МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медико-биологические основы безопасности и токсикология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.03.01. Техносферная безопасность
ПрофильБезопасность жизнедеятельности в техносфере
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz20_03_01_Техносферная безопасность_БЖвТ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.м.н., доцент, Пашков А.П.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Стручева Н.Е.

Рабочая программа дисциплины
Медико-биологические основы безопасности и токсикология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680)

составлена на основании учебного плана:
20.03.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.х.н., доцент, Темерев С.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 29.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.х.н., доцент, Темерев С.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является формирование знаний о механизмах медико-биологического взаимодействия человека с факторами среды обитания, последствиях воздействия травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципах их санитарно-гигиенического нормирования .нормирования.
Задачи курса – формирование у будущих специалистов представления о травмоопасных и вредных факторах среды обитания, о воздействии на человека физических, химических, психофизиологических и биологических факторов, а так же представления о санитарно-гигиенической регламентации и предупреждения профессиональных заболеваний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять надзор и контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
ПК-3.1 Знает нормативно-правовую базу по охране труда; теоретические и практические основы организации охраны труда; порядок проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда; методы расследования и учета несчастных случаев на объектах экономики; методы контроля за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда
ПК-3.2 Проводит идентификацию опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности, производит расчет риска их воздействия и осуществляет сбор и анализ информации об условиях труда
ПК-3.3 Владеет навыками контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, правильностью применения средств индивидуальной защиты, проведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда; принятия мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по обращениям работников
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает нормативно-правовую базу по охране труда; теоретические и практические основы организации охраны труда; порядок проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда; методы расследования и учета несчастных случаев на объектах экономики; методы контроля за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда.
3.2.Уметь:
3.2.1.Проводит идентификацию опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работников в процессе трудовой деятельности, производит расчет риска их воздействия и осуществляет сбор и анализ информации об условиях труда.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками контроля за соблюдением требований нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, правильностью применения средств индивидуальной защиты, проведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда; принятия мер по устранению нарушений требований охраны труда, в том числе по обращениям работников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Физиологические аспекты адаптации человека к факторам внешней среды
1.1. Здоровье населения и окружающая среда Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Влияние негативных факторов производственной среды на организм человека
2.1. Микроклимат Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Микроклимат Сам. работа 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Освещенность Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Атмосферное давление и его влияние на организм человека Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Вибрация, классификация воздействий вибрации. Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Акустические колебания Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Электромагнитные, электрические и магнитные поля Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Неионизирующие излучения Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Негативное воздействие вредных веществ
3.1. Химические факторы среды обитания человека Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Промышленная токсикология Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Промышленная токсикология Сам. работа 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Общая характеристика промышленных ядовитых веществ Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.5. Физико-химические свойства промышленных ядов. Закон Габера. Сам. работа 3 6 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.6. Комбинированное действие промышленных ядов. Сам. работа 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
3.7. Нормирование вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, в воде, почве. Сам. работа 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Последствия антропогенного загрязнения для здоровья человека
4.1. Профессиональные заболевания Сам. работа 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Промышленная пыль Сам. работа 3 8 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Сочетанное действие вредных факторов Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8968
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен осуществлять надзор и контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. ЗДОРОВЬЕ – ЭТО….
1) синтетический показатель
2) интегральный показатель
3) вербальный показатель
4) виртуальный показатель
5) жизненный показатель
Правильный ответ: 1
2. ПОД АДАПТАЦИЕЙ ПОНИМАЮТ
1) это защитная реакция
2) приспособительная реакция
3) иммунная реакция
4) физическая реакция
5) химическая реакция
Правильный ответ: 2
3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ УЧАСТВУЮТ В
1) акте дыхания
2) процессе пищеварения
3) кроветворения
4) саморегуляции
5) регенерации
Правильный ответ: 4
4. КОМПЕНСАТОРНЫЙ МЕХАНИЗМ - ЭТО
1) физическая реакция
2) химическая реакция
3) адаптивная реакция
4) иммунная реакция
5) реакция агглютинации
Правильный ответ: 3
5. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ВОСПРИНИМАЮТ
1) интерорецепторы
2) экстерорецепторы
3) колбочки
4) проприорецепторы
5) стаканчики
Правильный ответ: 2
6. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ВОСПРИНИМАЮТ
1) интерорецепторы
2) экстерорецепторы
3) колбочки
4) проприорецепторы
5) стаканчики
Правильный ответ: 1
7. РАЗДРАЖЕНИЯ ИЗ МЫШЦ ВОСПРИНИМАЮТ
1) интерорецепторы
2) экстерорецепторы
3) колбочки
4) проприорецепторы
5) стаканчики
Правильный ответ: 4
8. ИНФОРМАЦИЮ О ПОЛОЖЕНИИ ТЕЛА МОЗГ ПОЛУЧАЕТ С ПОМОЩЬЮ
1) интерорецепторов
2) экстерорецепторов
3) колбочек
4) проприорецепторов
5) стаканчиков
Правильный ответ: 4
9. АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОК ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ - ЭТО
1)время, проходящее от начала воздействия до появления ощущений
2)отсутствие раздражений
3)рецептор начинает воспринимать раздражение
4)атрофия зрительного аппарата
5)величина, на которую один стимул должен отличаться от другого
Правильный ответ: 3
10. ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД – ЭТО….
1)время, проходящее от начала воздействия до появления ощущений
2)отсутствие раздражений
3)рецептор начинает воспринимать раздражение
4)атрофия зрительного аппарата
5)величина, на которую один стимул должен отличаться от другого
Правильный ответ: 1
11. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ
1) компенсаторный механизм
2) рецепторные образования
3) гомеостаз
4) биологическую адаптацию
5) дозу воздействующего фактора
Правильный ответ: 2
12. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ – ЭТО…
1) почки
2) печень
3) гормоны
4) гомеостаз
5) структуры мозга
Правильный ответ: 5
13. РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫПОЛНЯЕТ
1) центральные органы
2) периферические органы
3) костная система
4) оксалаты
5) лекарственные средства
Правильный ответ: 2
14. ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ЗАВИСИТ ОТ
1) состава воды
2) состава воздуха
3) дозы воздействующего фактора и индивидуальных особенностей организма
4) проприорецепторов
5) латентного периода
Правильный ответ: 3
15. ГОМЕОСТАЗ - ЭТО
1) относительное постоянство внешней среды
2) относительное постоянство внутренней среды
3) периферические органы
4) центральные органы
5) структуры мозга
Правильный ответ: 2
16. ЗАЩИТНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ РЕГУЛИРУЕТСЯ
1) зрительным путём
2) рефлекторным путём
3) химической ре5акцией
4) электроимпульсами
5) физиопроцедурами
Правильный ответ: 2
17. СНИЖЕНИЕ РЕЗИСТЕНТНОСТИ И АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА ВОЗНИКАЕТ ВСЛЕДСТВИЕ
1) отсутствия раздражителей
2) чрезмерно высокого порога раздражения
3) физиопроцедур
4) миозита
5) целлюлита
Правильный ответ: 1
18. ОТСУТСТВИЕ СВЕТОВОГО РАЗДРАЖЕНИЯ ПРИВОДИТ К
1) глухоте
2) немоте
3) слепоте
4) глухонемоте
5) куриной слепоте
Правильный ответ: 3
19. ОТСУТСТВИЕ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИВОДИТ К
1) атрофии зрительного нерва
2) немоте
3) слепоте
4) куриной слепоте
5) нарушению осязания
Правильный ответ: 2
20. ВРОЖДЁННАЯ ГЛУХОТА ПРИВОДИТ К
1) атрофии зрительного нерва
2) немоте
3) слепоте
4) куриной слепоте
5) нарушению осязания
Правильный ответ: 2
21. СПОСОБНОСТЬ ЗРИТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К РАССТОЯНИЮ - ЭТО
1)аккомодация
2)ассимиляция
3)диссимиляция
4)мутация
5)статический рефлекс
Правильный ответ: 1
22. СТРОБОСКОПИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ - ЭТО
1) движение глаза по горизонтали
2) движение глаза по вертикали
3) инерция зрения
4) кинетический рефлекс
5) нистагм
Правильный ответ: 3
23. ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ В СЕРОМ ЦВЕТЕ - ЭТО
1) куриная слепота
2) дальтонизм
3) цветовая слепота
4) дихромазия
5) искажение преломления света
Правильный ответ: 3
24. ЧЕЛОВЕК НЕ РАЗЛИЧАЕТ КРАСНЫЙ И ЗЕЛЁНЫЁ ЦВЕТА ПРИ
1) дихромазии
2) куриной слепоте
3) цветовой слепоте
4) сумерках
5) дальтонизме
Правильный ответ: 5
25. С НАСТУПЛЕНИЕМ ТЕМНОТЫ ЧЕЛОВЕК ТЕРЯЕТ ЗРЕНИЕ ПРИ
1) дихромазии
2) куриной слепоте
3) цветовой слепоте
4) аномальной трихромазии тип С
5) дальтонизме
Правильный ответ: 2
26. ФИЗИЧЕСКАЯ ОСНОВА БИНАУРАЛЬНОГО ЭФФЕКТА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО
1) звуковые колебания попадают в оба уха одновременно
2) звуковые колебания попадают в правое ухо быстрее
3) звуковые колебания попадают в левое ухо быстрее
4) звуковые колебания попадают в оба уха не одновременно
5) звуковые колебания не регистрируются ушами
Правильный ответ: 4
27. УСТОЙЧИВУЮ ОРИЕНТАЦИЮ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА В ПРОСТРАНСТВЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ
1) статические рефлексы
2) статокинетические рефлексы
3) физиологические рефлексы
4) мышечные рефлексы
5) биологические рефлексы
Правильный ответ: 1
28. РЕАКЦИЯ НА ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ, САМОВЫРАЖАЮЩИЕСЯ В ДВИЖЕНИЯХ, ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ
1) статическими рефлексами
2) статокинетическими рефлексами
3) физиологическими рефлексами
4) мышечными рефлексами
5) биологическими рефлексами
Правильный ответ: 2
29. ТЕРМОРЕЦЕПЦИЯ – ЭТО…….
1) восприятие холода и тепла
2) восприятие боли
3) восприятие прикосновения
4) ощущение повышения температуры тела
5) ощущение понижения температуры тела
Правильный ответ: 1
30. ТАКТИЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – ЭТО….
1) восприятие холода и тепла
2) восприятие боли
3) восприятие прикосновения, давления
4) ощущение повышения температуры тела
5) ощущение понижения температуры тела
Правильный ответ: 3
31. РАЗДЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - ЭТО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
1) одного фактора
2) двух факторов
3) трёх факторов
4) четырёх и более факторов
5) раздельно двух факторов
Правильный ответ: 1
32. КОМБИНИРОВАННОЕ ДЕЙСТВИЕ - ЭТО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА…
1) одного фактора
2) действие нервной и пищеварительной систем одновременно
3) действие нервной системы на мышечную систему
4) действие нескольких факторов одновременно
5) поочерёдное действие всех систем организма
Правильный ответ: 4
33. СОЧЕТАННОЕ ДЕЙСТВИЕ - ЭТО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА….
1) одного фактора
2) действие нервной и пищеварительной систем одновременно
3) действие нервной системы на мышечную систему
4) одновременное действие физических, химических и других факторов
5) поочерёдное действие всех систем организма
Правильный ответ: 4
34. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ПОСТРОЕНЫ ПО ПРИНЦИПУ
1) демократии
2) выборности
3) гарантийности
4) безвредности
5) прозрачности
Правильный ответ: 3
35. В ПЕРВЫЙ ЭТАП ГИГИЕНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ВХОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1) разработка и обоснование гигиенических нормативов
2) контроль за соблюдением гигиенических нормативов
3) даётся оценка гигиеническим нормативам
4) по коррекции влияния факторов окружающей среды на организм
5) корректировка гигиенических нормативов
Правильный ответ: 1
036. ВО ВТОРОЙ ЭТАП ГИГИЕНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ВХОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1) разработка и обоснование гигиенических нормативов
2) контроль за соблюдением гигиенических нормативов
3) даётся оценка гигиеническим нормативам
4) по коррекции влияния факторов окружающей среды на организм
5) корректировка гигиенических нормативов
Правильный ответ: 2
37. В ТРЕТИЙ ЭТАП ГИГИЕНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ВХОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1) разработка и обоснование гигиенических нормативов
2) контроль за соблюдением гигиенических нормативов
3) даётся оценка гигиеническим нормативам
4) по коррекции влияния факторов окружающей среды на организм
5) корректировка воздействия гигиенических норм на внешнюю среду
Правильный ответ: 4
38. АНТРОПОМЕТРИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ – ЭТО…………
1) учёт размеров тела человека
2) создание окружающей среды, обеспечивающая нормальное физиологическое состояние
3) согласование возможностей человека с органами управления машиной
4) отношение человека к социальной группе и наоборот
5) обеспечение удовлетворённости общения человека с машиной
Правильный ответ: 1
39. БИОФИЗИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ – ЭТО……..
1) учёт размеров тела человека
2) создание окружающей среды, обеспечивающая нормальное физиологическое состояние
3) согласование возможностей человека с органами управления машиной
4) отношение человека к социальной группе и наоборот
5) обеспечение удовлетворённости общения человека с машиной
Правильный ответ: 2
40. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ – ЭТО……….
1) учёт размеров тела человека
2) создание окружающей среды, обеспечивающая нормальное физиологическое состояние
3) согласование возможностей человека с органами управления машиной
4) отношение человека к социальной группе и наоборот
5) обеспечение удовлетворённости общения человека с машиной
Правильный ответ: 3
41. СОЦИАЛЬНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ – ЭТО…..
1) учёт размеров тела человека
2) создание окружающей среды, обеспечивающая нормальное физиологическое состояние
3) согласование возможностей человека с органами управления машиной
4) отношение человека к социальной группе и наоборот
5) обеспечение удовлетворённости общения человека с машиной
Правильный ответ: 4
42. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ – ЭТО……….
1) учёт размеров тела человека
2) учёт психических особенностей человека
3) согласование возможностей человека с органами управления машиной
4) отношение человека к социальной группе и наоборот
5) обеспечение удовлетворённости общения человека с машиной
Правильный ответ: 2
43. ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ – ЭТО…….
1) учёт социальной ситуации
2) гарантия заданного уровня нормы организма
3) предусматривание возможности воздействия нескольких факторов внешней среды на организм одновременно
4) периодический пересмотр нормативов
5) польза для здоровья человека в сумме превышала бы сумму ущерба здоровью
Правильный ответ: 2
44. ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ – ЭТО………..
1) учёт социальной ситуации
2) гарантия заданного уровня нормы организма
3) предусматривание возможности воздействия нескольких факторов внешней среды на организм одновременно
4) периодический пересмотр нормативов
5) польза для здоровья человека в сумме превышала бы сумму ущерба здоровью
Правильный ответ: 3
45. ПРИНЦИП ДИНАМИЧНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ – ЭТО…………
1) учёт социальной ситуации
2) гарантия заданного уровня нормы организма
3) предусматривание возможности воздействия нескольких факторов внешней среды на организм одновременно
4) периодический пересмотр нормативов
5) польза для здоровья человека в сумме превышала бы сумму ущерба здоровью
Правильный ответ: 4
46. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ – ЭТО…………..
1) учёт социальной ситуации
2) гарантия заданного уровня нормы организма
3) предусматривание возможности воздействия нескольких факторов внешней среды на организм одновременно
4) периодический пересмотр нормативов
5) польза для здоровья человека в сумме превышала бы сумму ущерба здоровью
Правильный ответ: 5
47. МЕТОД СОМАТОГРАФИИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
1) при решении вопросов антропометрической совместимости
2) при решении вопросов биофизической совместимости
3) при решении вопросов энергетической совместимости
4) при решении вопросов информационной совместимости
5) при решении вопросов технико-эстетической совместимости
Правильный ответ: 1
48. ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ – ЭТО……..
1) учёт социальной ситуации
2) гарантия заданного уровня нормы организма
3) предусматривание возможности воздействия нескольких факторов внешней среды на организм одновременно
4) периодический пересмотр нормативов
5) польза для здоровья человека в сумме превышала бы сумму ущерба здоровью
Правильный ответ: 2
49. ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ – ЭТО………..
1) учёт социальной ситуации
2) гарантия заданного уровня нормы организма
3) предусматривание возможности воздействия нескольких факторов внешней среды на организм одновременно
4) периодический пересмотр нормативов
5) польза для здоровья человека в сумме превышала бы сумму ущерба здоровью
Правильный ответ: 3
50. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ – ЭТО………
1) учёт социальной ситуации
2) гарантия заданного уровня нормы организма
3) предусматривание возможности воздействия нескольких факторов внешней среды на организм одновременно
4) периодический пересмотр нормативов
5) польза для здоровья человека в сумме превышала бы сумму ущерба здоровью
Правильный ответ: 5
51. МОДЕЛИРОВАНИЕ – ЭТО……
1)метод, заключающийся в конструировании схематических изображений человеческого тела
2)метод, в основе которого лежит использование объемных или плоских моделей человеческой фигуры
3)сравнение схемы человека с каких-либо механизмом
4)конструирование механизма на основе человеческого организма
5) изменение внешней среды
Правильный ответ: 2
52.ДЕЙСТВИЕ ОДНОГО ФАКТОРА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО…….
1)комбинированное действие
2)сочетанное действие
3)раздельное действие
4)действие человека на один фактор
5)действие человека на 2 фактора
Правильный ответ: 3
53. ДЕЙСТВИЕ НЕСКОЛЬКИХ ФАКТОРОВ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ОДНОВРЕМЕННО – ЭТО……….
1)комбинированное действие
2)сочетанное действие
3)раздельное действие
4)действие человека на один фактор
5)действие человека на 2 фактора
Правильный ответ: 1
54. МЕХАНИЧЕСКИЕ ОПАСНОСТИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
1. движущиеся машины
2. снежные лавины
3. механизмы
4. подвижные части производственного оборудования
5. деформация конструкций
Правильный ответ: 2
55. ИСКУССТВЕННЫЕ МЕХАНИЧЕСКИЕ ОПАСНОСТИ
1. снежные лавины
2. оползни
3.обвалы
4. механизмы
5. сели
Правильный ответ: 4
56. ШУМ – ЭТО………..
1. колебания свыше 20 кГц, распространяющиеся как в воздухе, так и в твердых средах.
2. колебания с частотой ниже 20 Гц,
3. беспорядочное сочетание звуков различной частоты и интенсивности, возникающее при механических колебаниях в твердых, жидких и газообразных средах.
4. механические колебания, испытываемые каким-то телом.
5. электромагнитное излучение
Правильный ответ: 3

57. ИНФРАЗВУК – ЭТО…….
1. колебания свыше 20 кГц, распространяющиеся как в воздухе, так и в твердых средах.
2. колебания с частотой ниже 20 Гц,
3. беспорядочное сочетание звуков различной частоты и интенсивности, возникающее при механических колебаниях в твердых, жидких и газообразных средах.
4. механические колебания, испытываемые каким-то телом.
5. Электромагнитное излучение
Правильный ответ: 2
58. УЛЬТРАЗВУК – ЭТО…..
1. колебания свыше 20 кГц, распространяющиеся как в воздухе, так и в твердых средах.
2. колебания с частотой ниже 20 Гц,
3. беспорядочное сочетание звуков различной частоты и интенсивности, возникающее при механических колебаниях в твердых, жидких и газообразных средах.
4. механические колебания, испытываемые каким-то телом.
5. Электромагнитное излучение
Правильный ответ: 1
59. ШУМ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ВЛИЯЕТ НА
1. нервную и сердечно сосудистую систему
2. эндокринную систему
3. дыхательная систему
4. пищеварительную систему
5. органы чувств
Правильный ответ: 1
60. ИСТОЧНИКОМ РАДИОМАГНИТНЫХ ИЗЛУЧЕНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ
1. лазеры
2. мощные радиостанции, антенны
3. машины
4. механические колебания
5. подвижные части производственного оборудования
Правильный ответ: 2
61. ЕСТЕСТВЕННЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЭЛЕКТОРОМАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ И ИЗЛУЧЕНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО
1. микроволновые печи, телевизоры любых модификаций, мобильные телефоны
2. колебания с частотой ниже 20 Гц
3. шум
4. атмосферное электричество, радиоизлучения солнца и галактик, электрическое и магнитное поле Земли
5. мощные радиостанции, антенны
Правильный ответ: 1
62. ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО СЛУЧАЕВ ПРЕВЫШЕНИЯ ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ ИЗЛУЧЕНИЯ ПРИХОДИТСЯ НА ДИАПАЗОН
1. 2 - 300 кГц
2. 2- 400 кГц
3. 300 – 400 кГц
4. 400 – 600 кГц
5. 50 - 70 кГц
Правильный ответ: 2
63. ИСТОЧНИКИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ БЫВАЮТ
1. естественные и созданные человеком
2. триод
3. медная проволока
4. алюминиевая проволока
5. диод
Правильный ответ: 1
64. ИСТОЧНИКАМИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ (50 Гц) ЯВЛЯЮТСЯ
1. космос
2. радиоизлучения солнца
3. линии электропередач и открытые распределительные устройства
4. атмосферное электричество
5. электрическое и магнитное поле Земли
Правильный ответ: 3
65. ОРГАНЫ СЛУХА ЧЕЛОВЕКА ВОСПРИНИМАЮТ ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ С ЧАСТОТОЙ
1. 25...100 Гц.
2. 5...40 000 Гц.
3. 10...20 000 Гц.
4. 16...20 000 Гц.
5. 16...30 000 Гц.
Правильный ответ: 4
66. ПЕРВИЧНЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ЭНЕРГИИ ЯВЛЯЕТСЯ
1. механическое воздействие
2. нагрев
3. вибрация
4. шум
5. звуковое воздействие
Правильный ответ: 2
67. ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТЬЮ ЯВЛЯЕТСЯ
1. движущийся механизм грузоподъёмного механизма
2. неровные поверхности
3. образование статического электричества в электромоторе
4. виброаккустические колебания
5. ультразвук
Правильный ответ: 2
68. ИСТОЧНИКАМИ ИНФРАЗВУКОВЫХ КОЛЕБАНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ
1. машины
2. двигатели внутреннего сгорания
3. системы кондиционирования
4. оборудование и инструменты
5. радио- и бытовые приборы
Правильный ответ: 3
69. ИСТОЧНИКАМИ ИНТЕНСИВНОЙ ОПАСНОСТИ В БЫТУ ЯВЛЯЮТСЯ
1. работающий компрессор холодильника, электробритва
2. радиоприемник
3. велотренажёр
4. радиоколонки
5. электросчётчики
Правильный ответ: 1
70. В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ
1. обморок
2. перегрев
3. лучевая болезнь
4. гипертоническая болезнь
5. сахарный диабет
Правильный ответ: 3
71. ВРЕДНЫМ ФАКТОРОМ ПРИ РАБОТЕ КОМПЬЮТЕРА ЯВЛЯЕТСЯ
1. процессор
2. монитор с электронно-лучевой трубкой
3. жидкокристаллический монитор
4. радиоколонки
5. установка «Вай – фай»
Правильный ответ: 2
72. ВРЕДНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ МОНИТОРА (его низкочастотной части) НА ЧЕЛОВЕКА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ
1. вызывает гипертоническую болезнь
2. в нарушении репродуктивной функции у мужчин, у женщин нарушение менструального цикла
3. вызывает рак кожи
4. способствует возникновению артритов
5. происходит отслойка сетчатки
Правильный ответ: 2
73. К ОБЩЕМУ ВИДУ ЭЛЕКТРОТРАВМ ОТНОСЯТ
1. ожоги
2. электрометаллизация кожи
3. элетроофтальмия
4. фибрилляцию
5. механические повреждения
Правильный ответ: 4
74. ОСТАНОВКА СЕРДЦА ПРИ ЭЛЕКТРОТРАВМЕ СВЯЗАНА
1. с механическими повреждениями
2. со свёртыванием крови
3. с хаотичным сокращением мышц сердца
4. с возбуждением отдельных групп мышц
5. с остановкой дыхания
Правильный ответ: 3
75. ПОРОГ НЕОТПУСКАЮЩЕГО ТОКА РАВЕН
1. 0,5-1.5 мА
2. 2-3 мА
3. 3 - 5 мА
4. 10 мА
5. 100 мА
Правильный ответ: 4
76. СИЛА ТОКА ПРИ ОТПУСКАЮЩЕМ ТОКЕ РАВНА
1. 0,5-1.5 мА
2. 2-3 мА
3. 3 - 5 мА
4. 10 мА
5. 100 мА
Правильный ответ: 1
77. СИЛА СМЕРТЕЛЬНОГО ТОКА РАВНА
1. 0,5-1.5 мА
2. 2-3 мА
3. 3 - 5 мА
4. 10 мА
5. 100 мА
Правильный ответ: 5
78. УСТРАНЕНИЕ ОПАСНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИХ ЗАРЯДОВ ДОСТИГАЕТСЯ
1. сохранением свободного электрического заряда
2. релаксацией свободного электрического заряда
3. уменьшением объёма диэлектрического вещества
4. уменьшением поверхностной проводимости диэлектриков
5. ионизацией воздушной среды
Правильный ответ: 5
79. ПО КОНСТРУКТИВНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ
1. дневным
2. ультрафиолетовым
3. инфракрасным
4. рассеянными солнечными лучами
5. общим и комбинированным
Правильный ответ: 5
80. ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ
1. на местное
2. на общее
3. на бактерицидное
4. на боковое
5. на ионизирующее
Правильный ответ: 3
81. ИНФРАКРАСНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ – ЭТО…..
1. освещение красным цветом
2. магнитное излучение
3. электромагнитное излучение
4. нейтронное излучение
5. корпускулярное излучение
Правильный ответ: 3
82. ЭЛЕКТРООФТАЛЬМИЯ ВОЗНИКАЕТ ПРИ ОБЛУЧЕНИИ
1. космическими лучами
2. рентгеновскими лучами
3. инфракрасными лучами
4. ультрафиолетовыми лучами
5. ионизирующим излучением
Правильный ответ: 4
83. ОТ НЕДОСТАТКА СОЛНЕЧНОГО ОБЛУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗВИВАЕТСЯ
1. спондилёз
2. спондилоартроз
3. спондилит
4. рахит
5. авитаминоз
Правильный ответ: 4
84. АЛЬФА-ИЗЛУЧЕНИЕ – ЭТО….
1. поток положительно заряженных частиц
2. поток отрицательно заряженных частиц
3. электромагнитное излучение
4. рентгеновское излучение
5. поток нейтронов
Правильный ответ: 1
85. БЕТА-ИЗЛУЧЕНИЕ – ЭТО…
1. поток положительно заряженных частиц
2. поток отрицательно заряженных частиц
3. электромагнитное излучение
4. рентгеновское излучение
5. поток нейтронов
Правильный ответ: 2
86. ГАММА-ИЗЛУЧЕНИЕ – ЭТО…
1. поток положительно заряженных частиц
2. поток отрицательно заряженных частиц
3. электромагнитное излучение
4. рентгеновское излучение
5. поток нейтронов
Правильный ответ: 3
87. ПОГЛОЩЁННАЯ ДОЗА В СИСТЕМЕ СИ ИЗМЕРЯЕТСЯ В
1. РАДах
2. Греях
3. БЭРах
4. Зивертах
5. кулонах
Правильный ответ: 2
88. ЕДИНИЦЕЙ ИЗМЕРЕНИЯ ЭКВИВАЛЕНТНОЙ ДОЗЫ В СИСТМЕ СИ ЯВЛЯЕТСЯ
1. Рад
2. БЭР
3. Зиверт (Зв)
4. кулон
5. беккерель (Бк)
Правильный ответ: 3
89. АКТИВНОСТЬ РАДИОИЗОТОПОВ В СИСТЕМЕ СИ ИЗМЕРЯЕТСЯ В
1. Радах (Рад)
2. БЭРах (бэр)
3. Зивертах (Зв)
4. кулонах (Ку)
5. беккерелях (Бк)
Правильный ответ: 5
90. ДИОКСИНЫ – ЭТО…………
1) витамины
2) ферменты
3) пестициды
4) супертоксиканты
5) гормоны
Правильный ответ: 4
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Теплоотдача человека осуществляется в основном………
Правильный ответ: излучением, конвекцией, испарением пота

2. Опасный производственный фактор - это фактор, действие которого в
определенных условиях приводит:
Правильный ответ: к смертельному исходу, к травме

3. При нормировании параметров нагревающего микроклимата учитывают……..
Правильный ответ: температуру, относительную влажность воздуха; скорость движения воздуха, тепловое излучение; индекс тепловой нагрузки среды (ТНС - индекс)

4. По своей природе все производственные факторы подразделяются на:
Правильный ответ: физические, химические, психофизиологические, биологические

5. Вредный производственный фактор - это фактор, действие которого в
определенных условиях приводит:
Правильный ответ: к развитию заболевания, к снижению работоспособности

6. При нормировании параметров производственного микроклимата необходимо
учитывать:
Правильный ответ: период года, категория тяжести работ, постоянное или непостоянное рабочее место, оптимальные или допустимые метеоусловия

7. Совокупность каких параметров определяет производственный микроклимат?
Правильный ответ: температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, интенсивность теплового излучения

8. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы
подразделяются на:
Правильный ответ: физические статические и динамические перегрузки, умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки

9. Основные количественные показатели здоровья:
Правильный ответ: Функциональное состояние основных органов и систем; Резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам

10. Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются на:
Правильный ответ: токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, действующие на репродуктивную функцию

11. Предельно допустимая концентрация вредного вещества (ПДК) в воздухе
рабочей зоны - это концентрация, при которой можно находиться без угрозы для здоровья:
Правильный ответ: в течение 8 часов в день, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа

12. Токсичность химических веществ зависит от…..
Правильный ответ: дозы и концентрации

13. Какие из органов человека наиболее радиочувствительны?
Правильный ответ: мышцы, щитовидная железа, желудочно-кишечный тракт

14. Основную роль в развитии профзаболеваний легких (пневмокониозов) играет пыль со следующими характеристиками
Правильный ответ: мелкодисперсная с размером частиц 0,2 - 7 мкм

15. Вредные условия труда (третий класс) по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих
Правильный ответ: четыре степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4)

16. К основным методам детоксикации организма относят:
Правильный ответ: антитодная терапия

17. Острая направленность действия, строго определенная локализация
токсичных веществ, это:
Правильный ответ: направленная токсичность

18. Как подразделяются вредные вещества по степени опасности?
Правильный ответ: 4 класса опасности

19. Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на четыре класса:
Правильный ответ: оптимальные, допустимые, вредные, опасные

20. Приспособление организма к изменяющимся условиям среды, которое происходит без каких-либо необратимых нарушений в данной биологической системе, это…..
Правильный ответ: адаптация

21. Количество потребляемого кислорода сверх уровня, покоя на протяжении работы и ближайшего восстановительного периода
Правильный ответ: кислородный долг

22. Все производственные факторы, действующие на работающих в рабочей зоне подразделяются на…..
Правильный ответ: травмоопасные, вредные

23. Уплотнение соединительной ткани с появлением рубцовых изменений в различных органах, возникающее, как правило, в результате хронического воспаления……..
Правильный ответ: фиброз

24. Какое излучение наименее опасно при внешнем облучении?
Правильный ответ: альфа-излучение

25. Какое излучение, обладая незначительной проникающей способностью,
вызывает только кожные поражения при внешнем облучении?
Правильный ответ: альфа-излучение

26. Способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, выработанная в процессе эволюционного развития……..
Правильный ответ: адаптация


27. Сложный многоэтапный процесс, ведущий к глубокой опухолевой реорганизации нормальных клеток организма……………
Правильный ответ: канцерогеноз

28. Процесс выведения химического вещества из организма
Правильный ответ: элиминация
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.А. Свиридова, Л.С. Хорошилова Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности : Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Баширов В. Промышленная токсикология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Свиридова, И.А. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности / И.А. Свиридова, Л.С. Хорошилова. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011. - 139 с. URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232747
Э2 Колб, Л.И. Медицина катастроф и чрезвычайных ситуаций : учебное пособие / Л.И. Колб, С.И. Леонович, И.И. Леонович. - Минск : Вышэйшая школа, 2008. - 448 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143272
Э3 Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / под ред. Л.А. Муравей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 431 с. //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=11954
Э4 Белоногов, И.А. Токсикология и медицинская защита : учебное пособие / И.А. Белоногов, Д.А. Самохин. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460745
Э5 Батян, А.Н. Основы общей и экологической токсикологии : учебное пособие / А.Н. Батян, Г.Т. Фрумин, В.Н. Базылев. - СПб. : СпецЛит, 2009. - 352 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104896
Э6 Баширов, В. Промышленная токсикология: курс лекций : учебное пособие / В. Баширов ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2012. - 84 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259200
Э7 Медико-биологические основы БЖД и токсикология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
005К помещение для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов Стеллажи; химическая посуда; вспомогательное лабораторное оборудование
521К лаборатория инженерно-технических систем защиты техносферы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стол весовой; сьло лабораторный; доска меловая 1шт.; сейф для хранения приборов; шкафы для хранения оборудования, лабораторной посуды и материалов; медицинская кушетка; стационарный экран: - 1 единица; тонометры, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, аспиратор для отбора проб воздуха АПВ-4-12/220В-40; дозиметр ДБГ-06Т; измеритель длины лазерный PLR; люксметр ТКА-ПКМлюксметр+УФ-Радиометр; печь муфельная SNOL; пирометр Самоцвет С500; универсальный учебный комплекс для мониторинга водной/воздушной среды на базе AsusX51RL.
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.