Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.03. Управление персоналом |
Профиль | HR-аналитика и кадровая безопасность |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z38_04_03_Управление персоналом_HR-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 126 | 126 | 126 | 126 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.
1.1. | Целью освоения дициплины является формирование у обучающихся целостного представления о тенденциях и факторах, закономерностях функционирования рынка труда, механизмах его регулирования и маркетинга персонала. Задачами, решаемыми в процессе изучения дисциплины, являются: - формирование современных теоретических представлений о рынке труда, факторах и условиях, обеспечивающих его формирование и эффективное функционирование; - изучение основных тенденций занятости и безработицы в современнном российском обществе; - приобретение теоретических представлений и навыков практической работы в области маркетинга рынка труда и бенчмаркинга персонала. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-3 | Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений, программ и проектов управления персоналом |
ПК-3.1 | Знает методы, инструменты и технологии исследования системы управления персоналом |
ПК-3.2 | Обобщает и систематизирует информацию, полученную в результате исследования системы управления персоналом |
ПК-3.3 | Обосновывает организационно-управленческие решения в сфере управления персоналом |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-3.1. Знает методы, инструменты и технологии исследования системы управления персоналом |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-3.2. Обобщает и систематизирует информацию, полученную в результате исследования системы управления персоналом |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-3.3. Обосновывает организационно-управленческие решения в сфере управления персоналом |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Маркетинг рынка труда | ||||||
1.1. | Понятие и основные виды рынка труда. | Лекции | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Понятие и основные виды рынка труда. | Практические | 2 | 2 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Понятие и основные виды рынка труда. | Сам. работа | 2 | 26 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.4. | Трансформация рынка труда и его маркетинг. | Лекции | 2 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.5. | Трансформация рынка труда и его маркетинг. | Практические | 2 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.6. | Трансформация рынка труда и его маркетинг. | Сам. работа | 2 | 26 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.7. | Государственная политика занятости и регулирование рынка труда. | Лекции | 2 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.8. | Государственная политика занятости и регулирование рынка труда. | Практические | 2 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.9. | Государственная политика занятости и регулирование рынка труда. | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Бенчмаркинг персонала | ||||||
2.1. | Маркетинг и бенчмаркинг персонала | Лекции | 2 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Маркетинг и бенчмаркинг персонала | Практические | 2 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Маркетинг и бенчмаркинг персонала | Сам. работа | 2 | 26 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Комплекс маркетинга персонала организации | Лекции | 2 | 1 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Комплекс маркетинга персонала организации | Практические | 2 | 3 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Комплекс маркетинга персонала организации | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1000 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3 Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений, программ и проектов управления персоналом ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Что такое труд? а) деятельность по удовлетворению личных потребностей; б) любая целенаправленная деятельность; в) процесс превращения сырья и материалов; г) целесообразная продуктивная деятельность человека. ОТВЕТ: г 2. Отметьте, что характеризует наемный труд в отличие от предпринимательского: а) материальные гарантии; г) относительная стабильность функций; б) повышенный риск; д) нацеленность на результат; в) инновационный характер; е) престижность. ОТВЕТ: агд 3. Отношения по поводу трудовых возможностей отдельного индивида, организации или общества в целом выражает категория: а) персонал; г) человеческий капитал; б) экономически активное население; д) человеческие ресурсы; в) трудовой потенциал; е) экономически неактивное население ОТВЕТ: в 4. Какой вид занятости населения отражает занятость в общественном производстве (производство материальных благ и материальных услуг). а) полная; б) продуктивная; в) рациональная; г) эффективная; д) социально-полезная. ОТВЕТ: б 5. Какой вид безработицы возникает при переходе к новым технологиям, например при автоматизации производства сокращается количество рабочих мест? а) фрикционная; б) структурная; в) циклическая. ОТВЕТ: б 6. Кто признается в установленном порядке в РФ безработным, когда он зарегистрирован в государственной службе занятости в поисках работы? а) трудоспособное население в трудоспособном возрасте; б) лица моложе 16 лет; в) пенсионеры по старости: г) инвалиды с допуском к трудовой деятельности в трудоспособном возрасте. ОТВЕТ: аг 7. Увольнение работников из организации по причинам собственного желания или решения руководства называется а) мобильность; б) текучесть; в) выбытие. ОТВЕТ: б 8. Укажите нестандартный режим рабочего времени, основанный на смещении границ времени начала и окончания работы: а) гибкий график рабочего времени; г) сокращенное рабочее время; б) альтернативное рабочее время; д) сверхурочное рабочее время; в) сжатое рабочее время; е) совмещение. ОТВЕТ: а 9. Какое из определений в большей степени определяет сущность заработной платы с позиции (интересов) наемного работника? Заработная плата – это… а) доля работника в национальном доходе… б) цена специфического товара «рабочая сила» … в) часть дохода организации… г) денежное выражение материально-духовных ценностей, необходимых для воспроизводства рабочей силы… ОТВЕТ: г 10. Укажите современные рыночные принципы организации оплаты труда: а) в соответствии с количеством и качеством труда; б) принцип максимальной оплаты труда; в) принцип минимальной оплаты труда; г) принцип социальной защищенности; д) сочетание основной и переменной оплаты труда; е) дополнение оплаты труда материальной ответственностью. ОТВЕТ: бвг 11. Что является социальной нормой и представляет собой низшую границу стоимости рабочей силы наипростейшего труда в нормальных условиях производства, устанавливается Законами РФ гарантируется государством и обеспечивается по всей территории России? а) минимальный потребительский бюджет; б) бюджет прожиточного минимума; в) минимальная заработная плата ОТВЕТ: в 12. Какие из следующих функций выполняет заработная палата на рынке труда? а) фискальная; б) стимулирующая; в) воспроизводственная; г) регулирующая; д) социальная; е) методологическая. ОТВЕТ: г 13. Выплата пособия по безработице признанному безработному относится к каким методам государственного регулирования занятости населения на рынке труда? а) активные; б) пассивные; в) социальные. ОТВЕТ: б 14. Сопоставительный анализ на основе эталонных показателей как процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективной деятельности других с целью улучшения собственной деятельности – это… а) маркетинг персонала; б) самомаркетинг персонала; в) бенчмаркинг персонала. ОТВЕТ: в 15. Исследование карьерной среды, карьерного пространства, профессий будущего, ситуации на локальном рынке труда связано с двумя понятиями: А) самомаркетинг персонала; Б) маркетинг рынка труда; В) бенчмаркинг; Г) оценка карьерных ресурсов. ОТВЕТ: бв КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей – это … (какая?) деятельность. ОТВЕТ: трудовая 2. … (какой?) труд связан с созданием условий для приложения своего собственного труда на рынке в отличие от наемного труда. Например: преуспевающий предприниматель в сфере развлекательных услуг. ОТВЕТ: частный 3. Система общественных отношений, связанная с куплей и продажей рабочей силы (с ее наймом и пред¬ложением) называется … ОТВЕТ: рынок труда 4. В организации функционирует …(какой?) рынок труда? ОТВЕТ: внутренний 5. Под деятельностью населения на рынке труда, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству и приносящая им, как правило, трудовой доход понимается …(?) населения. ОТВЕТ: занятость 6. Как называется (одним словом) социально-экономическое явление, при котором человек может, способен, хочет работать, но не может получить работу? ОТВЕТ: безработица 7. …(Какого вида?) безработица воз¬никает в периоды спада производства, во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых. ОТВЕТ: циклическая 8. В РФ безработным признается только тогда, когда он не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах … (какой службы?), ищут работу и готовы приступить к ней. ОТВЕТ: службе занятости 9. По определению МОТ, безработные – это люди, которые не имеют работу, готовы приступить к ней и ищут ее в течение последних … (скольких? цифрами) недель, или те, кто уже нашел работу, но не приступил к ней. ОТВЕТ: 4 10. Социально-трудовая …(?) населения – это перемещение людей из одних социально-профессиональных групп, сфер занятости, видов трудовой деятельности, рабочих мест в другие. ОТВЕТ: мобильность 11. Увольнение работников из организации по причинам собственного желания или решения руководства называется …(?именительный падеж) персонала. ОТВЕТ: текучесть 12. Какой процент текучести кадров считается допустимым в организации? ОТВЕТ: 3-5%%. 13. Кто?.. сам организует свой труд, ищет клиентов, получает доход и платит налоги, выполняет разовые или периодические заказы, работает по гражданско-правовому характеру в отличие от наемного работника на постоянном месте занятости. ОТВЕТ: фрилансер 14. Сколько часов длится нормальная продолжительность рабочей недели при нормальных условиях труда в РФ (указать цифру)? ОТВЕТ: 40 15. …(какая?) занятость - это занятость работника, основанная на организации и полном обеспечении рабочего места работника вне организации (например: у него дома), нестандартном рабочем режиме труда и отдыха. ОТВЕТ: удаленная 16. Что является низшей границей стоимости рабочей силы наипростейшего труда в нормальных условиях производства, устанавливается законодательно и действует во всей России? ОТВЕТ: минимальная заработная плата. 17. Какая традиционная функция реализуется заработной платой на рынке труда? ОТВЕТ: регулирующая. 18. Укажите, как называется рыночный принцип организации оплаты труда, отражающий верхнюю допустимую границу ее размера, оптимальную для стимулирования трудовой деятельности на пределе ее возможностей? ОТВЕТ: принцип минимальной оплаты труда. 19. Какая форма оплаты труда становится наиболее распространенной на рынке труда? ОТВЕТ: повременная. 20. .. (?) - это сопоставительный анализ на основе эталонных показателей как процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективной деятельности других с целью улучшения собственной деятельности. ОТВЕТ: бенчмаркинг КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1000 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Марк рынка тр и бенч перс Зач маг ПК-3.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Корнейчук, Б. В. | Рынок труда : | , 2018 | www.biblio-online.ru/book/97DBA476-6277-4E44-B051-B780898949F8 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. Б. Яковлева [и др.] | Рынок труда: | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/7AF1AD4E-1829-455A-9694-2225CD8DBC26 |
Л2.2 | С. А. Барков [и др.] | Управление человеческими ресурсами в 2 ч. Часть 2 : | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/B642FBB2-3999-4C61-AA5C-26BFF551FB80 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Маркетинг персонала | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: 1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/. Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (семинарские) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение занятий является обязательным для всех студентов, кроме обучающихся по индивидуальному плану. В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое (семинарское) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.Вопросы для собеседования являются средством контроля формирования компетенций в процессе освоения дисциплины. Студент выбирает вопросы по теме и готовится самостоятельно, используя предложенную учебно-методическую литературу. На занятии в устной (или письменной) форме излагает изученный материал в рамках вопросов темы. Выступление с выполненным заданием должно соответствовать следующему плану: 1. Вводная часть, в которой отражаются актуальные проблемы выбранной темы 2. Основная часть, раскрывающая базовое содержание вопроса и методологию 3. Заключение, показывающее авторскую позицию по поводу изучаемых проблем Ответ на вопрос и активность участия на практическом занятии оценивается по 2-х балльной шкале. Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы. Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (семинарских) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса. Самостоятельная работа может быть представлена в форме подготовки доклада, реферата.При подготовке доклада обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях. Цель подготовки доклада– овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями. Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, формирует у студентов навыки самостоятельной работы. Выбор темы реферата ограничивается предложенным списком и рамками программы учебной дисциплины. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность. Представить основные вопросы по изучаемой проблеме и способы их решения на современном этапе. Раскрыть их сущность и, при необходимости, показать разнообразие подходов к изучению. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработка и формулирование полученных в результате выводов. Поэтому текст на 70-80% должен состоять из материалов, полученных при изучении первоисточников. Соответственно, необходимо и обязательно правильно оформить ссылки. При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. |