Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Профиль | Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-2020, 2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 96 | 96 | 96 | 96 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Проективные методы в психологии» является ознакомление со спецификой проективной психодиагностики и отработка основных приемов, используемых в проективной психодиагностике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-3 | способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий |
ПК-5 | способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия проективной психологии и теоретические концепции, лежащие в основе различных проективных методов исследования личности; - специфику проективных методов исследования и отличие их от психологических тестов; - основные практические проблемы использования проективных методов исследования (стандартизация процедуры, валидность, надежность, субъективность интерпретации полученных результатов); - диагностические возможности и ограничения проективных методов исследования; - классические проективные методы, основные модификации классических методов и наиболее широко используемые в клинической практике проективные рисуночные методы; - общую схему проведения исследования, с использованием проективных методов; - основные ошибки, встречающиеся в практике использования проективных методов; - сферы практического применения рассматриваемых в курсе проективных методов; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - корректно интерпретировать полученные в ходе исследования результаты; - формулировать итоговое заключение по результатам исследования с использованием проективных методов; - оформлять в письменном виде результаты исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Теоретическими знаниями о создании общего психологического портрета личности - навыками проведения проективного тестирования - навыками распознания и описания психодиагностически значимых признаков - навыками обобщения обнаруженных в процессе тестирования характеристик |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Теоретические основы проективной психологии | Лекции | 4 | 1 | ПК-3 | Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.2. | Сравнительная характеристика проекций в норме и патологии | Практические | 4 | 1 | ПК-3 | Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.3. | Выделите отличительные признаки проективного обследования. оформив анализ в виде конспекта. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л1.3, Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л1.5, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.4. | Импрессивные и экспрессивные проективные методы. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.4 |
1.5. | Импрессивные методы: особенности проведения и интепретации | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.4 |
1.6. | Провести обследование с помощью импрессивного (по выбору)проективного теста. Описать результаты. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3, ПК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.5, Л1.4, Л2.4 |
1.7. | Экспрессивные методы: особенности проведения и интепретации | Практические | 4 | 1 | ПК-3, ПК-5 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.8. | Провести обследование с помощью экпрессивного (по выбору)проективного теста. Описать результаты. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.9. | Конститутивные,конструктивные, интерпретативные проективные методы | Лекции | 4 | 1 | ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.10. | Конститутивные проективные методы: особенности проведения и интепретации | Практические | 4 | 1 | ПК-3, ПК-5 | Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.11. | Провести обследование с помощью конститутивного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.12. | Конструктивные проективные методы: особенности проведения и интепретации | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.13. | Провести обследование с помощью конструктивного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-3, ПК-5 | Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.14. | Интерпретативные проективные методы | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.15. | Провести обследование с помощью интепретативного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.16. | Аддитивные проективные методы | Лекции | 4 | 1 | ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.17. | Аддитивные проективные методы: особенности проведения и интепретации | Практические | 4 | 1 | ПК-3, ПК-5 | Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.18. | Провести обследование с помощью аддитивного (по выбору) проективного теста. Описать результаты. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л2.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.19. | Катартические проективные методы: особенности проведения и интепретации | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л1.3, Л2.3, Л2.2, Л1.1, Л1.4, Л2.4 |
1.20. | Составить конспект проведения какртического проективного метода. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3, ПК-5 | Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
1.21. | Принципы интерпретации результатов проективных методов | Лекции | 4 | 1 | ПК-3, ПК-5 | Л2.6, Л2.3, Л1.1, Л2.4 |
1.22. | Анализ и интерпретация результатов.Оформление заключения. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л2.6, Л2.3, Л2.2, Л1.5, Л1.1, Л2.4 |
1.23. | Подготовить памятку для оформления злючения по результатам проведения проективных методик | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-3 | Л2.6, Л2.3, Л1.5, Л1.1, Л2.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кошелева А.Н. - Отв. ред., Хороших В.В. - Отв. ред. | ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Романова Е.С. | Графические методы в практической психологии: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л1.3 | Суркова Е.Г. | Проективные методы диагностики. Психологическое консультирование детей и подростков: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2008 | |
Л1.4 | Духновский, С. В. | Психодиагностика : учебник и практикум для вузов : | Москва : Издательство Юрайт, 2022, | https://urait.ru/bcode/496785 |
Л1.5 | Чиркова Ю.В., Колосова Т.А. | ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ДИАГНОСТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Драгунский В.В. | Цветовой личностный тест: практ. пособие | Харвест, 2004 | |
Л2.2 | Анастази А., Урбина С. | Психологическое тестирование: тесты: | Питер, 2007 | |
Л2.3 | Шапарь В.Б., Шапарь О.В. | Практическая психология. Проективные методики: | Феникс, 2006 | |
Л2.4 | Рамендик Д.М., Рамендик М.Г. | Практикум по психодиагностике : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО | Москва : Издательство Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/490570 |
Л2.5 | Чиркова, Ю. В. | Специальная психология. Тест детской апперцепции в диагностике психологической защиты : учебное пособие для вузов: | Москва : Издательство Юрайт, 2022. , 2022 | https://urait.ru/bcode/493289 |
Л2.6 | Горбатов Д.С. | Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие | Издат. Дом БАХРАХ-М, 2003 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э3 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | НЭБ | elibrary.ru | ||
Э6 | Единый образовательный портал | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань» ЭБС «Университетская библиотека» ЭБС издательства «Юрайт» ЭБС АлтГУ НЭБ Научная электронная библиотека |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной работы обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются лекционные, практические занятия. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения. Предусматриваются следующие формы работы обучающихся: ▪ прослушивание лекционного курса; ▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы; ▪ ознакомление с планом практического занятия. ▪ уяснение содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии. ▪ повторение содержание лекционного материала. ▪ изучение рекомендуемой литературы и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии). ▪ ответы на вопросы, указанные в плане практического занятия. ▪ получение консультации у преподавателя. ▪ написание рефератов (по согласованию с преподавателем). ▪ самостоятельная работа. Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и предварительной аттестации. Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них знаний, умений, владений; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи. К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся: ▪ на занятиях; ▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий; ▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов; ▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по освоению дисциплины и имеющимся задолженностям. На каждом занятии слушателям необходимо иметь рабочую тетрадь (48 л), листы белой бумаги формата А4, письменные принадлежности. Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, а листы бумаги для самостоятельных, контрольных проверочных работ. При отработке пропущенных занятий обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, указанные в плане занятия. На консультации обучающиеся представляют результаты своего труда и отвечают на вопросы преподавателя. При подготовке к практическим занятиям обучающиеся должны: 1. Ознакомиться с планом практического занятия. 2. Уяснить содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии. 3. Повторить содержание лекционного материала. 4. Изучить литературу и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии). 5. Подготовить ответы на вопросы, указанные в плане практического/лабораторного занятия. 6. Выполнить задания, обусловленные темой практического занятия. 7. Получить консультацию у преподавателя. 10. Выполнить индивидуальные задания преподавателя. 11. Написать реферат. Обязательным условием подготовки к занятию является выполнение в полном объеме заданий предыдущего занятия. На занятиях обучающимся рекомендуется активно использовать личный жизненный опыт, примеры из специальной и художественной литературы. Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и владений, степени освоенности компетенций, обучающихся по дисциплине в форме зачета. Зачет проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. |