МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная работа в кризисных ситуациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Сиротина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социальная работа в кризисных ситуациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., проФ. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой д.с.н., проФ. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами как теоретическими знаниями в области терапии кризисных состояний, так и практическими навыками применения технологии кризисного вмешательства с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-1.1 Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
ПК-1.2 Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методами комплексных подходов в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретический анализ кризисной концепции.
1.1. Ведение в курс. Становление концепции переживания кризисом и применения технологии кризисного вмешательства. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Основные этапы развития кризисной концепции в ХХ в. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Теоретические основы возникновения и развития кризисной концепции в структуре теории и практики социальной работы. Сам. работа 5 10 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Анализ понятий «стресс», «болезнь», «кризис». Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Соотношение понятий «стресс», «болезнь», «кризис». Сам. работа 5 16 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Кризис-интервентная модель практики социальной работы.
2.1. Модель переживания и управления кризисом как основа кризисной концепции теории социальной работы. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Анализ основных блоков кризисной парадигмы. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Модель переживания и управления кризисом как основа кризисной концепции теории социальной работы. Сам. работа 5 16 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Технологии помощи людям, переживающим кризис: сходства и различия. Практические 5 1 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Основные терапевтические подходы к оказанию помощи людям, находящимся в состоянии кризиса. Сам. работа 5 14 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Кризисная концепция как основа кризисинтервентной модели практики социальной работы. Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Процесс управления кризисом: психосоциальная оценка. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Кризисинтервентная модель практики социальной работы. Психосоциальная оценка кризиса. Сам. работа 5 14 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Процесс управления кризисом: разработка и реализация плана вмешательства, последующая поддержка. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Кризисинтервентная модель практики социальной работы. Разработка и реализация плана вмешательства. Сам. работа 5 15 ПК-1.1, ПК-1.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2555

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен диагностировать социальные проблемы граждан и социальных групп и определять индивидуальные потребности в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Кем была осуществлена первая попытка комплексного изучения кризисных состояний?
a. А. Маслоу
b. Дж. Капланом
c. Э.Фроммом
Ответ: b

2. Пионером исследования переживаний тяжелой утраты является:
a. А. Маслоу
b. Э. Эриксон
c. Э. Линдеманн
Ответ: с

3. Автором теории стресса является:
a. Г. Селье
b. А. Маслоу
c. Э. Фромм
Ответ: а

4. Синдром профессионального выгорания характеризуется тем, что:
a. человек осознает, что он находится под действием хронического стресса;
b. человек переживает чувства цинизма, злости, возмущения;
c. человек, чаще всего, выполняет свои социальные роли лучше, чем обычно.
Ответ: b

5. Определите верный порядок стадий общего адаптационного синдрома:
a. стадия тревоги; стадия сопротивления; стадия истощения
b. стадия истощения; стадия тревоги; стадия сопротивления
c. стадия сопротивления; стадия истощения; стадия тревоги
Ответ: а

6. Предвосхищающие реакции горя впервые были описаны:
a. А. Маслоу
b. Э. Эриксон
c. Э. Линдеманн
Ответ: с

7. Существует ли жесткая причинно-следственная связь между состояниями дистресса, кризиса и развитием душевных заболеваний?
a. да;
b. нет.
Ответ: b

8. А. Маслоу полагал, что значимые стрессовые ситуации в жизни человека способствуют:
a. деструкции самого себя и своего окружения;
b. достижению самоактуализации.
Ответ: b.

9. Кризисы, происходящие из каких источников, наиболее сложны для разрешения?
a. социокультурные;
b. ситуативные;
c. переходные.
Ответ: а.

10. Определите, какой стадии развития кризиса по Дж. Тайхерсту соответствует данное описание: «Наступает временное уменьшение первичного дистресса. Жизнь более не находится в непосредственной опасности, хотя многие стрессоры могут продолжать действовать. В этот момент многие пострадавшие нуждаются в том, чтобы о них позаботились…»:
a. посттравматическая стадия
b. стадия удара
c. стадия отдачи
Ответ: b.

11. Определите, какой стадии развития кризиса по Г. Каплану соответствует следующее описание: «Увеличивающееся напряжение заставляет человека использовать все имеющиеся ресурсы, включая непривычные и новые средства, для разрешения проблемы и снижения болезненно высоко уровня тревоги и беспокойства…»:
a. первая стадия
b. вторая стадия
c. третья стадия
d. четвертая стадия
Ответ: с

12. Отметьте фразу-маркер, означающую, что состояние острого эмоционального угнетения достигло своего предела и человек вынужден принять какое-либо решение:
a. «Я так больше не могу!»
b. «Невыносимо хочу есть!»
c. «Я могу еще долго справляться с этим».
Ответ: а

13. Какой стадии соответствует применение стратегий социальных изменений в процессе управления кризисом?
a. психосоциальная оценка
b. разработка плана
c. последующая поддержка
Ответ: с

14. Кем были выделены 5 стадий реакции на смертельный диагноз?
a. Э. Кюблер-Росс
b. Э. Эриксон
c. Э. Фромм
Ответ: а

15. Отметьте, что характеризует стадию профессионального выгорания «медовый месяц»:
a. апатия, снижение продуктивности
b. возбуждение, повышение настроения
c. неудовлетворенность качеством жизни
Ответ: b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. __________ - это переломный момент жизни, для которого характерна временная неспособность человека справиться с возникшей неизбежной проблемой с помощью привычных средств решения трудных жизненных ситуаций.
Ответ: кризис.

2. _______ событие – это событие, которое вызывает первоначальный шок или увеличение внутренней напряженности, приводящее к серии реакций, результатом которых может стать кризис.
Ответ: опасное событие или источник кризиса.

3. Заключительное стрессовое событие в целой серии таких событий, которое повергает человека, находившегося в уязвимом состоянии, в кризис, называют _________ фактором.
Ответ: пусковой или событие «последней капли».

4. Психосоциальная оценка кризиса включает в себя оценку __________ для жизни.
Ответ: риска.

5. Ощущение ужаса, страх утраты контроля над собой относятся к проявлениям кризиса на уровне _________.
Ответ: чувств или эмоций.

6. Неспособность выполнять свои профессиональные обязанности обычным способом относятся к проявлениям кризиса на уровне _________.
Ответ: поведения.

7. Кратковременный процесс помощи, сфокусированный на немедленном решении проблемы клиента посредством использования его личностных и социальных ресурсов, - это технология _________ вмешательства.
Ответ: кризисного.

8. Неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования – это _________.
Ответ: стресс.

9. Являются ли нормальными следующие реакции на переживание острого горя: отсутствие аппетита, потеря сил, истощение?
Ответ: да.

10. Потеря работы, имущества, разлука с близким человеком являются ____________ источниками кризиса (выберите из трех видов источников).
Ответ: ситуативными.

11. Переезд в другой город, вступление в брак являются ____________ источниками кризиса (выберите из трех видов источников).
Ответ: переходными.

12. Дискриминация, домашнее насилие являются ____________ источниками кризиса (выберите из трех видов источников).
Ответ: социокультурными.

13. Движение по предотвращению _______ активно использовало горячие линии и доказало их эффективность.
Ответ: самоубийств.

14. Эрик Эриксон является автором теории ____________ кризисов.
Ответ: возрастных.

15. ________ дистресс характеризуется продолжительностью действия, накоплением отрицательных симптомов.
Ответ: хронический.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одинцова М.А., Захарова Н.Л. ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 АлтГУ, Фак. социологии, Каф. соц. работы Психология социальной работы. Социальная работа в кризисных ситуациях: учеб.-метод. пособие по изучению курсов Изд-во АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. Н. Золотова Психология стресса: учеб. пособие М.: Книголюб, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Социальная работа в кризисных ситуациях» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список ПО, указываемый в разделе ИТ, пункт Перечень программного обеспечения следующий:
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)».
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения, практические задания.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте расмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Для успешного прохождения курса необходимо данные вопросы изучать самостоятельно.