МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-2020, 2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. психол. наук, доц., Ипполитова Е.А.

Рецензент(ы):
д-р психол. наук, проф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р психол. н., проф. Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой д-р психол. н., проф. Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у аспирантов целостное представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути; познакомиться с этапами развития психологии личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-4 способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования и развития личности, описанные на современном этапе развития психологической науки, актуальные проблемы исследования в данной области, основу подготовки психологического заключения относительно функционирования ведущих сфер личности и ее индивидуальности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять научные психологические знания для постановки актуальных задач и их решения в изучении закономерностей функционирования и развития личности, проектировать результаты психологического воздействия на ее ведущие сферы, темперамент и характер в соответствии с выбранной методологией
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками и опытом разработки и реализации научных исследований в области изучения закономерностей функционирования и развития личности, представлением об основных методах решения задач в области психологии личности соответствующих выбранной методологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология личности как наука
1.1. Психология личности как наука Лекции 3 2 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.2. Проблема личности и уровни методологии науки. Сам. работа 3 14 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.3. Этапы развития психологии личности Практические 3 1 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 2. Человек и его место в различных системах
2.1. Человек и его место в различных системах. Лекции 3 2 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
2.2. Междисциплинарный статус проблемы личности Практические 3 1 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 3. Развитие человека как индивида, личности, индивидуальности
3.1. Системный и историко-эволюционый подход к личности. Сам. работа 3 14 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
3.2. Движущие силы развития личности. Принцип саморазвития Практические 3 2 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
3.3. Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Старость. Сам. работа 3 12 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 4. Биогенез человека
4.1. Общее представление об индивидных свойствах человека. Сам. работа 3 10 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
4.2. Биогенетические периодизации развития человека Практические 3 1 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
4.3. Классификация индивидных свойств и их место в регуляции поведения личности. Практические 3 1 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
4.4. Современные представления о темпераменте. Сам. работа 3 9 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 5. Социогенез личности
5.1. Социогенетические истоки развития личности. Практические 3 0 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
5.2. Социализация личности. Сам. работа 3 10 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 6. Персоногенез человека
6.1. Общая характеристика индивидуальности. Лекции 3 0 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
6.2. Суверенность психологического пространтства личности Практические 3 0 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
6.3. Жизненный путь человека как история индивидуальности. Практические 3 0 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
6.4. Субъектность личности Сам. работа 3 10 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 7. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии
7.1. Структурный и динамический подход к исследованию единиц организации личности. Лекции 3 0 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
7.2. Структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии Практические 3 0 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
7.3. Смысловая и мотивационная сферы личности Лекции 3 0 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
7.4. Характер и способности личности Сам. работа 3 10 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4
7.5. Экзамен 3 9 ОК-7, ПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – «Психология личности» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4752)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-4: способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Согласно А.В. Петровскому, ориентация на системный подход к изучению личности предполагает
1) выяснение общей структуры
2) исследование набора различных качеств, свойств, черт, характеристик психики
3) поиск системообразующего признака
Ответ: 3.
Вопрос 2. Согласно А.В. Петровскому, ориентация на структурный подход к изучению личности предполагает
1) выяснение общей структуры
2) исследование набора различных качеств, свойств, черт, характеристик психики
3) поиск системообразующего признака
Ответ: 1.
Вопрос 3. Согласно А.В. Петровскому, ориентация на коллекционерский подход к изучению личности предполагает
1) выяснение общей структуры
2) исследование набора различных качеств, свойств, черт, характеристик психики
3) поиск системообразующего признака
Ответ: 2.
Вопрос 4. По мнению Д.А. Леонтьева, классический этап развития психологии личности датируется …
варианты ответов:
1) конец 1930-х гг. – конец 1960-х гг.
2) начало 1940-х гг. – конец 1970-х гг.
3) с начала 1970-х гг.
Ответ: 1.
Вопрос 5. По мнению Д.А. Леонтьева, неклассический этап развития психологии личности датируется …
варианты ответов:
1) конец 1930-х гг. – конец 1960-х гг.
2) начало 1940-х гг. – конец 1970-х гг.
3) с начала 1970-х гг.
Ответ: 3.
Вопрос 6. Функцией теории личности является
варианты ответов:
1) объяснительная
2) демонстративная
Ответ: 1.

Вопрос 7. Последовательную разработку идей С.Л. Рубинштейна осуществляла
варианты ответов:
1) Д.А. Леонтьев
2) К.А. Абульханова-Славская
Ответ: 2.

Вопрос 8. Ведущее значение Эго-составляющей структуры личности в своей теории придавала …
варианты ответов:
1) З. Фрейд
2) А. Фрейд
Ответ: 2.
Вопрос 9. С точки зрения классического психоанализа энергия, управляющая личностью имеет природу:
1) космическую
2) сексуальную
Ответ: 2.
Вопрос 10. З. Фрейд рассматривает личность как
1) иррациональную
2) самоактуализирующуюся
Ответ:1.
Вопрос 11. А. Маслоу рассматривает личность как
1) иррациональную
2) самоактуализирующуюся
Ответ: 2.
Вопрос 12. Одним из авторов теории объектных отношений является:
1) Б.Ф. Скиннер
2) М. Кляйн
Ответ: 2.

Вопрос 13. Идея о том, что личность представляет собой организованную систему конструктов является центральной в теории
варианты ответов:
1) С.Л. Рубинштейна
2) Дж. Келли.
Ответ: 2.
Вопрос 14. Личность предстает как система отношений в концепции …
варианты ответов:
1) Б.С. Братуся 2) В.Н. Мясищева
Ответ: 2.
Вопрос 15. Выберете автора, представляющего бихевиоральный подход:
1) Л.С. Выготский
2) Б. Ф. Скиннер

Ответ: 2.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Методом исследования особенностей ценностно-смысловой сферы и смысла жизни личности является тест
Ответ: Тест Смысложизненных ориентация личности (СЖО)
Ответ: 1.
Вопрос 2. Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности позволяет осуществлять методика
Ответ: Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах
Вопрос 3. Исследование мотивации достижения и избегания неудач личности позволяет осуществлять методика
Ответ: «Мотивация достижения и избегания неудач».
Ответ: 2.
Вопрос 4. По мнению большинства отечественных психологов, носителем биологического в человеке является …
Ответ: индивид
Вопрос 5. По мнению большинства отечественных психологов, носителем социального в человеке является
Ответ: личность
Вопрос 6. Сложная система мотивационных образований личности-это..
Ответ: мотивационная сфера
Вопрос 7. Сложная система ценностно-смысловых образований личности – это …
Ответ: ценностно-смысловая сфера.
Вопрос 8. Носителем биологических или социальных свойств человека является индивид?
Ответ: биологических свойств.
Вопрос 9. Носителем биологических или социальных свойств человека является личность?
Ответ: социальных свойств.
Вопрос 10. Особенности ценностно-смысловой сферы характеризуют человека как индивида или личности?
Ответ: личность.
Вопрос 11. Вставьте пропущенное слово:
Психологическая защита-это психические процессы, направленные на ………….. действия психического напряжения, дискомфорта, травмы, тревоги.
Ответ: уменьшение.
Вопрос 12. По мнению какого автора в структуру психического здоровья входят такие компоненты как положительное отношение к себе, оптимальное развитие, рост и самоактулизация личности?
Ответ: А.Маслоу
Вопрос 13. Вставьте пропущенное слово: ценностные ориентации, смысловые конструкты, смысл жизнь являются образованиями ……………………………………………………….личности .
Ответ: ценностно-смысловой.
Вопрос 14. Согласно А.Н. Леонтьеву, мотивы, побуждающие деятельность и при этом придающие ей смысл – это …
Ответ: смыслообразуюшие мотивы.
Вопрос 15. Вставьте пропущенное слово: мотивы, потребности, влечения, хотения являются образованиями …………… сферы личности .
Ответ: мотивационной.
Вопрос 16. По мнению большинства отечественных психологов, носителем биологического в человеке является …
Ответ: индивид
Вопрос 17. По мнению большинства отечественных психологов, носителем социального в человеке является
Ответ: личность
Вопрос 18. Согласно А.Н. Леонтьеву, психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе – это
Ответ: личность.
Вопрос 19. Человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода – это
Ответ: индивид.
Вопрос 20. Развитие человека как личности осуществляется в ходе?
Ответ: социогенез, социализация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.

ВОПРОСЫ:
1. Этапы развития психологии личности.
2. Особенности становления отечественной и зарубежной психологии личности.
3. Цели и задачи современной психологии личности.
4. Функции и компоненты теории личности.
5. Структурирование психологических знаний в психологии личности.
6. Перспективы развития психологии личности как области научного знания.
7. Коллекционерский, системный и структурный подходы к пониманию личности.
8. Проблема личности в классическом и современном психоанализе.
9. Личность с позиций бихевиоризма.
10. Личность: контекст когнитивной психологии.
11. Личность в структуре гуманистического направления.
12. Диспозиционное направление в психологии личности.
13. Развитие современных теорий и концепций в отечественной психологии личности.
14. Анализ психологических школ в области отечественной психологии личности.
15. Концепция личности Л.С. Выготского.
16. Концепция личности С.Л. Рубинштейна.
17. Концепция личности А.Н. Леонтьева.
18. Концепция личности Б.Г. Ананьева.
19. Концепция личности В.Н. Мясищева.
20. Мотивационная сфера личности.
21. Ценностно-смысловая сфера личности.
22. Мотив в структуре личности.
23. Личность как психологическая система.
24. Личность в социуме.
25. Личностные смыслы и ценности как основа внутреннего мира личности.
26. Проблема смысла жизни в психологии.
27. Сравнительный анализ категорий «психологическое здоровье» и «психическое здоровье».
28. Деструктивное развитие личности.
29. Защитные механизмы личности: понятие и типологии.
30. Диагностика защитных механизмов личности.
31. Основные мотивационные образования личности: общая характеристика.
32. Психологические методы диагностики мотивационной сферы личности.
33. Психологические методы диагностики ценностно-смысловой сферы личности.
34. Жизненный путь личности как история ее индивидуального развития: феномен и его диагностика.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розин В. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. для вузов М.: Академия, 2007 www.e-reading.mobi
Л2.2 Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности : учебное пособие Академия , 2009
Л2.3 Диянова З. В., Щеголева Т. М. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Кавун Л. В. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line. www.biblioclub.ru
Э2 курс в Moodle «Психология личности» portal.edu.asu.ru
Э3 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.