МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг рынка труда и бенчмаркинг персонала

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_Управление персоналом_HR-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 126
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 126 126 126 126
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Ануфриева И.Ю.

Рецензент(ы):
д.э.н., доцент, Кузнецова О.В.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг рынка труда и бенчмаркинг персонала

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.03 Управление персоналом (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 958)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дициплины является формирование у обучающихся целостного представления о тенденциях и факторах, закономерностях функционирования рынка труда, механизмах его регулирования и маркетинга персонала.
Задачами, решаемыми в процессе изучения дисциплины, являются:
- формирование современных теоретических представлений о рынке труда, факторах и условиях, обеспечивающих его формирование и эффективное функционирование;
- изучение основных тенденций занятости и безработицы в современнном российском обществе;
- приобретение теоретических представлений и навыков практической работы в области маркетинга рынка труда и бенчмаркинга персонала.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений, программ и проектов управления персоналом
ПК-3.1 Знает методы, инструменты и технологии исследования системы управления персоналом
ПК-3.2 Обобщает и систематизирует информацию, полученную в результате исследования системы управления персоналом
ПК-3.3 Обосновывает организационно-управленческие решения в сфере управления персоналом
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1. Знает методы, инструменты и технологии исследования системы управления персоналом
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2. Обобщает и систематизирует информацию, полученную в результате исследования системы управления персоналом
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.3. Обосновывает организационно-управленческие решения в сфере управления персоналом

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Маркетинг рынка труда
1.1. Понятие и основные виды рынка труда. Лекции 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Понятие и основные виды рынка труда. Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Понятие и основные виды рынка труда. Сам. работа 2 26 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Трансформация рынка труда и его маркетинг. Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Трансформация рынка труда и его маркетинг. Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Трансформация рынка труда и его маркетинг. Сам. работа 2 26 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Государственная политика занятости и регулирование рынка труда. Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Государственная политика занятости и регулирование рынка труда. Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Государственная политика занятости и регулирование рынка труда. Сам. работа 2 24 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Бенчмаркинг персонала
2.1. Маркетинг и бенчмаркинг персонала Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Маркетинг и бенчмаркинг персонала Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Маркетинг и бенчмаркинг персонала Сам. работа 2 26 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Комплекс маркетинга персонала организации Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Комплекс маркетинга персонала организации Практические 2 3 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Комплекс маркетинга персонала организации Сам. работа 2 24 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1000

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений, программ и проектов управления персоналом

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что такое труд?
а) деятельность по удовлетворению личных потребностей;
б) любая целенаправленная деятельность;
в) процесс превращения сырья и материалов;
г) целесообразная продуктивная деятельность человека.
ОТВЕТ: г

2. Отметьте, что характеризует наемный труд в отличие от предпринимательского:
а) материальные гарантии; г) относительная стабильность функций;
б) повышенный риск; д) нацеленность на результат;
в) инновационный характер; е) престижность.
ОТВЕТ: агд

3. Отношения по поводу трудовых возможностей отдельного индивида, организации или общества в целом выражает категория:
а) персонал; г) человеческий капитал;
б) экономически активное население; д) человеческие ресурсы;
в) трудовой потенциал; е) экономически неактивное население
ОТВЕТ: в

4. Какой вид занятости населения отражает занятость в общественном производстве (производство материальных благ и материальных услуг).
а) полная;
б) продуктивная;
в) рациональная;
г) эффективная;
д) социально-полезная.
ОТВЕТ: б

5. Какой вид безработицы возникает при переходе к новым технологиям, например при автоматизации производства сокращается количество рабочих мест?
а) фрикционная;
б) структурная;
в) циклическая.
ОТВЕТ: б

6. Кто признается в установленном порядке в РФ безработным, когда он зарегистрирован в государственной службе занятости в поисках работы?
а) трудоспособное население в трудоспособном возрасте;
б) лица моложе 16 лет;
в) пенсионеры по старости:
г) инвалиды с допуском к трудовой деятельности в трудоспособном возрасте.
ОТВЕТ: аг

7. Увольнение работников из организации по причинам собственного желания или решения руководства называется
а) мобильность;
б) текучесть;
в) выбытие.
ОТВЕТ: б

8. Укажите нестандартный режим рабочего времени, основанный на смещении границ времени начала и окончания работы:
а) гибкий график рабочего времени; г) сокращенное рабочее время;
б) альтернативное рабочее время; д) сверхурочное рабочее время;
в) сжатое рабочее время; е) совмещение.
ОТВЕТ: а

9. Какое из определений в большей степени определяет сущность заработной платы с позиции (интересов) наемного работника? Заработная плата – это…
а) доля работника в национальном доходе…
б) цена специфического товара «рабочая сила» …
в) часть дохода организации…
г) денежное выражение материально-духовных ценностей, необходимых для воспроизводства рабочей силы…
ОТВЕТ: г

10. Укажите современные рыночные принципы организации оплаты труда:
а) в соответствии с количеством и качеством труда;
б) принцип максимальной оплаты труда;
в) принцип минимальной оплаты труда;
г) принцип социальной защищенности;
д) сочетание основной и переменной оплаты труда;
е) дополнение оплаты труда материальной ответственностью.
ОТВЕТ: бвг

11. Что является социальной нормой и представляет собой низшую границу стоимости рабочей силы наипростейшего труда в нормальных условиях производства, устанавливается Законами РФ гарантируется государством и обеспечивается по всей территории России?
а) минимальный потребительский бюджет;
б) бюджет прожиточного минимума;
в) минимальная заработная плата
ОТВЕТ: в

12. Какие из следующих функций выполняет заработная палата на рынке труда?
а) фискальная;
б) стимулирующая;
в) воспроизводственная;
г) регулирующая;
д) социальная;
е) методологическая.
ОТВЕТ: г

13. Выплата пособия по безработице признанному безработному относится к каким методам государственного регулирования занятости населения на рынке труда?
а) активные;
б) пассивные;
в) социальные.
ОТВЕТ: б

14. Сопоставительный анализ на основе эталонных показателей как процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективной деятельности других с целью улучшения собственной деятельности – это…
а) маркетинг персонала;
б) самомаркетинг персонала;
в) бенчмаркинг персонала.
ОТВЕТ: в

15. Исследование карьерной среды, карьерного пространства, профессий будущего, ситуации на локальном рынке труда связано с двумя понятиями:
А) самомаркетинг персонала;
Б) маркетинг рынка труда;
В) бенчмаркинг;
Г) оценка карьерных ресурсов.
ОТВЕТ: бв

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей – это … (какая?) деятельность.
ОТВЕТ: трудовая

2. … (какой?) труд связан с созданием условий для приложения своего собственного труда на рынке в отличие от наемного труда. Например: преуспевающий предприниматель в сфере развлекательных услуг.
ОТВЕТ: частный

3. Система общественных отношений, связанная с куплей и продажей рабочей силы (с ее наймом и пред¬ложением) называется …
ОТВЕТ: рынок труда

4. В организации функционирует …(какой?) рынок труда?
ОТВЕТ: внутренний

5. Под деятельностью населения на рынке труда, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству и приносящая им, как правило, трудовой доход понимается …(?) населения.
ОТВЕТ: занятость

6. Как называется (одним словом) социально-экономическое явление, при котором человек может, способен, хочет работать, но не может получить работу?
ОТВЕТ: безработица

7. …(Какого вида?) безработица воз¬никает в периоды спада производства, во время экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых.
ОТВЕТ: циклическая

8. В РФ безработным признается только тогда, когда он не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах … (какой службы?), ищут работу и готовы приступить к ней.
ОТВЕТ: службе занятости

9. По определению МОТ, безработные – это люди, которые не имеют работу, готовы приступить к ней и ищут ее в течение последних … (скольких? цифрами) недель, или те, кто уже нашел работу, но не приступил к ней.
ОТВЕТ: 4

10. Социально-трудовая …(?) населения – это перемещение людей из одних социально-профессиональных групп, сфер занятости, видов трудовой деятельности, рабочих мест в другие.
ОТВЕТ: мобильность

11. Увольнение работников из организации по причинам собственного желания или решения руководства называется …(?именительный падеж) персонала.
ОТВЕТ: текучесть

12. Какой процент текучести кадров считается допустимым в организации?
ОТВЕТ: 3-5%%.

13. Кто?.. сам организует свой труд, ищет клиентов, получает доход и платит налоги, выполняет разовые или периодические заказы, работает по гражданско-правовому характеру в отличие от наемного работника на постоянном месте занятости.
ОТВЕТ: фрилансер

14. Сколько часов длится нормальная продолжительность рабочей недели при нормальных условиях труда в РФ (указать цифру)?
ОТВЕТ: 40

15. …(какая?) занятость - это занятость работника, основанная на организации и полном обеспечении рабочего места работника вне организации (например: у него дома), нестандартном рабочем режиме труда и отдыха.
ОТВЕТ: удаленная

16. Что является низшей границей стоимости рабочей силы наипростейшего труда в нормальных условиях производства, устанавливается законодательно и действует во всей России?
ОТВЕТ: минимальная заработная плата.

17. Какая традиционная функция реализуется заработной платой на рынке труда?
ОТВЕТ: регулирующая.

18. Укажите, как называется рыночный принцип организации оплаты труда, отражающий верхнюю допустимую границу ее размера, оптимальную для стимулирования трудовой деятельности на пределе ее возможностей?
ОТВЕТ: принцип минимальной оплаты труда.

19. Какая форма оплаты труда становится наиболее распространенной на рынке труда?
ОТВЕТ: повременная.

20. .. (?) - это сопоставительный анализ на основе эталонных показателей как процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективной деятельности других с целью улучшения собственной деятельности.
ОТВЕТ: бенчмаркинг

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1000

Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корнейчук, Б. В. Рынок труда : , 2018 www.biblio-online.ru/book/97DBA476-6277-4E44-B051-B780898949F8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Б. Яковлева [и др.] Рынок труда: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7AF1AD4E-1829-455A-9694-2225CD8DBC26
Л2.2 С. А. Барков [и др.] Управление человеческими ресурсами в 2 ч. Часть 2 : Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/B642FBB2-3999-4C61-AA5C-26BFF551FB80
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Маркетинг персонала portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (семинарские) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение занятий является обязательным для всех студентов, кроме обучающихся по индивидуальному плану.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (семинарское) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.Вопросы для собеседования являются средством контроля формирования компетенций в процессе освоения дисциплины. Студент выбирает вопросы по теме и готовится самостоятельно, используя предложенную учебно-методическую литературу. На занятии в устной (или письменной) форме излагает изученный материал в рамках вопросов темы.
Выступление с выполненным заданием должно соответствовать следующему плану:
1. Вводная часть, в которой отражаются актуальные проблемы выбранной темы
2. Основная часть, раскрывающая базовое содержание вопроса и методологию
3. Заключение, показывающее авторскую позицию по поводу изучаемых проблем
Ответ на вопрос и активность участия на практическом занятии оценивается по 2-х балльной шкале.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (семинарских) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
Самостоятельная работа может быть представлена в форме подготовки доклада, реферата.При подготовке доклада обучающиеся самостоятельно изучают группу источников по определённой теме, которая, как правило, подробно не освещается на лекциях.
Цель подготовки доклада– овладение навыками анализа и краткого изложения изученных материалов в соответствии с требованиями.
Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, формирует у студентов навыки самостоятельной работы.
Выбор темы реферата ограничивается предложенным списком и рамками программы учебной дисциплины. При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность. Представить основные вопросы по изучаемой проблеме и способы их решения на современном этапе. Раскрыть их сущность и, при необходимости, показать разнообразие подходов к изучению.
Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработка и формулирование полученных в результате выводов. Поэтому текст на 70-80% должен состоять из материалов, полученных при изучении первоисточников. Соответственно, необходимо и обязательно правильно оформить ссылки.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.