Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.02. Менеджмент |
Профиль | Менеджмент |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z38_03_02_Мен-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна
1.1. | - сформировать системное представление о сущности и содержании производственного менеджмента, его целях, задачах, методологии, месте и роли в системе экономических наук и практическом менеджменте; - научить координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения конкретных целей организации; - реализовать требования, установленные в Государственном стандарте высшего профессионального образования и подготовке квалифицированных специалистов в области организации и управления бизнесом. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-6 | владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций |
ПК-7 | владением навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, умением координировать деятельность исполнителей с помощью методического инструментария реализации управленческих решений в области функционального менеджмента для достижения высокой согласованности при выполнении конкретных проектов и работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - сущность и содержание, цели, задачи производственного менеджмента, предмет, основы методологии производственного менеджмента; - ключевые проблемы производственного менеджмента; - системные основы организации и функционирования производства и предприятия как субъекта народного хозяйства, отрасли и комплекса; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать внутренние и внешние факторы, определяющие производственный менеджмент предприятия, производства и производственных процессов; - проектировать производственную систему предприятия; - принимать решения в области производственного менеджмента |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | -навыками поэтапного контроля реализации бизнес-планов и условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов -навыками координирования деятельности исполнителей, -навыками методического инструментария реализации управленческих решений в области производственного менеджмента для достижения целей конкретных работ |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы производственного менеджмента | ||||||
1.1. | Производственный менеджмент: функции, методы и принципы | Лекции | 4 | 1 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Производственный менеджмент: функции, методы и принципы | Практические | 4 | 1 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Производственный процесс- основа деятельности предприятия | Лекции | 4 | 3 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Производственный менеджмент: функции, методы и принципы | Сам. работа | 4 | 16 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Производственный процесс- основа деятельности предприятия | Практические | 4 | 1 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Производственный процесс- основа деятельности предприятия | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Управленческие решения в производственном менеджменте | Лекции | 4 | 2 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Управленческие решения в производственном менеджменте | Практические | 4 | 1 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Управленческие решения в производственном менеджменте | Сам. работа | 4 | 20 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Обеспечение эффективности производственной деятельности | ||||||
2.1. | Обеспечение эффективности производственной деятельности | Лекции | 4 | 2 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Обеспечение эффективности производственной деятельности | Практические | 4 | 2 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Обеспечение эффективности производственной деятельности | Сам. работа | 4 | 17 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Организация труда и производства | Лекции | 4 | 2 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.5. | Организация труда и производства | Практические | 4 | 1 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.6. | Организация труда и производства | Сам. работа | 4 | 15 | ПК-7, ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. По характеру поведения издержки различают: а) постоянные и переменные; б) постоянные и прямые; в) косвенные и переменные; г) косвенные и прямые. 2. По факту отнесения на себестоимость различают: а) переменные и постоянные издержки; б) переменные и косвенные издержки; в) прямые и постоянные издержки; г) прямые и косвенные издержки. 3. Переменные издержки – это: а) издержки, которые не меняются, когда меняется уровень производства и продаж за какой-то определенный период времени; б) издержки непосредственно связанные с производством и реализацией конкретного вида продукции; в) издержки связанные с производством одновременно нескольких видов продукции, так что невозможно непосредственно выделить ту часть издержек, которая приходится на конкретный вид продукции; г) издержки, которые меняются прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства и продаж. 4. Издержки, связанные с продажей продукции – это: а)сумма затрат на оплату труда основного производственного персонала, непосредственно связанного с производством готового продукта; б) сумма затрат на обслуживание производства на предприятии; в) сумма затрат предприятия, связанные с сохранением готовой продукции на складе, продвижением товара на рынок и доставкой товара потребителю; г) сумма затрат, связанных с общим управлением предприятием. 5. Какое из ниже перечисленных неравенств верное: а) маржинальная прибыль < валовая прибыль < чистая прибыль; б) маржинальная прибыль > валовая прибыль > чистая прибыль; в) маржинальная прибыль > валовая прибыль = чистая прибыль; г) маржинальная прибыль = валовая прибыль > чистая прибыль. 6. Запас прочности характеризует: а) размера возможного увеличения объема реализации продукции при благоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность; б) размера возможного снижения объема реализации продукции при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность; в) размера возможного снижения переменных издержек при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность; г) размера возможного снижения постоянных издержек при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность. 7. Какое определение «Точки безубыточности» неверно: а) это критический объем продаж («мертвая точка»); б) это объем реализации, при котором предприятие не имеет ни убытков, ни прибыли; в) это объем реализации, который обеспечивает получение целевой прибыли; г) это объем реализации, при котором маржинальная прибыль равна постоянным издержкам. 8. Производственные накладные издержки – это: а)сумма затрат предприятия, связанные с сохранением готовой продукции на складе, продвижением товара на рынок и доставкой товара потребителю; б) сумма затрат на обслуживание производства на предприятии; в) сумма затрат на оплату труда основного производственного персонала, непосредственно связанного с производством готового продукта; г) сумма затрат, связанных с общим управлением предприятием. 9. Прямые издержки – это: а) издержки связанные с производством одновременно нескольких видов продукции, так что невозможно непосредственно выделить ту часть издержек, которая приходится на конкретный вид продукции; б) издержки, которые не меняются, когда меняется уровень производства и продаж за какой-то определенный период времени; в) издержки, которые меняются прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства и продаж; г) издержки непосредственно связанные с производством и реализацией конкретного вида продукции. 10. Что относится к недостаткам АВС - метода: а) увеличивает число учетных единиц, используемых для аккумуляции накладных расходов; б) известная произвольность в выборе базового показателя; в) изменяет восприятие менеджером многих видов накладных расходов; г) изменяет базу, использующуюся для начисления накладных расходов на продукцию. 11. Эффект производственного левериджа – это: а) зависимость прироста объема реализации от прироста прибыли; б) зависимость прироста прибыли от прироста объема реализации; в) объем реализации, при котором маржинальная прибыль равна постоянным издержкам; г) размера возможного снижения объема реализации продукции при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную деятельность. 12. Классическая цепочка ценностей состоит из … ключевых видов деятельности: а) шести; б) четырех; в) пяти; г) семи. 14. Система производственного менеджмента - это: а) закрытая система; б) открытая система; в) управляющая подсистема; г) относительно обособленная подсистема. 15. Объекты управления – это: а) производственные ресурсы, их источники, производственные отношения; б) операционные ресурсы и производственные службы; в) производственные службы и производственные отношения; г) операционные менеджер и производственные службы. 16. Субъекты управления – это: а) операционные ресурсы, их источники, производственные отношения; б) операционные ресурсы и производственные службы; в) операционные менеджер и производственные службы; г) директор, операционный менеджер и производственные службы. 17. К функциям объекта управления относятся: а) прогнозирование и планирование; б) регулирование, анализ и оценка; в) учет затрат и результатов; г) воспроизводственная, производственная и контрольная. 18. К функциям субъекта управления относятся: а) регулирование, анализ и оценка; б) учет затрат и результатов; в) воспроизводственная, производственная и контрольная; 7) прогнозирование, планирование, регулирование, анализ, оценка, учет затрат и результатов. 19. Расчетно - аналитический метод планирования заключается в том, что: а) на основе анализа показателей прогнозируют их уровень на будущий период времени; б) планы составляются в нескольких вариантах для выбора оптимальных решений; в) планы позволяют дать количественную оценку взаимосвязи между показателями производства и факторами, влияющими на их числовое значение. 20.Нормативный метод планирования заключается в том, что: а) на основе анализа показателей прогнозируют их уровень на будущий период времени; б) потребность предприятия в операционных ресурсах и источники их образования определяют на основе заранее установленных норм и нормативов; в) планы позволяют дать количественную оценку взаимосвязи между показателями производства и факторами, влияющими на их числовое значение. 21.Какие бюджеты относятся к основным: а) бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и расчетный баланс; б) бюджеты продаж, бюджет материальных и трудовых затрат, бюджет управленческих и коммерческих расходов; в) бюджеты распределения прибыли и бюджеты отдельных проектов; г) налоговый бюджет. 22.Бюджетирование - это: а) процесс разработки бюджетов, планов и смет; б) бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля; в) технология производственного планирования. 23.Способ передачи деталей, при котором обработка производится партиями, а переход с операции на операцию только после обработки всей партии: а) параллельный; б) последовательный; в) смешанный; г) нет правильного ответа. 24. В единичном и мелкосерийном производстве обычно применяют: а) последовательный вид движения; б) параллельный; в) последовательный и смешанный; г) нет правильного ответа. 25. Основной ПП разделяется на следующие функции: а) заготовительная, обрабатывающая и сборочная; б) заготовительная, обрабатывающая и реализующая; в) заготовительная и транспортная; г) нет правильного ответа. 26. Участки оборудования располагаются в порядке ТП: а) согласованность; б) прямоточность; в) ритмичность; г) нет правильного ответа. 27. Длительность производственного цикла это: а) время, в течение которого обрабатываемые изделия находятся в производстве; б) промежуток времени между обработкой двух деталей; в) интервал времени между очередными выпусками равного количества изделий; г) нет правильного ответа. 28. Параллельно-последовательный вид движения: а) с операции на операцию детали передаются поштучно или небольшими партиями; б) с операции на операцию детали передаются только всей партией; в) отдельные детали в партии частично одновременно обрабатываются на двух или нескольких операциях; г) нет правильного ответа. 29. Параллельный вид движения применяется: а) только в серийном производстве; б) в единичном и массовом производстве; в) в крупносерийном и массовом производстве; г) нет правильногоответа 30. Производственный процесс протекает: а) только во времени; б) во времени и в пространстве; в) только в пространстве; г) нет правильного ответа. 31. Законченная часть ТП, выполняемая на одном рабочем месте: а) технологический переход; б) технологическая операция; в) вспомогательный переход; г) нет правильного ответа 32. Основной ПП -это: а) процесс изготовления продукции, которая будет использоваться внутри предприятия; б) процесс, в результате которого исходное сырье и материалы превращаются в продукцию; в) совокупностьорудий производства, необходимых для выполнения ТП; г) нет правильного ответа. 33. Технологический процесс - это: а) процесс, в результате которого изменяется форма, размеры, свойства изделия; б) процесс, который не приводит к изменению формы, размеров, и свойств изделия; в) законченная часть технологического перехода; г) нет правильногоответа. 34. Процесс труда, в результатекоторого никакойпродукции не создается, это: а) вспомогательный ПП; б) основной ПП; в) обслуживающий ПП; г) нет правильного ответа 35.Нетехнический процесс, это: а) процесс,которыйприводит к изменению формы, размеров и свойств изделия; б) комплексполезных действий по реализации готовой продукции; в) процесс,который не приводит к изменению форм, размеров и свойств изделия; г) нет правильного ответа. 36. Изделие, это: а) законченная часть ТП, выполняемая на одном рабочем месте; б) любой предмет труда, подлежащий изготовлению на производстве; в) основная структурная единица ПП; г) нетправильногоответа. 37. Длительность производственногоцикла определяется по формуле: а) Тц=Тосн+Тобс+Тпер б) Тц= Т осн+ Т всп + Т шт.к в) Тп= Т обс+Т пз г) нет правильного ответа. 38.Одновременное выполнение во времени разных частей единого сложного ПП, это: а)параллельность. б)согласованность. в) пропорциональность. г)нет правильногоответа 39.Производственный процесс, это: а) совокупностьвзаимосвязанныхпроцессовтрудав результате которого исходныематериалыпревращаются в готовые изделия. б) часть ТП заключающая в себеработы по изменению состояния изделия. в)комплекс полезных действий по производству и реализации готовых изделий. г) нет правильного ответа. 40. Создаетусловия для равномерного выпуска продукции в течениевсего плановогопериода: а) ритмичность. б) параллельность. в) пропорциональность. г) нетправильного ответа. 41. Новая техника в процессе создания проходит следующие этапы: а) научное исследование, техническую разработку, материальное освоение. б) научное исследование, проектно-техническую разработку, производственное освоение. в) научное исследование, проектно-техническую разработку, организационную подготовку. г) нет правильного ответа. 42 .Степень детализации конструкции зависит от: а) типа детали. б) типа производства. в) нет правильного ответа. 43. Начальным этапом проектирования изделия является разработка: а) технического задания. б) эскизного проекта. в) технического проекта. г) н ет правильного ответа. 44. Процесс экспериментирования применяется при: а) Массовом производстве. б) Серийном производстве. в) Единичном производстве. г) Массовом и серийном производстве. д) Нет правильного ответа. 45.Затраты, зависимые от метода обработки, называются: а) Технологической себестоимостью. б) Плановой себестоимостью. в) Нет правильного ответа. 46. Назначение изделия, область применения, эксплуатационные, технические и экономические требования определяет: а) Техническое задание. б) Технический проект. в) Эскизный проект. г) Нет правильного ответа. 47.Общий вид изделия, его основная идея определяет: а) Техническое задание. б) Технический проект. в) Эскизный проект. г) Рабочий проект. д) Нет правильного ответа. 48.Расчет геометрических форм и размеров деталей, выбор материалов и заготовок определяется при составлении: а) Технического задания. б) Технического проекта. в) Эскизного проекта. г) Нет правильного ответа. вопросы и задания представлены в полном объеме на цифровом портале Алтгу в курсе по ссылке https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2450 |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
представлены на цифровом портале Алтгу в курсе по ссылке https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2450 |
Приложения |
Приложение 1.
2019_ПМ_ ОПК6_ПК7_зач.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е.А. Сергеева, А.С. Брысаев | Инновационный и производственный менеджмент в условиях глобализации экономики : Учебное пособие | Казань : Издательство КНИТУ, 2013, 03.07.2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=270287 |
Л1.2 | И. Н. Иванов | Производственный менеджмент. Теория и практика в 2 ч.: учебник для академического бакалавриата | — М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/082AA38D-6186-4414-93AB-2392F2C77748. |
Л1.3 | А.Д. Воронин, А.В. Королев | Управление операционной логистической деятельностью : Учебное пособие | Минск : Вышэйшая школа, 2014, 03.07.2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Герчикова, И.Н | Менеджмент: Учебник | М. : Юнити-Дана, 2015, 03.07.2017 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Л. С. Леонтьевой, В. И. Кузнецова | Производственный менеджмент : учебник и практикум для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2020 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. www.aup.ru (Административно-управленческий портал). | |||
Э2 | 2. www.fcsm.ru (Федеральная служба по финансовым рынкам). | |||
Э3 | 3. www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент). | |||
Э4 | 4. www.kommersant.ru (Коммерсант). | |||
Э5 | 5. www.raexpert.ru («ЭкспертРА»). | |||
Э6 | 6. www.change-russia.com (Ассоциация менеджеров по управлению изменениями). | |||
Э7 | 7. www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России). | |||
Э8 | 8. www.stplan.ru (Стратегическое управление и планирование). | |||
Э9 | 9. www.StrategPlann.ru (Стратегическое планирование и стратегическое управление). | |||
Э10 | 10. www.InvenTech.ru (Центр креативных технологий). | |||
Э11 | Курс в Moodle " Производственный менеджмент" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |