МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология цифрового общества
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СЦО-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 118
индивидуальные консультации 4
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 118 118 118 118
Консультации 4 4 4 4
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов со спецификой социологического изучения искусства и применением полученных знаний в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-1.5 Рассматривает и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные теоретико-
методологические положения системного
подхода как научной и философской
категории.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляет поиск информации для
решения поставленной задачи по различным
типам запросов.
Сопоставляет разные источники
информации с целью выявления их
противоречий и поиска достоверных
суждений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализирует информацию и
предлагает возможные варианты решения
поставленной задачи, оценивая их
достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Объект и предмет социологии искусства
1.1. Объект и предмет социологии искусства Лекции 5 0 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
1.2. Объект и предмет социологии искусства Сам. работа 5 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Искусство и художественная культура
2.1. Искусство и художественная культура Практические 5 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
2.2. Искусство и художественная культура Сам. работа 5 14 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Искусство и эстетический идеал общества
3.1. Искусство и эстетический идеал общества Лекции 5 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
3.2. Искусство и эстетический идеал общества Сам. работа 5 16 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Искусство как социальное явление
4.1. Искусство как социальное явление Практические 5 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
4.2. Искусство как социальное явление Сам. работа 5 16 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Социальные проблемы восприятия искусства
5.1. Социальные проблемы восприятия искусства Лекции 5 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
5.2. Социальные проблемы восприятия искусства Практические 5 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
5.3. Социальные проблемы восприятия искусства Сам. работа 5 18 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Художественная жизнь общества и функционирование искусства
6.1. Художественная жизнь общества и функционирование искусства Сам. работа 5 16 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Функционирование искусства в системе социальных институтов
7.1. Функционирование искусства в системе социальных институтов Лекции 5 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
7.2. Функционирование искусства в системе социальных институтов Сам. работа 5 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Раздел 8. Историческое развитие стилей (направлений) всемирного искусства (на примере живописи)
8.1. Историческое развитие стилей (направлений) всемирного искусства (на примере живописи) Сам. работа 5 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Раздел 9. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований художественной культуры
9.1. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований художественной культуры Сам. работа 5 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Раздел 10. Закономерности исторического развития искусства. Искусство XXI века (научное предвидение)
10.1. Раздел 10. Закономерности исторического развития искусства. Искусство XXI века (научное предвидение) Сам. работа 5 8 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л1.1, Л2.1
10.2. Консультации 5 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10113
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Как называется умышленно искаженная информация?
1. Дезинформация
2. Информативный поток
3. Достоверная информация
4. Зашифрованная информация
2. Как называется информация, к которой ограничен доступ?
1. Конфиденциальная
2. Противозаконная
3. Открытая
4. Недоступная
3. Что называют защитой информации?
1. Все ответы верны
2. Деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации
3. Деятельность по предотвращению несанкционированных воздействий на защищаемую информацию
4. Деятельность по предотвращению непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию
4. Носитель информации это:
1. физическое лицо, или материальный объект, в том числе, - физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
2. субъект, осуществляющий пользование информацией и реализующий полномочия распоряжения в пределах прав, установленных законом и/или собственником информации;
3. субъект, пользующийся информацией, полученной от ее собственника, владельца или посредника в соответствии с установленными правами и правилами доступа к информации либо с их нарушением;
4. субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения информацией в соответствии с законодательными актами;
5. участник правоотношений в информационных процессах.
5. Стратегия это:
1. план, руководство, ориентир или направ¬ление развития, дорога из настоящего в будущее;
2. принцип поведения или следование некой модели поведения;
3. позиция, а именно расположение опреде¬ленных товаров на конкретных рынках.
4. перспектива, т. е. основной способ дейст¬вия организации, или это «теория бизнеса» организации.
5. ловкий прием, особый маневр, предприни¬маемый с целью перехитрить соперника или конкурента.
6. Принято выделять следующие виды гипотез (возможно несколько вариантов ответа):
1. подтверждающиеся;
2. исходные;
3. второго уровня;
4. частные.
7. Оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами - экспертами - это:
1. панель;
2. эксперимент;
3. экспертна яоценка;
4. метод мозговой атаки.
8. Совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников информации в целях решения определённых исследовательских задач:
1. анкетирование;
2. наблюдение;
3. эксперимент
4. анализ документов.
9. Предметом исследования является:
1. основное, выявляемое в ходе исследования противоречие;
2. специфика исследования;
3. совокупность лиц;
4. расчет выборки.
10. Научное прогнозирование опирается на (возможно несколько вариантов ответа):
1. объективные закономерности
2. качественную информацию
3. интуицию
4. логику
11. Научный прогноз раскрывает (возможно несколько вариантов ответа):
1. гипотезы развития
2. условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач
3. положительные и отрицательные тенденции
4. альтернативные направления развития
12. Компонент реализации стратегии, в котором описывается действие для конкретной ситуации – это:
1. тактика
2. политика
3. процедуры
4. правило
13. Стратегический план составляется на:
1. на короткий срок
2. на длительный срок
3. на среднесрочную перспективу
14. Чем характеризуется компромисс при принятии решения:
1. установление некоего среднего результата в споре двух сторон
2. уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другой
3. принятием решения, учитывающего мнения независимых сил
4. продвижением решения, выгодного руководителю
15. Гносеология- это:
1. учение о познании
2. учение о бытии
3. учение о душе
4. учение о боге.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-1
2-1
3-1
4-1
5-1
6-2,3
7-3
8-4
9-1
10-1,3,4
11-3,4
12-3
13-2
14-2
15-1

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 балл за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Текст, описывающий некую последовательность событий, в котором систематизируются причинно-следственные связи эпизодов, — это ________________
2. Слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве, — это _____________________
3. Описание, анализ и критический анализ проблемной ситуации проводятся ради того, чтобы, в конечном счете, сформулировать _______________________.
4. Совокупность научных суждений, которая включает в себя как ранее установленные факты, так и вероятностные знания о содержании изучаемого объекта – это ________________________________
5. Традиция критического мышления зародилась в _______________________
6. умение разума, души, мышления, сознания человека обращаться в сторону самого себя – это __________________
7. _____________________ - это совокупность материальных или информационных
объектов, обладающая определенной целостностью.
8. Системы, созданные человеком в результате научно-технического прогресса – это ______________________ системы
9. _________________________ характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом
10. Выделяют __________ основных закона логики
11. ____________________ - это понятие, обозначающее активные устойчивые центры потенциальных путей эволюции системы, способные притягивать и организовывать окружающую среду
12. _______________________ - это скачкообразная качественная перестройка системы при плавном изменении параметров
13. Метод убеждения, предназначенный для рационального обоснования какого-либо утверждения при помощи других утверждений, но не способный при этом служить доказательством его истинности – это _________________________
14. _______________________________ - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
15. Процесс определения правдивости, достоверности или вероятности представленной информации – это __________________________________
16. Метод групповых экспертных оценок, используемый для прогнозирования развития науки и техники, будущих открытий, изобретений, других явлений и событий, для которых отсутствует достаточная теоретическая база – это _____________________
17. ____________________________ - это Метод принятия решения, предполагающий групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и вариантов ее решения.
18. Принцип _____________________________ предполагает сведение к минимуму субъективности при оценке обстановки, выявление истинного положения дел, истинных корней проблем.
19. Сценарии вероятного развития ситуации и проекты предложений, оптимальных решений проблем и разрешения противоречий, конфликтов и возможные сценарии, пути их реализации – это ________________________
20. Процесс порождения новых целей в деятельности – это _________________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1-нарратив
2-термин
3-проблему
4-научная проблема
5-Древняя Греция
6-рефлексия
7-система
8-искусственные
9-эмерджентность
10-четыре
11-аттрактор
12-бифуркация
13-аргументация
14-системный подход
15-критический анализ
16-метод Дельфи
17-мозговой штурм
18-адекватности отражения
19-прогнозный блок
20-целеполагание

За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 40 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми – это процесс ___________________
2. Документ, применяемый для связи, передачи деловой информации на расстояние между двумя корреспондентами – это __________________
3. Документ, составляемый одним из сотрудников предприятия по поручению руководителя с целью подведения итогов сложившейся ситуации и предложения путей выхода из неё – это ___________________________________
4. Письменное или устное сообщение о своих действиях или о выполнении возложенного поручения, представляемое лицу или учреждению – это ________________
5. Результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определенному вопросу (проблеме, направлению), содержащий систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения – это _____________________________
6. владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при
котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в
определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить
эффективность коммуникации – это _________________________________
7. Правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведение бесед и переговоров, организацию приемов и деловой переписки – это ____________________________
8. При направлении одной из сторон письменного обращения о проведении процедуры медиации, второй стороне необходимо ответить в течение ____ дней
9. Соглашение, достигнутое сторонами, в результате применения процедуры медиации к спору и заключенное в письменной форме – это ____________________ соглашение
10. Договор сторон о прекращении производства по делу и, соответственно, спора на определенных, согласованных ими условиях, который утверждается арбитражным судом – это _______________________________
11. Сложный документ, структуру и содержание которого определяют сами разработчики – это _______________
12. Документ, подтверждающий какие-либо факты или события – это _________________
13. Обязательный элемент, присущий определенному виду документа – это _____________________
14. Свойство документа, предоставленное ему действующим законодательством, компетенцией издавшего органа, установленным порядком оформления – это его __________________________________
15. Часть постановления, которая содержит нормативные положения или поручения называется ______________________ часть
16. Вид информационно-справочной документации, являющейся способом оперативного информационного обмена между организациями, называется ___________________
17. Материальный объект, который нужен для фиксации, хранения (и воспроизведения) речевой, звуковой или изобразительной информации – это ____________________________________
18. Альтернативные вопросы предоставляют не более ____________ вариантов выбора
19. Встречные вопросы направлены на ________________ разговора
20. Основным средством согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон являются _________________________________
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ионин, Л. Г. Социология культуры : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C1BCE73F-5C6C-43A9-BB1E-3A26DA403A63.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э2 Курс в Moodle "Социология искусства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.