МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 86
индивидуальные консультации 2
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 86 86 86 86
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. социол. наук, Доцент, Замятина О.Н.

Рецензент(ы):
канд. социол. наук, Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд. социол. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить теоретические основы социологии образования;
Изучить методологические основания дисциплины;
Обучить инновационным технологиям в практике работы по социологии образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен организовать учебную деятельность обучающихся по дополнительным программам образования, связанным с формированием знаний о деятельности организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. Знает основы разработки дополнительной общеобразовательной программы
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет разрабатывать конкретную программу дополнительного образования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Использует на занятияхпедагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Социология образования"
1.1. Социология образования как отраслевая социологическая дисциплина Лекции 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.2. Образование и процесс формирования социальной структуры общества Практические 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.3. Образование и процесс формирования социальной структуры общества Сам. работа 5 14 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Основные парадигмы социологии образования Лекции 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Взаимодействие социальных субъектов разного уровня как условие эффективности института образования Практические 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Взаимодействие социальных субъектов разного уровня как условие эффективности института образования Сам. работа 5 12 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Образование как социальный институт Лекции 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Актуальные проблемы образования на современном этапе российского общества Сам. работа 5 18 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Актуальные проблемы образования на современном этапе российского общества Практические 5 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Образование и процесс формирования социальной структуры общества Лекции 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Интеграция России в мировое образовательное пространство Сам. работа 5 10 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.12. Образование как система Сам. работа 5 12 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Эмпирические возможности социологии образования для анализа современных проблем образования Сам. работа 5 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.14. Основные тенденции развития образования в современном обществе Сам. работа 5 12 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.15. Зачет 5 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.16. Консультации 5 2 ПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Документ, определяющий содержание образования:
a) образовательная программа;
b) устав образовательной организации;
c) образовательные методы.
Ответ: а)
2. Программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки – это:
a) основные общеобразовательные программы;
b) образовательные программы высшего образования;
c) образовательные программы среднего профессионального образования.
Ответ: b)
3. Какое из определений является верным?
a) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки;
b) дополнительные профессиональные программы - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
c) дополнительные профессиональные программы - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки
Ответ: а)
4. В Российской Федерации образовательные программы бывают:
a) основные;
b) дополнительные;
c) общеобразовательные.
Ответ: с)
5. Метод обучения, при котором происходит обсуждение спорного вопроса, проблемы:
a) дискуссия;
b) беседа;
c) рассказ.
Ответ: а)
6. Функция методов обучения, способствующая гармоническому развитию личности - человека образованного, воспитанного, развитого, способного самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания и творчески применять их в жизни:
a) воспитательная;
b) развивающая;
c) образовательная.
Ответ: с)
7. Классификация методов обучения по видам умозаключения состоит из:
a) индуктивных и дедуктивных методов;
b) словесных и практических методов;
c) наглядных и устных методов.
Ответ: а)
8. Лекция – это:
a) форма передачи большого объема систематизированной информации, характеризующаяся значительной продолжительностью;
b) форма организации, направленная на углубление знаний, их закрепление под руководством преподавателя;
c) форма обучения, позволяющая студентам основательно и научно обсуждать проблемы и заранее подготовленные выступления.
Ответ: а)
9. Семинарское занятие – это:
a) форма обучения, целью которой является систематизация, закрепление, выявление состояние знаний, умений и навыков учащихся;
b) форма организации учебного процесса, предназначенная для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания и развития умений использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой отрасли;
c) форма передачи большого объема систематизированной информации, характеризующаяся значительной продолжительностью.
Ответ: b)
10. Материальным средством обучения является:
a) учебники и учебные пособия;
b) экскурсия;
c) консультация.
Ответ: а)
11. Форма обучения, целью которой является систематизация, закрепление, выявление состояние знаний, умений и навыков учащихся – это:
a) лекция;
b) семинарское занятие;
c) экзамен.
Ответ: с)
12. Какое из определений является верным?
a) проблемные методы – это методы самостоятельного овладения знаниями, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем;
b) проблемные методы – это методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности;
c) проблемные методы – это методы характеризующиеся преобладанием практико - технической деятельности.
Ответ: а)
13. Метод обучения – это:
a) с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения;
b) компонент процесса обучения, представляют собой орудие деятельности учителя и ученика;
c) целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного взаимодействия учителя и учащегося.
Ответ: а)
14. Что такое формы обучения?
a) способы совместной деятельности педагога и учащегося;
b) внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке;
c) система основных требований к обучению и воспитанию, соблюдение которых позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития личности.
Ответ: b)
15. Сочетание видов, методов и форм обучения – это требование:
a) дидактическое;
b) воспитательное;
c) развивающее.
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Открытые вопросы
1. Программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки – это________(дополнительные профессиональные программы)
2. Программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки – это __________(образовательные программы высшего образования)
3. Система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций – это________(образование)
4. Форма передачи большого объема систематизированной информации, характеризующаяся значительной продолжительностью – это_________(лекция)
5. Форма организации учебного процесса, предназначенная для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания и развития умений использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой отрасли – это________(семинарское занятие)
6. Компонент процесса обучения, представляющий собой орудие деятельности учителя и ученика – это__________(средство обучения)
7. Познавательная деятельность, направленная на выявление структуры, системности режима функционирования объекта познания это__________(моделирование)
8.
9. Методы самостоятельного овладения знаниями, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем это__________(проблемные методы)
10. Форма обучения, соединяющая теоретические знания и практические умения, в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера это__________(лабораторное занятие)
11. Внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемой в определенном порядке это__________(формы обучения)
упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение
поставленной целпорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной
12. Упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели это__________(обучение)
13. Продолжительность лекции, семинарского занятия _______(90 минут)
14. Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностями - это__________(принципы обучения)
15. __________ - это процесс, в ходе которого готовые знания преподносятся учащимся, с последующим процессом закрепления, обобщения, систематизации и контроля (репродуктивное обучение)
16. Учреждения получения высшего образования – это ____________(институты, университеты, академии)
17. Индивид, социальная общность, способные изменять социальную среду, активно использовать детерминанты образовательного поведения, влиять на развитие образовательной ситуации в целях становления и развития социальной культуры на индивидуальном, групповом и общественном уровнях это__________(социальный субъект образования)
18. Свойство социальной системы функционировать и поступательно развиваться, уравновешивая прямые внешние воздействия среды, сохраняя свою целостность за счет воспроизводства функций, структуры, потенциала и форм взаимодействия социальных субъектов как элементов данной системы это__________(инерционность образования)
19. Наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах это _______(дидактика)
20. Форма организации обучения в высшей школе – это _______(лекция, семинарское занятие)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Образование как социальная система
2. Функции и дисфункции образования
3. Структура и уровни социального субъекта образования
4. Становление и развитие западной социологии образования в 19-20 в.в
5. Социологические подходы к изучению образования в России.
6. Кризис образования. Трактовки кризиса системы образования в современном мире
7. Факторы социального неравенства в образовании
8. Образование в системе социальных ценностей общества
9. Социальная стратификация и социальная мобильность в системе образования
10. Понятие непрерывного образования, его социальные и личностные аспекты
11. Самообразование как вид деятельности субъектов образовательной деятельно¬сти
12. Социология средней школы. Социальные проблемы средней школы
13. Социология среднего профессионального образования
14. Социология высшей школы. Социальные проблемы высшей школы
15. Качество образования как социологическая проблема
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Сформулируйте актуальную проблему развития образования в современных условиях и составьте план предполагаемого социологического исследования данной проблемы.
2. Назовите достоинства и недостатки применения количественных методов исследования системы образования. Ответ аргументируйте.
3. Определите общее и различное в понимании института образования с точки зрения социологии, педагогики, психологии. Покажите преимущества социологии по сравнению с другими науками.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гречихин В. Г. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Острогорский А.Н. ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ 2-е изд.: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle «Социология образования» portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС "Юрайт" biblioclub.ru
Э3 БС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.