции 3 2 ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.7. Травмы. Оказание первой помощи Сам. работа 3 24 ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.8. Охрана материнства и детства Лекции 3 2 ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.9. Правила и особенности применения лекарственных средств в, зависимости от формы выпуска, возраста пациента. Особенности путей введения лекарственных средств Практические 3 2 ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1
1.10. Охрана материнства и детства Сам. работа 3 24 ОК-7, ПК-10, ПК-15 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8969
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1) Инкубационный период при гриппе равен:
1. 1-2 дням
2. 0,5-1 часу
3. 1-2 часам
4. 10-20 часов
Ответ: 1.
2) Продолжительность искусственного активного иммунитета определяется:
1. месяцами
2. годами
3. неделями
4. днями
Ответ: 2.
3) К условиям эффективного искусственного дыхания относятся:
1. проходимость дыхательных путей, правильный ритм и глубина дыхания, профилактика перелома ребер
2. использование нашатырного спирта, ритмическое вдыхание, массаж грудной клетки
3. максимальная вентиляция легких, массаж грудной клетки, профилактика перелома ребер
4. максимальная вентиляция легких, использование нашатырного спирта
Ответ: 1.
4) Первая помощь при открытой травме обязательно включает:
1. остановку кровотечения, антисептическую повязку, уменьшение боли
2. тугую повязку, холод, уменьшение боли
3. холод, остановку кровотечения, тугую повязку
4. уменьшение боли, тепло, тугую повязку
Ответ: 1.
5) При ранениях возможны следующие виды кровотечений:
1. артериальное, венозное, капиллярное, наружное, внутреннее
2. наружное венозное, внутреннее артериальное, капиллярное
3. артериальное и венозное
4. наружное артериальное, внутреннее венозное, капиллярное
Ответ: 1.
6) Признаками эффективности комплекса сердечно-легочной реанимации являются:
1. появление сознания, расширение зрачков
2. сужение зрачков, появление пота
3. появление самостоятельных вдохов
4. появление судорожных движений, покраснение кожи
Ответ: 3.
7) Заразный период инфекционного заболевания — это период ...
1. выделения из организма возбудителя
2. до начала специфического лечения инфекционного заболевания
3. до принятия мер карантина против инфекционного заболевания
4. совпадающий с разгаром инфекционного заболевания
Ответ: 1.
8) Ушиб — это повреждение мягких тканей, при котором ...
1. не нарушаются функции органов
2. не нарушается целостность кожных покровов
3. нарушаются функции органов
4. нарушается целостность кожных покровов
Ответ: 2.
9) Главным звеном в профилактике пищевых токсикоинфекций является:
1. своевременная и широкая иммунизация населения
2. эффективная дезинфекция, дезинсекция и дератизация помещений
3. обязательное выполнение населением правил личной гигиены
4. санитарно-гигиенический контроль за качеством пищевых продуктов
Ответ: 4.
10) Искусственный иммунитет возникает:
1. при введении в организм вакцин или сывороток
2. в тех случаях, когда болезнь протекает при высокой температуре
3. в тех случаях, когда инфекционный больной не получает медикаментозное лечение
4. в тех случаях, когда инфекционный больной получает медикаментозное лечение
Ответ: 1.
11) Жгут на конечности можно накладывать не более чем на:
1. два часа зимой и четыре часа летом
2. один час зимой и летом
3. один час зимой и два часа летом
4. полчаса зимой и один час летом
Ответ: 4
12) Признаками клинической смерти являются:
1. отсутствие дыхания и сердечной деятельности, широкие зрачки, холодная кожа
2. отсутствие дыхания и пульса, сохранение глазных рефлексов
3. отсутствие сознания, дыхания и пульса, теплая кожа
4. потеря сознания, слабое дыхание, отсутствие пульса
Ответ: 1.
13) Растяжение связок происходит вследствие
1. продольного резкого механического воздействия на сустав
2. резкого движения, чрезмерного или неестественного для определенного сустава
3. сильной механической травмы сустава
4. поперечного резкого механического воздействия на сустав
Ответ: 2.
14) Главными признаками почечной колики являются:
1. ноющие боли в пояснице с отражением в бедро, обычное мочеиспускание
2. приступообразные боли в пояснице с отражением в мочеиспускательный канал и бедро, частое и болезненное мочеиспускание
3. приступообразные боли в пояснице с отражением в мочеиспускательный канал и бедро, редкое и болезненное мочеиспускание
4. ноющие боли в пояснице с отражением в мочеиспускательный канал, редкое и болезненное мочеиспускание
Ответ: 2.
15) Для импровизированного жгута подходят следующие материалы:
1. прочный шнур, резиновая трубка, кусок бинта
2. полоса материи, прочная проволока, провод
3. резиновая трубка, провод, ремень
4. резиновая трубка, ремень, полоса материи
Ответ: 4.
16) Профилактика обширной кровопотери при ранениях достигается:
1. применением сердечно-сосудистых средств, ограничением движений, наложением жгута
2. применением тепла, временной остановкой кровотечения, ограничением движений
3. временной остановкой кровотечения, наложением давящей асептической повязки, применением холода
4. наложением жгута, обработкой раны йодом, наложением фиксирующей повязки
Ответ: 3.
17) Стенокардия — это приступы болей сердца, вызванные ...
1. тромбозом сосудов сердца
2. сужением коронарных сосудов
3. гипотонией
4. гипертонией
Ответ: 2.
18) Первая помощь должна оказываться в следующей последовательности:
1. транспортировка в лечебное учреждение — диагностика повреждения — определение средств и способов помощи — оказание помощи — профилактика осложнений
2. прекращение воздействия повреждающего фактора — оказание помощи — подготовка к транспортировке — профилактика осложнений — транспортировка в лечебное учреждение
3. первичная диагностика повреждения — оказание экстренной помощи — применение лечебных средств — транспортировка в лечебное учреждение
4. прекращение воздействия повреждающего фактора — первичная диагностика повреждения — определение средств и способов помощи — оказание помощи — транспортировка в лечебное учреждение
Ответ: 4.
19) Реанимация — это:
1. восстановление только что угасших функций жизнеспособности организма
2. восстановление жизнеспособности центральной нервной системы пострадавшего
3. восстановление пульса и дыхания пострадавшего
4. стимуляция функций жизнеспособности организма
Ответ: 1.
20) Иммобилизация костей в месте перелома при оказании первой помощи достигается способом наложения
1. шин
2. гипса
3. давящей повязки
4. тугой повязки
Ответ: 1.
21) Укажите, какие части дыхательной системы входят в состав верхних дыхательных путей.
1. ротовая часть глотки.
2. гортань.
3. носовая часть глотки.
4. трахея.
Ответ: 1.
22) Основной структурной единицей всех живых организмов является…
1. ДНК
2. Клетка
3. Орган
4. Органоид
Ответ: 2.
23) К соединительной ткани относятся:
1. Мышечная
2. Нервная
3. Эпителиальная
4. Костная
Ответ: 4.
24) Две системы управления организмом человека:
1. Нервная и Эндокринная системы
2. Нервная и Кровеносная системы
3. Нервная и Пищеварительная системы
4. Нервная и Опорно-двигательная системы
Ответ: 1.
25) Центры условных рефлексов располагаются:
1. В среднем мозге
2. В спинном мозге
3. В продолговатом мозге
4. В больших полушариях
Ответ: 4.
26) Рецепторы зрительного анализатора:
1. Свободные нервные окончания
2. Тельца Мейсснера и Руффини
3. Колба Краузе и тельце Пачини
4. Палочки и колбочки
Ответ: 4.
27) Клетки, транспортирующие кислород
1. Тромбоциты
2. Лейкоциты
3. Эритроциты
4. Мегакариоциты
Ответ: 3.
28) Клетки, участвующие в свертывании крови
1. Тромбоциты
2. Лейкоциты
3. Эритроциты
4. Мегакариоциты
Ответ: 1.
29) Сосуды , несущие кровь от сердца
1. Вены
2. Капиляры
3. Артерии
4. Венулы
Ответ: 3.
30) Газообмен происходит ..
1. В трахее
2. В бронхах
3. В легких
4. В бронхиолах
Ответ: 3.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1) Антигенами называются:…………….
Ответ: чужеродные для организма агенты (микробы, ткани другого организма) и вещества.
2) Антитела для прививок получают из:…………….
Ответ: сыворотки крови животного или человека, имеющих иммунитет к данному заболеванию
3) Артериальное давление представляет собой ...
Ответ: давление крови, обусловленное ритмическими сокращениями сердца и эластичностью стенок артерий
4) Асфиксией называется:……………….
Ответ: состояние полной остановки дыхания вследствие парселинга дыхательного центра или закупорки дыхательных путей
5) Биологической смертью называется:………..
Ответ: состояние, которое наступает после клинической смерти и характеризуется развитием необратимых изменений в органах и тканях
6) Большинство инфекционных заболеваний имеют следующие последовательно сменяющиеся периоды:
Ответ: инкубационный — продромальный — активное проявление заболевания — выздоровление
7) Влияние тепловых процедур на организм человека заключается в том, что они…
Ответ: снимают спазм гладкой мускулатуры, увеличивают приток крови и лимфы к месту воспаления
8) Влияние холодовых процедур на организм заключается в том, что они….
Ответ: вызывают сужение сосудов, уменьшают отечность ткани, понижают чувствительность нервных окончаний
9) Возбудителем сифилиса являются:…
Ответ: трепонемы
10) Возбудитель инфекционной болезни — это…………..
Ответ: патогенный микроб, вызывающий определенное заболевание
11) Вывих — это…..
Ответ: смещение суставных концов костей
12) Гамма-глобулином называется…….
Ответ: препарат с наиболее высоким содержанием антител против определенного возбудителя
13) Гипертонический криз — это………….
Ответ: внезапный, резкий подъем артериального давления
14) Главной системой, страдающей от ВИЧ-инфекции, является….
Ответе: иммунная
15) Главными признаками раны являются……
Ответ: боль, кровотечение, расхождение краев кожи или слизистой оболочки
16) Какое кровотечение можно остановить давящей повязкой?
Ответ: венозное
17) Дезинфекция — это ………………….
Ответ: способы и средства, уничтожающие возбудителей инфекционных заболеваний во внешней среде
18) Из-за чего возникает диабетическая кома?
Ответ: недостатка сахара в тканях мозга
19) Как возникает естественный иммунитет?
Ответ: после перенесенного инфекционного заболевания
20) Закрытым переломом кости называется……
Ответ: повреждение кости с нарушением её целостности и сохранением кожного покрова
21) Инфаркт миокарда — это…………….
Ответ: омертвение ограниченного участка мышцы сердца вследствие прекращения её кровоснабжения
22) К угрожающим жизни осложнениям открытых переломов относятся:
Ответ: шок, сепсис, кровотечение
23) Календарь прививок — это…
Ответ: список заболеваний, против которых детей вакцинируют с указанием сроков вакцинации и ревакцинации
24) Лихорадка — это состояние при ...
Ответ: повышенной температуре тела (выше 38°С)
25) Неотложными состояниями называются состояния…………
Ответ: угрожающие жизни человека
26) Как называется кратковременная потеря сознания на период от нескольких секунд до минуты?
Ответ: обморок
27) Первая помощь при отморожении включает:….
Ответ: медленное отогревание водой, мягкий массаж, прием анальгетиков, наложение стерильной повязки
28) Первая помощь при легочном кровотечении включает:…….
Ответ: абсолютный покой, полусидячее положение, холод на грудь
29) Реакция на воздействие чрезвычайных раздражителей психического, химического или физического происхождения – это….
Ответ: шок
30) Капиллярные кровотечения обычно останавливаются:
Ответ: наложением асептической повязки на рану
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов М.: Фонд "Мир", 2009 156
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Волокитина Т.В., Бральнина Г.Г., Никитинская Н.И. Основы медицинских знаний: учеб. пособие М.: Академия, 2010 249
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы медицинских знаний portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины.
Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к лабораторному занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф, какие новые понятия введены, каков их смысл, что даст это на практике?