МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология интернета

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология цифрового общества
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СЦО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 92
индивидуальные консультации 4
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 92 92 92 92
Консультации 4 4 4 4
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
канд. социол. наук, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология интернета

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2025-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. социол. наук, доцент Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой канд. социол. наук, доцент Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов с возможностью применения социологической теории в изучении интернета, актуальными проблемами и тенденциями развития интернета в современном обществе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам дополнительного образования с учетом специфики формирования знаний о возможностях решения актуальных социальных проблем
ПК-2.1 Знает основные современные социальные технологии
ПК-2.2 Умеет использовать современные социальные технологии в сфере индивидуальной и коллективной жизни человека в условиях цифрового общества
ПК-2.3 Использует на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: - избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; - состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные социологические теории, концепции, подходы для анализа цифрового общества, особенностей его функционирования и развития
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать социологическими понятиями и категориями интернета
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью практического применения полученных знаний в профессиональной и личной траектории развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Сущность социологии Интернета Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Сущность социологии Интернета Практические 5 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Сущность социологии Интернета Сам. работа 5 24 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Основные характеристики информационного общества Лекции 5 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Основные характеристики информационного общества Практические 5 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Основные характеристики информационного общества Сам. работа 5 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Киберпространство как социологический феномен Лекции 5 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Киберпространство как социологический феномен Практические 5 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Киберпространство как социологический феномен Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Интернет как средство коммуникации Лекции 5 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.11. Интернет как средство коммуникации Практические 5 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.12. Интернет как средство коммуникации Сам. работа 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.13. Интернет как исследовательский инструмент Лекции 5 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.14. Интернет как исследовательский инструмент Практические 5 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.15. Интернет как исследовательский инструмент Сам. работа 5 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.16. Социальные группы, сообщества и сети в Интернете Лекции 5 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.17. Социальные группы, сообщества и сети в Интернете Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.18. Социальные группы, сообщества и сети в Интернете Сам. работа 5 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.19. Образовательные технологии Интернета Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.20. Образовательные технологии Интернета Практические 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.21. Образовательные технологии Интернета Сам. работа 5 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.22. Консультации 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
находится в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Шапцев, Ю. В. Бидуля Теория информации. Теоретические основы создания информационного общества : учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/5010C1E1-28EC-47E2-B3FC-757D4584EE58
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Латышева, В. В. Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289.
Л2.2 Б. Я. Советов, В. В. Цехановский Информационные технологии : учебник для среднего профессионального образования М. : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle portal.edu.asu.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, ил