МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологическая безопасность основных производств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 195
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 195 195 195 195
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.х.н., доцент, Темерев Сергей Васильевич

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Елена Павловна

Рабочая программа дисциплины
Технологическая безопасность основных производств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.08.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.08.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Темерев Сергей Васильевич, д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности в производственной деятельности. Их реализация гарантирует грамотное управление системой охраны труда на производстве, сохранение высокой производительности труда, здоровья работника, сведение к минимуму количества несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
- вооружить теоретическими знаниями и практическими навыками необходимыми для: создания безопасного состояния производственной среды; идентификации опасностей и опасных производственных факторов, воздействующих на работника; прогнозированию развития и последствий негативных воздействий производственных факторов на здоровье работника и окружающую среду; разработки и реализации мер защиты здоровья работника и окружающей среды негативных воздействий; принятия решений по защите производственного персонала и населения от чрезвычайных ситуаций и мер по ликвидации их последствий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать и проводить противопожарные мероприятия и осуществлять контроль за состоянием систем и средств противопожарной защиты
ПК-1.1 Знает требования нормативно-правовой документации по пожарной безопасности с учетом специфики организации; методы выявления, оценки и управления пожарными рисками; современные средства пожаротушения; организацию, управление и правовое регулирование системы пожарной охраны
ПК-1.2 Умеет проводить расчет пожарных рисков и разрабатывать мероприятия по профилактике пожаров и противопожарной защите объекта
ПК-1.3 Владеет навыками разработки противопожарных мероприятий на объекте и мер по предупреждению распространения пожара на соседние здания и сооружения
ПК-4Способен выбирать и использовать технические средства и методы исследования для решения исследовательских задач, направленных на повышение экологической безопасности, создание новых методов мониторинга, соблюдению или достижению нормативов допустимого воздействия токсичных веществ и систем защиты человека и окружающей среды
ПК-4.1 Знает требования к составлению отчетной документации о проведенных исследованиях; требования к проведению экспериментальных исследований (программа исследований, оборудование, аппараты и инструменты); основные методы и возможности использования компьютерных средств в научно- исследовательской работе
ПК-4.2 Проводит первичный поиск информации по устройству, принципам действия, техническим характеристикам систем и средств защиты окружающей среды в организации, технической документации, регламентирующей правила и условия эксплуатации систем и средств защиты окружающей среды
ПК-4.3 Выбирает технические средства и методы исследования по оцениванию технологических параметров и эффективности эксплуатации средств и систем защиты окружающей среды в организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о планировании мероприятий по защите работников в условия природных, социальных и техногенных чрезвычайных ситуациях;
правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности производственной деятельности человека;
виды производственных опасностей;
основы обеспечения требований охраны труда и безопасности производственной деятельности;
о социальной защите пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.

3.2.Уметь:
3.2.1.организовать и провести обследования состояния охраны труда в производственных подразделениях;
расследовать несчастные случаи на производстве;
составлять инструкции по охране труда;
проводить вводный, первичный, целевой и внеплановый инструктажи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.проведения расследований НС и составления локальных нормативных актов на предприятии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обеспечение охраны труда на производстве
1.1. Государственное управление охраной труда. Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Государственное управление охраной труда. Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Нормативно-правовая документация. ССБТ. Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда. Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Проведение обследования состояния охраны труда в производственных подразделениях АлтГУ. Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Служба охраны труда на производстве. Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Служба охраны труда на производстве. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Должностные обязанности инженера отдела охраны труда на производстве. Сам. работа 5 9 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Производственные опасности, их роль и значение в жизнедеятельности человека. Порядок расследования при несчастных случаях на производстве.
2.1. Номенклатура и классификация опасностей. Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Номенклатура и классификация опасностей. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Идентификация производственных опасностей. Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Идентификация производственных опасностей. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Несчастные случаи на производстве: причины, обстоятельство, расследование. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.6. Расследование несчастных случаев на производстве по форме Н1 и построение схемы – «дерево несчастных случаев. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда на предприятии
3.1. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда на предприятии. Лекции 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда на предприятии. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Типы инструктажей. Инструкции по ОТ на производстве. Практические 5 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.4. Типы инструктажей. Инструкции по ОТ на производстве. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.5. Составление инструкции по охране труда, вводного и первичного инструктажей. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Организация о проведение обследования состояния охраны труда в производственных подразделениях
4.1. Организация и проведение обследования состояния охраны труда в производственных подразделениях. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Обеспечение работников СИ. Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.3. Состояние гигиены труда, условий труда и медицинского обслуживания работников. Сам. работа 5 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.4. Обследование состояния территорий, производственных помещений и рабочих мест. Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.5. Обследование состояния электро- и пожаробезопасности. Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.6. Организация работ с грузами. Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.7. Организация работ на высоте. Сам. работа 5 16 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.8. Организация работы газового хозяйства, сосудов под давлением, трубопроводов пара и горячей воды. Сам. работа 5 10 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6662

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1. Способен самостоятельно приобретать, структурировать и применять математические, естественнонаучные,социально-экономические и профессиональные знания в области техносферной безопасности, решать сложные и проблемные вопросы;
1.Вредный производственный фактор - это
Вариант ответа:
1) внутрипроизводственный фактор, вызванный внешними неблагоприятными
условиями технологического проектирования предприятия и условий труда работников
2) внешний фактор, способствующий развитию профессионального заболевания,
кратковременному либо стойкому снижению трудоспособности, увеличению вероятности
соматических или инфекционных заболеваний и другим осложнениям
3) внешний вред, оказываемый недобросовестными контрагентами и вызывающий
снижение конкурентоспособности предприятия и как следствие уровня производственной
безопасности
2. Опасный производственный фактор - это
Вариант ответа:
1) внешний фактор производственного характера, способствующий опасно
высокому уровню снижения трудовой дисциплины и опасно высокому росту брака
продукции
2) внешний фактор - причина производственной травмы, стойкого заболевания или
внезапно-резкого ослабления здоровья и даже смерти
3) внутрипроизводственный фактор, оказывающий опасный уровень воздействия на
травматизм, заболевания, здоровье и жизнь работников
3. Не является основной задачей безопасности труда
Вариант ответа:
1) улучшение микроклимата производственных условий
2) приведение уровня воздействия опасных производственных факторов к уровням,
не превышающим установленных нормативов
3) исключение воздействия на работников вредных производственных факторов
4. К физическим опасным и вредным производственным факторам
относятся
Вариант ответа:
1) сенсибилизирующие факторы
2) повышенный уровень ультразвука
3) сторожевые собаки
5. Риск - это
Вариант ответа:
1) безразмерная величина
2) количественная мера опасности
3) все варианты верны
6. Приемлемый (допустимый) риск - это
Вариант ответа:
1) минимальный уровень риска, допустимый согласно нормам уголовного
законодательства
2) минимальный уровень риска, достижимый по экономическим, техникотехнологическим параметрам
3) минимальный уровень риска, установленным Правительством РФ
7. При оценке профессиональных рисков учитывается метод оценки
рисков по вероятности
Вариант ответа:
1) нарушения нормативов безопасности профессиональной деятельности,
установленных Правительством РФ
2) причинения травм и повреждения здоровья работников
3) возникновения опасности и серьезности последствий воздействия
8. Охрана труда - это
Вариант ответа:
1) система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности
2) система мер, обеспечивающих безопасность труда
3) все определения верны
9. К основным статьям расходов на охрану труда относятся расходы
на
Вариант ответа:
1) совершенствование технологии
2) обустройство комнат отдыха
3) обновление офисной мебели
10. Гражданско-правовая ответственность наступает за
Вариант ответа:
1) нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом
2) неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине
возложенных на него трудовых обязанностей
3) причинение ущерба в результате виновного противоправного действия или
бездействия должностным лицом
11.Недоступность токоведущих частей достигается путём
Вариант ответа:
1) применения защитных ограждений
2) надёжной изоляции токоведущих частей
3) расположения токоведущих частей на недоступной высоте
4) все варианты верны
12. К обслуживанию действующих электроустановок допускаются
лица
Вариант ответа:
1) прошедшие медицинский осмотр при приёме на работу
2) имеющие профессиональную подготовку
3) оба варианта верны
13. Результатом воздействия электрического тока на организм
человека является
Вариант ответа:
1) электрический удар
2) электротравма
3) электрический ожог
14. Электротехнический персонал проходит проверку знаний правил
безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей не реже 1 раза в
Вариант ответа:
1) 1 год
2) 3 года
3) 5 лет
15. При положительном результате проверки знаний работникам
электрохозяйств присваивается квалификационная группа по безопасности
Вариант ответа:
1) II-V
2) I-V
3) I-VI

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4. Способен проводить обучение по вопросам безопасности жизнедеятельности
и защиты окружающей среды.
1. Федеральной службой в сфере экологического надзора является
Вариант ответа:
1) Ростехнадзор
2) Роспотребнадзор
3) Ространснадзор
2. Комплексный экологический мониторинг окружающей среды –
это система наблюдений
Вариант ответа:
1) за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду
2) за состоянием объектов окружающей природной среды для оценки их
фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся критиче¬ских
ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов
3) основанная на оценке химической и биологической составляющих окружающей
среды
3. Общее руководство и координацию деятельности министерств и
ведомств, предприятий и организаций в области экологического мониторинга
осуществляет
Вариант ответа:
1) Росгидромет
2) Минприроды России
3) Ростехнадзор
4. Риск для здоровья воздействия химических веществ - это
Вариант ответа:
1) процесс установления вероятности определенного воздействия химического
вещества на людей
2) результат неблагоприятных последствий для здоровья людей, подвергшихся
определенному воздействию химического вещества
3) вероятность развития неблагоприятных последствий для здоровья людей,
подвергшихся определенному воздействию химического вещества
5. Одной из основных целью экологического аудита является
Вариант ответа:
1) сверка суммы оплаты за негативное воздействие на окружающую среду
2) контроль порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на
окружающую среду
3) сертификация систем управления качеством окружающей среды
6. Цели экологического страхования
Вариант ответа:
1) страхование риска загрязнения окружающей среды
2) создание финансовой базы для компенсации ущерба наносимого окружающей
среде при сверхнормативном воздействии на нее
3) верны оба варианта
7. В основе методов эколого-экономической оценки концепция
Вариант ответа:
1) экологического страхования
2) общей экономической стоимости природных ресурсов
3) бережного природопользования
8. Нормирование базируются на использовании метода
Вариант ответа:
1) оценки жизненного цикла
2) математического моделирования
3) предельно допустимых воздействий на окружающую среду
9. Нормирование невозможно без использования метода
Вариант ответа:
1) экологического страхования
2) экологического мониторинга
3) предельно допустимых воздействий на окружающую среду
10. Методы натурных наблюдений используются при
Вариант ответа:
1) обработке экологической информации
2) обследовании предприятий
3) изучении общественного мнения по поводу планируемой реализации любого
объекта хозяйственной и другой деятельности
11. Деятельностью по сбору, накоплению, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов называется
Вариант ответа:
1) обработка отходов
2) обращение с отходами
3) складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем
одиннадцать месяцев
12. Установленное количество отходов конкретного вида при
производстве единицы продукции - это
Вариант ответа:
1) норматив образования отходов
2) норматив накопления отходов
3) лимит отходов
13. Предоставленные в пользование в установленном порядке
участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в
соответствии с законодательством РФ о недрах
Вариант ответа:
1) объекты хранения отходов
2) объекты обезвреживания отходов
3) объекты захоронения отходов
14. Показатель общей экономической эффективности мероприятий
по безопасности определяется
Вариант ответа:
1) как отношение экономических результатов к затратам
2) в виде разности между приведенными к годовой соразмерности экономическими
результатами мероприятий и затратами на их осуществление
3) в виде разницы приведенных на эти мероприятия затрат с учетом фактора
времени
15. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
взимается за следующие его виды
Вариант ответа:
1) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
2) хранение, захоронение отходов производства и потребления
3) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными
источниками
4) верные все варианты
Тестовый вопрос: Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие
на окружающую среду устанавливаются
Вариант ответа:
1) Ростехнадзором РФ
2) Правительством РФ
3) Минприроды РФ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9261

ПРИМЕРЫ ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
1. Опасность. Классификация опасностей.
2. Санитарно-гигиенические критерии и нормативы. Классификация условий труда по показателям вредности и опасности на производстве.
3. Методы и средства защиты от механических воздействий в металлобработке.
4. Вредный и опасный производственные факторы. Классификация факторов согласно ГОСТ 12.0.003-74.
5. Идентификация опасностей на производстве. Способы предупреждения опасных производственных факторов.
6. Предохранительные и блокировочные устройства от механических опасностей в металлообработке.
7. Иерархия отраслей промышленности по критериям безопасности.
8. Обеспечение безопасности на горнорудных предприятиях.
9. Требования технологической безопасности в нефтехимии.
10. Аксиома потенциальной опасности человеческой деятельности.
11. Обеспечение безопасности на металлургических предприятиях.
12. Требования технологической безопасности в строительстве.
13. Требования безопасности сварочного производства.
14. Обеспечение безопасности на предприятиях энергетики.
15. Требования эксплуатационной безопасности электроустановок.
16. Требования безопасности литейного производства.
17. Безопасность хранения опасных грузов. Погрузочно-разгрузочные работы и их транспортировка. Примеры

ПРИМЕР ОЦЕНОЧНОГО СРЕДСТВА. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Область распространения пламени метилового спирта при 25 °С составляет 0,0698 – 0,365 об. доли. Определить область распространения пламени спирто-воздушных смесей, нагретых до350 °С.
2. Исходя из условий безопасного ведения технологического процесса, определить расход окислителя (кислорода), подаваемого в аппарат для приготовления смеси с н-бутаном. Производительность смесителя составляет 0,5 м3/с по бутано-кислородной смеси. Давление в смесителе близко к атмосферному, температура процесса 25°С.
3. Пересчитать значение нижнего концентрационного предела распространения пламени толуола из об. долей в кг/м3. Рабочее
давление паровоздушной смеси в аппарате – атмосферное, температура 30°С.
4. Определить концентрацию насыщенного пара над раствором этанола в бензоле при 40 °С и атмосферном давлении в аппарате. В растворе содержится 50 л этанола и 120 л бензола.
5. Показать, что внутри резервуара с этилацетатом при 20 °С образуется взрывоопасная концентрация пара.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

«Отлично»: Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Парахин А.М. Производственная безопасность: учебное пособие Издательство НГТУ, 2016 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. К. Марининой Безопасность труда в химической промышленности: учеб. пособие для вузов 2-е изд., стер.- М. : Академия, 2007
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 280700 Техносферная безопасность», профиль «Безопасность технологических процессов и производств»: Учебная литература для ВУЗов СПбГАУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Технологическая безопасность основных производств portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http:
//www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:

1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Электронная библиотечная система "Юрайт" https://urait.ru/viewer/sistemy
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Научно-практический и учебно-методический журнал бжд. (http://www.novtex.ru)
5. Официальный сайт мчс. (http://www.mchs.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
518К лаборатория аналитического контроля живых и техносферных систем; лаборатория водоподготовки и водоочистки; лаборатория дозиметрии; лаборатория промышленной радиоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная переносная - 1шт. Вытяжной шкаф 4-х секционный; лабораторные столы; набор химической посуды; набор ареометров; иономер-кондуктометр; весы аналитические; весы технические; штативы металлические; электроплитки; шкаф сушильный; электроаспиратор; газоанализатор портативный; магнитные мешалки; подъемный столик; вискозиметр Энглера; термостат; прибор для определения температуры вспышки в закрытом тигле; аппарат АРН-ЛАБ-03 для определения фракционного состава нефтепродуктов; прибор для определения вспышки по Мартенс-Пенскому; насос для отбора проб воздуха; газоадсорбционные трубки; мешки для хранения газовых проб; рН-метр 150МИ; весы НВ-600М
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям:
Посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям:
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Возможен тестовый контроль знаний, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.

Подготовка к тестовым заданиям:
Тесты составлены с учетом лекционных материалов по каждой теме дисциплины.
Цель тестов: проверка усвоения теоретического материала дисциплины (содержания и объема общих и специальных понятий, терминологии, факторов и механизмов), а также развития учебных умений и навыков.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий:
1. Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (один вопрос и четыре варианта ответов, из которых необходимо выбрать один). Цель – проверка знаний фактического материала.
2. Закрытые задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько вариантов ответа, в числе которых может быть несколько правильных). Студент должен выбрать все правильные ответы.
3. Открытые задания со свободно конструируемым ответом (готовые ответы не даются, их должен получить сам тестируемый). Такая форма позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли, стимулирует к учебе.

На выполнения всего теста дается строго определенное время: на решение индивидуального теста, состоящего из 25 заданий отводится 40 - 45 мин. Тест считается успешно выполненным в том случае, если он оценивается в 52 - 100 баллов (по 4 балла за каждый верный ответ).
Тест выполняется на индивидуальных бланках, выдаваемых преподавателем, и сдается ему на проверку. После проверки теста оглашается ее результат (в графике контрольных мероприятий). Если тест не зачтен, то студент должен заново повторить раздел дисциплины. После этого преподаватель проверяет понимание и усвоение материала, предлагая студенту найти ошибки в ответах. Если все ошибки будут найдены и исправлены, то выставляется оценка «зачтено».
Методические указания к самостоятельной работе:
Самостоятельная работа студентов – это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: углубленный анализ материалов лекций; работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: с целью снятия возможных затруднений; с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.

Методические указания к зачету/экзамену:
Изучение дисциплины «Технологическая безопасность основных производств» завершается экзаменом. Подготовка к экзаменуспособствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачету/экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачете/экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Требования к организации подготовки к зачету/экзамену те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.