МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление конкурентоспособностью бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 53
контроль 9
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Управление конкурентоспособностью бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю., к.э.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю., к.э.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Конечная цель курса — сформировать у студентов систему знаний и умений,позволяющих выявлять проблемы управления конкурентоспособностью и находить
подходы к их решению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
ПК-9 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
ПК-17 способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- инструменты стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
- способы оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявления и анализа рыночных и специфических рисков, типологию поведения потребителей экономических благ и формирования спроса в условиях конкурентной рыночной среды;
- способы оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять инструменты стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
- оценивать воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, различать поведение потребителей экономических благ и формировать спрос в условиях конкурентной рыночной среды;
- выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками инструментами стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
- способами оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявления и анализа рыночных и специфических рисков, типологию поведения потребителей экономических благ и формирования спроса в условиях конкурентной рыночной среды;
- способами оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Качество как экономиче-ская категория и объект управления
1.1. Теоретические и научные основы управления конкурентоспособностью организации Лекции 5 1 ПК-3, ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.2. Теоретические и научные основы управления конкурентоспособностью организации Практические 5 1 ПК-3, ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.3. Теоретические и научные основы управления конкурентоспособностью организации Сам. работа 5 14 ПК-3, ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.4. Оценка конкурентоспособности предприятия Лекции 5 2 ПК-3, ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.5. Оценка конкурентоспособности предприятия Практические 5 1 ПК-3, ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.6. Оценка конкурентоспособности предприятия Сам. работа 5 14 ПК-3, ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.7. Механизм управления конкурентоспособностью организации Лекции 5 2 ПК-3, ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.8. Механизм управления конкурентоспособностью организации Практические 5 1 ПК-3, ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.9. Механизм управления конкурентоспособностью организации Сам. работа 5 12 ПК-3, ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.10. Основные стратегии обеспечения конкурентоспособности организации Лекции 5 1 ПК-3, ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.11. Основные стратегии обеспечения конкурентоспособности организации Практические 5 1 ПК-3, ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л1.1
1.12. Основные стратегии обеспечения конкурентоспособности организации Сам. работа 5 13 ПК-3, ПК-9, ПК-17 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горбашко Е.А. - отв. ред., Максимцев И.А. - отв. ред. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лифиц И. М. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru
Э2 2. www.cfin.ru
Э3 3. www.costinfo.ru
Э4 4. www.eup.ru
Э5 5. www.knigi.tr2000.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
пакет MS-Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Экономический портал: http://institutiones.com/download/books/1464-zadachi-i-testy-po-finansovoj-matematike.html
Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: http://ecsocman.hse.ru/search/index.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного развития прикладных задач. Подготовка студента к семинару включает:
Ознакомление с планом семинара;
Изучение рекомендованной литературы и конспекта лекции;
Подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических навыков и умений, а также их творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных способностей.