Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.02. Социальная работа |
Профиль | Социальная работа в сфере социальной защиты населения |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_02_СР-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 85 | 85 | 85 | 85 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой д.с.н., проФ. Максимова С.Г.
1.1. | Овладение студентами как теоретическими знаниями в области терапии кризисных состояний, так и практическими навыками применения технологии кризисного вмешательства с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
ПК-1 | Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи |
ПК-1.1 | Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан |
ПК-1.2 | Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Владеет методами комплексных подходов в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретический анализ кризисной концепции. | ||||||
1.1. | Ведение в курс. Становление концепции переживания кризисом и применения технологии кризисного вмешательства. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Основные этапы развития кризисной концепции в ХХ в. | Практические | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Теоретические основы возникновения и развития кризисной концепции в структуре теории и практики социальной работы. | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Анализ понятий «стресс», «болезнь», «кризис». | Практические | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Соотношение понятий «стресс», «болезнь», «кризис». | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Кризис-интервентная модель практики социальной работы. | ||||||
2.1. | Модель переживания и управления кризисом как основа кризисной концепции теории социальной работы. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Анализ основных блоков кризисной парадигмы. | Практические | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Модель переживания и управления кризисом как основа кризисной концепции теории социальной работы. | Сам. работа | 5 | 16 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Технологии помощи людям, переживающим кризис: сходства и различия. | Практические | 5 | 1 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Основные терапевтические подходы к оказанию помощи людям, находящимся в состоянии кризиса. | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Кризисная концепция как основа кризисинтервентной модели практики социальной работы. | Лекции | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Процесс управления кризисом: психосоциальная оценка. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Кризисинтервентная модель практики социальной работы. Психосоциальная оценка кризиса. | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.9. | Процесс управления кризисом: разработка и реализация плана вмешательства, последующая поддержка. | Практические | 5 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.10. | Кризисинтервентная модель практики социальной работы. Разработка и реализация плана вмешательства. | Сам. работа | 5 | 15 | ПК-1.1, ПК-1.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2555 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен диагностировать социальные проблемы граждан и социальных групп и определять индивидуальные потребности в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Кем была осуществлена первая попытка комплексного изучения кризисных состояний? a. А. Маслоу b. Дж. Капланом c. Э.Фроммом Ответ: b 2. Пионером исследования переживаний тяжелой утраты является: a. А. Маслоу b. Э. Эриксон c. Э. Линдеманн Ответ: с 3. Автором теории стресса является: a. Г. Селье b. А. Маслоу c. Э. Фромм Ответ: а 4. Синдром профессионального выгорания характеризуется тем, что: a. человек осознает, что он находится под действием хронического стресса; b. человек переживает чувства цинизма, злости, возмущения; c. человек, чаще всего, выполняет свои социальные роли лучше, чем обычно. Ответ: b 5. Определите верный порядок стадий общего адаптационного синдрома: a. стадия тревоги; стадия сопротивления; стадия истощения b. стадия истощения; стадия тревоги; стадия сопротивления c. стадия сопротивления; стадия истощения; стадия тревоги Ответ: а 6. Предвосхищающие реакции горя впервые были описаны: a. А. Маслоу b. Э. Эриксон c. Э. Линдеманн Ответ: с 7. Существует ли жесткая причинно-следственная связь между состояниями дистресса, кризиса и развитием душевных заболеваний? a. да; b. нет. Ответ: b 8. А. Маслоу полагал, что значимые стрессовые ситуации в жизни человека способствуют: a. деструкции самого себя и своего окружения; b. достижению самоактуализации. Ответ: b. 9. Кризисы, происходящие из каких источников, наиболее сложны для разрешения? a. социокультурные; b. ситуативные; c. переходные. Ответ: а. 10. Определите, какой стадии развития кризиса по Дж. Тайхерсту соответствует данное описание: «Наступает временное уменьшение первичного дистресса. Жизнь более не находится в непосредственной опасности, хотя многие стрессоры могут продолжать действовать. В этот момент многие пострадавшие нуждаются в том, чтобы о них позаботились…»: a. посттравматическая стадия b. стадия удара c. стадия отдачи Ответ: b. 11. Определите, какой стадии развития кризиса по Г. Каплану соответствует следующее описание: «Увеличивающееся напряжение заставляет человека использовать все имеющиеся ресурсы, включая непривычные и новые средства, для разрешения проблемы и снижения болезненно высоко уровня тревоги и беспокойства…»: a. первая стадия b. вторая стадия c. третья стадия d. четвертая стадия Ответ: с 12. Отметьте фразу-маркер, означающую, что состояние острого эмоционального угнетения достигло своего предела и человек вынужден принять какое-либо решение: a. «Я так больше не могу!» b. «Невыносимо хочу есть!» c. «Я могу еще долго справляться с этим». Ответ: а 13. Какой стадии соответствует применение стратегий социальных изменений в процессе управления кризисом? a. психосоциальная оценка b. разработка плана c. последующая поддержка Ответ: с 14. Кем были выделены 5 стадий реакции на смертельный диагноз? a. Э. Кюблер-Росс b. Э. Эриксон c. Э. Фромм Ответ: а 15. Отметьте, что характеризует стадию профессионального выгорания «медовый месяц»: a. апатия, снижение продуктивности b. возбуждение, повышение настроения c. неудовлетворенность качеством жизни Ответ: b КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. __________ - это переломный момент жизни, для которого характерна временная неспособность человека справиться с возникшей неизбежной проблемой с помощью привычных средств решения трудных жизненных ситуаций. Ответ: кризис. 2. _______ событие – это событие, которое вызывает первоначальный шок или увеличение внутренней напряженности, приводящее к серии реакций, результатом которых может стать кризис. Ответ: опасное событие или источник кризиса. 3. Заключительное стрессовое событие в целой серии таких событий, которое повергает человека, находившегося в уязвимом состоянии, в кризис, называют _________ фактором. Ответ: пусковой или событие «последней капли». 4. Психосоциальная оценка кризиса включает в себя оценку __________ для жизни. Ответ: риска. 5. Ощущение ужаса, страх утраты контроля над собой относятся к проявлениям кризиса на уровне _________. Ответ: чувств или эмоций. 6. Неспособность выполнять свои профессиональные обязанности обычным способом относятся к проявлениям кризиса на уровне _________. Ответ: поведения. 7. Кратковременный процесс помощи, сфокусированный на немедленном решении проблемы клиента посредством использования его личностных и социальных ресурсов, - это технология _________ вмешательства. Ответ: кризисного. 8. Неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования – это _________. Ответ: стресс. 9. Являются ли нормальными следующие реакции на переживание острого горя: отсутствие аппетита, потеря сил, истощение? Ответ: да. 10. Потеря работы, имущества, разлука с близким человеком являются ____________ источниками кризиса (выберите из трех видов источников). Ответ: ситуативными. 11. Переезд в другой город, вступление в брак являются ____________ источниками кризиса (выберите из трех видов источников). Ответ: переходными. 12. Дискриминация, домашнее насилие являются ____________ источниками кризиса (выберите из трех видов источников). Ответ: социокультурными. 13. Движение по предотвращению _______ активно использовало горячие линии и доказало их эффективность. Ответ: самоубийств. 14. Эрик Эриксон является автором теории ____________ кризисов. Ответ: возрастных. 15. ________ дистресс характеризуется продолжительностью действия, накоплением отрицательных симптомов. Ответ: хронический. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Одинцова М.А., Захарова Н.Л. | ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | АлтГУ, Фак. социологии, Каф. соц. работы | Психология социальной работы. Социальная работа в кризисных ситуациях: учеб.-метод. пособие по изучению курсов | Изд-во АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т. Н. Золотова | Психология стресса: учеб. пособие | М.: Книголюб, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Социальная работа в кризисных ситуациях» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Список ПО, указываемый в разделе ИТ, пункт Перечень программного обеспечения следующий: «Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)». | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения, практические задания. 2. Лекция. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.). Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия. Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии). На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте расмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Для успешного прохождения курса необходимо данные вопросы изучать самостоятельно. |