МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Командообразование и лидерские навыки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_Управление персоналом_HR-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Ануфриева Ирина Юрьевна;к.э.н., зав. каф., доцент, Рудакова Оксана Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Петрова Людмила Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Командообразование и лидерские навыки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 958)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать комплексные знания о командообразовании и лидерстве, сформировать умения и навыки эффективного применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-3.1.Знать: методики формирования команд; методы эффективного руководства коллективами.
УК-6.1.Знать: основные принципы профессионального и личностного развития, исходя из этапов карьерного роста и требований рынка труда; способы совершенствования своей деятельности на основе самооценки.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-3.2.Уметь: разрабатывать командную стратегию; организовывать работу коллективов; управлять коллективом; разрабатывать мероприятия по личностному, образовательному и профессиональному росту.
УК-6.2.Уметь: решать задачи собственного профессионального и личностного развития, включая задачи изменения карьерной траектории; расставлять приоритеты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-3.3.Владеть методами организации и управления коллективом, планированием его действий.
УК-6.3.Владеть способами управления своей познавательной деятельностью и ее совершенствования на основе самооценки и принципов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Командообразование
1.1. Команда как особый тип организации: сущность, миссия. Виды команд. Лекции 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Команда как особый тип организации: сущность, миссия. Виды команд. Практические 1 0 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Команда как особый тип организации: сущность, миссия. Виды команд. Сам. работа 1 7 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Теоретико-методологические подходы к командообразованию Лекции 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Теоретико-методологические подходы к командообразованию Практические 1 0 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Теоретико-методологические подходы к командообразованию Сам. работа 1 7 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Структура команды. Классификация ролей в команде. Лекции 1 0 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Структура команды. Классификация ролей в команде. Практические 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.9. Структура команды. Классификация ролей в команде. Сам. работа 1 10 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Лидер в современном обществе.
2.1. Ролевые функции и характеристики лидера Лекции 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Ролевые функции и характеристики лидера Практические 1 0 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Ролевые функции и характеристики лидера Сам. работа 1 10 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции Лекции 1 0 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции Практические 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Личностный ресурс и основные компетенции в реализации лидерской позиции Сам. работа 1 10 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Управление командой. Эффективность работы команды
3.1. Управление командой в системе управления персоналом Лекции 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Управление командой в системе управления персоналом Практические 1 0 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Управление командой в системе управления персоналом Сам. работа 1 10 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Формирование и развитие команды Лекции 1 0 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Формирование и развитие команды Практические 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Формирование и развитие команды Сам. работа 1 10 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Организация работы команды: стратегические и операционные аспекты Лекции 1 0 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.8. Организация работы команды: стратегические и операционные аспекты Практические 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.9. Организация работы команды: стратегические и операционные аспекты Сам. работа 1 10 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.10. Профориентация, адаптация и развитие членов команды Лекции 1 0 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.11. Профориентация, адаптация и развитие членов команды Практические 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.12. Профориентация, адаптация и развитие членов команды Сам. работа 1 10 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.13. Мотивация, стимулирование и оплата индивидуального и командного труда Лекции 1 0 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.14. Мотивация, стимулирование и оплата индивидуального и командного труда Практические 1 1 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
3.15. Мотивация, стимулирование и оплата индивидуального и командного труда Сам. работа 1 10 УК-3, УК-6 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ридецкая О.Г. Эффективное лидерство. Хрестоматия. Учебно-методический комплекс : Университетская библиотека online М.: Директ-Медия, 2012 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117872
Л1.2 Басманова, Н.И. Тренинг командообразования : учебное пособие Технологический университет. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, , 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дейнека, А.В.; Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами: учебник Москва : Дашков и К°, 2022 biblioclub.ru
Л2.2 Камнева, Е.В. Тренинг командообразования и групповой работы: : учебник для магистратуры Москва : Прометей, 2019 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Командообразование и лидерские навыки portal.edu.asu.ru
Э2 База данных по российским компаниям www.fira.ru
Э3 Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» www.ecsocman.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных Гарант , КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.