МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология конфликта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология цифрового общества
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СЦО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Е.В. Пустовалова

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология конфликта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение методологических и прикладных подходов к анализу социальных конфликтов в обществе, формирование на этой основе у студентов целостного представления о социальных конфликтах, происходящих в различных сферах общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-3.4 Осуществляет обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды; оценивает идеи других членов команды для достижения поставленной цели
УК-3.5 Соблюдает нормы и установленные правила командной работы; несет личную ответственность за результат
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает концепции, принципы и
методы построения эффективной работы в
команде с учетом правовых и этических
принципов и норм социального
взаимодействия, сущностные характеристики
и типологию лидерства.
3.2.Уметь:
3.2.1.Участвует в обмене информацией,
знаниями и опытом в интересах выполнениях
командного задачи, презентуя
профессиональные задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет способами самодиагностики
определения своего ролевого статуса в
команде, приемами эффективного
социального взаимодействия и способами их
правовой и этической оценки,
коммуникативными навыками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и методические основания исследования конфликта
1.1. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта Лекции 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта Сам. работа 3 8 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
1.3. Диалектическая модель конфликта: К. Маркс, Р. Дарендорф Лекции 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
1.4. Диалектическая модель конфликта: К. Маркс, Р. Дарендорф Сам. работа 3 8 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
1.5. Игровая модель конфликта: А. Рапопорт Лекции 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
1.6. Игровая модель конфликта: А. Рапопорт Сам. работа 3 8 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
1.7. Функционалистская модель конфликта: Г. Зиммель, Т. Парсонс, Л. Козер Сам. работа 3 8 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
1.8. Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг. Концепция согласия и насилия Й. Гальтунга Сам. работа 3 7 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Динамика социального конфликта
2.1. Источники, основания и причины социального конфликта Практические 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
2.2. Источники, основания и причины социального конфликта Сам. работа 3 9 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
2.3. Формы выражения, структура и функции социального конфликта Практические 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
2.4. Формы выражения, структура и функции социального конфликта Сам. работа 3 9 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
2.5. Развитие социального конфликта на разных уровнях Практические 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
2.6. Развитие социального конфликта на разных уровнях Сам. работа 3 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
2.7. Основные способы разрешения конфликта Практические 3 2 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
2.8. Основные способы разрешения конфликта Сам. работа 3 8 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1
2.9. Конфликты в различных сферах общественной жизни Сам. работа 3 10 УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-3.4, УК-3.5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3360
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК – 3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного варианта)
1. Убеждение последователей о власти лидера, присутствующее в их сознании, — это … лидера:
а) легитимность
б) относительность
в) самоактуализация
2. Лидер, который задает тон в решении групповых проблем, — это лидер:
а) инициатор
б) эрудит
в) организатор
3. Поступок или поведение в целом, служащее образцом для подражания:
а) пример
б) наказание
в) закон
4. Критерии, стандарты, на основании которых индивид или группа оценивает какой-либо предмет, или явление, оправдывает и защищает сделанный поведенческий выбор:
а) идеалы
б) детерминанты
в) ценности
5. Лидер, который служит моральным и нравственным примером для остальных членов группы — это лидер:
а) эрудит
б) мастер
в) совесть группы
6. Власть, которая основана на возможности и способности причинять психологический или физический вред с целью изменения нежелательного поведения или уменьшения вероятности того, что оно повторится:
а) экспертная власть
б) власть наказания
в) власть примера
7. Неэтический харизматический лидер:
а) стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам
б) использует власть только в общих целях
в) использует власть только в личных целях
8. Власть, влияние, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели; влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе:
а) авторитет
б) харизматический лидер
в) личность
9. Право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно:
а) децентрализация управления образованием
б) компетенция
в) полномочия в сфере образования
10.Что из перечисленного является формой уклонения личности (социальной группы) от участия в политической жизни, политической пассивности?
а) Пацифизм.
б) Популизм.
в) Анархизм.
г) Абсентеизм.

11.Какая из современных политических наук изучает влияние общества на распределение власти?
а) Политическая география.
б) Политическая социология.
в) Политическая философия.
г) Политическая антропология.

12. Укажите что является основными детерминантами поведения личности в рамках социального взаимодействия
а) желания и интересы
б) потребности и стимулы
в) потребности и интересы
г) желания и стимулы

13. Укажите понятие, определяемое как различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе?
а) социальные отношения
б) социальные коммуникации
в) социальный обмен
г) социальная продукция

14. Укажите понятие, характеризующее спонтанное, неустойчивое образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида
а) толпа
б) квазигруппа
в) массовое общество
г) социальное объединение

15. Тип социального взаимодействия, которые предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия и характеризуется стремлением опередить или подчинить соперника:
а) верховенство
б) соперничество
в) сотрудничество

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-а
2-а
3-а
4-в
5-в
6-б
7-в
8-а
9-в
10-г
11-б
12-в
13-а
14-б
15-б

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. По мнению представителей ________________ теории лидерства, лидером является тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи
2. Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми ______________
3. Власть, построенная на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера, – это ____________________ власть
4. Устойчивый способ поведения для побуждения последователей к достижению поставленной цели — это __________________
5. ______________ - это свойство группы, связанное с ценностно-ориентационным единством
6. Наибольшую известность получила типология трех стилей лидерства, автором которой является _________________-
7. В качестве субъектов политики могут выступать как индивиды, так и___________________________, самостоятельно вырабатывающие и реализующие программы действия, направленные на достижение посредством сознательной деятельности определенных политических целей
8. Способность, возможность и право воздействовать на людей, проводить свою волю в политике – это _________________________
9. Процесс усвоения личностью, социальной группой политического опыта, формирование их политической ориентации и взглядов на окружающий мир – это _________________-
10. Признание законности и поддержка власти большинством народа, отсутствие сопротивления ей со стороны основной части граждан – это _____________________ власти
11. Процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управ¬ленческих решений по достижению определенных целей - это_________
12. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
13. Совокупность людей, объединённых каким-либо общим для них признаком в социологии называется _________
14. Связь между людьми на основе социальной информации называется _________
15. Группа, члены которой связаны «лицом к лицу» называется _______
16. Кто из социологов вывел методологические правила изучения групповой динамики и назвал их гипотезами?
17. Сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера – это __________функция лидерства
18. Метод, направленный на исследование психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, позволяющий выявить неофициальных лидеров малых групп – это _________
19. Подход, который создал основу для классификации стилей руководства и стилей поведения – это_______
20. Вид лидерства, при котором происходит влияние на людей с позиции занимаемой должности?
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. системной
2. нормами
3. харизматическая
4. стиль лидерства
5. сплоченность
6. к. левин
7. социальные общности
8. политическая власть
9. политическая социализация
10. лигитимность
11. лидерство
12. не более 12-15 человек
13. группой
14. социальной коммуникацией
15. «первичная группа»
16. Дж. Хоманс
17. интегративная
18. социометрия
19. поведенческий подход
20. формальное лидерство

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 70 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. По мнению представителей ________________ теории лидерства, лидером является тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи
2. Правила, вырабатываемые и принятые группой, которые обязаны соблюдать ее члены, называются групповыми ______________
3. Власть, построенная на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера, – это ____________________ власть
4. Устойчивый способ поведения для побуждения последователей к достижению поставленной цели — это __________________
5. ______________ - это свойство группы, связанное с ценностно-ориентационным единством
6. Наибольшую известность получила типология трех стилей лидерства, автором которой является _________________-
7. В качестве субъектов политики могут выступать как индивиды, так и___________________________, самостоятельно вырабатывающие и реализующие программы действия, направленные на достижение посредством сознательной деятельности определенных политических целей
8. Способность, возможность и право воздействовать на людей, проводить свою волю в политике – это _________________________
9. Процесс усвоения личностью, социальной группой политического опыта, формирование их политической ориентации и взглядов на окружающий мир – это _________________-
10. Признание законности и поддержка власти большинством народа, отсутствие сопротивления ей со стороны основной части граждан – это _____________________ власти
11. Процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управ¬ленческих решений по достижению определенных целей - это_________
12. Какова оптимальная численность сотрудников в команде согласно «Закону парадокса и кооперации»?
13. Совокупность людей, объединённых каким-либо общим для них признаком в социологии называется _________
14. Связь между людьми на основе социальной информации называется _________
15. Группа, члены которой связаны «лицом к лицу» называется _______
16. Кто из социологов вывел методологические правила изучения групповой динамики и назвал их гипотезами?
17. Сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера – это __________функция лидерства
18. Метод, направленный на исследование психоэмоциональных отношений друг к другу членов социальных групп, позволяющий выявить неофициальных лидеров малых групп – это _________
19. Подход, который создал основу для классификации стилей руководства и стилей поведения – это_______
20. Вид лидерства, при котором происходит влияние на людей с позиции занимаемой должности?

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:

Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соломатина, Е. Н. Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э2 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э3 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология.
Э4 Курс в moodle "Социология конфликта" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.