МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Предпринимательство

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.04.08. Финансы и кредит
ПрофильБизнес и финансовая аналитика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz38_04_08_Финансы и кредит_БиФА-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 153
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент , Лепешкина С.В.;к.э.н., Доцент, Деркач Н.О.

Рецензент(ы):
д.э.н., Зав. кафедрой , Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Предпринимательство

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 991)

составлена на основании учебного плана:
38.04.08 Финансы и кредит
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 03.02.2023 г. № 3
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 03.02.2023 г. № 3
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование у обучающихся управленческих, экономических и правовых знаний и навыков, необходимых для организации эффективной предпринимательской деятельности
- формирование у обучающихся навыков применения цифровых технологий в контексте осуществления предпринимательской деятельности
- формирование навыков использования полученных знаний в научной и практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен обосновывать и принимать финансово-экономические и организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности.
ОПК-4.1 Знает методологические (экономические и правовые) основы проектной и процессной деятельности, инновационного и стратегического управления
ОПК-4.2 Умеет проектировать организационные изменения
ОПК-4.3 Способен руководить проектной и процессной деятельностью в организации с использованием современных практик управления
ПК-3Способен осуществлять проектное управление, построение экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей для целей деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления
ПК-3.1 Знать: нормативные и методические документы по оценке проектных решений
ПК-3.2 Уметь: осуществлять самостоятельно или руководить подготовкой заданий и разработкой финансовых аспектов проектных решений
ПК-3.3 Владеть: навыками подготовки заданий и разработкой финансовых аспектов проектных решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методические подходы к процедурам подготовки и принятия решений организационно-управленческого характера, порядок поведения в нестандартных ситуациях;
нормативные и методические документы по оценке проектных решений
3.2.Уметь:
3.2.1.аргументированно обосновать стратегию поведения экономических агентов на различных сегментах финансового рынка и публично представить обоснование; определить стратегию поведения экономических агентов на различных сегментах финансового рынка; осуществлять самостоятельно или руководить подготовкой заданий и разработкой финансовых аспектов проектных решений;
осуществлять самостоятельно или руководить подготовкой заданий и разработкой финансовых аспектов проектных решений

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки заданий и разработкой финансовых аспектов проектных решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природа предпринимательства. Организация предпринимательской деятельности. Бизнес-моделирование. Внутрифирменное предпринимательство. Конкуренция и конкурентоспособность предпринимателя. Государственная поддержка субъектов предпринимательской деятельности. Регулирование предпринимательской деятельности государством.
1.1. Понятие и характеристики предпринимательства Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие и характеристики предпринимательства Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие и характеристики предпринимательства Сам. работа 2 24 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Поиск бизнес-идеи и бизнес-моделирование Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Поиск бизнес-идеи и бизнес-моделирование Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Поиск бизнес-идеи и бизнес-моделирование Сам. работа 2 24 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Организация предпринимательской деятельности Лекции 2 0,5 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Организация предпринимательской деятельности Практические 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Организация предпринимательской деятельности Сам. работа 2 24 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Внутрифирменное предпринимательство Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Внутрифирменное предпринимательство Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.12. Внутрифирменное предпринимательство Сам. работа 2 24 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.13. Конкуренция и конкурентоспособность предпринимателя Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.14. Конкуренция и конкурентоспособность предпринимателя Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.15. Конкуренция и конкурентоспособность предпринимателя Сам. работа 2 24 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.16. Государственная поддержка субъектов предпринимательской деятельности Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.17. Государственная поддержка субъектов предпринимательской деятельности Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.18. Государственная поддержка субъектов предпринимательской деятельности Сам. работа 2 17 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.19. Регулирование предпринимательской деятельности государством. Ликвидация и реорганизация предпринимательской структуры Лекции 2 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.20. Регулирование предпринимательской деятельности государством. Ликвидация и реорганизация предпринимательской структуры Практические 2 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.21. Регулирование предпринимательской деятельности государством. Ликвидация и реорганизация предпринимательской структуры Сам. работа 2 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10349

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов или краткий ответ)

1. Предпринимательская деятельность – это деятельность, направленная на:
а) использование наемного труда;
б) систематическое получение прибыли;
в) периодическое получение прибыли;
г) удовлетворение запросов органов государственной власти.
2. Имущественная ответственность индивидуального предпринимателя при осуществлении деятельности ограничивается:
а) суммой вклада предпринимателя в осуществление деятельности;
б) суммой денежных средств на всех банковских счетах за вычетом кредитов;
в) суммой личного имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
г) суммой всего личного имущества предпринимателя
3. При выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать:
а) климатические условия региона, в котором будет осуществлять свою деятельность предприниматель;
б) возможность самостоятельно распоряжаться доходами;
в) систему налогообложения, используемая при реализации предпринимательской идеи;
г) потребности экономики в получении услуг надлежащего качества;
д) место обязательной регистрации;
ж) объем финансовой ответственности;
з) устанавливаемый объем вознаграждения за оказываемые услуги.
4. К предпосылкам формирования бизнес-идеи относятся:
а) наличие свободных ниш в экономике;
б) личные предпочтения в потреблении предпринимателя;
в) необходимость реализации социальных функций;
г) низкий уровень потребления в экономике;
д) инновационная составляющая развития экономики.
5. Методы мышления, направленные на устранение инерции мышления и увеличить число выдвигаемых идей называется_______________________________.
6. Методика, позволяющая визуализировать мышление и, определяя центральную идею, формировать вокруг нее дополнительные называется:
а) ментальные карты;
б) мозговой штурм;
в) обратной мозговой атаки;
г) корабельный совет.
7. Основным сервисом, использующим визуализацию предпринимательских идей в виде диаграмм или графиком, идеальной подходящим для реализации метода выбора предпринимательской идеи методом «ментальная карта» является:
а) Slack;
б) Trello;
в) XMind
8. Социальное предпринимательство согласно законодательства РФ, это деятельность направленная на:
а) решение социальных проблем общества;
б) решение технологических проблем общества, имеющих социальную направленность;
в) решение экологических проблем общества.
9. Канбан-доска, используемая в цифровом сервисе «Trello», основывается на составляющих:
а) лимиты незавершенной работы;
б) точка принятия обязательств;
в) точка поставки продукта;
г) столбы;
д) видимые сигналы;
е) все вышеперечисленное.
10. Ограничения незавершенной работы в цифровом сервисе «Trello» - это:
а) выбор командой идеи в ограниченный срок, после чего начинается работа над проектом;
б) ограничение на количество карточек в столбцах;
в) время завершения работы командой.
11. Государственная регистрация для осуществления предпринимательской деятельности необходима
а) только юридическим лицам
б) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем
в) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и самозанятым
12. Самозанятые – это физические лица, плательщики налога на __________________ доход
13. Порядок государственной регистрации регламентируется
а) Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
б) Гражданским кодексом Российской Федерации
в) Приказом Федеральной налоговой службы «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
14. Подать документы на государственную регистрацию соискатели могут
а) только в бумажном виде
б) только в электронном виде
в) как в бумажном, так и в электронном виде
15. Государственную регистрацию осуществляется
а) налоговыми инспекциями Федеральной налоговой службы
б) многофункциональными центрами
в) налоговыми органами, многофункциональными центрами, нотариусами
16. Государственная пошлина при государственной регистрации
а) уплачивается в любом случае
б) уплачивается только при подаче документов в бумажном виде
в) не уплачивается
17. Сколько дней отводится на проверку документов при государственной регистрации
а) Три календарных дня
б) Пять рабочих дней
в) Три рабочих дня
18. Данные о государственной регистрации юридических лиц заносятся
а) в Единый государственный реестр субъектов предпринимательской деятельности
б) в Единый государственный реестр юридических лиц
в) в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
19. Самозанятые
а) могут нанимать сотрудников
б) должны быть зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя
в) не могут нанимать сотрудников
20. Эксперимент по введению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
а) проводится только в 10 регионах
б) проводится до 31 декабря 2028 года включительно
в) проводится только для молодежи от 20 до 35 лет
21. Проектное управление осуществляется
а) на основе функционального подхода
б) на основе процессного подхода
в) на основе комбинированного подхода
22. Бизнес-процессы – это определенная последовательность действий, нацеленных на достижение _________________ результата
23. На достижение основной цели предпринимательской деятельности – получение дохода и прибыли ориентированы (выбрать 2 правильных варианта ответа)
а) основные
б) вспомогательные
в) процессы развития
г) обеспечивающие
д) сопутствующие
24. Третья стадия управления бизнес-процессами – это
а) моделирование
б) контроль
в) исполнение
25. К показателям бизнес-процесса относятся
а) показатели удовлетворенности владельца бизнес-процесса
б) показатели удовлетворенности потребителя
в) показатели удовлетворенности поставщика ресурсов
26. _______________________ моделирование – моделирование исполнения бизнес-процессов в различных условиях внешней и внутренней среды с анализом их динамических характеристик
27. Наиболее наглядным методом моделирование является
а) табличный метод
б) метод сценариев
в) графический метод
28. Графические пакеты, позволяющие как создавать модели, так и анализировать их в процессе исполнения и контроля
а) стандартные графические пакеты
б) программное обеспечение для анализа процессов
в) процессно-ориентированное программное обеспечение
29. Приобретение оргтехники для управленческого персонала
а) сопутствующий
б) вспомогательный
в) обеспечивающий
30. Программные продукты для моделирования бизнес-процессов бывают
а) только платные
б) только бесплатные
в) как бесплатные, так и платные
31. Одним из ключевых инструментов создания бизнес-моделей является:
а) визуализация;
б) сторителлинг;
в) практическое применение;
32. В процессе утверждения и согласования бизнес-модели должны обязательно принимать участие:
а) все владельцы бизнеса;
б) наемные топ-менеджеры;
в) инвесторы.
33.Упрощенное описание бизнес-идеи – это:
а) бизнес-план;
б) бизнес-модель;
в) стратегия бизнеса.
34. Сколько структурных блоков канвы бизнес-модели выделяют А. Остервальдер и И. Пинье?
а) 7;
б) 6;
в) 9.
35. Для поддержания образования и развития инновационного предпринимательства создан фонд, который называется _________________________________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. б
2. г
3. в
4. б
5. психологическая активизация
6. а
7. в
8. а
9. е
10. б
11. б
12. профессиональный
13. а
14. в
15. в
16. б
17. б
18. в
19. в
20. б
21. а
22. измеримого
23. аб
24. в
25. а
26. имитационное
27. в
28. а
29. в
30. в
31. в
32. а
33. б
34. в
35. Фонд содействия инновациям

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена(для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 (указывается количество заданий, предусмотренное преподавателем).
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/470487
Л1.2 под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка. Предпринимательство : учебник Москва : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/468235
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Предпринимательство portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу дисциплины составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими занятиями. Аудиторные занятия (лекции и семинары) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, заданиями, представленными в данной рабочей программе, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель.
Основной целью лекционных занятий является формирование у студентов системы компетенций по основным аспектам предпринимательской деятельности.

Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на тестовые задания;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточная аттестация по дисциплине проходит в виде зачета. Студент допускается к зачету при условии выполенения заданий текущего контроля.