Закреплена за кафедрой | Кафедра региональной экономики и управления |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Общий |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z38_03_01_Э-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра региональной экономики и управления
Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н. профессор Мищенко Вит.В.
1.1. | Целю изучения дисциплины является формирование у студентов представлений и навыков управления хозяйственными системами отдельных территорий в целях развития экономической самостоятельности, достижения конкурентоспособности в условиях рыночного хозяйствования и организации устойчивых экономических взаимосвязей с другими территориями страны и зарубежья. К задачам дисциплины относятся следующие: - ознакомление студентов с историей становления научного направления «региональная экономика»; - определение места дисциплины в системе наук; - определение цели и задач изучения данной дисциплины в курсе обучения студентов экономических специальностей; - определение методов, используемых научной дисциплиной; - изучение региональной экономической структуры РФ; - выявление факторов экономического развития регионов России; - формирование представлений и навыков управления региональной экономической системой; - выявление проблем и способов их решения в системе региональной политики Российской Федерации. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.03 |
ПК-11 | способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | О формах территориальной организации социально-экономических процессов и методах управления ими. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать структуру территориального деления Российской Федерации, формы и способы управления социально-экономического развития отдельный частей территории страны как единого экономического пространства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Составления социально-экономической характеристики региона с учетом факторов, обуславливающих региональное развитие и перспективных направлений развития. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы региональной экономики и управления. | ||||||
1.1. | Объект, предмет, цели, задачи дисциплины. Связь с другими научными дисциплинами. | Лекции | 4 | 0,5 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | История сттановления региональной науки.Ключевые территориальные теории. | Практические | 4 | 1 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Методы научного познания и прикладного регулирования региональным развитием. | Лекции | 4 | 0,5 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Методы научного познания в региональных исследованиях. | Практические | 4 | 1 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Научные школы и теоретические модели территориального развития | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Региональная структура Российской Федерации. | ||||||
2.1. | Политико-административное деление России. | Лекции | 4 | 0,5 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Таксономия территориального деления территории России. | Практические | 4 | 1 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Особенности природных, демографических, экономических показателей регионов России. | Лекции | 4 | 0,5 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Социально-экономическая характеристика Федеральных Округов Российской Федерации, перспективы социально-экономического развития | Практические | 4 | 1 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Территориальные экономические единицы России: Экономические зоны, территориально-производственные комплексы, производственные центры. Характеристика экономического развития. | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Факторы регионального экономического развития. | ||||||
3.1. | Экономико-географическое положение региона, как фактор регионального развития.Природные условия и ресурсы региона. | Лекции | 4 | 0,5 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Факторы регионального развития | Практические | 4 | 1 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Предпосылки и факторы развития на примере отдельных территорий. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Региональная политика России. | ||||||
4.1. | Региональная политика в России:цели, принципы, методы. | Лекции | 4 | 0,5 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Региональная политика России и зарубежных стран. | Практические | 4 | 1 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Региональная политика в России и за рубежом на разных этапах исторического развития. | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Алтайский край. Экономическое развитие региона. | ||||||
5.1. | Алтайский край общая социально-экономическая характеристика. | Лекции | 4 | 0,5 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Место края в территориальном разделении труда. | Лекции | 4 | 0,5 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Отрасли хозяйства Алтайского края. Перспективы развития хозяйственной системы. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Алтайский край.История освоения территории, особенности территориального развития края и его частей | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.5. | Зачет | 4 | 4 | ПК-11 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС РЭиУ 2018.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Угрюмова А. А., Ерохина Е. В., Савельева М. В. | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ 2-е изд. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Плисецкий Е.Л. - под ред., Глушкова В.Г. - под ред. | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Прокопов Ф.Т. - отв. ред. | РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 47. Справочная правовая система «Консультант-Плюс» | |||
Э2 | 48. Справочная правовая система «Гарант» | |||
Э3 | Курс в Moodle "Региональная экономика, управление и территориальное планирование" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). 2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях. При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |