МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление социальным развитием и социальная ответственность организации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_Управление персоналом_HR-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Кузнецова Ольга Викторовна;к.э.н., доцент, Ануфриева Ирина Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Управление социальным развитием и социальная ответственность организации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 958)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц.,Рудакова О. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц.,Рудакова О. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у студентов представлений об особенностях социальной сферы организации как объекта и предмета управления;
- освоение отечественного и зарубежного опыта управления социальным развитием организации;
- овладение методами управления социальным развитием организации;
- формирование у студентов представлений о корпоративной социальной ответственности как о системе добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом, направленной на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разрабатывать и реализовывать проекты и решения, направленные на эффективное функционирование системы управления персоналом
ПК-2.1 Знает инструменты и технологии разработки и реализации проектов развития системы управления персоналом
ПК-2.2 Умеет разрабатывать механизмы реализации программ и проектов развития системы управления персоналом
ПК-2.3 Осуществляет администрирование и регламентацию процессов управления персоналом
ПК-3Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений, программ и проектов управления персоналом
ПК-3.1 Знает методы, инструменты и технологии исследования системы управления персоналом
ПК-3.2 Обобщает и систематизирует информацию, полученную в результате исследования системы управления персоналом
ПК-3.3 Обосновывает организационно-управленческие решения в сфере управления персоналом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает инструменты и технологии разработки и реализации проектов развития системы управления персоналом
ПК-3.1. Знает методы, инструменты и технологии исследования системы управления персоналом

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет разрабатывать механизмы реализации программ и проектов развития системы управления персоналом
ПК-3.2. Обобщает и систематизирует информацию, полученную в результате исследования системы управления персоналом

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Осуществляет администрирование и регламентацию процессов управления персоналом
ПК-3.3. Обосновывает организационно-управленческие решения в сфере управления персоналом


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная политика и управление социальным развитием организации. Сущность и содержание социальной политики. Социальное управление как инструмент реализации социальной политики. Цели, объект, задачи управления социальным развитием организации.Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем.
1.1. Социальная политика и социальное управление Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная политика и социальное управление Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Социальная политика и социальное управление Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Управление социальным развитием организации Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Управление социальным развитием организации Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Управление социальным развитием организации Сам. работа 2 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Отечественный и зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем Сам. работа 2 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. 2. Социальная среда организации как объект управления.Социальная инфраструктура и производственная среда.Трудовой коллектив как объект социального управления.
2.1. Социальная инфраструктура и прозводственная среда организации как объект управления Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Социальная инфраструктура и прозводственная среда организации как объект управления Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Социальная инфраструктура и прозводственная среда организации как объект управления Сам. работа 2 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Трудовой коллектив как объект управления Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Трудовой коллектив как объект управления Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. Трудовой коллектив как объект управления Сам. работа 2 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. Морально-психологический климат коллектива, его сущность, факторы, методы изучения Сам. работа 2 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. Организационная культура, ее элементы, типы,процесс формирования и поддержания, методики диагностики Сам. работа 2 14 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. 3. Социальная ответственность организации.Методы исследования социально-трудовых проблем в организации. Планирование социального развития персонала. Структура и содержание плана социального развития. Этапы разработки и реализация плана социального развития. Социальная служба организации и ее функции.
3.1. Социальная ответственность организации Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Социальная ответственность организации Практические 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Социальная ответственность организации Сам. работа 2 5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Методы исследования социально-трудовых проблем организации. Планирование социального развития персонала Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Методы исследования социально-трудовых проблем организации. Планирование социального развития персонала Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.6. Методы исследования социально-трудовых проблем организации. Планирование социального развития персонала Сам. работа 2 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8032

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен разрабатывать и реализовывать проекты и решения, направленные на эффективное функционирование системы управления персоналом

ПК-3: Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений, программ и проектов управления персоналом

. Укажите 2 определения социальной защиты:
а) система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных групп;
б) механизм социальной помощи при наиболее часто встречающихся социальных рисковых событиях с негативными последствиями;
в) система материального обеспечения, граждан РФ в старости, в случае болезни, полной и частичной потери трудоспособности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;
г) целенаправленные действия государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.
ОТВЕТ: аг

2. В какой форме в РФ предоставляется социальная защита населения?
а) натуральная;
б) денежная;
в) услуги;
г) все варианты правильные.
ОТВЕТ: г.

3. Укажите источники социальной защиты населения.
а) благотворительные фонды; б) федеральный бюджет; в) региональный бюджет;
г) местный бюджет; д) средства организации; е) средства населения;
ж) специальных страховых фондов; з) все указанные варианты ответа.
ОТВЕТ: з

4. Вероятность наступления предполагаемого неблагоприятного социального события – это…
а) социальное мероприятие;
б) социальный риск;
в) страховой случай.
ОТВЕТ: б

5. Что понимается под категорией «организация»?
а) объединение людей, совместно реализующих общую цель и взаимодействующих на основе определенных принципов и правил; это элемент общественной системы, объект и субъект общества;
б) элементы социальной структуры, типичные формы существования в обществе более или менее распространенного множества субъектов, имеющих устойчиво сходное социальное положение;
в) совокупность людей, объединенных едиными интересами.
Ответ: а

6. Кто выступает субъектом социального развития организации?
а) работодатель; б) предприниматель; в) работники;
г) неработающие граждане; д) государство; е) все указанные варианты.
ОТВЕТ: авд.

7. Совокупность свойств, характеризующих условия и организацию труда с позиции удовлетворения посредством труда разнообразных потребностей работников (в профессиональном росте, самореализации, оплате, охране и безопасности труда) с целью наилучшей реализации их способностей означает
а) социальное обеспечение;
б) качество жизни;
в) качество трудовой жизни.
Ответ: в

8. Специфическое направление социального менеджмента, вид планомерного и комплексного воздействия на социальную среду организации с целью создания для работников организации надлежащих условий труда и быта, постоянное улучшение этих условий означает
а) социальное управление;
б) управление социальным развитием организации;
в) управление персоналом.
Ответ: б

9. Укажите элементы социальной среды человека в ее узком понимании:
а) члены семьи;
б) трудовой коллектив;
в) общество;
г) культура;
д) члены клуба по интересам.
Ответ: абд

10. Что означает совокупность материально-вещественных элементов, создающих и обеспечивающих общие условия для пространственной и временной организации жизнедеятельности населения в контексте его социально-экономических, демографических и культурных особенностей?
а) социальная среда;
б) социальная обеспеченность;
в) социальная инфраструктура.
Ответ: в

11. Укажите примеры социальной инфраструктуры организации:
А) рабочие помещения;
Б) ведомственный детский сад;
В) столовая;
Г) офисные и служебные помещения;
Д) стадион и спортзал.
Ответ: бвд

12. Как называется документ организации, в котором отражается система важнейших показателей, документально отражающих состояние и перспективы ее социального развития, социальный потенциал организации?
а) социальная программа;
б) социальный проект;
в) социальный паспорт.
Ответ: в

13. Уровень добровольного отклика на социальные проблемы общества, лежащие вне определяемых законом или регулирующими органами требований означает
а) социальная ответственность бизнеса;
б) социальная ответственность государства;
в) социальная ответственность организации.
Ответ: в

14. Укажите обязательные элементы социальной программы:
а) комплекс последовательных мероприятий;
б) результативные цели и задачи;
в) календарный план;
г) утвержденный бюджет;
д) все указанные элементы верны.
Ответ: д

15. Что означает самоотверженное, добровольное, бескорыстное служение людям, оказание им помощи в тяжелых жизненных ситуациях?
а) альтруизм;
б) благотворительность;
в) волонтерство.
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных групп – это социальная …(что?) населения.
Ответ: защита

2. Каковы источники социальной защиты населения?
Ответ: Федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет, средства организации, населения, специальных страховых и благотворительных фондов.

3. Государственная … (какая?) политика – действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, подкреплённые необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определённые социальные результаты.
Ответ: социальная

4. Система мероприятий и акций, проводимая государством, обществом и организациями, направленная на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, качества жизни и обеспечения социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе формирует …(какую?) политику.
Ответ: социальную

5. Какое управление, функция которого заключается в воздействии на общество и его структурные элементы в целях упорядочения и совершенствования процессов его жизнедеятельности и развития?
Ответ: социальное

6. Совокупность свойств, характеризующих условия и организацию труда с позиции удовлетворения посредством труда разнообразных потребностей работников (в профессиональном росте, самореализации, оплате, охране и безопасности труда) с целью наилучшей реализации их способностей отражает качество …(какой?) жизни.
Ответ: трудовой

7. Объединение людей, совместно реализующих общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил; как элемент общественной системы, объект и субъект общества называются …
Ответ: организация

8. Какая социальная среда человека (макросреда или микросреда) включает в себя политику, общество, экономику, образование, культуру и проч.?
Ответ: макросреда

9. Уровень … (чего?) отражает система количественных и качественных показателей различных сфер человеческой жизни: реальный доход населения, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, услуг, размер оплаты труда, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, качество обслуживания населения, развитие образования, здравоохранения, культуры и т.д.?
Ответ: жизни

11. Управление социальным развитием организации – специфическое направление … (какого?) менеджмента, вид планомерного и комплексного воздействия на социальную среду организации с целью создания для работников организации надлежащих условий труда и быта, постоянное улучшение этих условий.
Ответ: социального

12. Социальная … (что именно: прогноз, программа или проект?) означает комплекс мероприятий, разрабатывающихся в рамках целенаправленной социально ориентированной деятельности организации для получения определенного результата в планируемый период времени и в соответствии с установленным бюджетом.
Ответ: программа

13. Культурные, оздоровительные, образовательные, торговые объекты организации представляют элементы какой инфраструктуры?
Ответ: социальной

14. Такие факторы, как: санитарно-гигиенические условия труда, режим труда, охрана труда, социальное страхование, система оплаты труда, социально-психологический микроклимат, организация обучения и досуга, - представляют социальную … организации.
Ответ: среду

15. Добровольный вклад организации в развитие коллектива или/и общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью и выходящий за рамки определенного законодательством минимума, называется – социальная … .
Ответ: ответственность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8032. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:

Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Канаева О.А. Социальная политика государства и бизнеса: учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов Управление социальным развитием организации: учебник М.: ИНФРА-М, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К°, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Управление социальным развитием организации portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов (подготовка докладов, рефератов).
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно.Задания для самостоятельной работы выполняются студентом в письменном виде на стандартных листах формата А4.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и специальной литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Выполненное задание проверяется преподавателем и оценивается по 4-х балльной шкале.