МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансы бизнеса: теория и практика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.04.08. Финансы и кредит
ПрофильБизнес и финансовая аналитика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz38_04_08_Финансы и кредит_БиФА-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 153
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент , Лепешкина С.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент , Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Финансы бизнеса: теория и практика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 991)

составлена на основании учебного плана:
38.04.08 Финансы и кредит
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2020 г. № 5
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2020 г. № 5
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширить знания менеджеров информационных, маркетинговых, производственных и прочих подразделений компаний в сфере финансирования бизнеса, что позволит им лучше понимать стратегию компании, принимать решения, ориентированные на конечный результат, разрабатывать систему стимулирования сотрудников с учетом их вклада в рост ценности бизнеса

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен осуществлять проектное управление, построение экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей для целей деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы корпоративных финансов, современные методы управления
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью использовать современные методы управления корпоративными финансами для решения стратегических задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия финансов бизнеса
1.1. Базовые финансовые концепции и инструменты Лекции 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Базовые финансовые концепции и инструменты Практические 1 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Базовые финансовые концепции и инструменты Сам. работа 1 45 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Финансовые технологии в системе управления бизнесом Лекции 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Финансовые технологии в системе управления бизнесом Практические 1 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Финансовые технологии в системе управления бизнесом Сам. работа 1 50 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Финансовый механизм бизнеса Лекции 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Финансовый механизм бизнеса Практические 1 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Финансовый механизм бизнеса Сам. работа 1 42 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.10. Промежуточная аттестация Сам. работа 1 16 ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3479

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция
ПК-3: Способен осуществлять проектное управление, построение экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей для целей деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления

1. ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬_______________ - это совокупность действий, имеющих временный характер и общую цель по созданию уникального продукта, услуги или любых других уникальных результатов (проект).
2. Особенностями проектного управления являются (несколько ответов):
а) для выполнения задач привлекается постоянный персонал;
б) направленность на достижение конкретной, заранее определенной цели
в) все позиции планируются, а под них расписываются ресурсы;
г) производится детальное планирование необходимых ресурсов, под которые подгоняются процессы;
д) надежность всех действий предсказуема в связи с достижением поставленного результата
3. ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬______________ – это набор мероприятий, которые регулярно повторяются, потребляют необходимые ресурсы и создают необходимый потребителю, но не уникальный продукт (бизнес-процесс).
4. Для целей прогнозирования выручки, денежного потока, прибыли и осуществлении расчета, как изменения на рынке или внутри компании отразятся на её финансовом положении используется ____________________ (финансовая модель)
5. При формировании финансовой модели, платежи поставщикам (подрядчикам) и работникам организации в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов, в том числе затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы относятся к денежным потокам от____________________ (инвестиционных операций);
6. Предоставление денежных средств юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров носит название _____________ (субсидия)
7. Организационно-управленческая модель в которой деятельность разделена множество структурных единиц, а основой деления могут быть продукты, рыночные сегменты, географическое положение и т.д. носит название (ед. число, им. падеж) ________________ (дивизиональная).
8. При предоставлении субсидий, согласно ст. 78 БК РФ, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является:
а) включение организации и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям) в список организаций, обязанных получить субсидию, закрепляемый на законодательном уровне;
б) согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям);
в) определение финансово-кредитной организации на счет которой будут предоставлены средства для организации-получателя субсидии.
9. Сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком, и берущий на себя ответственность за выполнение работ и услуг по контракту, называется (ед. число, именительный падеж) - ________________ (конрактор).
10. Отличие финансовой модели от бизнес-модели заключается в том, что:
а) различий нет, финансовая модель – это тоже самое, что и бизнес-модель только в денежном выражении
б) бизнес модель описывает основных партнеров по бизнесу, а финансовая - стейкхолдеров
в) бизнес-модель — что, кому, как продавать, и насколько это выгодно, а финансовая модель — какими силами и с каким финансовым результатом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к экзамену
1. Внешняя экономическая среда бизнеса и корпоративные финансы.
2. Максимизация стоимости бизнеса – ключевая цель собственников.
3. Управление стоимостью как стратегическая цель корпорации.
4. Финансовая отчетность как основа для принятия управленческих решений.
5. Денежные потоки корпорации и их классификация.
6. Свободный денежный поток.
7. Понятие и классификация показателей стоимости.
8. Цена источников собственного капитала.  
9. Средневзвешенная и предельная цена капитала. 1
0. Структура и цена заемного капитала корпорации.
11. Подходы и методы оценки стоимости бизнеса.
12. Стратегия устойчивого роста корпорации.
13. Характеристика финансовых инструментов.
14. Доходность и стоимость финансовых инструментов с фиксированным доходом.
15.Доходность и стоимость финансовых инструментов с переменным доходом.
16. Место финансовых рисков в системе предпринимательских рисков.
17.Финансовые риски. Сущность и виды.
18.Основные методы и правила управления финансовыми рисками.
19.Методы оценки финансовых рисков.
20.Способы снижения финансовых рисков.
21.Место финансовых рисков в системе предпринимательских рисков.
22.Финансовые риски. Сущность и виды.
23.Основные методы и правила управления финансовыми рисками.
24.Методы оценки финансовых рисков.
25.Способы снижения финансовых рисков.
26.Понятие, классификация инвестиционного портфеля.
27. Этапы формирования инвестиционного портфеля. Портфельные стратегии, применяемые при инвестировании в финансовые активы.
28. Оценка риска и доходности портфеля. Эффект диверсификации.
29. Модели ценообразования активов на рынке капиталов.
30. Понятие, классификация инвестиций.
31. Сущность инвестиционных решений, критерии их оценки.
32. Оценка финансовой состоятельности и экономической эффективности инвестиций с помощью статических и динамических методов.
33. Альтернативные подходы к экономической оценке инвестиций.
34. Прогноз денежных потоков инвестиционного проекта.
35.Оптимизация бюджета капитальных вложений.
36. Источники финансирования корпорации.
37. Бюджетное финансирование корпораций.
38. Собственные источники финансирования корпораций.
39. Лизинг как источник финансирования корпорации.
40. Структура капитала и его цена.
41. Теории структуры капитала.
42. Факторы, влияющие на выбор источника финансирования.
43. Теории структуры капитала.
44. Методы управления структурой капитала.
45. Выбор оптимальной структуры капитала.
46. Дивидендная политика и факторы, определяющие ее выбор.  
47. Типы дивидендов.
48. Теории дивидендной политики.
49.Реорганизация и реструктуризация бизнеса.
50.Финансовые аспекты реструктуризации.
51.Причины изменения стоимости компаний при разных типах слияний.
52.Синергетический эффект как результат операций слияния или поглощения
Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


Приложения
Приложение 1.   ФОС финансы бизнеса.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ибрагимов Р.Г. КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ. ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ И ЦЕННОСТЬ ФИРМЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р.Г. Ибрагимов Корпоративные финансы. Финансовые решения и ценность фирмы : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Блоги о финансах:практические кейсы, аналитика, исследования portal.edu.asu.ru
Э2 https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3479
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.