МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эффективные коммуникации и управление человеческими ресурсами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_Управление персоналом_HR-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 153
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, О.Н. Горбунова

Рабочая программа дисциплины
Эффективные коммуникации и управление человеческими ресурсами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 958)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц.,Рудакова О. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц.,Рудакова О. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель освоения дисциплины заключается в изучении теоретических основ эффективных коммуникаций, управления человеческими ресурсами и практических методов работы с персоналом организации, в развитии способности разработки обоснованных управленческих решений по построению эффективных коммуникаций и по основным вопросам стратегическогои тактического управления человеческими ресурсами.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять стратегическое и операционное управление персоналом организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает социально-экономические и организационно-правовые основы стратегического и операционного управления персоналом.


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет разрабатывать проекты функционирования и развития систем стратегического и операционного управления персоналом.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Решает стратегические и операционные задачи управления персоналом организации на уровне организации и структурного подразделения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы управления человеческими ресурсами. Технологии ии управления человеческими ресурсами. Эффективные коммуникации.
1.1. Система управления человеческими ресурсами Лекции 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Система управления человеческими ресурсами Практические 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Система управления человеческими ресурсами Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Теория и практика организации работы с персоналом Лекции 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Теория и практика организации работы с персоналом Практические 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Теория и практика организации работы с персоналом Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Кадровое планирование Лекции 1 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Кадровое планирование Практические 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Кадровое планирование Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Набор персонала Лекции 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Набор персонала Практические 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Набор персонала Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Отбор персонала Лекции 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Отбор персонала Практические 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Отбор персонала Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Трудовая адаптация персонала Лекции 1 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Трудовая адаптация персонала Практические 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Трудовая адаптация персонала Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Трудовая мотивация и стимулирование труда Лекции 1 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Трудовая мотивация и стимулирование труда Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Трудовая мотивация и стимулирование труда Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Развитие и обучение персонала Лекции 1 0 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Развитие и обучение персонала Практические 1 2 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Развитие и обучение персонала Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Управление карьерой персонала Лекции 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.26. Управление карьерой персонала Практические 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Управление карьерой персонала Сам. работа 1 16 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Эффективные коммуникации
2.1. Сущность, виды и факторы эффективных коммуникаций Лекции 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Сущность, виды и факторы эффективных коммуникаций Практические 1 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Сущность, виды и факторы эффективных коммуникаций Сам. работа 1 9 ПК-1 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник М.: Дашков и Ко Дашков и К, 2022 biblioclub.ru
Л1.2 А.Р. Алавердов Управление человеческими ресурсами организации : Учебник М. : Университет «Синергия», 2017, 2019 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека; www.elibrary.ru
Э2 Научная электронная библиотека ФГБОУ ВО «АлтГУ»; www.lib.asu.ru
Э3 Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент; ecsocman.hse.ru
Э4 Справочно-информационная система «Гарант»; www.garant.ru
Э5 Электронная библиотека «Лань". www.e.lanbook.com
Э6 электронная версия журнала "Управление персоналом"; www.personal.ru
Э7 электронная версия журнала "Кадровик". www.kadrovik.ru
Э8 Эффективные коммуникации и управление челочеческими ресурсами portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
2. Гарант http://www.garant.ru.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного-теоретического процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточное количество литературы.
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к промежуточной аттестации студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на промежуточную аттестацию вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или указать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.