МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладная климатология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки35.03.10. Ландшафтная архитектура
ПрофильЛандшафтное проектирование и дизайн окружающей среды
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz35_03_10_Ландшафтная архитектура_ЛПиДОС-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Прикладная климатология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.10 Ландшафтная архитектура (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017 г. № 736)

составлена на основании учебного плана:
35.03.10 Ландшафтная архитектура
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых знаний о прикладных аспектах климатологии (экологическом, биометеорологическом, гляциоклиматическом, рекреационном).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
ОПК-1.1 Знает основные понятия и терминологию ландшафтоведения и ландшафтной архитектуры; факторы формирования и особенности структуры природных и рукотворных ландшафтов
ОПК-1.2 Умеет анализировать информацию о ландшафтах из разных источников, и составлять на ее основе комплексные описания объектов ландшафтной архитектуры
ОПК-1.3 Имеет навыки оценки роли основных компонентов экосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных природных условиях с учетом техногенной нагрузки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает основные понятия и терминологию ландшафтоведения и ландшафтной архитектуры; факторы формирования и особенности структуры природных и рукотворных ландшафтов;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет анализировать информацию о ландшафтах из разных источников, и составлять на ее основе комплексные описания объектов ландшафтной архитектуры;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Имеет навыки оценки роли основных компонентов экосистем в формировании объектов ландшафтной архитектуры в различных природных условиях с учетом техногенной нагрузки.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Климатология как наука
1.1. Прикладная климатология в системе наук о Земле. Климат и погода. Лекции 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
1.2. Тематика прикладных аспектов климатологии в области ландшафтоведения Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
1.3. Прикладная климатология в системе наук о Земле. Сам. работа 3 20 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Климатические особенности компонентов урбоэкосистем (городов, поселков, сельскохозяйственных
2.1. Статистические характеристики метеорологии и климатологии. Лекции 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Методы климатологической обработки данных. Числовые характеристики распределения. Расчеты и построение эмпирических кривых распределения. Практические 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
2.3. Среднее, мода и медиана, вероятностные характеристики, обеспеченность. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
2.4. Статистические характеристики в метеорологии и климатологии. Сам. работа 3 18 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.5. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды. Сам. работа 3 4
2.6. Оценка возможных последствий для отдельных компонентов природной среды (озера, реки и пр.), биоразнообразия и границ природных зон. Сам. работа 3 6
Раздел 3. Заключительный: тестирование
3.1. Оценка возможных последствий для отдельных компонентов природной среды (озера, реки и пр.), биоразнообразия и границ природных зон. Сам. работа 3 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л3.1
3.2. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды Сам. работа 3 28 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
3.3. Подготовка к экзамену Сам. работа 3 16 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2469

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий


1. Основными климатообразующими процессами являются:

1. теплооборот, циклоны, атмосферная циркуляция.
2. теплооборот, солнечная радиация, атмосферная циркуляция.
3. теплооборот, влагооборот, атмосферная циркуляция.
4. солнечная радиация, влагооборот, атмосферная циркуляция.

Ответ: 3

2. Метеостанции, данные наблюдений которых показательны не только для их ближайших окрестностей, но и для возможно большего окружающего района, называются:

1. показательными.
2. образцовыми.
3. репрезентативными
4. метеорологическими

Ответ: 3

3. Карта, на которой нанесены условными знаками и цифрами фактические результаты наблюдений на метеостанциях, сделанные в один физический момент времени (срок) и позволяющая видеть, как распределяются условия погоды, называются:
1. синоптической.
2. климатической.
3. метеорологической.
4. географической.

Ответ: 1

4. Нормальное давление на широте 45° и высоте 0 м над ур. моря равняется:

1. 750 мм рт. ст =1013 гПа
2. 760 мм рт. ст =1013 гПа
3. 700 мм рт. ст =1000 гПа
4. 760 мм рт. ст =1000 гПа

Ответ: 2

5. Важнейшие переменные составляющие воздуха атмосферы:

1. инертные газы.
2. углекислый газ, озон, водяной пар.
3. углекислый газ, озон, аэрозоли.
4. аэрозоли.

Ответ: 2

6. Уравнение состояния сухого воздуха равняется:

1. рѵ = RT, где р – давление, ѵ – уд. объем, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.
2. р = R/T, где р – давление, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.
3. р = R, где р – давление, R – удельная газовая постоянная.
4. р = RTѵ, где р – давление, ѵ – уд. объем, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.

Ответ: 1

7. . Озон целиком поглощает:

1. коротковолновую ультрафиолетовую солнечную радиацию с длиной волны 0,15-0,29 мкм.
2. длинноволновую солнечную радиацию с длиной волны ≥0,76 мкм.
3. коротковолновую солнечную радиацию с длиной волны 0,39-0,76 мкм.
4. длинноволновую ультрафиолетовую солнечную радиацию с длиной волны 0,15-0,29 мкм.

Ответ: 1

8. Сухоадиабатический градиент равен:

1. ≈ 1°С/100 м.
2. ≈ -1°С/100 м.
3. ≈ 0°С/100 м.
4. ≈ 0,5°С/100 м.

Ответ: 1

9. К видимой части спектра излучения Солнца относится радиация с длиной волны:

1. 0,40-0,76 мкм.
2. ˂0,40 мкм.
3. ≥0,76 мкм.
4. 0,01-0,39 мкм.

Ответ: 1.

10. . Количество лучистой энергии, падающей на единицу площади в единицу времени, называется:

1. потоком излучения.
2. энергетической освещенностью (плотностью потока радиации).
3. облучением.
4. инсоляцией.

Ответ: 2

11. Земля находится наиболее близко к солнцу:

1. в марте.
2. в июле.
3. в сентябре.
4. в январе.

Ответ: 4

12. Большая степень рассеивания у лучей … цвета:

1. фиолетового
2. красного
3. белого
4. синего

Ответ: 1

13. Коэффициент прозрачности показывает:

1. какая доля солнечной радиации не доходит до земной поверхности.
2. степень рассеяния солнечных лучей атмосферой.
3. какая доля солнечной радиации доходит до земной поверхности в светлое время суток.
4. какая доля солнечной радиации доходит до земной поверхности при отвесном падении солнечных лучей.

Ответ: 4

14. Альбедо поверхности – это величина, равная отношению:

1. количества отраженной радиации к общему количеству радиации, падающей на данную поверхность.
2. общего количества радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации.
3. общего количества прямой радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации.
4. общему количества рассеянной радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации

Ответ: 1

15. Радиационным балансом называется:

1. разница между поглощенной радиацией и альбедо.
2. разница между поглощенной радиацией и эффективным излучением.
3. разница между прямой и рассеянной радиацией.
4. разница между суммарной радиацией и альбедо.

Ответ: 2



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


1. Наука об атмосфере, ее составе строении, свойствах и протекающих в ней физических и химических процессах, называется …

Ответ: Метеорология

2. Механическая смесь газов – …

Ответ: Воздух

3. Твердые и жидкие примеси (частицы) в атмосфере самого разнообразного состава и различного происхождения – …

Ответ: Аэрозоли

4. Совокупность взвешенных в воздухе капель воды и кристаллов льда, ухудшающих метеорологическую дальность видимости до значений менее 1 км – …

Ответ: Туман

5. Процесс, протекающий без теплообмена с окружающей средой – …

Ответ: Адиаботический

6. Распределение температуры, при котором температура воздуха в некотором слое атмосферы с высотой не падает, а растет, это …

Ответ: Инверсия

7. Линии, соединяющие точки с одинаковыми численными значениями скорости ветра – …

Ответ: Изотахи

8. Изменение свойств воздушной массы в процессе перемещения называется …

Ответ: Трансформацией

9. Радиация с длиной волны от 0,01 до 0,39 мкм, называется:

Ответ: Ультрафиолетовой

10. Поток прямой солнечной радиации на горизонтальную поверхность – …

Ответ: Инсоляция

11. Явление неполной темноты перед или после захода Солнца – …

Ответ: Сумерки

12. Разница между собственным излучением земной поверхности и встречным излучением атмосферы – …

Ответ: Эффективное излучение

13. Линия, соединяющая точки с одинаковым давлением на уровне моря – …

Ответ: Изобара

14. Резервуары термометров в метеорологической будке помещаются на высоте …

Ответ: 2 м

15. Для измерения влажности воздуха используется …

Ответ: Психрометр

16. Облака Cu и Cb относятся к … облакам

Ответ: Кучевообразным

17. Внутримассовые осадки, выпадающие из слоистых и слоисто-кучевых облаков, состоящие из очень мелких, как бы взвешенных в воздухе, капель, называются…

Ответ: Моросящими

18. Самый дождливый район земного шара – это – …

Ответ: Черапунджи

19. Граница в горах, выше которой круглый год сохраняется снежный покров (в многолетнем среднем), называется …

Ответ: Снеговой линией

20. Устойчивые сезонные режимы воздушных течений с резким изменением преобладающего направления ветра от зимы к лету и от лета к зиме – …

Ответ: Муссоны



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к зачёту:
1. Статистические характеристики в метеорологии и климатологии.
2. Классификация экологических факторов климата.
3. Понятие о сезонной ритмике годового цикла. Сезонная ритмика природы Барнаула.
4. Фото- и светопериодизм. Суточные ритмы физиологических функций человека, растений и животных.
5. Воздействие температуры среды на темпы развития и физиологическое состояние насекомых.
6. Биоклиматические индексы погоды и климата.
7. Нормальная эквивалентно - эффективная температура (НЭЭТ) и радиационная эквивалентно-эффективная температура (РЭЭТ).
8. Континентальность климата. Индексы континентальности.
9. Глобальное потепление. Методики оценки (тренды, регрессия).
10. Климат как фактор окружающей среды. Закон факторного оптимума: Закон лимитирующих факторов.
11. Понятие об экстремальности среды.
12. Оценка климата для деятельности человека.
13. Фотосинтетически активная радиация (ФАР).
14. Суммы активных и эффективных температур. Определения, методики расчета.
15. Оценка условий перезимовки растений.
16. Особенности воздействия климата (погоды) на человека. Метеотропность. Метеолабильность.
17. Медицинские типы погоды.
18. Солнечная активность. Циклы. Возможные воздействия на природные процессы.
19. Климат и сельское хозяйство. Оценка теплообеспеченности и влагообеспеченности (индексы увлажнения).
20. Учет метеорологических и климатических характеристик при строительстве.
21. Нормативные оценки микроклимата жилища.
22. Санитарно-защитные зоны в городах.
23. Опасные явления погоды (засухи, суховеи, пыльные бури и др.).

Критерии оценивания:
В билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачёт проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов: 50-100 –
«зачтено», 0-4 – «не зачтено».
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Ф. Харламова, Н.В. Захарчук Метеорология и климатология: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Ф. Харламова Климат Алтайского региона: учебник Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/64
Л2.2 Н.Ф. Харламова Климат и сезонная ритмика природы Барнаула: монография Барнаул:АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Н.Ф. Харламова Оценка и прогноз современных изменений климата Алтайского региона: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Агрометеорологическая характеристика периода вегетации: методические указания для студентов , 2017 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Климатология с основами метеорологии. Учение об атмосфере. Электронный курс на сайте АлтГУ / раздел Образовательный портал portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт ВНИИГМИ МЦД www.meteo.ru
Э3 Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра www.meteo-nso.ru
Э4 Прикладная климатология / раздел Образовательный портал portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Сайт ВНИИГМИ МЦД http://www.meteo.ru
2. Сайт Гидрометцентра России http://www.meteo.info
3. Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра http://www.meteo-nso.ru/
4. Погода в 243 странах мира https://rp5.ru/
5. Климатология с основами метеорологии. Учение об атмосфере. Электронный курс на сайте АлтГУ / раздел Образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=24

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Обучающийся в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени до 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса, с которым каждый студент может ознакомиться.

Работа на лекции
На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки). Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними.
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и др.
Подготовка к семинару
Значительную роль выполняют семинарские занятия, которые призваны, прежде всего, закреплять теоретические знания, полученные в ходе прослушивания и запоминания лекционного материала, ознакомления с учебной и научной литературой. Тем самым семинары способствуют получению студентами наиболее качественных знаний, помогают приобрести навыки самостоятельной работы, позволяют осуществлять со стороны преподавателя текущий контроль над успеваемостью обучающихся.
Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с основной и дополнительной литературой, рекомендованными к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Семинарские занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии.
Подготовка к сессии
Каждый учебный семестр заканчивается аттестационными испытаниями: зачетно - экзаменационной сессией.
Подготовка к экзаменационной сессии и сдача зачетов и экзаменов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса.
Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций во время контрольной работы:
Тематика вопросов контрольной работы выдается заранее. Контрольная работа проводится в конце практического занятия, следующего за проверяемым блоком тем. Результаты оценивания озвучиваются на следующем занятии. Время написания контрольной работы – 20–30 мин.
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе прохождения тестов:
В тест включено от 10 до 15 закрытых вопросов, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Тест проводится в Интернет форме на портале Moodle. За ответ на тест студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций во время практической работы:
В теме работы включено от одного до шести заданий, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Практическая работа проводится в форме устных и письменных ответов на поставленные задания. На подготовку работы студенту отводится 1,5 часа. За ответ на задания и вопросы к ним студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе сдачи географической номенклатуры:
В билет включено от 12 до 16 географических объектов, соответствующие содержанию темы. Форма сдачи очная. На сдачу студенту отводится 5 минут. За сданную географическую номенклатуру студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 23.10.2014, №1690/п.