МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация, управление и правовое регулирование пожарной безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_ТБ-2019,2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 6 6 6 6
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.х.н., Профессор, Темерев С.В.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
Организация, управление и правовое регулирование пожарной безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 21.03.2016 г. № 246)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доцент, д.х.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доцент, д.х.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение студентами знаний и навыков правового характера, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 владением компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления)
ОК-3 владением компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности)
ОК-14 способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности
ОК-15 готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ОПК-4 способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды
ПК-10 способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях
ПК-11 способностью организовывать, планировать и реализовывать работу исполнителей по решению практических задач обеспечения безопасности человека и окружающей среды
ПК-17 способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы Российской правовой системы и законодательство, основы законодательства в сфере пожарной безопасности и безопасности труда,основы уголовно-процессуальной деятельности ГПС.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять правовые нормы при осуществлении административно-правовой и уголовно-процессуальной деятельности. Использовать полученные навыки в правоприменяемых практиках.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Законодательными и правовыми актами в области пожарной безопасности, требованиями к безопасности технических регламентов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Система законодательства в области пожарной безопасности.
1.1. Общие понятия о пожарной безопасности. Лекции 4 1 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Права и обязанности физических и юридических лиц в области пожарной безопасности и их ответственность за правонарушения. Виды юридической ответственности за нарушение норм и требований пожарной безопасности. Практические 4 1 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Правовые и социальные гарантии сотрудников ГПС МЧС России. Сам. работа 4 8 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность.
2.1. Правонарушения, их состав, признаки и юридическая ответственность: понятие, признаки, виды. Лекции 4 1 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Основания юридической ответственности правонарушений. Сам. работа 4 8 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Правоохранительные органы Российской Федерации.
3.1. Правоохранительные органы Российской Федерации. Лекции 4 1 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Сущность судебной власти и система судебных органов. Надзор за деятельностью дознавателя (прокурорский, в порядке подчиненности. Сам. работа 4 12 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Нормативно-правовое обеспечение деятельности МЧС России.
4.1. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность МЧС России. Структура МЧС и положение ГПС в данной системе. Положение о "МЧС России". Федеральное законодательство "О противодействии коррупции". Сам. работа 4 13 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Профилактика коррупции и ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Сам. работа 4 1 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Административно-правовая деятельность ГПС МЧС России.
5.1. Администравтивно-правовая деятелньость ГПС МЧС России. Лекции 4 1 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Порядок расследования административных дел. Сам. работа 4 12 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Уголовно-процессуальная деятельность ГПС МЧС России.
6.1. Понятия уголовной ответственности и наступления уголовной ответственности. Лекции 4 1 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Дознание, предварительное расследование и возбуждение уголовных дел. Сам. работа 4 14 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Порядок проведения расследования, дознаний, следственных действий. Практические 4 1 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
6.4. Возбуждение уголовного дела по признакам ст. 167, 168 и 219 УК РФ. Привлечение к участию в расследовании пожаров иных подразделений ГПС (ИПЛ и др.). Сам. работа 4 10 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасмности.
7.1. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности. Лекции 4 1 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.2. Роль МЧС России в обеспечение пожарной безопасности. Лекции 4 0 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.3. Работа МЧС России по совершенствованию правового регулирования в области пожарной безопасности. Лекции 4 0 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
7.4. Правила пожарной безопасности. Добровольная пожарная охрана. Работа над законопроектами по пожарной безопасности. Сам. работа 4 12 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 8. Лабораторные работы.
8.1. Пожарная часть. Лабораторные 4 2 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
8.2. Испытательная пожарная лаборатория. Лабораторные 4 2 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1
8.3. Центр управления в кризисных ситуациях. Лабораторные 4 2 ОК-2, ОК-3, ОК-14, ОК-15, ОПК-4, ПК-10, ПК-11, ПК-17 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств закреплен в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляков Г.И. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Конюков А. Г. Пожарная безопасность многоквартирных высотных жилых зданий: Методическая литература ННГАСУ, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Попов В. М. Пожарная безопасность образовательного учреждения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Не требуется
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.


Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».


Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Подготовка к зачету способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Систематическая подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.