МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая трансформация экономики и бизнес-модели

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильМеждународный менеджмент (на иностранном языке)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_02_Менеджмент_MM-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 126
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 126 126 126 126
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая трансформация экономики и бизнес-модели

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О. Ю., канд. экон. наук, доц.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О. Ю., канд. экон. наук, доц.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование компетенций, позволяющих принимать эффективные решения в области стратегического менеджмента и цифровой трансформации бизнеса с целью повышения его эффективности.
Задачи дисциплины (модуля):
-изучение теоретических основ стратегического менеджмента и цифровой трансформации бизнеса;
-формирование навыков применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способен управлять организациями, проектами, сетями во внешнеэкономической деятельности
ПК-3 способен использовать методы стратегического анализа рынков в глобальной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1 Нормативные правовые акты, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность
ПК-3.1 Методы и основы системного анализа внешнеэкономической информации


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2 Умеет управлять организациями, проектами, сетями во внешнеэкономической деятельности;
ПК-3.2 Обобщать и систематизировать информацию о задачах организации в сфере внешнеэкономической деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3 Способен осуществлять стратегическое, тактическое и оперативное управление деятельностью, проектами и сетями во внешнеэкономической деятельности
ПК-3.3 способен использовать методы стратегического анализа рынков в глобальной среде

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровая трансформация экономики: методология и общая концепция
1.1. Методология и общая концепция цифровой трансформации Лекции 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Методология и общая концепция цифровой трансформации Практические 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Методология и общая концепция цифровой трансформации Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Моделирование в управлении бизнесом
2.1. Бизнес-модели: понятие, виды, особенности формирования, условия эффективности Лекции 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Бизнес-модели: понятие, виды, особенности формирования, условия эффективности Практические 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Бизнес-модели: понятие, виды, особенности формирования, условия эффективности Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Цифровая трансформация бизнеса
3.1. Общая концепция цифровой экономики: понятие, цели, задачи, базовые направления развития Лекции 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Общая концепция цифровой экономики: понятие, цели, задачи, базовые направления развития Практические 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Общая концепция цифровой экономики: понятие, цели, задачи, базовые направления развития Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.4. Цифровая трансформация бизнеса: инструменты, методы, алгоритмы Лекции 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.5. Цифровая трансформация бизнеса: инструменты, методы, алгоритмы Практические 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.6. Цифровая трансформация бизнеса: инструменты, методы, алгоритмы Сам. работа 2 22 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.7. Цифровая трансформация бизнеса: стратегии, коммуникации, безопасность Лекции 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.8. Цифровая трансформация бизнеса: стратегии, коммуникации, безопасность Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.9. Цифровая трансформация бизнеса: стратегии, коммуникации, безопасность Сам. работа 2 22 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.10. Перспективные направления и сервисы цифрового бизнеса Лекции 2 1 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.11. Перспективные направления и сервисы цифрового бизнеса Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2
3.12. Перспективные направления и сервисы цифрового бизнеса Сам. работа 2 22 ПК-1, ПК-3 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ЦТЭиБМ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Асаул, М. А. Асаул, И. Г. Мещеряков, И. Р. Шегельман УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ НОВОВВЕДЕНИЯМИ. : Учебник и практикум для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/473009
Л1.2 Фролов Ю. В., Серышев Р. В. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ : учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/471817
Л1.3 Одинцов Б.Е. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА: Учебник и практикум ЭБС: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. Шеер ; под науч. ред. Д. Стефановского ; пер. с англ. Д. Стефановского, О. А. Виниченко Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов: Москва : Дело, 2020 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=612569
Л2.2 Г. С. Сологубова Составляющие цифровой трансформации: монография Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/475065
Л2.3 Пурлик, В. М. Управление операционной и стратегической эффективностью бизнеса: Монография Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/476781
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в МУдл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
OpenOffice

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Наиболее важным моментом самостоятельной работы является выполнение КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Теоретическая часть курсовой работы выполняется по установленным темам с использованием практических материалов. Курсовая работа имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных теоретических или практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований. Она представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем изучаемой дисциплины. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разделенная на главы и параграфы, заключение, список литературы; приложение.
Во введении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, исследования, цель и задачи исследования; методы исследования. В основной части подробно раскрывается содержание темы. Каждая глава основной части должна заканчиваться выводами. В заключении курсовой работы даются краткие выводы, полученные в результате исследования проблемы, а также практические рекомендации и предложения. В список литературы студент включает только те документы, которые он использовал при написании курсовой работы. В приложении содержится иллюстративный материал. Текст курсовой работы оформляется на листах белой бумаги формата А4.