МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии креативного менеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Петрова Людмила Ивановна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Технологии креативного менеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н.,доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью дисциплины «Технологии креативного менеджмента» является приобретение теоретических знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач в области креативного менеджмент, способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
ПК-6 способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы креативного менеджмента, в т.ч. особенности деятельности творческого коллектива, способы творческого решения деловых проблем, стимулирования креативности, руководства творческим коллективом
- современных технологиях управления персоналом;
- о рыночных бизнес-возможностях.
3.2.Уметь:
3.2.1.- продуцировать новые идеи, находить нестандартные решения проблемных задач;
- выполнять анализ существующих техник творчества;
- организовывать творческий процесс;
- формировать команды на основе сбалансированности ролей;
- применять универсальные приёмы разрешения противоречий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- разрешения проблем; логического рассуждения; связывания идей; свободной ассоциации;
- интенсификации творческого процесса;
- обобщения нестандартных приёмов, доказавших свою эффективность;
- применения универсальных приёмов разрешения противоречий;
- выявления закономерностей (законов) развития реальных систем определённого класса;
- активизации перебора вариантов;
- анализа практики оценки и развития (увеличения) творческого потенциала;
- создания творческой атмосферы в коллективе;
- организации творческого процесса;
- разработки сценария коммуникативных взаимодействий при реализации решения;
- способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Сущность и роль креативного менеждмента в общнй системе управления
1.1. Креативный менеджмент – сущность и основные определения.Креативный менеджмент в системе управления организации. Лекции 5 1 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Креативный менеджмент – сущность и основные определения.Креативный менеджмент в системе управления организации. Практические 5 0 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Креативный менеджмент – сущность и основные определения.Креативный менеджмент в системе управления организации. Сам. работа 5 10 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Креативность, креативное мышление, мышление как комбинаторная игра Лекции 5 1 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.5. Креативность, креативное мышление, мышление как комбинаторная игра Практические 5 0 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.6. Креативность, креативное мышление, мышление как комбинаторная игра Сам. работа 5 10 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.7. Методы и методики управления поиском идей.Базовые методы поиска идей.Исследовательская работа по поиску идей. Лекции 5 1 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.8. Методы и методики управления поиском идей.Базовые методы поиска идей.Исследовательская работа по поиску идей. Практические 5 0 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.9. Методы и методики управления поиском идей.Базовые методы поиска идей.Исследовательская работа по поиску идей. Сам. работа 5 10 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Человек и его творческая деятельность – источник знаний.Управление творчеством и мотивами персонала.
2.1. Человек и его творческая деятельность – источник знаний.Управление творчеством и мотивами персонала. Лекции 5 1 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.2. Человек и его творческая деятельность – источник знаний.Управление творчеством и мотивами персонала. Практические 5 1 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
2.3. Человек и его творческая деятельность – источник знаний.Управление творчеством и мотивами персонала. Сам. работа 5 10 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Новшество в системе творческой деятельности.Прогнозирование эффективности создания новшества.
3.1. Новшество в системе творческой деятельности.Прогнозирование эффективности создания новшества. Лекции 5 1 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.2. Новшество в системе творческой деятельности.Прогнозирование эффективности создания новшества. Практические 5 1 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
3.3. Новшество в системе творческой деятельности.Прогнозирование эффективности создания новшества. Сам. работа 5 10 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Управление творческим процессом в организации. Творческие подходы и приёмы в практической деятельности
4.1. Управление творческим процессом в организации. Творческие подходы и приёмы в практической деятельности Лекции 5 1 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
4.2. Управление творческим процессом в организации. Творческие подходы и приёмы в практической деятельности Практические 5 0 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
4.3. Управление творческим процессом в организации. Творческие подходы и приёмы в практической деятельности Сам. работа 5 10 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
4.4. Зачет 5 4 ПК-1, ПК-6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ:
ПК-1: владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры
ПК-6: способностью участвовать в управлении проектом, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Представителями школы научного менеджмента являются
1) Л. Гилбрет
2) А. Маслоу
3) М. Вебер
4) Ф. Тейлор
2. В менеджменте некая группа может считаться организацией, если члены этой группы...
1) намеренно работаю вместе, чтобы достичь значимой для всех цели
2) работаю в одном офисе
3) связаны друг с другом с помощью информационных потоков
4) тесно связаны друг с другом
3. Представители школы научного менеджмента в качестве основных задач исследования называли...
1) поддержание удовлетворительного социально-психологического климата в организации
2) максимальное увеличение производительности труда на рабочем месте
3) временной контроль проведения производственных операций
4) определение функций и принципов эффективного менеджмента
4. Менеджмент и управление - это:
1) взаимосвязанные процессы, в которых менеджмент является особой областью управления
2) одно и то же
3) взаимосвязанные процессы, в которых управление является особой областью менеджмента
4) разные, не связанные между собой процессы
5. К основным функциям управления организацией относятся...
1) планирование
2) анализ
3) побуждение
4) обмен информацией
6. Право принятия важнейших решений на высшем уровне управления - это:
1) принцип централизации
2) принцип координации
3) принцип децентрализации
7. В практике менеджмента социально-психологические методы позволяют учитывать следующие факторы...
1) индивидуальные особенности работников
2) динамику формирования групп
3) структуру товарной номенклатуры
4) организационную структуру управления
8. _______________ методы управления используют индивидуальное и групповое сознание и основываются на общественно значимых морально-этических категориях
1) экономические
2) административные
3) социально-психологические
4) организационно-распорядительные
9. Категорию "функция менеджмента" можно характеризовать как...
1) регулярную проверку соответствия стратегической установки фирмы имеющимся рыночным возможностям
2) проект реструктуризации организации
3) получение информации, необходимой для диагностики проблем организации
4) вид деятельности, с помощью которого субъект управления воздействует на управляемый объект.
10. Какое из определений команды является неверным?
1) Команда – группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе формулируют задачи и стратегию работы, за которую они несут взаимную ответственность.
2) Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
3) Команда – это группа людей, которые выполняют определенную работу за денежное вознаграждение.
11. Какой из принципов не относится к принципам формирования команды?
1) Добровольность вхождения в команду, коллективное выполнение работы, коллективная ответственность.
2) Принцип профессионализма, принцип единоначалия, принцип свободы самоопределения действий.
3) Принцип синергии, принцип мотивации/ стимулирования членов команды за конечный результат, автономное самоуправление команды
12. В каком случае (бизнес-процессе) функционирование команды не является наиболее эффективным?
1) В ситуации консалтингового проекта для заказчика, где необходима помощь из разных сфер и компетенций бизнеса.
2) Когда приходится иметь дело с такими проблемами, решение которых малоизвестно и требуется «мозговой штурм» специалистов из разных сфер, нацеленных на общий результат и знающих специфику организации.
3)Необходимы социальные, а не авторитарные методы поддержания стандартов.
4) Людям необходимы товарищеские отношения для поддержания морального духа в определенной бизнес-ситуации.
13. Процесс обмена информацией, ее смысловым значением между людьми – это…
1) коммуникация
2) дискуссия
3) диалог
4) контакт
14. Процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации – это…:
1) распорядительство
2) мотивация
3) руководство
4) контроль
15. Процесс разработки развития организации и практических мер для этой цели – это…
1) прогнозирование
2) организация
3) планирование
4) контроль
16. Численность работников, непосредственно подчиненных одному начальнику, – это…
1) масштаб управления
2) уровень управления
3) сложность управления
4) норма управления
17. Процесс передачи полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий – это…
1) делегирование полномочий
2) распределение полномочий
3) сужение полномочий
4) снятие полномочий
18. Проектная деятельность – это:
1) документально оформленное соглашение между заказчиками и исполнителями проекта, в котором оговариваются цели и задачи проекта, а также все условия и сроки выполнения работ по проекту
2) деятельность фирмы, которая является основной и приносит организации значительную часть дохода, а также прочая деятельность, за исключением финансовой и инвестиционной
3) способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом
19. Проект – это:
1) временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов
2) множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
3) процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме

20. Методы исследования делятся на:
1) формирующие и констатирующие
2) теоретические и эмпирические
3) диалектические и исторические
21. Практико-ориентированный проект - это:
1) сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении
2) доказательство или опровержение гипотезы
3) решение практических задач заказчика проекта
22. Укажите преимущество подгрупповых проектов:
1) автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы
2) возможность обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы
3) формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели
23. Документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования - это...
1) сертификат;
2) технический регламент;
3) национальный стандарт;
4) технические условия.
24. Срок действия сертификата соответствия согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» устанавливается...
1) органом по сертификации;
2) заявителем;
3) соответствующим техническим регламентом;
4) аккредитованной испытательной лабораторией (центром).
25. Обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии продукции требованиям технических регламентов – это…
1) знак качества;
2) знак обращения на рынке;
3) знак соответствия;
4) клеймо ОТК.
22. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов - это:
1) аттестат;
2) свидетельство о соответствии;
3) декларация о соответствии;
4) сертификат.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.





ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение понятия менеджмент:
Ответ: - это управление организацией (социально-экономическими процессами) в рыночной экономике.
2. Кто такие менеджеры?
Ответ: Менеджеры – это руководители различных уровней управления,
наделенные полномочиями для принятия управленческих решений.
3. Дайте определение команды:
Ответ: Группа лиц, объединённая общими мотивами, интересами, идеалами, действующая сообща.
4. Перечислите основные функции менеджмента
Ответ: планирование, организация, мотивация, контроль.
5. Дайте понятие организации, как объекта управления
Ответ: организация, это группа лиц, деятельность которых сознательно
координируется для достижения конечного желаемого результата.
6. Каким требованиям должна соответствовать группа лиц, чтобы считаться организацией
Ответ: наличие как минимум двух человек, наличие хотя бы одной цели.
7. Охарактеризуйте руководителя, использующего авторитарный стиль управления
Ответ: централизация власти, самостоятельное принятие решения, подавление
инициативы. Стиль руководства также зависит и от личностных характеристик
руководителя.
8. Что является целью организации?
Ответ: получение прибыли (получение конечного желаемого результата).
9. Какие факторы внешней среды оказывают прямое воздействие на организацию?
Ответ: поставщики, потребители, конкуренты, профсоюзы, законы и государственные органы.
10. Дайте определение неформальной группе, существующей в организации
Ответ: это группа созданная по интересам. Группа, обычно возникающая и существующая на базе личных интересов ее участников, которые могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций.
11. В процессе формулирования стратегии что является первым шагом?
Ответ: определение цели. А далее происходит изучение внутренней и внешней среды организации.
12. Каким образом развивается команда?
Ответ: команда в своем развитии, как живой организм, проходит несколько
жизненных циклов. Она растет вместе с организацией, в ней меняются цели,
задачи, люди, а также характер отношений с внешним миром.
13. Что не относят к мотивационным факторам?
Ответ: увеличение нагрузки. Мотивационными факторами являются: интерес к работе, признание и успех, продвижение по службе, рост и развитие, личное участие и т.п.
14. Что называют сертификатом соответствия?
Ответ: Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям
технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.
15. Дайте определение проекта:
Ответ: Временное предприятие, направленное на создание уникального
продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с
использованием ограниченных ресурсов.

16. Дайте определение проектной деятельности:
Ответ: Способ достижения цели через детальную разработку проблемы в
условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться
вполне определённым практическим результатом.
17. Дайте определение операционной деятельности:
Ответ: Постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом
исполнителей.
18. Какая деятельность считается предпринимательской?
Ответ: Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений,
осуществляемая на свой риск, под имущественную ответственность,
направленная на получение прибыли.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл
адеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Менеджмент «управление бизнесом» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8782 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – Менеджмент «Управление бизнесом»
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8782

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Понуждаев, Э.А. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение : Учебное пособие М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015, 11.05.2017 biblioclub.ru
Л1.2 Блинов, А.О Теория менеджмента: Учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016, 2020 https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=573334
Л1.3 Джордж Дж. М., Организационное поведение: Основы управления : учебное пособие М. :Юнити-Дана, 2015, 11.05.2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114431
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Н. Дубина Творческие решения в управлении и бизнесе : учебное пособие АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные ресурсы:
Э2 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
Э3 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам).
Э4 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).
Э5 4. www.kommersant.ru (Коммерсант).
Э6 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»).
Э7 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями).
Э8 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России).
Э9 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование).
Э10 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление).
Э11 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий).
Э12 Курс в Мудле portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.