МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансовый учет и отчетность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.04.08. Финансы и кредит
ПрофильБизнес и финансовая аналитика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz38_04_08_Финансы и кредит_БиФА-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Межова А.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Финансовый учет и отчетность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 991)

составлена на основании учебного плана:
38.04.08 Финансы и кредит
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются: формирование в процессе обучения у студентов знаний о функциональном предназначении финансового учета, принципах его организации и ведения, способах классификации, а также овладение теоретическими основами и практическими навыками экономического анализа деятельности предприятия,основными принципами и методологией составления бухгалтерской финансовой отчетности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен осуществлять сбор и обработку различных источников информации для финансово-экономических расчетов деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать: способы сбора и обработки данных.
источники информации для проведения финансово-экономических расчетов
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь: собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных формах отчетности и прочих отечественных и зарубежных источниках;
понимать и анализировать различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть: выявления тенденций в развитии финансовых процессов; проведения исследований в области деятельности организации, анализа результатов их деятельности и подготовки данных для составления финансовых документов
методами анализа источников информации для проведения финансово-экономических расчетов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: общие требования, состав, характеристики
1.1. Тема 1.Бухгалтерская (финансовая) отчетность: общие требования, состав, характеристики Лекции 1 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Тема 1.Бухгалтерская (финансовая) отчетность: общие требования, состав, характеристики Практические 1 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Тема 1.Бухгалтерская (финансовая) отчетность: общие требования, состав, характеристики Сам. работа 1 26 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Тема 2.Бухгалтерский баланс Лекции 1 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Тема 2.Бухгалтерский баланс Практические 1 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Тема 2.Бухгалтерский баланс Сам. работа 1 26 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Тема 3.Отчет о финансовых результатах Лекции 1 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Тема 3.Отчет о финансовых результатах Практические 1 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.9. Тема 3.Отчет о финансовых результатах Сам. работа 1 25 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.10. Тема 4.Отчет об изменениях капитала Лекции 1 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.11. Тема 4.Отчет об изменениях капитала Практические 1 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.12. Тема 4.Отчет об изменениях капитала Сам. работа 1 20 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.13. Тема 5.Отчет о движении денежных средств Лекции 1 1 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.14. Тема 5.Отчет о движении денежных средств Практические 1 2 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.15. Тема 5.Отчет о движении денежных средств Сам. работа 1 24 ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Сущность и концепция МСФО
1.Что представляют собой МСФО?
2.Необходимость интерпретаций, разработанных Постоянным комитетом по интерпретациям при Комитете (Совете) поМСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee (IFRIC))
3.Поясните,почему в систему МСФО входит два вида стандартов?
4.Какие стандарты учета применяются в США?
5.Какие модели бухгалтерского учета применяются в настоящее время?
6.Краткая история становления и развития КМСФО.
7.Дайте характеристику КМСФО.
8.Цели и функции Попечительского совета КМСФО.
9.Цель деятельности Комитета по интерпретациям МСФО?
10.Принципы, на которых основаны международные стандарты.
11.Перечислите качественные характеристики информации.
12.Когда был разработан Международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий?
13.Дайте характеристику форм применения МСФО в различных странах.
14.Краткая история становления и развития МСФО в России
15.Плюсы и минусы внедрения МСФО для российских компаний
16.Международная стандартизация бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Финансовая отчетность по МСФО
1.Состав совокупной прибыли.
2.Финансовая отчетность общего назначения.
3.Какие формы финансовой отчетности включает полныйкомплект отчетности?
4.Какие модели отчета о финансовом состоянии предусмотрены МСФО?
5.Компоненты прочей совокупной прибыли.
6.Какие подходы применяются при составлении отчета о прибыли или убытке согласно МСФО 1?
7.Что следует отражать в Отчете об изменениях собственного капитала?
8.Определение эквивалентов денежных средств.
9.Что понимают под денежными потоками?
10.Какие операции относят к неденежным операциями?
11.Какие виды деятельности отражаются в Отчете о движении денежных средств?
12.Примеры движения денежных средств в результате операционной деятельности.
13.Примеры движения денежных средств в результате инвестиционной деятельности.
14.Примеры движения денежных средств в результате финансовой деятельности.
15.Какие методы применяют при составлении Отчета о движении денежныхсредств?
16.Какой метод применяют при отражении информации о движении денежных средств в результате инвестиционной и финансовой деятельности.?
17.Какую информацию отражают в примечаниях к финансовой отчетности?
18.Критерии выделения сегментов деятельности.
Учет основных средств в соответствии с МСФО
1.Задачи учета основных средств в соответствии с МСФО 16 "Основные средства".
2.Стоимость, которая амортизируется согласно МСФО 16 и ПБУ 6/01?
3.Определение ликвидационной стоимости согласно МСФО 16 и ПБУ 6/01?
4.Состав первоначальная стоимость объекта основных средств согласно МСФО 16.
5.Методы начисления амортизации согласно МСФО 16 и ПБУ 6/01?
6.Основные требования к раскрытию информации в финансовой отчетности согласно МСФО 16.
7.Дата начала начисления амортизации согласно МСФО 16 и ПБУ6/01?
8.Сущность метода амортизации снижения остатка.
9.Сущность метода амортизации -метод единиц продукции.
10.Определение справедливой стоимости.
Учет нематериальных активов в соответствии с МСФО
1.Определение нематериальных активов всоответствии с МСФО 38
2.При каких условиях нематериальный актив отражают в балансе?
3.При каких условиях в соответствии с МСФО 38 затраты на объект нематериальных активов следует признавать расходами на момент понесения этих расходов?
4.Порядок оценки нематериальных активов после их признания?
5.Какие нематериальные активы могут быть объектом переоценки?
6.Какие нематериальные активы в соответствии с МСФО 38 подлежат амортизации?
7.Определение ликвидационной стоимости нематериального актива.
8.Период полезного использования нематериального актива это....?
9.С учетом каких экономических и правовых факторов определяют период полезного использования нематериального актива?
10.Когда следует начинать начисление амортизации нематериального актива?
11.Как определяют финансовый результат от прекращения признания нематериального актива?
12.Сущность понятий «исследование» и « разработка».
13.Сущность признание и первоначальная оценка нематериальных активов
14.Амортизация и прекращение признания нематериальных активов
15.Сравнительная характеристика нематериальных активов по МСФО и ПБУ
Учет запасов в соответствии сМСФО
1.Дайте определение запасов в соответствии с МСФО 2.
2.Как определяется чистая реализационная стоимость запасов по МСФО 2?
3.Когда приобретенные запасы признаются активом?
4.Определение нормальной мощности по МСФО 2.
5.Какие два метода определения себестоимости предлагает МСФО 2?
6.В чем отличия оценки запасов по МСФО 2 и ПБУ5/01?
7.Сущность признание и первоначальная оценка запасов
8.Оценка запасов на отчетную дату
9.Сравнительная характеристика МСФО 2 и ПБУ5/01
Характеристика отражения выплат работникам по МСФО
1. Цель МСФО No19 «Вознаграждения работникам».
2.Виды вознаграждений работникам согласно МСФО19.
3.Виды пенсионных планов.
4. В чем заключается сущность выходного пособия?
5. Виды краткосрочных отпусков.
6. Виды накапливаемых отпусков.
7. Что включают компенсационные выплаты долевыми инструментами?
8 Дайте определение понятия вознаграждения работникам.
9. Приведите примеры краткосрочных вознаграждений работникам.
10.Перечислите критерии признания и приведите методику оценки краткосрочных вознаграждений работникам.
11 Сравните планы вознаграждений по итогам трудовой деятельности –формализованные и неформализованные.
12. Выявите различия между пенсионными планами с установленными взносами и пенсионными планами с установленными выплатами.
13. Дайте характеристику планов участия в прибыли и премии.
14. Перечислите раскрытия информации в отчетности о вознаграждениях работников.
15. Дайте определения: отчисления в пенсионный фонд, участники, чистые активы пенсионного плана, актуарная дисконтированная стоимость причитающихся пенсий, гарантированные пенсии.
16. Опишите алгоритм проведения актуарных оценок.
17. Перечислите раскрытия информации в отчетности по планам пенсионного обеспечения.
Отражение влияния колебания курсов валют и инфляции по МСФО
1.Сущность понятия функциональная валюта.2.Определение и виды курсовых разниц
3.Основные аспекты учета операций в иностранной валюте.
4.Дайте характеристику монетарных статей.5.Дайте характеристику немонетарных статей.
6.Охарактеризуйте процедуру перевода отчетности в валюту гиперинфляционной экономики
7.Какие основные факторы необходимо рассматривать для определения функциональной валюты ?
8.Сравнить требования МСФО 21 и ПБУ 3/06.
9.Дайте определения: курсовая разница, закрывающий курс, зарубежная деятельность, чистая инвестиция в зарубежную деятельность.
10.Опишите различия функциональной валюты и валюты представления.
11.Изложите порядок отражения в функциональной валюте операций в иностранной валюте: первоначальное признание и последующее отражение в отчетности.
12.Охарактеризуйте признание курсовых разниц. 13.Опишите порядок использования валюты представления, отличной отфункциональной валюты.
14.Перечислите требования к раскрытию информации об эффектах изменениявалютных курсов
15.Составьте алгоритм пересмотра финансовой отчетности в условияхгиперинфляции
Порядок оценки и признания дохода по МСФО
1.Определение дохода от основной деятельности.
2.Составляющие дохода от прочих операций
3.Критерии признания дохода.
4.Классификация видов деятельности по которым признается доход?
5.Как определяют доход от предоставления услуг?
6.Методы учета скидок в мировой практике.
7.Порядок применения счетов 99 и 84.
8.Отличия в оценке выручки по ПБУ и МСФО.
9.Критерии признания выручки по МСФО и ПБУ
Учет обеспечений, условных обязательств и активов по МСФО
1.Дайте определение «обеспечения»
2.Вероятность выбытия ресурсов, воплощающих экономические выгоды
3.Определите сущность понятия «обязательство»
4.По какой стоимости признаются обеспечения долгосрочных обязательств ?
5.Какое обеспечение гарантийного ремонта дисконтируется:в течение 12 месяцев с даты продажи продукции или обеспечение гарантийного ремонта втечение срока свыше одного года ?
6.Что такое условное обязательство согласно МСФО?
7.Что такое конструктивных обязательство?
8.Приведите примеры конструктивных обязательств.
9.Почему условные обязательства не признаются как обязательства в балансе?
10.Что такое юридическое обязательство?
Переход предприятий наМСФО
1..Основные этапы по переходу на МСФО
2.Учетная политика и переход на МСФО
3.При каких условиях финансовая отчетность будет считаться впервые подготовленной по МСФО?
4.Промежуточная финансовая отчетность по МСФО
5.Состав первой финансовой отчетности по МСФО
6.Основные принципы составления отчетности по МСФО
7.Два варианта предоставления финансовой отчетности за промежуточный период.
8.Состав сокращенной финансовой отчетности за промежуточный период.
9.Полный перечень финансовой отчетности по МСФО.
10.Какими способами должны оцениваться признанные активы и обязательства в соответствии с МСФО?
11.Сущность метода начислений.
12.Периодичность составления отчетности по МСФО
13.Сущность принципа непрерывности.
14.Что предполагает достоверность отчетности?




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1.Понятие и назначение бухгалтерской отчетности2.Виды бухгалтерской отчетности3.Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности4.Адреса и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности 5.Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности6.Общие требования (правила) формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности7.Принципы формирования бухгалтерской отчетности 8.Элементы бухгалтерской (финансовой) отчетности организации9.Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности10.Реформирование бухгалтерской (финансовой)отчетности организации 11.Инвентаризация как обязательная процедура перед составлением бухгалтерской отчетности12.Исправление ошибок, выявленных в бухгалтерской отчетности13.Аудит бухгалтерской отчетности14.Публичность бухгалтерской отчетности15.Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность: понятие, состав и сроки представления16.Нормативное регулирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ17.Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике18.Виды бухгалтерских балансов19.Структура бухгалтерского баланса организации20.Правила оценки статей внеоборотных активов бухгалтерского баланса
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для проведения текущей аттестации
Технология входного контроля предполагает проведение тестирования.Оценивание входного тестирования осуществляется по номинальной шкале –за правильный ответ к каждому заданию выставляется один балл, за не правильный –ноль. Общая оценка каждого теста осуществляется в отношении количества правильных ответов к общему числувопросов в тесте (выражается в процентах). Тест считается пройденным (оценка «зачтено»,) при общей оценке 75%.Количество попыток прохождения теста –одна. Время прохождения теста – 20 минут.
Устный опросТехнология оценивания устного опроса: так как в рамках процедуры опроса студент получает несколько вопросов в случайном порядке, то оценка результатов опроса связана с оценкой полноты и точности ответа на поставленные вопросы по четырехбальной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».Критерии формирования оценок при устном опросе:–«отлично» –ответы на вопросы даны полностью (90-100%);–«хорошо» –вопросы раскрыты на 70-89% достаточно оперативно, т.е. студент понимает и может, в основном, изложить суть рассматриваемой проблемы (вопросов);–«удовлетворительно» –ответ поверхностно раскрывает суть вопроса (на 50-69%) и потребовалось достаточно продолжительное время, что бы его сформулировать;
–«неудовлетворительно» –студент отказался от ответа на вопрос или ответил не правильно и не отреагировал на наводящие вопросы.Количество попыток ответов на вопрос при опросе –одна.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Литвиненко М.И. КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ СТАНДАРТАМИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воронченко Т.В. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Воронченко Т.В. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины "Финансовый учет и отчетность" составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и семинары) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
Основной целью лекционных занятий является формирование у студентов системы компетенций по основным теоретическим аспектам риск-менеджмента и страхования.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на тестовые задания;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в виде экзамена. Студент допускается к экзамену при условии выполенения заданий текущего контроля.