МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология труда

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 122
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 122 122 122 122
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социология труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов комплекса представлений и профессиональных знаний о социологии труда

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен подготовить проектное предложение для организации на основе результатов проведенного социологического исследования (самостоятельно или под руководством)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные фундаментальные работы о труде
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания по теории и методологии труда в своей профессиональной деятельности

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.критического анализа информационных источников, научных текстов по современным формам и отношениям труда

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию управления
1.1. Социология управления как отрасль научного знания Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Социология управления как отрасль научного знания Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Социология управления как отрасль научного знания Сам. работа 5 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные этапы становления социологических и управленческих концепций Лекции 5 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные этапы становления социологических и управленческих концепций Практические 5 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Основные этапы становления социологических и управленческих концепций Сам. работа 5 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Личность в социологии управления Лекции 5 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Личность в социологии управления Практические 5 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Личность в социологии управления Сам. работа 5 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Группа и коллектив как объекты управления Лекции 5 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. Группа и коллектив как объекты управления Практические 5 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Группа и коллектив как объекты управления Сам. работа 5 15 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.13. Модели социального управления и социальные методы принятия управленческих решений Лекции 5 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.14. Модели социального управления и социальные методы принятия управленческих решений Практические 5 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.15. Модели социального управления и социальные методы принятия управленческих решений Сам. работа 5 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.16. Социальная среда управления Лекции 5 0 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.17. Социальная среда управления Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.18. Социальная среда управления Сам. работа 5 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.19. Организация как социальная система Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.20. Организация как социальная система Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.21. Организация как социальная система Сам. работа 5 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.22. Государство как институт управления Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.23. Государство как институт управления Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.24. Государство как институт управления Сам. работа 5 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.25. Социальные коммуникации в управлении Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.26. Социальные коммуникации в управлении Практические 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.27. Зачет 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
находится в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ж. Т. Тощенко Социология труда: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р.Г. Мумладзе Экономика и социология труда: учебник М. : КНОРУС, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) wciom.ru
Э2 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) lib.socio.msu.ru
Э3 Электронная библиотека – социология, психология, управление soc.lib.ru
Э4 Социология.RU sotsiologia.ru
Э5 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э6 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.