МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология прикладного исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.08. Финансы и кредит
ПрофильБизнес и финансовая аналитика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_08_Финансы и кредит_БиФА-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. экон. н. , Доцент, Обиремко Сергей Иванович

Рецензент(ы):
к.экон.наук, Доцент, Зиновьев Аркадий Гаврилович

Рабочая программа дисциплины
Методология прикладного исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 991)

составлена на основании учебного плана:
38.04.08 Финансы и кредит
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2021 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 27.05.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является подготовка студентов магистратуры в исследовательской деятельности вообще, и к проведению конкретных научных исследований при подготовке ими магистерских диссертаций в частности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1.Знать: процедуры критического анализа, методики анализа результатов основе исследования и разработки стратегий проведения исследований, организации процесса принятия решения.

3.2.Уметь:
3.2.1.
УК-1.2.Уметь: принимать конкретные решения для повышения эффективности процедур анализа проблем, принятия решений и разработки стратегий.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3.Владеть: методами установления причинно-следственных связей и определения наиболее значимых среди них; методиками постановки цели и определения способов ее достижения; методиками разработки стратегий действий при проблемных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований. Методология научных исследований в экономике: принципы построения. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации.
1.1. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Лекции 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.3. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией Сам. работа 1 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Лекции 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.5. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.6. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Методы сбора данных в научных исследованиях Лекции 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Методы сбора данных в научных исследованиях Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.9. Методы сбора данных в научных исследованиях Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.10. Методы обработки собранных данных в научных исследованиях Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.11. Методы обработки собранных данных в научных исследованиях Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.12. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.13. Методы производства новых научных знаний (методы познания) Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.14. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Практические 1 0 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.15. Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Практические 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.17. Методология научных исследований в экономике: принципы построения Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Лекции 1 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л2.1, Л1.2
1.19. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Практические 1 0 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.20. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации Сам. работа 1 12 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Материалы для прохождения итоговой аттестации размещены на платформе Цифровой университет АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3580

При рассмотрении содержания понятия «наука» осуществляется подходы:
а) структурный
б) организационный
в) функциональный
г) структурный, организационный и функциональный *

Исходя из результатов деятельности, наука может быть:
а) фундаментальная
б) прикладная
в) в виде разработок
г) фундаментальная, прикладная и в виде разработок *

Основное внимание Министерство высшего образования и науки РФ уделяет финансированию научно-исследовательских работ:
а) фундаментальных *
б) прикладных
в) разработок

В общем объеме финансирования НИР удельный вес исследований, выполняемых финансово-экономическими вузами:
а) высокий
б) средний
в) незначителен *

Экономический эффект определяется по:
а) фундаментальным и поисковым НИР
б) прикладным НИР и научным разработкам *

Функцией науки в обществе является…
а) создание грамотного, «умного» общества
б) построение эффективной работы социума
в) описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею (наукой) законов *
г) создание базы для дальнейших научных исследований

Науки об обществе называются…
а) общественные науки
б) философские науки
в) технические науки
г) естественные науки

Какие науки направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды?
а) прикладные науки
б) фундаментальные науки *
в) технические науки
г) естественные науки

Какие науки направлены на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач?
а) прикладные науки *
б) фундаментальные науки
в) технические науки
г) естественные науки

Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования, это …
а) научное направление *
б) научная теория
в) научная концепция
г) научный эксперимент

Все методы научного познания разделяют на группы по степени общности и широте применения. К таким группам методов НЕ относятся:
а) философские
б) общенаучные
в) частнонаучные
г) дисциплинарные
д) определяющие *

К общелогическим методам и приемам познания НЕ относится:
а) анализ
б) синтез
в) абстрагирование
г) эксперимент *

Отличительными признаками научного исследования являются:
а) целенаправленность
б) поиск нового
в) систематичность
г) строгая доказательность
д) все перечисленные признаки *

Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?
а) целенаправленность
б) поиск нового
в) бессистемность *
г) доказательность

Что из перечисленного ниже НЕ является отличительным признаком научного исследования?
а) целенаправленность
б) поиск нового
в) систематичность
г) бездоказательность *

Обычно научное исследование состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний?
а) подготовительный
б) творческий *
в) исследовательский
г) заключительный

Определение объекта и предмета, цели и задач происходит на _______________ этапе научного исследования.
а) подготовительном *
б) втором
г) исследовательском
г) заключительном

Разработка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
а) подготовительном *
б) втором
г) исследовательском
г) заключительном

Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
а) подготовительном
б) на всех этапах
г) исследовательском *
г) заключительном

Формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе научного исследования.
а) подготовительном
б) на всех этапах
г) исследовательском *
г) заключительном

Обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций происходит на _______________ этапе научного исследования.
а) подготовительном
б) на всех этапах
г) исследовательском *
г) заключительном

Внедрение результатов исследования в практику происходит на _______________ этапе научного исследования.
а) подготовительном
б) втором
г) исследовательском
г) заключительном *

Проблема научного исследования – это…
а) то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке *
б) то, что не получается у автора научного исследования
в) источник информации, необходимой для исследования
г) более конкретный источник информации, необходимой для исследования

Тема научного исследования – это…
а) уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел *
б) то, что предстоит открыть, доказать, нечто неизвестное в науке
в) источник информации, необходимой для исследования
г) более конкретный источник информации, необходимой для исследования


При выборе темы исследования имеют значение критерии:
а) практическая значимость и перспективность*
б) наличие гипотезы
в) правовое обеспечение

Библиография – это…
а) краткая характеристика книги, статьи, рукописи, в которой излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено
б) процесс литературной обработки письменной работы для приведения ее содержания в соответствие с требованиями
в) перечень книг и статей, использованных в работе *
г) деление текста на логически самостоятельные составные части


Система знаний о природе, обществе и мышлении, накопленных человечеством в ходе общественно-исторической жизни, которая представляет собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, объективных знаний – это ________________ (ответ: наука).

Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению - это _____________. (ответ: наука)

Систему последовательно используемых приемов и последовательность действий по исследованию явлений и процессов – это ________________ научного исследования (ответ: методика).


Совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов – это _________________ (ответ: метод).

Сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе, мышлении – это __________ (ответ: наука).

Учение о принципах, формах, методах познания и преобразования действительности, применении принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике - это ___________________ (ответ: методология).

Основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы – это _____________ исследования (ответ: замысел).

Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета – это _________________ (ответ: синтез).

Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый – это ___________ (ответ: аналогия)

Метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей – это ________________ (ответ: моделирование)

Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям – это ________________ (ответ: дедукция)

Целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий – это научное _______________ (ответ: исследование)

Физическая или иная среда, в которой проявилось несоответствие желаемого состояния с действительным, т.е. появилась проблема – это __________ научного исследования (ответ: объект)

Область, сфера, содержащая проблему научного исследования – это __________ научного исследования (ответ: предмет)

Краткая и точная формулировка того, что автор намеревается сделать в рамках исследования – это _______ научного исследования (ответ: цель).

Предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений - это __________ научного исследования (ответ: гипотеза).

Один из основных эмпирических методов научного исследования, предполагающий целенаправленное изучение предметов, которое опирается в основном на данные органов чувств – это _____________ (ответ: наблюдение).

один из основных эмпирических методов научного исследования, предполагающий активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса – это __________ (ответ: эксперимент)


Научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам – это __________ (ответ: монография).

Сжатая характеристика научного исследования (например, статьи), в которой перечисляются основные проблемы, рассматриваемые в нем – это _____________ (ответ: аннотация).

Критический обзор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов – это __________ (ответ: рецензия).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Задание предусматривает на основе выбора темы будущей магистерской диссертации описание применительно к ней следующих элементов:
1. Название темы: приводится формулировки выбранной темы магистерской диссертации.
2. Описание решаемой в магистерской диссертации проблемы и ее актуальность: текст объемом до 1 страницы машинописного теста.
3. Определение цели исследования, проводимого в магистерской диссертации: формулировка цели
4. Определение задач исследования магистерской диссертации: формулировка задач исследования (не менее 5).
5. Определение предмета исследования магистерской диссертации: формулировка предмета исследования.
6. Определение объекта исследования магистерской диссертации: описание объекта исследования.
7. Определение объекта наблюдения магистерской диссертации: описание объекта наблюдения (при необходимости).
8. Методология исследования: описание предполагаемых медов исследования в части теории и изучения объекта исследования.
9. Информационная база магистерской диссертации: дается описание предполагаемых источников информации, используемых при написании магистерской диссертации.
10. Содержание магистерской диссертации: приводятся формулировки глав и подглав магистерской диссертации.
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ПОРЯДОК ОПИСАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ И ИХ НУМЕРАЦИЮ.

Критерии оценивания

Отлично: Студентом собрана и проанализирована актуальная информация по изучаемой теме. Описание полностью отражает содержание вопроса, оформлено в соответствие с требованиями, написан самостоятельно и своевременно.

Хорошо: Студентом собрана и проанализирована актуальная информация по изучаемой теме. Описание не полностью отражает содержание вопроса, имеются незначительные погрешности в оформлении в соответствие с требованиями, написано самостоятельно и своевременно.

Удовлетворительно: Студентом собрана и проанализирована недостаточно актуальная информация по изучаемой теме. Описание не полностью отражает содержание вопроса, имеются значительные погрешности в оформлении в соответствие с требованиями, либо написано и представлено на проверку не своевременно.

Неудовлетворительно: Студентом задание не выполнено.

Материалы для прохождения итоговой аттестации размещены на платформе Цифровой университет АлтГУ: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3580
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Беляев В.И. Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие [для магистрантов] М.: КноРус, 2012
Л1.2 Лебедев, С. А. Методология научного познания: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://cordis.lu/innovation, CommunityResearch & Development Information Service
Э2 www.arist.com
Э3 www.epo.org
Э4 worldwidescience.org
Э5 www.sci-innov.ru
Э6 www.rfbr.ru/rffi/ru
Э7 fasi.ru
Э8 www.rosrid.ru
Э9 Методология научных исследований в экономике portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание магистранта сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях магистрант некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МАГИСТРАНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления магистрантами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации магистрантов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.
Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, магистранты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет магистрантам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим занятиям использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Магистранты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого практического занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос магистрантам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ.

В процессе освоения данного курса магистранты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей магистрантов. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа магистрантов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня магистранта;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей магистранта, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей магистрант должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа магистранта делится на аудиторную – во время которой магистрант составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания магистрант конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.