МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоморфология с основами геологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильОценка земли и управление объектами недвижимости
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz21_03_02_Землеустройство и кадастры_ОЗиУОН-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н, профессор, Барышников Г.Я.;к.филос.н., доцент, Пивень П.В.;к.г.н., доцент, Останин О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоморфология с основами геологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978)

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2018-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса "Геоморфология с основами геологии" является познание закономерностей формирования рельефа и использования выявленных закономерностей для понимания развития рельефа, в том числе под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Задачи данного курса - дать представление о строении, происхождении, развитиии и динамики рельефа земной поверхности.
Дисциплина "Геоморфология с основами геологии" направлена она на изучение рельефа, как продукта геологических процессов и как одного из компонентов географической среды. Рельеф и слагающие его породы образуют литогенную основу географического ландшата. В рамках данного курса необходимо показать, что рельефу принадлежит ведущая роль в сложной дифференциации земной поверхности на множество природных территориальных комплексов(ПТК) разного таксономического ранга.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен решать задачи профессиональной деятельности применяя методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле.
3.2.Уметь:
3.2.1.решать профессиональные задачи в области экологии и природопользования и выполнять работы эколого-географической направленности на основе базовых знаний фундаментальных разделов наук о Земле, естественнонаучного и математического циклов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.базовыми знаниями в области естественнонаучных и математических наук при решении задач в области экологии и природопользования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс
1.1. Геоморфология и геология как науки. Общие сведения о развитии, химическом составе и геологическом строении Земли и ее рельефе. Классификация форм рельефа. Генезис рельефа. Возраст рельефа. Лекции 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Минералогия. Определение диагностических признаков минералов и принципы их классификации. Лабораторные 1 1 Л1.2, Л2.1
1.3. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы: определение их диагностических признаков и принципы их классификации. Лабораторные 1 1 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Эндогенные процессы и рельеф.
2.1. Геологические структуры и рельеф. Литоморфоструктуры. Прямой и инверсионный рельеф. Тектонические движения и их отражение в рельефе. Магматизм и рельеф. Вулканизм. Псевдовулканический рельеф. Метаморфизм Лекции 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Геология и мегарельеф материков. Геология и мегарельеф ложа океана и срединно-океанических хребтов. Практические 1 0,5 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к семинару. Сам. работа 1 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Построение геолого-геоморфологического профиля по учебной топокарте. Практические 1 0,5 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Построение геолого-геоморфологического профиля по учебной топокарте с отображением форм и элементов рельефа. Сам. работа 1 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Экзогенные процессы и рельеф.
3.1. Выветривание и рельефообразование. Склоновые процессы, рельеф склонов. Флювиальные процессы и формы. Гляциальные процессы и формы рельефа. Рельефообразование в областях распространения многолетней мерзлоты. Лекции 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Карст и карстовые формы рельефа Практические 1 0,5 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 1 20 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Рельефообразование в аридных странах. Эоловые процессы и формы рельефа. Биогенные процессы рельефообразования и формы рельефа. Рельеф берегов. Экзогенные процессы на дне морей и океанов и создаваемые ими формы рельеф. Лекции 1 1 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Работа с учебной и дополнителльной литературой, подготовка к семинару. Сам. работа 1 20 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.6. Рельеф и геологические структуры — важнейшие факторы дифференциации природно-территориальных комплексов (ПТК). Катастрофические геологические процессы и рельефообразование. Живое вещество как ведущая геологическая сила. Биогенное рельефообразование и биогенные формы рельефа. Антропогенный рельеф. Практические 1 0,5 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Работа с учебной и дополнителльной литературой, подготовка к семинару. Сам. работа 1 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Подготовка к итоговой аттестации Сам. работа 1 21 Л1.2, Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7451#section-6
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен решать задачи профессиональной деятельности, применяя методы моделирования, математического анализа, естественнонаучные и общеинженерные знания
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Представители этой профессии пытаются понять историю и динамику изменения рельефа, и предсказывают его будущие изменения, проводя полевые измерения, физические эксперименты и математическое моделирование
А. Геоморфолог
Б. Гляциолог
В. Палеонтолог
Г. Почвовед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. к экзогенным процессам относятся:
А. излияние лавовых потоков
Б. извержение гейзеров
В. образование вулканов
Г. процессы денудации +
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 3. Укажите типы выветривания горных пород:
А) Физическое
Б) Химическое
В) Биологическое
Г) Социологическое
ОТВЕТ: А, Б, В.
Вопрос 4. сосновый лес, обычный для таежной, смешанно-лесной и лесостепной природных зон называется:
А. Бор
Б. Колок
В. Тугай
Г. Байрак
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. окатанные и отшлифованные текучей водой или морскими прибоями обломки горных пород от 10 до 100 мм в поперечнике
Галька
Б. Щебень
В. Глыбы
Г. Дресва
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. метод исследования территории по ее аэро- и космофотографическим изображениям, заключающийся в распознавании объектов, определении их качественных и количественных характеристик и отображении условными знаками называется
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. песчаные холмы, образованные в результате деятельности ветра на песчаных побережьях морей, озер, рек, покрытие редкой растительностью называются
А. Дюны
Б. Кучи
В. Останцы
Г. Песочницы
ОТВЕТ: А.
Вопрос 8. обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести называется
А. Камнепад
Б. Лавина
В. Сель
Г. Лава
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. верхняя часть жерла вулкана чашеобразной или воронкообразной формы шириной от десятков метров до нескольких километров при глубине до нескольких сотен метров называется
А. Кратер
Б. Чаша
В. Воронка
Г. Блюдце
ОТВЕТ: А.
Вопрос 10. Эти специалисты изучают состав и свойства вод океанов и морей; оценивают изменения океанологических параметров и всей климатической системы атмосфера-океан-суша, вызванного естественными и антропогенными причинами; обеспечивают океанографической информацией государственные учреждения и субъекты хозяйственной деятельности, создают информационные базы данных; организуют и проводят режимные океанографические наблюдения; составляют морские гидрологические прогнозы. Как называется учёный, специалист?
А. Океанолог
Б. Таксидермист
В. Рыбак
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 11. Изучение ледников позволяет более рационально использовать водные ресурсы рек ледникового питания, помогает предотвращать катастрофы, связанные с динамикой ледников (сели, наводнения и др.), учитывать их при проектировании горных предприятий. Как называется учёный, специалист по льдам
А. Гляциолог
Б) Морозолог
В) Хладолог
Г) Сосульковед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. крупные глыбы льда, откалывающиеся от края ледниковых покровов Антарктиды, Гренландии и других арктических островов называются:
А. Айсберги
Б. Глетчеры
В. Фирн
Г. Сосульки
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. Представители этой профессии занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон
А. Метеоролог
Б. Охотник
В. Врач
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Эти люди занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность
А. Электрик
Б. Охотник
В. Водитель такси
Г. Геодезист
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 15. Эта профессия связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Человек этой профессии изучает особенности залегания и расположения различных пород, а также принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр
А. Геолог
Б. Диггер
В. Фермер
Г. Гляциолог
ОТВЕТ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Комплекс наук о составе, строении и развитии земной коры и Земли в целом, а также ее оболочек, взаимодействующих между собой; обеспечивает получение информации о недрах в интересах создания науч. основ их использования это
Ответ: геология.
2. наружная твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии это
Ответ: литосфера.
3. оболочка Земли, располагающаяся выше границы Мохоровичича, слагающая верхнюю часть литосферы и отделяющаяся от подстилающего субстрата скачком в изменении скорости распространения продольных и поперечных упругих волн это
Ответ: земная кора.
4. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под воздействием термического эффекта воды; процесс разрушения берегов, сложенных мерзлотными породами или льдом это
Ответ: абразия термическая; термоабразия
5. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под действием гидравлического удара прибойного потока, мгновенной компрессии и декомпрессии воздуха в трещинах пород, а также путем бомбардировки и истирания горной породы обломками этой или другой породы это
Ответ: абразия механическая.
6. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под воздействием растворяющей способности воды это
Ответ: абразия химическая.
7. естественные минеральные агрегаты определенного состава и строения, сформировавшиеся в результате геологических процессов. Например, граниты, габбро, базальты – это это
Ответ: горные породы.
8. разветвленные, древовидные или моховидные образования, чаще всего представлены оксидами марганца, а также золотом, серебром, медью это
Ответ: дендриты.
9. слой мантии, подстилающий литосферу это
Ответ: астеносфера.
10. процесс изменения и разрушения минералов и горных пород на поверхности Земли под воздействием физических, химических и органических агентов это
Ответ: выветривание.
11. натёчные минеральные образования, растущие в виде конусов, столбов со дна пещер и других подземных карстовых полостей это
Ответ: сталагмиты.
12. совокупность процессов сноса и переноса (водой, ветром, льдом, непосредственным действием силы тяжести) продуктов разрушения горных пород в пониженные участки земной поверхности это
Ответ: денудация.
13. разрушительная деятельность ветра, выражающаяся в развеивании и выдувании рыхлого (песчаного и алевролитового) материала это
Ответ: дефляция.
14. шелушение и отслаивание горных пород под влиянием резких колебаний температур это
Ответ: десквамация.
15. процесс превращения рыхлого осадка в твердую осадочную горную породу это
Ответ: диагенез.
16. агрегат кристаллов, наросших одним концом на какую-нибудь поверхность и ограненных лишь с одного конца, обращенного в сторону свободного пространства это
Ответ: друза.
17. совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении, выщелачивании горных пород и последующим вымыванием накопленного материала с образованием в них пустот это
Ответ: карст.
18. процесс обтачивания, шлифования, полирования и высверливания горных пород обломочным материалом, перемещаемым водой, ветром, льдом, а также обтачивание самих обломков это
Ответ: корразия.
19. раскалённая вулканическая масса, изливающаяся, или выбрасываемая на поверхность при извержениях вулканов это
Ответ: лава.
20. процессы изменения минерального состава и структуры горных пород под действием высоких температур и давлений в твердом состоянии, без изменения химического состава это
Ответ: метаморфизм.
21. минерал, кубическая аллотропная форма углерода; самый твёрдый по шкале эталонных минералов твёрдости Мооса это
Ответ: алмаз.
22. отложения гравитационного ряда, породы или грунты, смещенные вниз по склону в результате оползней это
Ответ: деляпсий.
23. скопление рыхлых песчаных пород, насыщенных водой и проявляющих при определенных гидродинамических условиях большую подвижность (плывучесть) это
Ответ: плывун.
24. отложения, формирующиеся постоянными водными потоками в речных долинах это
Ответ: аллювий; аллювиальные отложения.
25. поверхность, на уровне которой водный поток (река, ручей) теряет свою силу и ниже которой он не может углубить свое ложе это
Ответ: базис эрозии.
26. источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара это
Ответ: гейзер.
28. верхний слой земной коры, подвергающийся периодическому протаиванию и промерзанию это
Ответ: деятельный слой.
29. аккумулятивные эоловые формы рельефа пустынь и полупустынь, представляют собой асимметричные холмы, чаще всего в форме полумесяца в плане, высотой от 1 до 200 м это
Ответ: барханы.
30. тела, падающие на Землю из межпланетного пространства это
Ответ: метеориты.
31. разрушительная деятельность водного потока, приводящая к углублению русла это Ответ: донная эрозия это
Ответ: глубинная эрозия.
32. размывающая работа ручья, реки, при которой вода подмывает склоны долины и постепенно расширяет последнюю это
Ответ: береговая эрозия; боковая эрозия.
33. грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при интенсивном снеготаянии это
Ответ: сели; сель.
34. форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных незадернованных ложбин, образованных временными водотоками это
Ответ: овраг.
35. часть долины реки, затопляемая водой во время половодья это
Ответ: пойма.
36. горизонтальные или несколько наклонные выровненные площадки на склонах речных долин, берегах озер и морей, ограниченные уступами сверху и снизу это
Ответ: террасы.
37. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в результате раскристаллизации магматических расплавов различного состава в недрах Земли или на ее поверхности (а также на дне океана) это
Ответ: магматические; магматические горные породы.
38. Осадочная обломочная горная порода, образуется за счёт естественной цементации песка это Ответ: песчаник.
39. покров на коренных горных породах, образовавшийся в результате различных типов их выветривания это
Ответ: кора выветривания.
40. размыв земной поверхности постоянными или временными водотоками с образованием протяженных относительно узких рытвин (полых форм рельефа). Эта эрозия начинается со струек, сбегающих по наклонам рельефа после дождей. Образуется еле заметная ложбина временного водотока или промоина вдоль полевой борозды. При повторении дождя ложбинки углубляются, со временем превращаются в овраги, балки, пади, и, в конечном счете – в речные долины это
Ответ: линейная эрозия.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Морфоструктуры Сибирской платформы.
2. Карстовые процессы Восточной Сибири.
3. Роль вулканизма в формировании Земли.
4. Эндогенные процессы и их роль в формировании рельефа Земли.
5. Эндогенные процессы и экзогенные полезные ископаемые.
6. Основные структурные элементы земной коры.
7. Эндогенные и экзогенные факторы морфолитогенеза.
8. Планетарные формы рельефа.
9. Типы рельефа горных и равнинных стран.
10.Рельефообразующая деятельность выветривания и подземные воды.
11.Карст, суффозия, их роль в формировании рельефа.
12.Единство эндогенных и экзогенных процессов рельефообразования.
13. Общие закономерности формирования рельефа Земли.
14.Воздействие человека на рельеф.
15.Влияние тектонических движений земной коры и их отражение в
рельефе.
16.Денудация, перенос материала аккумуляция на примере Западной
Сибири.
17.Рельефообразования как одна из форм круговорота вещества и
энергии на Земле.
18.Поверхности выравнивания и коры выветривания.
19.Овраги
20.Реки, их роль в формировании рельефа Земли.
21.Рельефообразующая деятельность снега и новальные формы рельефа.
22.Рельефообразующая роль современных горных ледников.
23.Роль плейстоценовых покровных ледников в формировании рельефа.
24.Мерзлотный рельеф (на примере республики Саха-Якутия).
25.Процессы рельефообразования в условиях аридного климата.
26.Береговая морфоструктура.
27.Современные представления о литосфере.
28.Горы и равнины - основные морфоструктурные формы рельефа
Земли.
29.Рельеф дна Мирового океана.
30.Общие закономерности устройства земной поверхности.
31.Карст и карстовые формы рельефа Среднего Урала.
32.Формы рельефа Среднеазиатских пустынь.
33.Механизмы формирования горного рельефа суши.
34.Современные оледенения на территории России.
35.Рельеф пассивных и активных окраин Мирового океана.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Тестовые задания по курсу "Геоморфология с основами геологии"
1. Комплекс наук о составе, строении и развитии земной коры и Земли в целом, а также ее оболочек, взаимодействующих между собой; обеспечивает получение информации о недрах в интересах создания науч. основ их использования геология
2. наружная твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии литосфера
3. оболочка Земли, располагающаяся выше границы Мохоровичича, слагающая верхнюю часть литосферы и отделяющаяся от подстилающего субстрата скачком в изменении скорости распространения продольных и поперечных упругих волн земная кора
4. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под воздействием термического эффекта воды; процесс разрушения берегов, сложенных мерзлотными породами или льдом абразия термическая термоабразия
5. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под действием гидравлического удара прибойного потока, мгновенной компрессии и декомпрессии воздуха в трещинах пород, а также путем бомбардировки и истирания горной породы обломками этой или другой породы абразия механическая
6. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под воздействием растворяющей способности воды абразия химическая
7. естественные минеральные агрегаты определенного состава и строения, сформировавшиеся в результате геологических процессов. Например, граниты, габбро, базальты – это горные породы
8. разветвленные, древовидные или моховидные образования, чаще всего представлены оксидами марганца, а также золотом, серебром, медью дендриты
9. эффект, вызванный отражением света от поверхности минерала блеск
10. цвет минерала в порошке в линии на бисквите цвет черты
11. способность кристаллов минералов раскалываться при ударе по определенным кристаллографическим направлениям спайность
12. способность минералов сопротивляться механическому воздействию - царапанию, вдавливанию, сверлению твердость
13. свойство минерала пропускать свет прозрачность
14. способность минерала притягивать железные опилки, булавки, небольшие гвоздики, отклонять стрелу компаса магнитность
15. магнетит – руда железа Fe
16. халькопирит – руда меди Cu
17. киноварь – руда ртути Hg
18. сфалерит – руда цинка Zn
19. ильменит – руда титана Ti
20. галенит – руда свинца Pb
21. слой мантии, подстилающий литосферу астеносфера
22. процесс изменения и разрушения минералов и горных пород на поверхности Земли под воздействием физических, химических и органических агентов выветривание
23. представляют собой шаровидные или неправильной формы образования (желваки), возникающие в осадочных породах, в основном на стадии преобразования осадка в осадочную горную породу. Они образуются за счет стяжения минерального вещества к какому-либо центру кристаллизации, при этом рост кристаллов в отличие от секреций направлен противоположно – от центра к периферии, в результате чего, нередко, возникает радиально-лучистое внутреннее строение конкреции
24. хемогенные отложения в карстовых пещерах в виде образований, свешивающихся с потолка в виде сосулек – сталактиты
25. натёчные минеральные образования, растущие в виде конусов, столбов со дна пещер и других подземных карстовых полостей сталагмиты
26. натечно-капельные образования в карстовых пещерах в виде колонн, образующиеся при срастании сталактитов и сталагмитов сталагнат сталактон
27. совокупность процессов сноса и переноса (водой, ветром, льдом, непосредственным действием силы тяжести) продуктов разрушения горных пород в пониженные участки земной поверхности денудация
28. разрушительная деятельность ветра, выражающаяся в развеивании и выдувании рыхлого (песчаного и алевролитового) материала дефляция
29. шелушение и отслаивание горных пород под влиянием резких колебаний температур десквамация
30. процесс превращения рыхлого осадка в твердую осадочную горную породу диагенез
31. агрегат кристаллов, наросших одним концом на какую-нибудь поверхность и ограненных лишь с одного конца, обращенного в сторону свободного пространства друза
32. совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении, выщелачивании горных пород и последующим вымыванием накопленного материала с образованием в них пустот карст
33. один из самых распространённых минералов в земной коре, породообразующий минерал большинства магматических и метаморфических пород (химическая формула: SiO₂); его свободное содержание в земной коре – около 12 % кварц
34. процесс обтачивания, шлифования, полирования и высверливания горных пород обломочным материалом, перемещаемым водой, ветром, льдом, а также обтачивание самих обломков корразия
35. раскалённая вулканическая масса, изливающаяся, или выбрасываемая на поверхность при извержениях вулканов лава
36. процессы изменения минерального состава и структуры горных пород под действием высоких температур и давлений в твердом состоянии, без изменения химического состава метаморфизм
37. минерал, хлорит натрия (NaCl), известный, как «поваренная соль» галит
38. минеральное образование, внешняя форма которого не соответствует его составу и/или внутреннему строению, наследующие облик от первоначального минерала или биологического тела псевдоморфоза
39. удельный вес минералов, измеряется в г/см3 плотность
40. минерал, кубическая аллотропная форма углерода; самый твёрдый по шкале эталонных минералов твёрдости Мооса алмаз
41. самый мягкий минерал по шкале твёрдости Мооса тальк
42. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 2 гипс
43. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 3 кальцит
44. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 4 флюорит
45. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 5 апатит
46. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 6 ортоклаз
47. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 7 кварц
48. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 8 топаз
49. у этого минерала по шкале твёрдости Мооса твёрдость 9 корунд
50. процесс выделения воды из минералов и горных пород (обезвоживание) дегидратация
51. отложения гравитационного ряда, породы или грунты, смещенные вниз по склону в результате оползней деляпсий
52. скопление рыхлых песчаных пород, насыщенных водой и проявляющих при определенных гидродинамических условиях большую подвижность (плывучесть) плывун
53. отложения, формирующиеся постоянными водными потоками в речных долинах аллювий аллювиальные отложения
54. уменьшение массы ледника путем таяния, испарения и механического разрушения (в том числе обламывания айсбергов) абляция
55. поверхность, на уровне которой водный поток (река, ручей) теряет свою силу и ниже которой он не может углубить свое ложе базис эрозии
56. источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара гейзер
57. наука, изучающая происхождение, условия залегания, состав и закономерности движений подземных вод гидрогеология
58. верхний слой земной коры, подвергающийся периодическому протаиванию и промерзанию деятельный слой
59. аккумулятивные эоловые формы рельефа пустынь и полупустынь, представляют собой асимметричные холмы, чаще всего в форме полумесяца в плане, высотой от 1 до 200 м барханы
60. временное, или сезонное скопление подземных вод в зоне аэрации, в почво-грунтах, залегающих близко от поверхности и подстилаемых линзами или выклинивающимися пропластками водонепроницаемых или слабопроницаемых пород (грунтов); исчезает вследствие почвенного испарения или просачивания вниз, или стекания по краям линзы верховодка
61. тела, падающие на Землю из межпланетного пространства метеориты
62. разрушительная деятельность водного потока, приводящая к углублению русла донная эрозия глубинная эрозия
63. размывающая работа ручья, реки, при которой вода подмывает склоны долины и постепенно расширяет последнюю береговая эрозия боковая эрозия
64. грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при интенсивном снеготаянии сели сель
65. форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных незадернованных ложбин, образованных временными водотоками овраг
66. часть долины реки, затопляемая водой во время половодья пойма
67. горизонтальные или несколько наклонные выровненные площадки на склонах речных долин, берегах озер и морей, ограниченные уступами сверху и снизу террасы
68. геологи различают земную кору океаническую и… континентальную материковую
69. колебания земной поверхности при прохождении волн от подземного источника энергии землетрясение
70. свойство изгибаться, характерное для многих минералов гибкость
71. плоскости, ограничивающие поверхностей кристаллов и соответствующие сеткам кристаллической решетки грани
72. линии пересечения граней поверхность кристаллов, соответствуют рядам материальных частиц ребра
73. точки пересечения ребер гранных поверхностей вершины
74. закономерная повторяемость элементов фигуры, при которой она совмещается сама с собой при вращении вокруг оси, отражении в плоскости симметрия
75. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в результате раскристаллизации магматических расплавов различного состава в недрах Земли или на ее поверхности (а также на дне океана) магматические магматические горные породы
76. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются на земной поверхности или вблизи неё в условиях относительно низких температур и давлений в результате переотложения или накопления, а также преобразования осадков различного генезиса (в результате литогенеза) осадочные осадочные горные породы
77. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) любых иных пород (в том числе и метаморфических) под действием факторов метаморфизма: температуры, давления, присутствия флюидной фазы метаморфические метаморфические горные породы
78. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в результате метасоматоза - аллохимического метаморфического преобразования горных пород метасоматические метасоматические горные породы
79. Осадочная обломочная горная порода, образуется за счёт естественной цементации песка песчаник
80. жидкое горючее ископаемое осадочной оболочки Земли; сложная смесь различных углеводородов, кислородных, сернистых и азотистых соединений нефть
81. вода, в которой бактериологические, органолептические показатели и показатели токсических химических веществ находятся в пределах норм питьевого водоснабжения питьевая вода вода питьевая питьевая
82. запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы в народном хозяйстве водные ресурсы ресурсы водные
83. величина, характеризующая отражательную способность любой поверхности; выражается отношением радиации, отражаемой поверхностью, к солнечной радиации, поступившей на поверхность альбедо
84. поверхность, на уровне которой водоток, в т. ч. подземных вод, теряет силу и не может углубить своё ложе ниже этого уровня базис эрозии
85. полоса суши, пограничная с водным пространством, являющаяся зоной их взаимодействия, в результате которого возникают своеобразные береговые формы рельефа берег
86. сильный (25–32 м/с) ветер, несущий огромное количество твердых частиц (почвы, песка), выдуваемых с незащищенных растительностью мест и наметаемых в другие пыльная буря буря пыльная
87. разрушающее действие ветра: развеивание песков, лёссов, вспаханных почв, возбуждение пыльных бурь; приносит огромный вред земледелию ветровая эрозия дефляция
88. очаг внутри Земли, где возникает землетрясение гипоцентр
89. привнесение в среду нехарактерных для неё химических, физических или биологических агентов или превышение естественного уровня нехарактерных для неё агентов загрязнение
90. деятельность человеческого общества, направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природных ресурсов природопользование
91. тонкозернистый, водонасыщенный, неуплотненный осадок современных водоемов ил
92. покров на коренных горных породах, образовавшийся в результате различных типов их выветривания кора выветривания
93. верхний слой земной коры, характеризующийся отрицательной температурой горных пород и почв и наличием подземных льдов; образует часть криосферы криолитозона
94. раскаленная жидкая или очень вязкая, преимущественно силикатная, масса, изливающаяся на поверхность Земли при извержении вулканов лава
95. масса снега или льда, низвергающаяся с горных вершин или крутых склонов аналогично обвалу, обладающая огромной разрушительной силой и наносящая ущерб объектам экономики и окружающей природной среде лавина
96. размыв земной поверхности постоянными или временными водотоками с образованием протяженных относительно узких рытвин (полых форм рельефа). Эта эрозия начинается со струек, сбегающих по наклонам рельефа после дождей. Образуется еле заметная ложбина временного водотока или промоина вдоль полевой борозды. При повторении дождя ложбинки углубляются, со временем превращаются в овраги, балки, пади, и, в конечном счете – в речные долины линейная эрозия
97. верхняя оболочка Земли выше астеносферы. Она включает земную кору и верхнюю часть мантии, содержащую менее плотные вещества, чем нижняя ее часть литосфера
98. ежегодно повторяющееся сезонное со-стояние самого низкого уровня в водотоке, обусловленное минимальным притоком воды с водосборной площади межень
99. скопления плохо отсортированного обломочного материала, переносимого или отложенного ледниками морена морены
100. часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Федеральный Закон «О недрах») недра
101. субъект предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности, в том числе юридическое лицо и гражданин другого государства, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации он наделен правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами недропользователь
102. выход коренных горных пород на земную поверхность обнажение
103. целостная и непрерывная оболочка Земли, среда деятельности человека; охватывает нижние слои атмосферы, верхние толщи литосферы, почти всю гидросферу и всю биосферу географическая оболочка
104. глубокие, узкие, крутосклонные и вытянутые рытвины, созданные временными водотоками преимущественно в рыхлых, но вязких горных породах (глины, суглинки, лёсс) овраги
105. отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части оползень
106. деградация земель в аридных, по-луаридных (семиаридных) и засушливых (субгумидных) областях земного шара, вызванная как деятельностью человека (антропогенными причинами), так и природными факторами и процессами опустынивание
107. разность отметок высот поверхности воды в двух точках, расположенных на некотором расстоянии вдоль течения реки падение реки
108. почвенный покров Земли педосфера
109. полость в поверхностных толщах земной коры различной формы и размеров, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими отверстиями пещера
110. графическое изображение геологического строения участка земной коры на плоскости разрез
111. крепкий соляной раствор минеральных озер, лиманов, из которого получают соль. Осадок на соленых озерах рапа
112. искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (например, открытые горные выработки) рекультивация
113. совокупность форм неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту рельеф
114. любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях ресурсы
115. грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней, интенсивного снеготаяния, реже при вулканических извержениях сель
116. природное (или искусственно созданное) химическое соединение или самородный элемент, обладающее определенным химическим составом, физическими свойствами и формой минерал
117. наука о минералах – природных химических соединениях; изучает состав, свойства, структуры и условия образования минералов минералогия
118. к экзогенным процессам относятся:
А) излияние лавовых потоков
Б) извержение гейзеров
В) образование вулканов
Г) процессы денудации +
119. Укажите типы выветривания горных пород:
А) Физическое +
Б) Химическое +
В) Биологическое +
Г) Социологическое
120. Какие базисы эрозии различают:
А) Местный +
Б) Общий (уровень Мирового океана) +
В) Сантехнический
Г) Критический
121. Укажите, что относится к эндогенным процессам:
А) Денудация
Б) Аккумуляция
В) Магматизм +
Г) Экзарация

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Милютин А. Г. Геология: учебник для бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Рычагов, Г. И. Геоморфология: Учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щукин И. С. Общая геоморфология: научная работа Издательство МГУ, 1974 biblioclub.ru
Л2.2 С. И. Болысов, В. И. Кружалин Геоморфология с основами геологии. : Практикум : учеб. пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал Геоморфология geomorphology.igras.ru
Э2 Курс в мудле "Геоморфология с основами геологии" portal.edu.asu.ru
Э3 Курс в мудле "Геология" portal.edu.asu.ru
Э4 Курс в мудле "Основы минералогии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.