МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление социальными рисками

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_Управление персоналом_HR-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А.Капустян

Рабочая программа дисциплины
Управление социальными рисками

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 958)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. Цель изучения дисциплины заключается в изучении организационно-экономических отношений по поводу построения системы риск-менеджмента, эффективных коммуникаций и управления конфликтами на уровне организации и ознакомление студентов с теорией и практическими методами работы по построению риск-менеджмента и управлению персоналом.
Задачи изучения дисциплины
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
• изучить научные основы построения системы риск-менеджмента, эффективных коммуникаций и управления человеческими ресурсами;
• обучиться формам, методам и правилам кадрового риск-менеджмента, коммуникаций и работы с персоналом организаций;
• сформировать новое мышление в отношении принципов формирования и использования эффективных коммуникаций и управления конфликтами организации любой формы собственности и механизма управления им;
• овладеть системным подходом к построению риск-менеджмента, коммуникаций и управлению конфликтами, освоить понятия, категории и законы, регулирующие отношения по поводу управления персоналом;
• овладеть навыками анализа, планирования, организации, развития, оценки социально-экономических отношений и кадровых рисков, эффективных коммуникаций и конфликтов;
• научиться разрабатывать обоснованные решения по вопросам кадрового риск-менеджмента, коммуникаций и конфликтов при управлении персоналом.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять стратегическое и операционное управление персоналом организации
ПК-1.1 Знает социально-экономические организационно-правовые основы стратегического и операционного управления персоналом
ПК-1.2 Умеет разрабатывать проекты функционирования и развития систем стратегического и операционного управления персоналом
ПК-1.3 Решает стратегические и операционные задачи управления персоналом организации на уровне организации и структурного подразделения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление социальными рисками
1.1. Система социальной защиты населения. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Система социальной зашиты населения. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Система социальной защиты населения. Сам. работа 2 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Система социального страхования. Лекции 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Система социального страхования. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Система социального страхования. Сам. работа 2 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Организационно-правовые формы социального страхования. Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Организационно-правовые формы социального страхования. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Организационно-правовые формы социального страхования. Сам. работа 2 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Управление социальными рисками Лекции 2 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Управление социальными рисками. Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Управление социальными рисками. Сам. работа 2 31 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8032

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осуществлять стратегическое и операционное управление персоналом организации

ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите определение социальной защиты населения:
а) система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных групп;
б) механизм социальной защиты от наиболее часто встречающихся социальных рисковых событий с негативными последствиями;
в) система материального обеспечения, граждан РФ в старости, в случае болезни, полной и частичной потери трудоспособности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
ОТВЕТ: а

2. В какой форме в РФ предоставляется социальная защита населения?
а) натуральная;
б) денежная;
в) услуги;
г) все варианты правильные.
ОТВЕТ: г.

3. Укажите источники социальной защиты населения.
а) благотворительные фонды; б) федеральный бюджет; в) региональный бюджет;
г) местный бюджет; д) средства организации; е) средства населения;
ж) специальных страховых фондов; з) все указанные варианты ответа.
ОТВЕТ: з

4. Вероятность наступления предполагаемого неблагоприятного события – это…
а) страховое событие;
б) риск;
в) страховой случай.
ОТВЕТ: б

5. Укажите определение социального страхования:
а) система материального обеспечения, граждан РФ в старости, в случае болезни, полной и частичной потери трудоспособности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;
б) система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных групп;
в) механизм социальной защиты от наиболее часто встречающихся социальных рисковых событий с негативными последствиями через создание специализированных фондов.
ОТВЕТ: в

6. Кто выступает субъектом социального страхования?
а) работодатель; б) предприниматель; в) работники;
г) неработающие граждане; д) все указанные варианты.
ОТВЕТ: д.

7. Сколько классов профессионального риска по видам экономической деятельности различают в РФ?
а) 16; б) 32; в) 8.
ОТВЕТ: б

8. В каком виде социального страхования учитывается стаж?
а) пенсионное; б) социальное; в) медицинское.
ОТВЕТ: б.

9. Укажите виды страховых пенсий в РФ в рамках обязательного страхования:
а) по старости;
б) по инвалидности;
в) при потере кормильца;
г) за выслугу лет;
д) социальные.
ОТВЕТ: абв

10. Укажите виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению в РФ:
а) по старости;
б) по инвалидности;
в) при потере кормильца;
г) за выслугу лет;
д) социальные;
е) все указанные варианты верны.
ОТВЕТ: е

11. При расчете пенсии учитываются ли специальные периоды неработы?
а) учитываются; б) не учитываются.
ОТВЕТ: а.

12. Последние изменения в системе отечественного социального страхования характеризуются объединением каких видов страхования?
а) пенсионное;
б) социальное;
в) медицинское;
г) от безработицы.

13. Какой вид страхования отсутствует в российской практике, но присутствует в международной?
а) пенсионное; б) социальное; в) медицинское;
г) от безработицы; д) от травматизма.
ОТВЕТ: г.

14. Система социального страхования РФ активно участвует в международной деятельности и согласовании национальных систем в случаях миграции населения?
а) да; б) нет.
ОТВЕТ: а.

15. Кто осуществляет контроль за использованием средств бюджетов фондов обязательного социального страхования?
а) Правительство РФ; б) Счетная палата РФ; в) Роспотребнадзор.
ОТВЕТ: б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных групп – это …
ОТВЕТ: социальная защита населения.

2. Система материального обеспечения, граждан РФ в старости, в случае болезни, полной и частичной потери трудоспособности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом – это…
ОТВЕТ: социальное обеспечение населения.

3. Какой системы является главной целью с помощью нормативно-правовых, жизненных, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам?
ОТВЕТ: системы социальной защиты населения.

4. Совокупность правовых, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих каждому право на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, защиту и поддержку работников и их семей в случае временной или постоянной утраты трудоспособности на производстве, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию – это система …
ОТВЕТ: социальной защиты населения.

5. Каковы источники социальной защиты населения?
ОТВЕТ: Федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет, средства организации, населения, специальных страховых и благотворительных фондов.

6. Система мероприятий и акций, проводимая государством и организациями, направленная на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, качества жизни и обеспечения социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе формирует …
ОТВЕТ: социальную политику.

7. Что такое риск?
ОТВЕТ: вероятность наступления предполагаемого неблагоприятного события.

8. Что понимается под механизмом социальной защиты от наиболее часто встречающихся рисковых событий с негативными последствиями?
ОТВЕТ: социальное страхование.

9. Кто получает от страхователей страховые платежи (премии) и берет на себя обязательства выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая?
10. ОТВЕТ: страховщик.

11. Кто вносит страховые платежи (уплачивает страховую премию) в собственных интересах или в интересах третьих лиц?
ОТВЕТ: страхователь.

12. В пользу кого из участников отношений страхования заключается договор страхования?
ОТВЕТ: в пользу застрахованного лица

13. Приведите примеры, в пользу кого осуществляется социальное страхование?
ОТВЕТ: предприниматели, работники, неработающие граждане.

14. Как называется плата за страховую услугу, уплачиваемая страхователем страховщику?
ОТВЕТ: страховой взнос (страховая премия, страховой платеж).

15. Как называется условие договора страхования, при котором часть убытков страхователь берет на себя?
ОТВЕТ: франшиза.

16. Назовите основные виды социального страхования в РФ.
ОТВЕТ: пенсионное, социальное, медицинское, от несчастных случаев и травматизма.

17. Сколько классов профессионального риска по видам экономической деятельности различают в РФ?
ОТВЕТ: 32.

18. Что понимается под вероятностью повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"?
ОТВЕТ: профессиональный риск.

19. Как называется ежемесячная выплата, назначаемая при наступлении пенсионного возраста, инвалидности или потери кормильца?
ОТВЕТ: пенсия.

20. Какие виды страховых пенсий предусмотрены в РФ?
ОТВЕТ: по старости, по инвалидности, при потери кормильца.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших его по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8032. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_УСР.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.Н. Воробьев, К.В. Балдин Управление рисками : учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E098C311-CAA9-4FD5-AC72-5F801419DD64.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.elibrary.ru – Научная электронная библиотека;
Э2 http://www.lib.asu.ru – Научная электронная библиотека ФГБОУ ВО «АлтГУ»;
Э3 http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал ЭСМ: экономика, социология, менеджмент;
Э4 http://www.garant.ru – Справочно-информационная система «Гарант»;
Э5 http://www.e.lanbook.com – Электронная библиотека «Лань".
Э6 http://www.personal.ru - электронная версия журнала "Управление персоналом";
Э7 http://www.kadrovik.ru - электронная версия журнала "Кадровик".
Э8 Курс в МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к экзамену студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.