МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проективные методы в психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
ПрофильПсихология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-2020, 2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Ст.преп., Прайзендорф Екатерина Сергеевна;Преподаватель, Кислых Анна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, Доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Проективные методы в психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Проективные методы в психологии» является ознакомление со спецификой проективной психодиагностики и отработка основных приемов, используемых в проективной психодиагностике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
ПК-5 способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия проективной психологии и теоретические концепции, лежащие в основе
различных проективных методов исследования личности;
- специфику проективных методов исследования и отличие их от психологических тестов;
- основные практические проблемы использования проективных методов исследования
(стандартизация процедуры, валидность, надежность, субъективность интерпретации
полученных результатов);
- диагностические возможности и ограничения проективных методов исследования;
- классические проективные методы, основные модификации классических методов и
наиболее широко используемые в клинической практике проективные рисуночные методы;
- общую схему проведения исследования, с использованием проективных
методов;
- основные ошибки, встречающиеся в практике использования проективных методов;
- сферы практического применения рассматриваемых в курсе проективных методов;
3.2.Уметь:
3.2.1.- корректно интерпретировать полученные в ходе исследования результаты;
- формулировать итоговое заключение по результатам исследования с использованием
проективных методов;
- оформлять в письменном виде результаты исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Теоретическими знаниями о создании общего психологического портрета личности
- навыками проведения проективного тестирования
- навыками распознания и описания психодиагностически значимых признаков
- навыками обобщения обнаруженных в процессе тестирования характеристик

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Теоретические основы проективной психологии Лекции 4 1 ПК-3 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.2. Сравнительная характеристика проекций в норме и патологии Практические 4 1 ПК-3 Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.3. Выделите отличительные признаки проективного обследования. оформив анализ в виде конспекта. Сам. работа 4 6 ПК-3 Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л1.5, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.4. Импрессивные и экспрессивные проективные методы. Сам. работа 4 8 ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.4
1.5. Импрессивные методы: особенности проведения и интепретации Сам. работа 4 6 ПК-3, ПК-5 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.4
1.6. Провести обследование с помощью импрессивного (по выбору)проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 4 8 ПК-3, ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.4
1.7. Экспрессивные методы: особенности проведения и интепретации Практические 4 1 ПК-3, ПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.8. Провести обследование с помощью экпрессивного (по выбору)проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 4 6 ПК-3, ПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.9. Конститутивные,конструктивные, интерпретативные проективные методы Лекции 4 1 ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.10. Конститутивные проективные методы: особенности проведения и интепретации Практические 4 1 ПК-3, ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.11. Провести обследование с помощью конститутивного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 4 6 ПК-3, ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.12. Конструктивные проективные методы: особенности проведения и интепретации Сам. работа 4 6 ПК-3, ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.13. Провести обследование с помощью конструктивного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 4 8 ПК-3, ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.14. Интерпретативные проективные методы Сам. работа 4 6 ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.15. Провести обследование с помощью интепретативного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 4 6 ПК-3, ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.16. Аддитивные проективные методы Лекции 4 1 ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.17. Аддитивные проективные методы: особенности проведения и интепретации Практические 4 1 ПК-3, ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.18. Провести обследование с помощью аддитивного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. Сам. работа 4 6 ПК-3, ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.19. Катартические проективные методы: особенности проведения и интепретации Сам. работа 4 6 ПК-3, ПК-5 Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4
1.20. Составить конспект проведения какртического проективного метода. Сам. работа 4 6 ПК-3, ПК-5 Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.21. Принципы интерпретации результатов проективных методов Лекции 4 1 ПК-3, ПК-5 Л2.6, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.22. Анализ и интерпретация результатов.Оформление заключения. Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л1.5, Л1.1, Л2.4
1.23. Подготовить памятку для оформления злючения по результатам проведения проективных методик Сам. работа 4 6 ПК-3 Л2.6, Л2.3, Л1.5, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кошелева А.Н. - Отв. ред., Хороших В.В. - Отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Романова Е.С. Графические методы в практической психологии: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2011
Л1.3 Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2008
Л1.4 Духновский, С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов : Москва : Издательство Юрайт, 2022, https://urait.ru/bcode/496785
Л1.5 Чиркова Ю.В., Колосова Т.А. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: практ. пособие Харвест, 2004
Л2.2 Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование: тесты: Питер, 2007
Л2.3 Шапарь В.Б., Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики: Феникс, 2006
Л2.4 Рамендик Д.М., Рамендик М.Г. Практикум по психодиагностике : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/490570
Л2.5 Чиркова, Ю. В. Специальная психология. Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты : учебное пособие для вузов: Москва : Издательство Юрайт, 2022. , 2022 https://urait.ru/bcode/493289
Л2.6 Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие Издат. Дом БАХРАХ-М, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э3 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 НЭБ elibrary.ru
Э6 Единый образовательный портал portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека»
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ
НЭБ Научная электронная библиотека

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной работы обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются лекционные, практические занятия. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
▪ прослушивание лекционного курса;
▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
▪ ознакомление с планом практического занятия.
▪ уяснение содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
▪ повторение содержание лекционного материала.
▪ изучение рекомендуемой литературы и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
▪ ответы на вопросы, указанные в плане практического занятия.
▪ получение консультации у преподавателя.
▪ написание рефератов (по согласованию с преподавателем).
▪ самостоятельная работа.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и предварительной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них знаний, умений, владений; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
▪ на занятиях;
▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по освоению дисциплины и имеющимся задолженностям.
На каждом занятии слушателям необходимо иметь рабочую тетрадь (48 л), листы белой бумаги формата А4, письменные принадлежности. Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, а листы бумаги для самостоятельных, контрольных проверочных работ.
При отработке пропущенных занятий обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, указанные в плане занятия. На консультации обучающиеся представляют результаты своего труда и отвечают на вопросы преподавателя.
При подготовке к практическим занятиям обучающиеся должны:
1. Ознакомиться с планом практического занятия.
2. Уяснить содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
3. Повторить содержание лекционного материала.
4. Изучить литературу и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
5. Подготовить ответы на вопросы, указанные в плане практического/лабораторного занятия.
6. Выполнить задания, обусловленные темой практического занятия.
7. Получить консультацию у преподавателя.
10. Выполнить индивидуальные задания преподавателя.
11. Написать реферат.
Обязательным условием подготовки к занятию является выполнение в полном объеме заданий предыдущего занятия.
На занятиях обучающимся рекомендуется активно использовать личный жизненный опыт, примеры из специальной и художественной литературы.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и владений, степени освоенности компетенций, обучающихся по дисциплине в форме зачета.
Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы.