МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные технологии управления развитием персонала

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_Управление персоналом_HR-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Ануфриева И.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Современные технологии управления развитием персонала

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 958)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины заключается в изучении организационно-деловых и социально-психологических отношений по поводу управления развитием и карьерой персонала в организации и ознакомление студентов с теорией и практическими методами работы по управлению карьерой персонала в организации и собственного профессионально-служебного развития. Студенты должны решить следующие задачи обучения:
• изучить научные основы управления карьерой;
• обучиться формам, методам и правилам работы по развитию карьеры персонала;
• сформировать новое мышление в отношении принципов формирования и использования управленческого потенциала персонала организации любой формы собственности и механизма управления им;
• овладеть системным подходом к управлению карьерой, освоить понятия, категории и законы, регулирующие отношения по поводу управления служебно-профессиональным продвижением персонала.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разрабатывать и реализовывать проекты и решения, направленные на эффективное функционирование системы управления персоналом
ПК-2.1 Знает инструменты и технологии разработки и реализации проектов развития системы управления персоналом
ПК-2.2 Умеет разрабатывать механизмы реализации программ и проектов развития системы управления персоналом
ПК-2.3 Осуществляет администрирование и регламентацию процессов управления персоналом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает инструменты и технологии разработки и реализации проектов развития системы управления персоналом
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет разрабатывать механизмы реализации программ и проектов развития системы управления персоналом

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Осуществляет администрирование и регламентацию процессов управления персоналом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление карьерой. Развитие персонала организации.
1.1. Понятие таланта. Система управления талантами в организации. Необходимость, цели и задачи управления карьерой Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие таланта. Система управления талантами в организации. Необходимость, цели и задачи управления карьерой Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3
1.3. Понятие таланта. Система управления талантами в организации. Необходимость, цели и задачи управления карьерой Сам. работа 2 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Виды карьер Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Виды карьер Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Виды карьер Сам. работа 2 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Система управления карьерой в организации Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Система управления карьерой в организации Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Система управления карьерой в организации Сам. работа 2 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Планирование карьеры в организации Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Планирование карьеры в организации Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Планирование карьеры в организации Сам. работа 2 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Личное карьерное планирование Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Личное карьерное планирование Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Личное карьерное планирование Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. Работа с кадровым резервом организации Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.17. Работа с кадровым резервом организации Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.18. Работа с кадровым резервом организации Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.19. Самопрезентация персонала в организаци Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.20. Самопрезентация персонала в организаци Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.21. Самопрезентация персонала в организаци Сам. работа 2 17 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6641

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен разрабатывать и реализовывать проекты и решения, направленные на эффективное функционирование системы управления персоналом

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Под карьерой в узком смысле слова понимается следующее:
а) успешное продвижение в области служебной, научной, общественной, политической, научной и прочей деятельности;
б) продвижение работника по ступеням служебной иерархии или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и за ее пределами, а также восприятие работником этих изменений;
в) профессионально-служебный успех деятельности личности.
ОТВЕТ: в

2. Вертикальная, горизонтальная карьеры при сочетании образуют следующие виды карьер:
а) «лестница» ; г) скрытая карьера;
б) «перекресток»; д) «конус карьеры»;
в) «змея»; е) карьерный тупик.
ОТВЕТ: абв

3. Укажите среднюю продолжительность пребывания в должности при суперавантюрной карьере:
а) менее 1 года; в) 3-5 лет;
б) 1-3 года; г) свыше 5 лет.

4. Активное профессионально-карьерное развитие личности приходится на этап карьеры и возраст (один ответ):
а) подготовительный ___________; г) сохранение _____________;
б) становление ________________; д) завершение ____________;
в) продвижение _______________; е) пенсионный ____________.
ОТВЕТ: в.

5. Выберите два верных определения лидерства:
а) лидерство – это умение так организовать взаимодействие с людьми, чтобы каждый из них искренне захотел достичь поставленной лидером цели;
б) лидерство – это стиль руководства, который характеризуется централизацией руководителем управленческих функций и систематическим контролем за качественным выполнением их деятельности;
в) лидерство – это процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.
ОТВЕТ: ав

6. Анализ каких показателей позволяет судить о низкой эффективности управления карьерой работников в организации?
а) прибыльность деятельности; г) найм персонала из внешних источников;
б) текучесть персонала; д) участие в НПК и массовых мероприятиях;
в) уровень производительности труда; е) организация профессионального обучения.
ОТВЕТ: бг.

7. В карьерограмме в основании схемы указывается какой параметр?
а) перечень должностей служащих; г) пиковая точка карьеры;
б) перечень рабочих мест; д) формы и методы проф. обучения;
в) стартовая точка карьеры; е) график служебных перемещений.
ОТВЕТ: в.

8. Если нет возможности в организации активно реализовать свою карьеру, то какие варианты развития личности возможны?
а) горизонтальное перемещение; г) вертикальное перемещение;
б) уход в политику; д) уход на педагогическую работу;
в) получение сложных проектов; е) получение экспертных заданий.
ОТВЕТ: вде.

9. Что понимается под совокупностью разнообразных должностей и сфер деятельности человека, определяющих возможности его карьерной реализации?
а) карьера;
б) штатное расписание;
в) карьерное пространство.
ОТВЕТ: в.

10. Серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию как организации, так и личности означает:
а) карьера;
б) служебно-профессиональное продвижение;
в) расстановка персонала в организации.
ОТВЕТ: б.

11. Какие из указанных групп работников по типам профессионального и управленческого потенциала представляют для организации интерес для управления карьерой?
а) «сухостой»;
б) «трудяги»;
в) «надежда»;
г) «звезды».
ОТВЕТ: бв.

12. Подготовка приемника руководителя предполагает какие виды обучения?
а) первичное; г) вторичное;
б) внешнее; д) внутреннее;
в) индивидуальное; е) коллективное.
ОТВЕТ: вгд.

13. К методам внутриорганизационного обучения кадрового резерва относятся:
а) стажировка в другой организации;
б) делегирование полномочий;
в) лекции на курсах повышения квалификации;
г) ротация персонала.
ОТВЕТ: бг.

14. Тип кадрового резерва «трудяги» характеризуется каким профессиональным и управленческим потенциалом?
а) высокий профессионализм;
б) низкий профессионализм;
в) способности руководителя;
г) низкие организаторские способности.
ОТВЕТ: аг.

15. Дистанционное обучение кадрового резерва, организованное предприятием, предполагает следующие виды обучения:
а) первичное; г) вторичное;
б) внешнее; д) внутреннее;
в) индивидуальное; е) коллективное.
ОТВЕТ: где.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Продвижение работника по ступеням служебной иерархии или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и за ее пределами, а также восприятие работником этих изменений - это ____________ карьера.
ОТВЕТ: деловая.

2. Какие функции предусматривает управление карьерой персонала?
ОТВЕТ: планирование, организация (реализация), стимулирование (мотивация), контроль.

3. Вертикальная, горизонтальная и центростремительная карьеры образуют какой вид карьеры?
ОТВЕТ: конус.

4. Укажите среднюю продолжительность пребывания в одной должности при суперавантюрной карьере:
ОТВЕТ: менее 1 года.

5. Как называется ситуация, когда в организации отсутствуют возможности развития карьеры персонала?
ОТВЕТ: карьерный тупик.

6. Адаптация работника в организации приходится на какой этап карьеры?
ОТВЕТ: становление.

7. Какие показатели движения персонала позволяют судить о низкой эффективности управления карьерой персонала в организации?
ОТВЕТ: текучесть персонала и найм персонала из внешних источников.

8. В какой схеме указываются следующие параметры: перечень должностей работников, стартовая и пиковая точка карьеры, формы и методы необходимого проф. Обучения, планируемый график служебных перемещений?
ОТВЕТ: в карьерограмме.

9. С какого основного направления (элемента) начинается личное карьерное планирование?
ОТВЕТ: анализ карьерной среды.

10. Низкий или высокий карьерный потенциал личности означает анергетическмй карьерный кризис?
ОТВЕТ: низкий.

11. Что понимается под совокупностью разнообразных условий, факторов, элементов личного карьерного развития, непрерывно меняющихся по своим характеристикам?
ОТВЕТ: карьерная среда.

12. Серия поступательных перемещений по различным должностям, способствующая развитию и обогащению исключительно только личности означает:
ОТВЕТ: карьеризм.

13. Какие группы работников по профессиональному и управленческому потенциалу представляют для организации интерес на перспективу развития?
ОТВЕТ: «трудяги» и «надежда».

14. До какого возраста персонал организации представляет интерес в системе управления карьерой?
ОТВЕТ: до 40-45 лет.

15. Какие характеристики индивида-работника являются критерием отбора в кадровый резерв?
ОТВЕТ: возраст, здоровье.

16. Переподготовка группы персонала организации по программе ДПО в университете предполагает следующие виды обучения:
а) первичное; г) вторичное;
б) внешнее; д) внутреннее;
в) индивидуальное; е) коллективное.
ОТВЕТ: бге.

17. К пассивным методам исключительно внешнего обучения кадрового резерва относятся:
ОТВЕТ: лекции.

18. Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей называется …
ОТВЕТ: лидерство.

19. Оценка собственных карьерных ресурсов работника является обязательным этапом какого вида маркетинга?
ОТВЕТ: самомаркетинг.

20. Что понимается под совокупностью разнообразных должностей и сфер деятельности человека, определяющих возможности его карьерной реализации?
ОТВЕТ: карьерное пространство.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6641. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ануфриева И.Ю. Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом : практикум : Учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ. То же [Электронный ресурс] - https://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351 , 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Шапиро С.А. Управление трудовой карьерой работников организации: Учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа// http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469693 , 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469693
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Спивак В.А. ЛИДЕРСТВО. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Спивак В.А. ЛИДЕРСТВО. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент; ecsocman.hse.ru
Э2 – Справочно-информационная система «Гарант»; www.garant.ru
Э3 – Электронная библиотека «Лань»; www.e.lanbook.com
Э4 – электронная научная библиотека. www.biblioclub.ru
Э5 - электронная версия журнала "Управление персоналом". www.personal.ru
Э6 Сосременные технологии управления развитием персонала portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.